III. Послушайте лекцию психолога




Подростковый возраст характеризируется значительным ускорением роста и появлением признаков полового созревания. В этот период усиливается деятельность желез внутренней секреции (гипофиза, щитовидной, половых желез), которая обуславливает повышенную возбудимость и неустойчивость нервной системы, что проявляется в раздражительности, рассеянности, болезненном самолюбии, иногда в замкнутости. Подростки не всегда владеют собой, нередко вступают в конфликт с окружающими. Устранению некоторых отрицательных явлений в характере и поведении подростков, связанных с периодом полового созревания, способствует правильно организованный режим дня. В частности, правильная организация режима дня предусматривает рациональное чередование различных видов деятельности, достаточный отдых, предполагающий двигательную активность и максимальное пребывание на свежем воздухе, рациональное питание, полноценный и достаточно продолжительный сон.

Выполнение режима дня в строгой последовательности приводит к образованию условных рефлексов. Привычка ложиться и вставать в определенные часы способствует быстрому засыпанию и пробуждению. Прием еды в установленное время обеспечивает хороший аппетит и усвоение пищевых веществ. Учебный материал запоминается быстрее и лучше, если домашнее задание готовить всегда в одно и то же время. Соблюдение режима дня вырабатывает у подростка привычку к порядку, аккуратности, дисциплинирует его, заставляет дорожить своим временем и укрепляет привычку заниматься систематически.

Учеба в жизни ребенка играет такую же роль, как труд в жизни взрослого. Придя из школы домой, подросток должен пообедать и отдохнуть. К сожалению, не все родители уделяют должное внимание дневному отдыху детей, разрешают им подолгу сидеть с книгой в неподвижной позе, слоняться без дела. Дневной отдых должен предусматривать повышение двигательной активности школьника, пребывание на свежем воздухе. Подросткам рекомендуется ежедневно проводить на свежем воздухе 2-2,5 часа в подвижных играх. Соблюдение режима обязывает приступать к выполнению домашних заданий всегда в одно и то же время. Дневная динамика работоспособности характеризуется двумя подъемами: с 08.00 до 11.00 и с 16.00 до 17.00. Поэтому подготовку домашнего задания следует начинать в 09.00, если подросток занимается во вторую смену, и в 16.00, если он ходит в первую. Нежелательно откладывать выполнение задания на более позднее время, так как в 19.00-20.00 работоспособность резко снижается. Перед подготовкой уроков следует проветривать комнату. Свежий воздух - необходимое условие высокой работоспособности.

Уроки желательно готовить на постоянном месте, лучше всего за отдельным письменным столом. Правильная рабочая поза содействует формированию хорошей осанки и сохранению зрения. Привычка сидеть неправильно не только является одной из причин ухудшения зрения и появления сутулости, но и вызывает быстрое утомление, так как затрудняется дыхание и кровообращение, снижается поступление питательных веществ к головному мозгу.

Продолжительность выполнения домашнего задания в 9-11 классах - до четырех часов. Работа дольше указанного времени вызывает интенсивное нарастание утомления, что проявляется в снижении внимания, ухудшении памяти. А это отражается на качестве выполняемого задания, на усвоении учебного материала. Во время приготовления уроков, как и в школе, следует делать десятиминутные перерывы через каждые 45 минут. В течение дня от полутора до двух часов остается свободным и используется по желанию подростка. К сожалению, школьники очень часто просиживают у экранов телевизоров и за компьютером все свободное время. Длительный просмотр телевизионных передач создает большую нагрузку на глаза, обилие впечатлений возбуждает нервную систему. Продолжительность просмотра телевизионных передач: для подростков до 14 лет - один час в день, с 14 до 1 б лет - не более двух часов. Разумеется, родители должны следить за тем, чтобы дети смотрели телепередачи, соответствующие их возрасту. Не следует забывать и об оптимальной зоне просмотра. Расстояние до телевизора должно составлять от 2 до 5,5 метров в зависимости от величины экрана. Нежелательно смотреть телевизионные передачи в темной комнате, так как резкий контраст между светящимся экраном и общим фоном вредно отражается на зрении.

В жизни школьника большое значение имеет гигиенически полноценный сон. Для подростков 13-15 лет он должен быть девять часов, 16-17 лет - восемь с половиной. Сокращение сна на полтора- два часа приводит к резкому падению работоспособности уже после первых двух уроков. Недосыпание отрицательно сказывается на состоянии центральной нервной системы. Дети становятся возбудимыми, рассеянными, болезненно реагируют на замечания. Рекомендуется засыпать в одно и то же время; в тишине (а не под музыку или под телевизор); в постели (а не в кресле или за столом); отключите на ночь мобильный телефон.

В выходной день школьникам не следует нарушать сложившийся режим: нужно вставать, обедать и выполнять другую работу вовремя. Уроки на понедельник целесообразно выучить в субботу. Свободное время желательно провести на свежем воздухе. Хорошо, если в семье принято в воскресенье выезжать за город. Если же выходной дети проводят дома, то родителям важно позаботиться о правильном отдыхе, не позволять подростку стихийно и бесцельно убивать время. Первую половину дня дети могут провести на свежем воздухе: кататься на лыжах, коньках, санках, играть в футбол, волейбол. Послеобеденное время могут занять любимое дело, помощь по хозяйству.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: