ФИГУРЫ РЕЧИ, ОСНОВАННЫЕ НА НАРУШЕНИИ ОБЫЧНОГО ПОРЯДКА СЛОВ (5)




 

17) ИНВЕРСИЯ (перестановка) - немотивированное развитием мысли нарушение грамматического порядка слов: Звонков раздавались нестройные звуки. (М. Лермонтов); И курганов зеленеет Убегающая цепь. (А. Фет); До костей промерзнув на ветру, студент заснул крепко. (И.А. Бунин); Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням… (А.С.Пушкин).

При использовании этой фигуры для описания мелочей быта, при контрасте синтаксического построения с его лексико-грамматическим наполнением возникает ирония, например: По полям и по деревне бродят только в обилии коровы жующие, овцы блеющие и куры кудахтающие (И.А. Гончаров).

Функции инверсии: усиление экспрессивности речи; акцентная или смысловая функция, служит для выделения нужных для авторского замысла слов, передачи авторского отношения.

18) СЕГМЕНТАЦИЯ или СЕГМЕНТИРОВАННЫЕ КОНСТРУКЦИИ - расчленение нормативной синтаксической конструкции, при котором в первую часть выносится тема высказывания, а во вторую – сообщение о ней (рему), которое представляет собой главную коммуникативную цель сообщения. Сама тема во второй части дублируется заменяющим ее местоимением 3-го лица (реже лексическим или семантическим повтором).

Сегментация высказывания происходит в соответствии с коммуникативным намерением адресанта, при этом информативная членимость способствует актуализации, логическому выделению одного из элементов структуры.

Членение предложения или текста на сегменты характеризует эмоциональную речь, призванную воздействовать на адресата. Именно поэтому в публицистике широко используется сегментация как разновидность экспрессивных синтаксических конструкций.

Сегментированная конструкция: Национальная политика. Какой она должна быть? (Северная Осетия. - 2002. - 26 декабря). Её нерасчлененный вариант: Какой должна быть национальная политика? Как видим, в расчлененной конструкции акцентируется внимание на сегменте, являющемся темой сообщения. Во втором примере словосочетание национальная политика включено в рему сообщения и является логически менее выделенным и менее выразительным. Таким образом, в сегментированной конструкции тема сообщения выносится в актуальную позицию, становится привлекательной для читателя или слушателя. Этим обеспечивается большая экспрессивность данных структур. Вторая часть высказывания содержит то, что сообщается о теме, то есть представляет собой рему, в которой заключается основное содержание сообщения.

Другие примеры: Мой ровесник... Каким я его себе представляю? (Из газет); Москва ... как много в этом звуке для сердца русского слилось (А.С. Пушкин); Театр !.. Любите ли вы театр так, как я люблю его... (Белинский); Земля. На ней никто не тронет... Лишь крепче прижимайся к ней (К.М. Симонов).

Функция сегментации: создание выразительности.

19) ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ или ПАРЦЕЛЛИРОВАННЫЕ КОНСТРУКЦИИ - синтаксические построения, представляющие собой разбиение цельного предложения на две самостоятельных конструкции (точка в середине предложения): Вы сыты и потому равнодушны к жизни. Но умирать и вам будет страшно (А.П. Чехов).; У Елены беда тут стряслась. Большая. (Ф. Панферов); Он тоже пошел. В магазин. Купить сигарет (В. Шукшин). Парцелля ция [ фр. parcelle - букв. частица] связана с расчленением высказывания, не требующим ни вынесения темы в начало, ни ограничения количества частей; это способ экспрессивно значимого членения, повышающий субъективную информативность предложений; это порождающий экспрессию разрыв речевой цепи, при котором происходит акцентуация отчленяемого фрагмента высказывания, оформляющего информацию воздействующей направленности, где между парцеллированным постпозиционным компонентом и базовой частью сохраняются семантико-грамматические связи.

Другие примеры: Я требую амнистии. Я требую, чтобы она была полной и всесторонней. Без оговорок. Без ограничений (из речи В. Гюго).; Взяточничество было всегда. И будет.; Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая. Я надел её … и отправился встречать Макса. (Е. Гришковец).

В расчлененной части одновременно может наблюдаться инверсия, например: Филодендрон стоял, не колебля ни единого своего листа. Могучий, сильный, огромный (Е. Серсбровская).

Функции парцелляции: делает сообщения особенными в стилистическом отношении и экспрессивными на синтаксическом уровне, а соответственно, максимально действенными с точки зрения языковой организации; создает в высказывании новый (дополнительный) рематический центр или несколько рематических центров.

20) Э ЛЛИПСИС или ЭЛЛИПС (эллиптические конструкции) - намеренный пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения с целью усиления экспрессивности речи.

Примеры: Мы села - в пепел, Грады - в прах, В мечи - серпы и плуги. (В.А. Жуковский); Пороша. Мы встаем, и тотчас (садимся) на коня, И рысью (скачем) по полю при первом свете дня. (А. Пушкин); В истории он ни бельмеса (не понимает). (А.К. Толстой); Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчики (А.К. Толстой).

Функция эллипсиса: достижение динамичности и сжатости речи, передача напряженной смены действий.

Некоторые исследователи полагают, что эллипсис – это один из видов умолчания.

21) УМОЛЧАНИЕ - намеренное прерывание высказывания, дающее возможность читателю (слушателю) самостоятельно домыслить его. Говорящий как бы объявляет, что не будет говорить о вещах, не требующих подробного или дополнительного объяснения. Нередко стилистический эффект умолчания заключается в том, что неожиданно прерванная речь дополняется выразительным жестом. Коммуникативная информация, передаваемая умолчанием, всегда имплицитна и представляет собой намёк, который может быть интерпретирован реципиентом по-разному. Хотя, акт умолчания в соответствующем контексте выступает чаще всего как однозначный. Умолчание является полноценным коммуникативным актом, характеризующимся высокой степенью информативности.

Функционирование умолчания в диалогическом дискурсе демонстрирует его обусловленность коммуникативными нормами, культурными и этническими традициями определённого социума. Умолчание способно смягчить невежливость речевого акта, угрожающего «лицу» слушателя, предотвратить конфликтную ситуацию и добиться максимальной эффективности социального взаимодействия.

Примеры: Нет, я хотел... быть может, вы... я думал, Что время уж барону умереть (А.С. Пушкин).

А этот? Этот мне принес Тибо -

Где было взять ему, ленивцу, плуту?

Украл, конечно, или, может быть,

Там на большой дороге, ночью, в роще... ( А.С. Пушкин «Скупом рыцарь»). Подразумевается: «убил и ограбил».

Нет, вам красного детства не знать,

Не прожить вам спокойно и честно.

Жребий ваш... но к чему повторять

То, что даже ребенку известно. (Н. Некрасов)

Функции умолчания:

 

(обязательные) информативная - способность имплицировать различную коммуникативную информацию с опорой на прагмалингвистический контекст; регулятивная - воздействие на адресата (привлечение и акцентирование внимания собеседника на своей мысли; стимулирование умственной деятельности адресата, побуждение его к поиску, направление хода его мыслей; смягчение невежливости речевого акта, угрожающего «лицу» слушателя, предотвращение конфликтной ситуации и возможность добиться максимальной эффективности социального взаимодействия) и реализуется в ситуациях просьбы, совета, угрозы, упрёка, когда умолчание актуализирует интенцию побуждения с учётом своеобразия условий общения;

(факультативные) эмотивная - отражение различных эмоционально-психологических состояний коммуниканта, непосредственно влияющих на его речевую деятельность: волнение, потрясение, страх, негодование, гнев, ненависть, презрение, благодарность, смущение, удивление;

контактивная - демонстрация стремления говорящего к сотрудничеству; обеспечение установления и сохранения контакта между коммуникантами на основе эмоционального, рационального или этического общения;

дисконтактная - прекращение контакта и свидетельство об отчуждённости говорящего, состоянии дискомфорта, испытываемого к собеседнику;

социокультурная - проявляется в том случае, когда его употребление обусловлено социо-культурными нормами сообщества: правилами речевого этикета, принятого в соответствующем социуме, факторами социального статуса, половой принадлежности, табу. Актуализация умолчания в значительной степени обусловлена типом культуры конкретного языкового сообщества.

В художественном тексте наблюдается скопление приемов, которые функционируют как одно семантическое и стилистическое целое, способствующее созданию стилистического эффекта всего контекста».

На этом мы заканчиваем рассматривать стилистические фигуры речи. НО существуют другие типы фигур, например: изоколон, антиметабола, силлепс, логогриф, солецизм, анаколуф, апосиопеза, анади плосис, просапо дис и т.д. Рекомендуем самостоятельно проанализировать информацию о них. Можно воспользоваться, например, книгой Д.Э. Розенталя «Литературное редактирование текста».

ВАЖНО избегать ошибок при использовании фигур: 1) чрезмерности их использования, ведущей к подавлению личности адресата и 2) неуместности их использования в аудитории, не подготовленной к восприятию фигур.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: