ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ ЕДОМА




 

Эта глава основана на Книге Числа 20:14-29; 21:1-9

Кадес, где расположились станом израильтяне, находился совсем близко от границ Едома, и Моисею, равно как и народу, очень хотелось пройти через эту страну к обетованной земле, в связи с чем, согласно Божественному повелению, они послали вестников к Едомскому царю.

«Так говорит брат твой Израиль: ты знаешь все трудности, которые постигли нас. Отцы наши перешли в Египет, и мы жили в Египте много времени, и худо поступали Египтяне с нами и отцами нашими. И воззвали мы к Господу, и услышал Он голос наш, и послал Ангела, и вывел нас из Египта. И вот, мы в Кадесе, городе у самого предела твоего. Позволь нам пройти землею твоею; мы не пойдем по полям и по виноградникам, и не будем пить воды из колодезей твоих; но пойдем дорогою царскою, не своротим ни направо ни налево, доколе не перейдем пределов твоих» (Чис. 20:14-17).

На эту любезную просьбу последовал угрожающий ответ: «Не проходи через меня, иначе я с мечем выступлю против тебя».

Удивленные полученным отказом, израильские вожди вторично обратились к царю, обещая ему: «Мы пойдем большою дорогою, и если будем пить твою воду, я и скот мой, то буду платить за нее; только ногами моими пройду, что ничего не стоит».

«Не проходи», – раздался ответ. На самых трудных переходах были выставлены вооруженные отряды едомлян, так что о мирном передвижении Израильского народа не могло быть и речи, а применять силу Израилю было запрещено, и пришлось кружным путем обходить едомскую землю.

Если бы во время испытания народ поверил Богу, Вождь воинства Небесного провел бы их через Едом, жителей которого охватил бы такой страх, что они оказали бы им радушный прием, а не проявляли враждебность. Но израильтяне не послушались сразу слов Господних, и пока они жаловались и роптали, эта драгоценная возможность была потеряна. Когда же они, наконец, собрались и обратились к царю, то получили отказ. С самого начала, как только израильтяне оставили Египет, сатана усиленно старался воздвигнуть перед ними различные препятствия, искушая их, чтобы они лишились права войти в обетованную землю. Своим личным неверием, сопротивлением Божественным намерениям они также во многом способствовали этому.

Очень важно, поверив Слову Божьему, сразу же начать действовать, пока Его ангелы намерены поддерживать нас. Злые ангелы готовы мешать каждому шагу на пути продвижения вперед. Когда Божественное провидение повелевает Его детям идти вперед, когда Он готов совершить для них великое, сатана искушает их огорчать Бога колебаниями или не торопиться с выполнением работы; он старается возбудить спор, ропот или неверие, чтобы лишить их тех благословений, которые желал излить Бог. Слуги Божьи должны быть людьми действия, всегда готовыми приняться за дело в тот момент, когда Его провидение открывает перед ними путь. Всякое промедление предоставляет сатане возможность действовать, дабы нанести им поражение.

И вначале, когда Моисей получил указание идти через Едом, и после, когда Бог сказал им, что жители той земли пребудут в страхе перед ними. Он запретил им использовать это преимущество. Ибо Израилю была обещана сила Божья, а страх сделал бы едомлян слишком легкой добычей, поэтому евреи не должны были грабить их. Им было велено: «Остерегайтесь начинать с ними войну; ибо Я не дам вам земли их ни на стопу ноги, потому что гору Сеир Я дал во владение Исаву» (Втор. 2:4, 5). Едомляне были потомками Авраама и Исаака, и ради Своих слуг Бог проявил милость и к детям Исава. Он отдал им во владение гору Сеир, и их нельзя было тревожить, пока из-за своих грехов они не лишатся Божьей милости. Израильтянам предстояло полностью уничтожить жителей Ханаана, которые переполнили чашу своего беззакония, но для едомлян было еще время благодати, и поэтому Бог проявлял к ним милость. Бог любит миловать, и прежде чем излить Свои суды, Он сострадает. До того как повелеть Израилю уничтожить жителей Ханаана, Он требует пощадить жителей Едома.

Предки Едома и Израиля были братьями, и между ними должна была существовать братская любовь и нежность. Израильтянам запрещалось когда бы то ни было мстить за то, что им отказали пройти землей Едома. Они не смели надеяться, что когда-либо овладеют хотя бы частью Едома. Несмотря на то, что израильтяне были избранным и привилегированным народом Божьим, им следовало подчиняться тем ограничениям, которые Он им ставил. Бог обещал дать им в наследие прекрасный край, но они не могли только себя считать полновластными хозяевами на земле и вытеснять всех остальных. Они получили предупреждение не поступать несправедливо с едомлянами. Они обязаны были заключить с ними торговую сделку, то есть покупать то, в чем нуждались, и тут же расплачиваться за купленное. Для того чтобы Израиль и впредь надеялся на Бога и слушал Его слова, Он напомнил им: «Господь, Бог твой, благословил тебя… ты ни в чем не терпел недостатка» (Втор. 2:7). Они не нуждались в милости едомлян, ибо у них был Господь, щедрый в Своих милостях. Ни насилием, ни обманом они не имели права приобретать что-либо, но всем своим обращением с едомлянами должны были воплощать Божественный закон: «Люби ближнего твоего, как самого себя».

Если бы Израиль прошел через Едом так, как замыслил Бог, это послужило бы благословением не только для них самих, но и для жителей Едома, ибо дало бы возможность познакомиться с Божьим народом. Его служением и увидеть, как Бог Иакова благословляет тех, кто любит и боится Его. Но неверие Израиля помешало этому. В ответ на требование народа Бог дал израильтянам воду, но допустил, чтобы они несли наказание за свое неверие. Снова им предстояло идти по пустыне и утолять жажду из чудесного источника, в котором они не нуждались бы, если бы поверили Богу.

Итак, израильтяне вновь повернули на юг и пошли бесплодной пустыней, которая казалась им еще мрачнее после того, как они видели зеленеющие поля между холмов и долин Едома. Среди горных выступов над мрачной пустыней возвышалась гора Ор, вершина которой должна была стать местом смерти и погребения Аарона. Когда израильтяне пришли к этой горе, Моисею было велено:

«Возьми Аарона и Елеазара, сына его, и возведи их на гору Ор. И сними с Аарона одежды его, и облеки в них Елеазара, сына его, и пусть Аарон отойдет и умрет там».

Два престарелых мужа в сопровождении Елеазара пошли к вершине горы Ор. Головы Моисея и Аарона были белы от снега ста двадцати зим. Их длинная и полная событий жизнь была отмечена тяжелейшими испытаниями и величайшими почестями, которые когда-либо выпадали на долю человека. Эти мужи обладали большим умом, и все их способности были развиты, облагорожены и возвышены общением с Безграничным. Их жизнь прошла в бескорыстном труде для Бога и ближних. На их лицах лежала печать огромной интеллектуальной силы, твердости, благородства стремлений и глубокой любви.

На протяжении долгих лет Моисей и Аарон были связаны друг с другом взаимным трудом и заботами. Вместе они грудью встречали бесчисленные опасности и делили чудесные Божьи благословения, но уже недалек был час расставания. Они двигались очень медленно, ибо драгоценен был каждый миг общения. Подъем на гору был крут и утомителен, во время частых остановок они отдыхали и беседовали о прошлом и будущем. Перед ними, насколько охватывал взгляд, простиралась пустыня их странствований. Внизу на равнине располагались многочисленные ополчения Израильского народа, которому они отдали лучшие годы жизни, о благосостоянии которого они так заботились и ради которого принесли такие огромные жертвы. Где-то за горами Едома лежала дорога к обетованной земле, земле, благословениями которой ни Моисею, ни Аарону не придется наслаждаться. В их сердцах не было места для протеста, и ни одно слово ропота не сорвалось с их уст. Однако торжественное выражение печали появилось на их лицах, когда они вспомнили то, что лишило их права на наследие отцов.

Миссия Аарона завершилась. Сорок лет назад, когда Аарону было восемьдесят три года. Бог призвал его объединиться с Моисеем в великой и важной работе. Он сотрудничал со своим братом, освобождая сынов Израилевых из Египта. Он поддерживал руки великого вождя, когда евреи сражались с Амаликом. Ему было разрешено взойти на гору Синай, находиться там в присутствии Бога и созерцать Его славу. Господь возложил на семью Аарона служение священников и удостоил его сана первосвященника. Он поддерживал его в святом служении во время ужасного явления Божественного суда над Кореем и его сообщниками. Благодаря заступничеству Аарона прекратилось поражение. Когда два его сына были уничтожены за пренебрежение Божественным повелением, он не восстал и даже не роптал. Однако его благородная жизнь была запятнана. Он совершил тяжелый грех, когда, уступив настояниям народа, сделал золотого тельца на Синае и когда объединился с Мариамью, разделив ее зависть к Моисею и недовольство им. Он также вместе с Моисеем нанес оскорбление Богу в Кадесе, ослушавшись Божественного повеления сказать скале, чтобы из нее потекла вода.

Бог желал, чтобы эти великие вожди Его народа символизировали собой Христа. Аарон носил на груди имена Израиля. Он сообщал народу волю Божью. Он входил в Святое святых в день искупления «не без крови» как ходатай за Израиля. Потом он выходил оттуда и благословлял все собрание, как Христос благословит ожидающий Его народ, когда завершится то, что Он делает ради их искупления. Возвышенность святого служения как символа нашего Великого Первосвященника сделала столь значительным грех Аарона, совершенный им в Кадесе.

С глубокой скорбью снял Моисей с Аарона священные одежды и возложил их на Елеазара, который отныне становился первосвященником в соответствии с Божественным повелением. Из-за своего греха в Кадесе Аарон лишился преимущества совершить служение в Ханаане как первосвященник Божий – принести первую жертву на прекрасной земле и освятить этим наследие Израиля. Моисей же должен был еще нести возложенное на него бремя – сопровождать народ до самых границ Ханаана. Он мог только издали видеть обетованную землю, но не смел войти в нее. Если бы эти слуги Божьи, стоя у скалы в Кадесе, без ропота выдержали данное им испытание, их будущее сложилось бы совсем по-другому. Любое зло не остается без последствий. Возможно, что труд всей жизни не восполнит того, что потеряно в один миг искушения или просто опрометчивого поведения.

Отсутствие в стане вождей, ушедших в сопровождении Елеазара, который, как было известно, должен стать преемником Аарона в святом служении, вызвало какое-то мрачное предчувствие, и народ с великим нетерпением ожидал их возвращения. Глядя вокруг на огромное собрание, народ видел, что уже почти все, кто будучи взрослым покинул Египет, погибли в пустыне. При мысли о приговоре, вынесенном Аарону и Моисею, их сердца охватывала гнетущая тоска. Некоторые понимали цель этого таинственного восхождения на вершину горы Ор, и чувство озабоченности, вызванное отсутствием вождей, еще больше усиливалось горькими воспоминаниями и душевными терзаниями.

Наконец вдали показались силуэты Моисея и Елеазара, которые медленно спускались с горы, но Аарона с ними не было. Священнические одежды, в которые был облачен Елеазар, свидетельствовали о том, что священное служение отца возложили на него. Когда народ с тяжелым сердцем собрался вокруг своего вождя, Моисей рассказал им, что Аарон умер у него на руках на горе Ор и что они там и похоронили его. Собрание разразилось плачем и скорбными причитаниями, ибо все они любили Аарона, невзирая на то, что часто причиняли ему боль. «И оплакивал Аарона весь дом Израилев тридцать дней».

О похоронах израильского первосвященника Писание сообщает очень скупо: «Там умер Аарон и погребен там» (Втор. 10:6). Какая огромная разница между этими похоронами, совершенными по указанию Божьему, и современным обычаем. В наше время похороны человека, занимавшего высокое положение, зачастую превращаются в нелепую демонстрацию роскоши. Когда умер Аарон – один из самых прославленных из когда-либо живших на земле людей, только два близких друга были свидетелями его смерти и только они сопровождали его на место покоя, а его одинокая могила на горе Ор навсегда осталась сокрытой от взоров Израиля. Бог не прославляется роскошными похоронами, которые часто устраивают, и огромными расходами для предания земле бренного тела.

Все собрание скорбело об Аароне, однако никто не мог так остро ощущать эту потерю, как Моисей. Смерть Аарона невольно напоминала ему, что и его конец близок, и хотя мало времени ему еще оставалось жить на земле, все же он глубоко чувствовал потерю своего постоянного друга – того, кто в течение стольких лет делил вместе с ним радость и скорбь, надежды и тревоги. Теперь Моисей должен был один продолжать свою работу, но он знал, что Бог был его другом, и еще больше доверился Ему.

Вскоре после того, как они оставили гору Ор, Израильский народ потерпел поражение при столкновении с одним из Ханаанских царей, Арадом. Но когда они искренно воззвали к Богу о помощи, им была послана Божественная защита, и их враг был разбит. Эта победа, вместо того чтобы вызвать у них чувство благодарности и зависимости от Бога, сделала их самонадеянными и хвастливыми. Вскоре они вернулись к своей старой привычке роптать. На сей раз они оказались недовольны тем, что Израилю не было разрешено войти в Ханаан еще сорок лет назад, сразу после восстания, последовавшего за рассказом соглядатаев. Они считали свое длительное скитание по пустыне напрасным и думали, что могли бы так же легко овладеть своими врагами тогда, как это случилось теперь.

Продолжая продвигаться на юг, они шли жаркой песчаной равниной, лишенной всякой растительности. Дорога казалась им очень длинной и трудной. Они страдали от усталости и жажды. Им опять не удалось выдержать испытания своей веры и терпения. Постоянно вспоминая только мрачные страницы своей жизни, они все больше и больше отдалялись от Бога. Они забыли, что если бы не их ропот в Кадесе, когда там не стало воды, они сократили бы себе путь, так как не пришлось бы путешествовать вокруг Едома. Им следовало быть благодарными Богу за то, что Он так легко наказывал их за грехи. Но вместо этого они тешили себя мыслью, что если бы Моисей и Бог не препятствовали им, они бы уже давно владели обетованной землей. После того как они сами навлекли на себя беды и сделали свою участь гораздо тяжелее, чем того хотел Бог, они считали Его виновником всех своих несчастий. Они вынашивали горькие мысли о том, как Он обращается с ними, пока наконец не преисполнились недовольства. Египет казался им более привлекательным и желанным, чем свобода и земля, в которую вел их Бог.

Потворствуя духу недовольства, израильтяне были склонны превратно истолковывать даже полученные благословения. «И говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть нам в пустыне? Ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища».

Моисей верно представил народу его великий грех. Только благодаря силе Божьей израильтяне уцелели в «пустыне великой и страшной, где змеи, василиски, скорпионы и места сухие, на которых нет воды» (Втор. 8:15). Каждый день своего странствования они были хранимы чудом Божественной милости. На всем пути, водимые Богом, они находили воду для утоления жажды и небесный хлеб для утоления голода, мир и безопасность под тенью облачного столпа днем и огненного – ночью. Ангелы помогали им, когда они поднимались на скалистые вершины или пробирались по трудным тропам пустыни. Невзирая на перенесенные лишения, никто из них не заболел. Их ноги не опухали во время длительных переходов, одежда не ветшала. Бог смирял перед ними свирепых хищников, и ядовитые гады не трогали их. Поскольку, несмотря на все эти доказательства Его любви, люди продолжали жаловаться. Господь решил отнять от них Свою милосердную заботу, чтобы они оценили ее и обратились к Нему в раскаянии и смирении.

Охраняемые Божественной силой, они даже не подозревали о бесчисленных опасностях, которые всегда их окружали. Сохраняя неблагодарность и неверие, они Предчувствовали смерть, и теперь Господь допустил, чтобы она опустошила их ряды. Ядовитых змей, кишевших в пустыне, называли огненными из-за ужасных укусов, вызывающих жесточайшее воспаление и скорую смерть Когда охраняющая рука Божья была отнята от Израиля, многие подверглись нападению этих ядовитых созданий.

Ужас и смятение охватили весь стан. Почти в каждом шатре был умирающий или мертвый Никто не чувствовал себя в безопасности Часто безмолвие ночи нарушалось душераздирающими криками, которые говорили о новых жертвах. Все были заняты, каждый старался помочь несчастным или лихорадочно пытался спасти тех, кто еще не пострадал. Ни одно слово ропота не срывалось теперь с их уст В сравнении с нынешней мукой их прежние трудности и испытания, казалось, не стоили даже того, чтобы о них думать.

Теперь народ смирился перед Богом. Люди пришли к Моисею, исповедуясь и раскаиваясь в своих грехах. «Согрешили мы, – признали они, – что говорили против Господа и против тебя» Совсем недавно они обвиняли его как злейшего врага, как виновника всех бедствий и страданий Но даже говоря так, они знали, что это ложь, и вскоре, как только настоящее горе постигло их, они бросились к нему – единственному своему заступнику перед Богом «Помолись Господу, – умоляли они, – чтоб Он удалил от нас змеев».

Моисей получил Божественное повеление сделать медного змея, похожего на живого, и установить его на высоком месте, чтобы каждый пострадавший мог взглянуть на него и исцелиться. Он так и сделал, и вскоре радостная весть о том, что всякий пострадавший, взглянув на медного змея, остается жив, разнеслась по всему стану Многие уже умерли, и, когда Моисей укрепил на высоком месте змея, некоторые отказывались верить, что просто взгляд на металлическое изображение исцелит их, – эти люди так и погибали в своем неверии. Однако многие глубоко верили, что Бог таким образом спасет их. Отцы, матери, братья, сестры всеми силами старались помочь близким направить угасающий взор на змея Несмотря на бессилие и близкую смерть, достаточно было всего одного взгляда, и человек полностью исцелялся.

Народ хорошо знал, что в самом медном змее не было целительной силы, производившей такую перемену во всяком взглянувшем на него Эта сила исходила только от Бога. В Своей премудрости Он избрал такой способ, чтобы явить Свою силу Благодаря этому простому средству народ должен был осознать, что разразившееся бедствие вызвано его грехами. Это также являлось залогом того, что, пока люди повинуются Богу, нет причины для страха, ибо Он будет охранять их.

В этой необходимости взирать на медного змея также заключается серьезный урок Израиль не мог сам спасти себя от рокового воздействия яда Только Бог был в состоянии исцелить людей. Однако они должны поверить в средство, предложенное Богом для их спасения. Чтобы жить, им нужно было посмотреть. Бог мог принять лишь их веру, а она выражалась взглядом на змея Они знали, что в самом змее не было никаких достоинств, но он был символом Христа, и таким образом в их сознании укреплялось убеждение в необходимости верить в Его заслуги. Прежде многие приносили свои жертвы Богу и думали, что этого вполне достаточно для искупления грехов Они не полагались на грядущего Искупителя, прообразом Которого были все эти жертвоприношения. Теперь Господь желал научить людей, что их жертвы сами по себе имеют не больше сил или достоинств, чем медный змей, но они являются только средством направить их разум ко Христу – великой жертве за грех.

«И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3 14, 15). Все, когда-либо жившие на земле, испытывали смертельный укус «древнего змия, называемого диаволом и сатаною» (Откр 12:9). Роковые последствия греха можно устранить, только воспользовавшись средством, предложенным Богом Израильтяне оставались в живых, когда смотрели на вознесенного змея Их взор заключал в себе веру. Они оставались живыми, потому что верили в Божье Слово и в средства, которые Он дал для их исцеления. Так и грешник, взирая на Христа, будет жив. Он получает прощение через веру в искупительную жертву. В противоположность безжизненному и бессильному символу, Христос содержит в Себе Самом достоинство и силу исцелять раскаивающихся грешников.

Хотя грешник и не может сам себя спасти, все же он должен кое-что сделать для своего спасения. «Приходящего ко Мне, – говорит Христос, – не изгоню вон» (Ин. 6:37). Но мы должны прийти к Нему; и, раскаиваясь в наших грехах, мы должны верить, что Он принимает и прощает нас. Вера – дар Божий, но нам следует со своей стороны проявить усилие, чтобы использовать ее. Вера есть рука, которой душа держится за Божественные дары благодати и милости.

Ничто, кроме праведности Христа, не может дать нам право на получение благословении завета благодати. Многие страстно желают и стараются получить эти благословения, но не получают, так как считают, что могут сами сделать что-либо, чтобы заслужить их. Они смотрят только на себя и забывают, что Иисус есть Спаситель, готовый удовлетворить все нужды. Мы не должны думать, что наши личные заслуги спасут нас. Христос – единственная надежда на спасение. «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12).

Всецело доверяясь Богу и полагаясь на заслуги Христа – Спасителя, прощающего грехи, мы получим всю необходимую помощь, какую только пожелаем. Пусть никто не думает, что он обладает силой спасти себя самого. Иисус умер за нас, потому что мы были бессильны сделать это. В Нем наша надежда, наше оправдание и наша праведность. Сознавая свою греховность, мы не должны падать духом и бояться, что у нас нет Спасителя или что Он не питает никакого сострадания к нам. Именно в минуты нашей беспомощности Он зовет нас прийти к Нему и обрести спасение.

Многие израильтяне не верили, что средство, предложенное Небом, поможет им. Вокруг них лежали трупы и умирающие, и они знали, что без Божественной помощи их постигнет та же участь, но они продолжали стенать по поводу своих ран, боли и верной смерти до тех пор, пока не иссякали их силы и не стекленел взор. А между тем можно было немедленно исцелиться. Сознавая свои нужды, мы не должны тратить все силы на то, чтобы жаловаться. Понимая всю свою беспомощность без Христа, мы должны не поддаваться малодушию, но положиться на заслуги распятого и воскресшего Спасителя. Взгляните и живите! Иисус поручился, что спасет всякого, пришедшего к Нему. Хотя миллионы нуждающихся в исцелении отвергают Его милость, ни один из тех, кто полагается на Его заслуги, не погибнет.

Многие не желают принять Христа, пока тайны плана спасения не откроются им. Они отказываются взглянуть с верой, хотя и видят, что тысячи, взирая на крест Христа, обретают силу. Многие блуждают в лабиринтах философии в поисках доказательств, которых не найдут никогда, пока будут отвергать доказательства, данные Богом. Они отказываются ходить в свете Солнца Праведности, пока не объяснят причину Его сияния. Все, поступающие так, не смогут прийти к познанию истины. Бог никогда не устранит все причины для сомнения. Он дал достаточно доказательств для утверждения веры, и если человек их не принимает, то остается во мраке. Если бы ужаленные змеями помедлили, чтобы усомниться и задать вопросы, прежде чем решиться посмотреть, они бы погибли. Наша обязанность – прежде всего взглянуть, и взгляд веры даст нам жизнь.

 

Глава 39

ЗАВОЕВАНИЕ ВАСАНА

 

Эта глава основана на Книге Второзаконие 2; 3:1– 11

Достигнув южной части Едома, израильтяне повернули на север и снова направились к обетованной земле. Теперь их путь проходил через обширное плоскогорье, которое со всех сторон овевалось прохладным, свежим ветром с соседних холмов. Это была приятная перемена после знойной пустыни, которой они шли, и теперь, жизнерадостные и исполненные надежды, они бодро продвигались вперед. Пройдя долину Заред, они пошли на восток к Моавитской земле, ибо им повелели: «Не вступай во вражду с Моавом, и не начинай с ними войны; ибо Я не дам тебе ничего от земли его во владение, потому что Ар отдал Я во владение сынам Лотовым». Такое же повеление было дано и относительно аммонитян, которые тоже были потомками Лота.

Продолжая двигаться на север, израильские ополчения вскоре достигли страны аморреев. Этот сильный и воинственный народ раньше занимал южную часть Ханаанской земли, но, увеличившись в численности, перешел Иордан, завязал войну с моавитянами и овладел частью их территории. Обосновавшись здесь, аморреи пользовались неоспоримой властью от Арнона до Иавока на севере. Путь на Иордан, к которому желали пройти израильтяне, лежал как раз через их землю, и Моисей отправил дружеское послание Сигону, царю аморрейскому, в его столицу: «Позволь пройти мне землею твоею; я пойду дорогою, не сойду ни направо, ни налево; пищу продавай мне за серебро, и я буду есть, и воду для питья давай мне за серебро, и я буду пить, только ногами моими пройду». В ответ на эту просьбу последовал решительный отказ, и все войско аморреев собралось, чтобы противостоять продвижению пришельцев. Внушительная армия навела ужас на израильтян, которые проигрывали в сравнении с хорошо вооруженной и дисциплинированной армией противника. Их враги имели огромный перевес в умении сражаться. По человеческому рассуждению, Израиль ожидала скорая гибель.

Но глаза Моисея были обращены к облачному столпу, и он ободрял народ тем, что знамение Божественного присутствия по-прежнему с ними. В то же время он приказал сделать все возможное, чтобы приготовиться к сражению. Их враги с нетерпением ожидали начала боя. Они были абсолютно уверены, что сотрут с лица земли не готовый к войне Израильский народ. Но Повелитель всей земли отдал приказ вождю Израиля: «Встаньте, отправьтесь и перейдите поток Арнон; вот, Я предаю в руку твою Сигона, царя Есевонского, Аморреянина, и землю его; начинай овладевать ею, и веди с ним войну. С сего дня Я начну распространять страх и ужас пред тобою на народы под всем небом; те, которые услышат о тебе, вострепещут и ужаснутся тебя».

Народы, живущие на границе Ханаана, не были бы уничтожены, если бы не противились Слову Божьему, препятствуя продвижению Израиля. Даже по отношению к этим языческим народам Господь проявил Свое долготерпение, великую милость и чуткое сострадание. Когда Аврааму было видение, из которого он узнал, что семя его, дети Израиля, будут пришельцами в чужой земле четыреста лет. Господь дал ему обетование: «В четвертом роде возвратятся они сюда, ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась» (Быт. 15:16). Хотя аморреи и были идолопоклонниками, утратившими всякое право на существование из-за своего великого беззакония. Бог щадил их на протяжении четырехсот лет, посылая неопровержимые доказательства того, что Он – единственный живой Бог, Создатель неба и земли. Они хорошо знали все Его чудеса, сопровождавшие Израиля во время исхода из Египта. Доказательств было достаточно, они имели возможность познать истину, если бы только пожелали оставить идолопоклонство и нечестие. Но, прилепившись к своим идолам, они отвергли полученный свет.

Когда Бог вторично привел Свой народ к границе Ханаана, все языческие народы получили дополнительное свидетельство Его могущества. Они видели, что Бог был с Израилем и в победе, одержанной над Арадом и хананеями, и тогда, когда Он чудесным образом избавлял их от смертоносных укусов змей. Израильтянам не разрешили пройти через Едомскую землю, и им пришлось предпринять длинное и тяжелое путешествие к Красному морю, однако во время своих странствований, останавливаясь всюду, помимо Едома, Моава и Амона, они ни к кому не проявляли никакой враждебности и не причиняли вреда ни людям, ни их имуществу. Достигнув границы аморреев, Израиль лишь попросил разрешения пройти через их землю, обещая соблюдать все те условия, которые существовали во взаимоотношениях с другими народами. Когда аморрейский царь на вежливую просьбу ответил отказом и собрал войска для сражения, чаша беззаконий аморреев наполнилась, и для Бога настало время проявить Свое могущество и уничтожить их.

Израильтяне прошли поток Арнон и двинулись навстречу врагу. Завязался бой, который окончился победой евреев. Воспользовавшись достигнутым преимуществом, они вскоре овладели и всей страной аморреев. Это Вождь воинства Господня победил врага Своего народа, и Он совершил бы то же самое еще тридцать восемь лет назад, если бы Израиль верил Ему.

Исполненная надежды и бодрости израильская армия стремительно продвигалась вперед, по-прежнему идя в северном направлении, и вскоре израильтяне подошли к стране, где их смелость и вера снова подверглись испытанию. Перед ними лежало могущественное и густонаселенное Васанское царство, на территории которого располагались укрепленные города, и поныне вызывающие удивление всего мира. Шестьдесят городов с «высокими стенами, воротами и запорами, кроме городов неукрепленных, весьма многих» (Втор. 3:5). Дома были выстроены из огромных камней черного цвета и таких необычных размеров, что делали жилище совершенно неприступным и не поддающимся никаким стенобитным орудиям, существовавшим в то время; это была страна диких пещер, головокружительных обрывов, зияющих ущелий и укрепленных крепостей. Жители ее были потомками исполинов; люди необыкновенного роста и силы, отличающиеся яростью и жестокостью, они наводили ужас на все окружающие народы, а Ог, царь страны, выделялся ростом и доблестью даже среди гигантов своего народа.

Но облачный столп двигался вперед, и, следуя за ним, еврейское ополчение шло к Едрее, где их приближения ожидал царь-исполин со своим войском. Ог умело выбрал место для сражения. Город Едрея располагался на плоскогорье, которое круто поднималось над равниной и было покрыто островерхими возвышениями и вулканическими утесами. Сюда можно было добраться только по узким, крутым тропам. В случае поражения его войска могли найти убежище среди пустынных скал, где чужестранцам невозможно было бы преследовать их.

Уверенный в успешном исходе сражения, царь во главе своего многочисленного войска выступил на равнине, в то время как с плоскогорья доносились победоносные крики тысяч воинов, рвущихся в бой. Когда евреи увидели массивную фигуру этого великана великанов, возвышавшуюся над воинами его армии, когда они увидели окружавшие его тьмы людей, неприступную крепость города, за стенами которого укрылись невидимые тысячи войска противника, – сердца многих в Израиле дрогнули от страха. Но Моисей был тверд и спокоен. Господь сказал по поводу Васанского царя: «Не бойся его; ибо Я отдам в руку твою его, и весь народ его, и всю землю его, и ты поступишь с ним так, как поступил с Сигоном, царем Аморрейским, который жил в Есевоне».

Твердая вера вождя внушила народу чувство уверенности в Боге. Они доверились Его всесильной руке, и Он не оставил их. Ни исполинские гиганты, ни укрепленные города, ни вооруженное войско, ни скалистые крепости не могли устоять перед Вождем воинства Господня. Господь руководил армией, Он привел в замешательство войска противника. Господь сражался за Израиль. Царь-исполин и его армия были уничтожены, и израильтяне овладели всей страной. Так был стерт с лица земли этот необычный народ, который предал себя нечестию и мерзкому идолопоклонству.

В покорении Галаада и Васана принимали участие многие из тех, кто хорошо помнил события, происшедшие сорок лет назад в Кадесе и обрекшие Израиля на столь долгое странствование в пустыне. Они видели, что рассказы соглядатаев об обетованной земле во многом оказались верны. Города были обнесены высокими стенами и укреплены, их населяли люди-исполины, в сравнении с которыми израильтяне казались просто карликами. Теперь они поняли, что роковая ошибка их отцов заключалась в том, что они не поверили в силу Божью. Только по этой причине они не вошли в эту прекрасную землю.

Первый раз войти в Ханаан было гораздо легче, чем теперь. Бог обещал Своему народу, что если израильтяне послушаются гласа Его, Он пойдет впереди них и будет сражаться за них. Он пошлет шершней, чтобы изгнать жителей из этой земли. Тогда народы были еще охвачены всеобщим страхом, и потому Израильский народ не встретил бы на своем пути серьезных препятствий. Но сейчас, когда Бог повелел Израилю идти вперед, им предстояло выступить против сильных и могущественных врагов и бороться с многочисленной и тщательно подготовленной к войне с ними армией.

В войне с Васаном и Сигоном народ подвергся тому же испытанию, которого не выдержали их отцы. Но теперь испытание оказалось намного более суровым, чем прежде, когда Бог повелел Израилю идти вперед. Они столкнулись с гораздо большими трудностями, чем тогда, когда отказались идти во имя Бога. Так Господь всегда испытывает Свой народ. Если люди не выдержали первого испытания. Он снова подвергает их проверке, которая во второй раз бывает гораздо жестче. Это продолжается до тех пор, пока они выдержат испытание, а если они все еще бунтуют против Бога, Он отнимет у них Свой свет и оставит во мраке.

Теперь евреи вспомнили, как однажды их войска были разбиты в сражении и тысячи погибли. Но тогда они поступили как раз вопреки Божественному повелению: они вышли без Моисея, своего вождя, назначенного Богом, без облачного столпа, который был для них знамением Божественного присутствия, и без ковчега. Теперь Моисей шел с ними, укрепляя их словами надежды и веры. Сын Божий, облеченный в облачный столп, указывал им путь, а священный ковчег сопровождал их ополчения. Эти события являются большим уроком для нас. Могущественный Бог Израиля – наш Бог. Мы можем верить в Него, и если будем повиноваться Его требованиям. Он совершит для нас то же, что в свое время сделал для древнего народа. Всякого, кто исполняет свой долг, будут порой одолевать сомнения и неверие. На пути иногда могут возникать препятствия, кажущиеся непреодолимыми, чтобы повергнуть в отчаяние тех, кто уступит малодушию, но Бог говорит таким: «Идите вперед! Исполните свой долг любой ценой. И трудности, которые кажутся непреодолимыми и которые наполняют вашу душу страхом, – исчезнут, если вы пойдете вперед по пути послушания, смиренно веря в Бога».

 

Глава 40

ВАЛААМ

 

Эта глава основана на Книге Числа 22-24 гл.

Покорив Васана и вернувшись к Иордану, чтобы приготовиться к немедленному вторжению в Ханаан, израильтяне расположились у реки, недалеко от того места, где она впадает в Мертвое море, как раз напротив Иерихонской равнины. Они находились у самых границ Моава, и моавитяне были исполнены ужаса от близости завоевателей.

Израильтяне ничем не досаждали моавитянам, однако те с беспокойством наблюдали за всем, что происходило в соседних странах. Аморреи, перед которыми они были вынуждены отступить, побеждены евреями, и земля, которую аморреи отняли у Моава, находилась теперь в руках израильтян. Васанские войска не устояли перед таинственной силой, облеченной в облачный столп, и массивные крепости оказались заняты евреями. Моавитяне не отваживались атаковать их, было безнадежно уповать на оружие в борьбе с той сверхъестественной силой, которая сражалась на стороне израильтян. Они решили, подобно фараону, прибегнуть к волшебству, чтобы помешать работе Божьей. Они попробуют навести проклятие на Израиля.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: