КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Рабочая тетрадь
ВВЕДЕНИЕ
Рабочая тетрадь составлена в соответствии с типовой программой «Конституционное право зарубежных стран» от 24.09.2008 г. (рег. № ТД-Е.066/тип.) и учебной программой по данному предмету, которая используется на юридическом факультете УО «Витебского государственного университета им. П.М. Машерова».
Программа предполагает изучение 11 тем курса. Цель данного пособия – научить студента правильно пользоваться рекомендуемыми источниками, давать краткие и точные ответы на поставленные вопросы, уметь правильно применять соответствующие нормы права, искать правильные варианты решения задачи. Выполнение заданий будет способствовать получению необходимого минимума систематизированных знаний по конституционному праву зарубежных стран, пониманию специфики конституционного (государственного) права отдельных зарубежных стран, развитию правосознания и повышению уровня правовой культуры студентов, формированию умения анализировать правовые юридические документы, осуществлять сравнительный конституционный анализ стран с демократическим и авторитарным режимом.
Как правило, в текстах учебников нет прямого ответа на поставленные вопросы к семинарским занятиям. Этот ответ должен стать результатом размышления, анализа, обобщения, сопоставления, логического умозаключения. Для этого необходимо знакомиться с текстами конституций и законов зарубежных стран, что поможет студенту самостоятельно и правильно анализировать и оценивать нормативный материал. Студент должен знать не только фактологию, но и учиться аргументировать свои наблюдения и выводы, пользуясь этими фактами.
Рабочая тетрадь может быть использована преподавателями курса «Конституционное право зарубежных стран» и студентами для подготовки к практическим занятиям всех форм обучения: дневного, вечернего, заочного, а также обучающимися экстерном или самостоятельной программе. Ее можно применять как на аудиторных занятиях, так и для выполнения самостоятельной работы.
ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (2 часа)
1. В текстах конституций найти различные виды норм по характеру содержащихся предписаний, по отношению свободы субъекта, по значению в механизме правового регулирования, по функциональной направленности, по действию во времени (по три примера на каждую норму из 3 конституций различных государств).
2. Определить институты конституционного права на основе анализа содержания 2-3 Конституций зарубежных государств.
3. Заполните схему:
![]() |
4. Найдите ошибку и определите понятие:
* Методами познания конституционного права являются: сравнительный анализ, историко-сравнительный анализ, метод конкретного правового анализа, аналитический метод________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
* Добавьте необходимое:
Основными принципами конституционного права являются: народный суверенитет, права и свободы человека и гражданина____________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
* Определите юридическую иерархию источников конституционного права на примере стран с романо-германской, англо-саксонской и мусульманской правовой системой.
ТЕМА 2. ОСНОВЫТЕОРИИ КОНСТИТУЦИИ
1. Приведите содержание статей Конституций Франции, Италии, Японии, регулирующих порядок принятия и изменения основного закона.
2. Проведите сравнительный анализ порядка принятия и изменения конституций США, Германии, Великобритании. Отметьте и обоснуйте:
- «жесткие» или «гибкие» данные конституции;
- какой порядок принятия и изменения конституций более демократичен.
3. Используя содержание текстов статей Конституций, опишите порядок образования и сроки полномочий органов конституционного контроля в Японии, Испании и Германии.
4. Проклассифицируйте конституции 6 государств:
Название государства, год принятия конституции | По форме: писаные и неписаные | По порядку издания: народные (парламентом, специальным органом, референдумом) и октроированные (дарованные). | По способу изменения: «гибкие» и «жесткие» | По периоду действия: постоянные и временные | По времени происхождения (по поколениям) | По количеству статей: развернутые и неразвернутые |
Туркменистан Конституция 2008 г. | писанная | Народная (парламентом) | жесткая | постоянная | 4-е поколение | Неразвернутая – 117 ст. |
5. Заполнить таблицу, включающую 10 государств, годы принятия действующих конституций, название органов конституционного контроля и особенности конституционного контроля.
№ | Государство | Год принятия действующей конституции | Название органа конституционного контроля | Особенности конституционного контроля |
6. Найдите правильное определение:
Конституции | Определение |
Гибкие | 1. Конституции, которые могут быть изменены в упрощенном порядке, то есть путем принятия обычного закона. |
Жесткие | 2. Конституции, которые могут быть изменены только путем усложнений процедуры, требующей квалифицированного большинства голосов членов Парламента. |
7. Заполните таблицу «Классификация конституций»
Критерии | Виды | Названия государств |
По способу принятия | Октроированные | |
Договорные | ||
Народные | ||
По способу изменения | Гибкие | |
Жесткие | ||
Особо жесткие | ||
По форме | Писаные | |
Неписаные (смешанные) | ||
По объему | Развернутые | |
Неразвернутые | ||
По форме правления | Монархические | |
Республиканские | ||
По оформляемому политическому режиму | Демократические | |
Недемократические | ||
По форме государственно-территориального устройства | Унитарные | |
Федеративные |
8. Заполните таблицу «Характеристика конституции»
Основные черты | |
Основные функции | |
Юридические свойства |