А в руке – маленькая жизнь




Когда я пишу о людях этой профессии, долго не могу придумать, с каких слов начать: все они кажутся избитыми, поверхностными. Сказать, что воспитатель детского сада – это вторая мама, просто. А как передать на бумаге ту любовь, которой дышит человек? Неиссякаемую любовь к своей работе, трепетную любовь к своим детям? Может, я просто расскажу о ней, об Ольге Журавлёвой, старшем воспитателе 99-го детского сада, а вы всё поймёте сами?..

Споёмся!

Звучит банально, но факт: работать в детском саду Оленька мечтала с детства – по примеру любимой воспитательницы и тёзки - Ольги Львовны. Однако в начальной школе будущий педагог себя никак не проявляла: была девочкой чрезвычайно тихой и скромной. Такой, может, и оставалась дальше, если бы не знаменитая Клавдия Васильевна Пацонь – в то время директор 70-ой школы.

«Что тогда она увидела во мне? Не знаю, – до сих пор удивляется Ольга Алексеевна. - Но меня вызвали в кабинет директора и предложили стать… председателем разновозрастного отряда. Я была в шоке: мне, собрать какой-то коллектив и возглавить его? А Клавдия Васильевна, увидев мою реакцию, решила разрядить обстановку… своим пением – чистым, звонким». «Споёмся», - примерно так подумала про себя пятиклассница Ольга и поняла, что отрицательного ответа здесь не примут.

Разновозрастный отряд – это вроде тимуровцев. Ребята ухаживали за пожилыми людьми, мыли подъезды, присматривали за малышами. И всем этим руководила наша Ольга. Да так успешно, что об её отряде, победителе всех и вся, писали в газете «Дзержинец».

Пошли играть!

Учёба в Дзержинском педучилище окончательно всё расставила по своим местам: уже на первом курсе Ольга поняла, что не ошиблась с выбором профессии. Недолго думая, сразу же перевелась на заочный факультет и устроилась в родной, 36-ой, садик нянечкой.

Без казусов, конечно, не обошлось. До сих пор со смехом вспоминает свой первый рабочий день, когда, помыв посуду, с чистой совестью уселась читать книгу. «Что вы хотите? – улыбается она. – Мне тогда семнадцать лет было: я думала, что только в этом моя работа и заключается. Каково же было моё удивление, когда заведующая подошла и тихонько подсказала, что надо ещё пыль протереть, цветы помыть и так далее и тому подобное. Ну, просто тихий ужас!..

А ещё помню, как в моей группе к утреннику готовились. И отправили меня в соседнее здание за костюмами. Ну, и за обедом заодно. И вот иду я: в одной руке – ведро с горяченным супом, в другой – наряды и… падаю. Супа нет, костюмы испачканы – это было такое горе!»

Узнав, почём фунт лиха, Ольга через год становится уже воспитателем 99-го детского комбината. Первая встреча с «подготовишками» оказалась не менее запоминающей, чем поход за костюмами и обедом. Её привели на участок, показали детей и ушли. Не забыв «обнадёжить»: «У вас их 36 человек. Не переживайте – не разбегутся».

На вопрос, как удавалось справляться, отвечает: «Дети очень любят молодых. И тогда особых педагогических приёмов не требовалось. Достаточно было просто позвать: “А пошли играть!” Прыгаешь, поёшь, скачешь – лишь бы они держались возле тебя. А уж когда я услышала первое в своей жизни детское признание “Я тебя люблю”…

Это сейчас понимаешь, что тогда мало что удавалось. Помню, поначалу ревновала детей к своей сменщице – Галине Ивановне Семёновой. Она говорила шёпотом, но её почему-то все слышали и слушались. А я кричала “посмотрите на меня!”, но эффекта не было. Она входила в группу, говорила ‘”т-а-а-ак” и все замирали. Теперь я тоже так умею!..»

Назад – в детство

Сегодня у Ольги Журавлёвой – высшая квалификационная категории и 32-летний стаж работы. И без постоянного самообразования – никуда. Современные детки – они промашек не терпят. «Они очень разбираются в технике, - говорит Ольга Алексеевна. – Иногда такие игрушки принесут, что просишь их объяснить, как всё это работает. Они намного развитее, чем, к примеру, дети 80-ых. Наверное, потому, что школа предъявляет такие требования к первоклашкам. Сегодня ребёнок, умеющий в пять лет читать, - это почти норма.

Но зато у них хромает нравственное воспитание. Не хватает им патриотизма, духовности. Сегодня надо учить детей уважать старших, гордится своей страной. Надо обязательно фильтровать, что они смотрят по телевизору и почаще включать старые советские мультфильмы, которые учат только добру. Надо развивать гендерный подход в воспитании. У нас в группе, к примеру, мальчики всегда пропускают девочек, и игрушки с прогулки только они несут. А если и найдётся девочка, которая готова схватить целую корзину, мы её остановим: не забывай, что ты – девочка.

И, конечно, надо позволять детям как можно больше играть. Современные ФГОСЫ(федеральные государственные образовательные стандарты – прим.авт.) призваны возвратить дошкольное образование на ступень детства. И сегодня мы пытаемся вернуть советские стандарты, когда ребёнок в детском саду большую часть времени играл, а не учился. Ушло даже само слово «занятие» - теперь у нас непосредственная образовательная деятельность. Но вопрос, готова ли к такому возращению школа, пока остаётся открытым. В то же время мы не собираемся впадать в крайность и совсем уходить от учёбы: преемственность дошкольного и школьного образования никто не отменял. В противном случае ребёнку не избежать стресса. Поэтому мы стараемся давать знания в процессе игры».

Многогранная профессия

Многогранности таланта Ольги Журавлёвой не устаёшь удивляться: она не просто воспитатель (к тому же старший, который отвечает за методическую работу детского сада – прим.авт), – она настоящий худрук, который ставит своим детям хореографические номера, вокальные, сценические. Кроме того, вот уже пятнадцать лет она работает во Дворце детского творчества – педагогом по рисованию. Ей всё удаётся – и статью в научный журнал написать и концерт благотворительный организовать. Первые места воспитанников Журавлёвой воспринимаются как данное. Только за предыдущий учебный год всех побед – в городских, всероссийских и даже международных конкурсах – не перечесть. «Мне уже говорят, - смеется Ольга Алексеевна, - мол, подожди участвовать – дай победить другим».

На вопрос, как и когда всё успевает, отвечает: «Детский сад – это диагноз. Воспитатели – это люди, которые умеют всё. И лепить, и клеить, и рисовать, и шить, и петь, и плясать. Даже пилить и рубить, если понадобится. Вот такая многогранная профессия!» И без горящих глаз и новых идей – здесь делать нечего. «Помню, объявили конкурс, - рассказывает Ольга Алексеевна. – Я уже ищу, думаю. Ложусь спать, а мне снится, какой надо сделать танец. Я бегу в садик, рассказываю. Мне в ответ: “Ну ты ненормальная!” “Да”, - смеясь, соглашаюсь я».

 

Общая награда

В конце августа Ольгу Журавлёву наградили медалью «Почётный работник общего образования РФ». «Это – общая награда, - уверена она. – Всех моих коллег и единомышленников. Это и воспитатели нашего детского сада, и учителя начальных классов 7-ой школы, и мои воспитанники – нынешние и бывшие. Это и звукорежиссер ДДТ Виктор Охота, и руководитель школы танцев «Сюрприз» Лариса Дружаева, и хореограф Елена Сандрова».

И, конечно, это её семья. Супруг Игорь, который во всём и всегда поддерживает. «Я как-то однажды сказала ему, - вспоминает Ольга Алексеевна, - мол, устала: хочу сидеть дома и ничего не делать. А он мне в ответ: ‘Да ты же не сможешь – тебе надо будет снова куда-то бежать и чего-то добиваться…” В нашей семье нет чёткого распределения обязанностей: это – мужское дело, а это – женское. Если мне некогда – Игорь сам приготовит ужин. И наоборот».

Пошли по маминым педагогическим стопам и дочери нашей героини. Старшая, Ирина, поэт и музыкант. Помогает маме ставить номера. «Околица», прогремевшая на всю Россию, – это детище её и Виктора Охоты. Ирина закончила консерваторию, работает в ДКХ художественным руководителем студии «Звёздный экспресс». Кстати, в этом году коллективу будет присвоено звание образцового.

За плечами младшей ___ - уже тоже немало побед. И во всевозможных конкурсах по бальным танцам и в научных конференция по литературе. Она – первокурсница филологического факультета Нижегородского педуниверситета.

 

А в руке – маленькая жизнь

Ныне самый главный член семьи Ольги Журавлёвой – внук Климентий. Ему три года и он ходит в 99-ый детский сад. Конечно, к бабушке. С его появлением на свет в отношениях нашей героини с детьми появилась ещё одна новая красочка. «Общение с детьми интересно в любом возрасте, - говорит Ольга Алексеевна. - А в моём - особенно. Это так называемый “эффект бабушки”, когда ты готов сохранить в сознании каждый взгляд ребёнка. Начинаешь обращать внимание даже на самые маленькие нюансы: как ребёнок к тебе подошёл, какую фразу сказал, что он тебе принёс».

Одно из главных умений воспитателя – любить всех одинаково. «Иногда даже наоборот получается: на детей, кто по уровню развития выше остальных, меньше внимания обращаешь, - признаётся Ольга Алексеевна. – Помню, однажды моя младшая дочь, которая воспитывалась у меня, сделав очередную поделку, на которую я мельком взглянула, подошла и тихо сказала: “Даже если я что-то сделаю лучше всех – ты всё равно это никогда не признаешь”. И я поняла, что была неправа: всё-таки выделять талантливых детей надо. Но очень корректно и не задевая чувства остальных. И оценивать детей надо по способностям: если для одного выполнить какое-то задание было просто, то для другого – тяжкий труд. И этого другого надо обязательно похвалить.

Мы с Антониной Михайловной Крыловой, моей напарницей, никогда не выставляем работы детей напоказ. Иначе родители начинают сравнивать работы своих детей и чужих: мол, Вася-то лучше тебя сделал – что ж ты так плохо старался? Поэтому у каждого ребёнка своя папочка: его способности оценивают только его родители».

Метод кнута и пряника, убеждена Ольга Журавлёва, недейственен. Главное – это метод убеждения. «Поставить в угол – это разве выход? – удивляется она. – Только лишнюю обиду в ребёнке накопите». И рассказывает, как она поступает в случае, когда ребёнок нахулиганил: «Подзываешь его тихонечко к себе и говоришь: “Я хочу тебе сказать, что ты - очень красивый мальчик. И родители у тебя замечательные - такого сыночка хорошего воспитали. Но сегодня ты себя так вёл – я была неприятно удивлена: что случилось?! Мы с Антониной Михайловной тебя так любим, а ты нас так подвёл”. И он глазки опускает и шепчет: ‘Я никогда больше так не буду!” И даже голоса не надо повышать».

Дети – они ведь такие забавные, такие искренние. Чего только за день от них не наслушаешься. Недавно подходит ко мне один мальчуган и заявляет: «Я вчера дома всем сказал: “Сегодня моя очередь спать с этой женщиной”. Я в шоке уточняю: ‘С какой женщиной?” “С какой, с какой? – отвечает он. С мамой, конечно, с какой же ещё?»

А ещё – они очень ранимые. Был у нас такой случай. Одна мама решила больше не водить сына на танцы. А у нас – конкурс на носу: пришлось срочно переучивать номер с другим мальчиком. Так вот тот, первый, узнав, что его меняют, подошёл к нам и, глядя в глаза, говорит: “Можно я на колени встану?” “Зачем?” – ошарашено спрашиваем мы. “А за что вы меня так наказали? Можно я опять будут танцевать? Я буду очень хорошо себя вести!” Через две недели мама вернула сына на танцы. И попросила у нас с Антониной Михайловной прощения…

Вот так… Смотришь на них и понимаешь, что в твоей руке - маленькая жизнь. Любовь к детям – это главное в нашей профессии. А второе – это желание работать. Огромное желание работать. Думая о душе ребёнка и идя вслед за ним. А чтобы идти вслед за ним, нужно быть с ним на одном уровне: не смотреть на него свысока, а быть рядом – глаза в глаза. И радоваться этому…»

Ксения Яблокова



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: