Библейское описание посещения Саулом аэндорской волшебницы является источником недоразумений для многих исследователей Священного Писания. Кое-кто утверждает, что это Самуил говорил с Саулом, но Библия содержит множество обоснованных опровержений такого мнения. Если, как доказывают некоторые, Самуил находился на небе, то тогда он должен был спуститься оттуда под воздействием силы Божьей или силы дьявола. Даже на мгновение невозможно допустить, что сатана обладал силой, способной низвести святого пророка Божьего с неба, чтобы подтвердилось колдовство нечестивой женщины. Мы не можем допустить и того, что Бог вызвал его в пещеру колдуньи, ибо Бог еще раньше отказался общаться с Саулом и во снах, и посредством урима, и через пророков (см. 1 Цар. 28:6). Эти средства общения установил Сам Бог, и Он не мог пренебречь ими и сообщить Свою волю через орудие сатаны.
Сами слова этой вести свидетельствовали об их происхождении. Они были направлены на то, чтобы привести Саула не к покаянию, но к гибели, а это промысел сатаны, а не Бога. Более того, указывается, что поступок Саула, искавшего помощи у волшебницы, и стал одной из причин его отвержения Богом и погибели. «Так умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня, и обратился к волшебнице с вопросом, а не взыскал Господа. За то Он и умертвил его, и передал царство Давиду, сыну Иессееву» (1 Пар. 10:13,14). Здесь ясно сказано, что Саул спрашивал колдунью, а не Бога. Он говорил не с Самуилом, пророком Божьим, но с помощью волшебницы разговаривал с сатаной. Сатана не мог являть собой настоящего Самуила, а только принял его вид, чтобы осуществить свои коварные намерения.
|
Почти все виды древнего спиритизма и чародейства основывались на вере в возможность общения с мертвыми. Занимавшиеся черной магией утверждали, что они говорят с душами умерших, чтобы узнать от них о будущем. На этот обычай общения с мертвыми ссылался и пророк Исаия: «И когда скажут вам: «обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям», тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?» (Ис. 8:19).
Краеугольным камнем языческого идолопоклонства также является вера в возможность общения с мертвыми. Язычники верили, что их боги – это святые души умерших героев. Таким образом, религия язычников являлась служением мертвым. Это явствует из Священного Писания. О грехе Израиля при Ваал-Фегоре сказано: «И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ жертвы их и кланялся богам их. И прилепился Израиль к Ваал-Фегору» (Чис. 25:1-3). Псалмопевец рассказывает о том, каким богам приносились эти жертвы. Описывая тот же случай отступления Израиля, он говорит: «Они прилепились к Ваал-Фегору, и ели жертвы бездушным» (Пс. 105:28); это означает, что они приносили жертвы умершим.
Обожествление мертвых занимает существенное место почти в каждой языческой религии, практикуется также общение с мертвыми. Люди верили, что боги сообщают им свою волю, что когда у них спрашивают совета, то они дают его. То же самое можно сказать об известных оракулах Греции и Рима.
Вера в общение с мертвыми все еще существует даже в так называемых христианских странах. Широко распространен спиритизм, подразумевающий общение с существами, которые утверждают, что они – души мертвых. Спиритизм привлекает, в основном, тех, кто потерял своих близких. Эти существа иногда являются людям в образах покойных друзей и рассказывают о случаях из их жизни или делают то же самое, что делали при жизни, заставляя людей верить, что умершие друзья превратились в ангелов, парящих поблизости и общающихся с ними. Их начинают обожествлять, и для некоторых их слово значит больше, чем Слово Божье.
|
Однако многие считают спиритизм просто мошенничеством. Те явления, которые его приверженцы выдают за сверхъестественные, они расценивают как обман со стороны медиума. Но какой бы естественный вид этот обман ни принимал, следы сверхъестественной силы заметны. И многие, считающие спиритизм всего лишь демонстрацией человеческого мастерства или хитрости, сталкиваясь с такими проявлениями, которые нельзя ничем объяснить, вынуждены признать его утверждения.
Современный спиритизм, древнее колдовство, языческое поклонение, в основе которых лежит общение с мертвыми, ведут начало от того первого обмана, которым сатана обольстил Еву в Едеме: «Нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите… будете, как боги» (Быт. 3:4, 5). Будучи основаны на. лжи и увековечены на ней, они исходят от отца лжи.
Евреям строго запрещалось под каким бы то ни было видом обращаться к мертвым. Бог решительно запер эту дверь, говоря: «…мертвые ничего не знают… и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем» (Еккл. 9:5, 6). «Выходит дух его, и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его» (Пс. 145:4). И Господь сказал Израилю: «И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их: то Я обращу лице Мое на ту душу, и истреблю ее из народа ее» (Лев. 20:6).
|
«Духи прорицания» были не душами умерших, но злыми ангелами, посланцами сатаны. Библия говорит, что древнее идолопоклонство, включавшее в себя, как мы видели, поклонение мертвым и общение с ними, является служением демонам. Апостол Павел предостерегал своих братьев от любой формы идолопоклонства, говоря: «Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу; но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами» (1Кор. 10:20). Псалмопевец говорит об Израиле, что они «приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам», и в следующем стихе объясняет, что они жертвовали их «идолам Ханаанским» (Пс. 105:37, 38). Думая, что поклоняются умершим, они в действительности поклонялись демонам.
Современный спиритизм, основывающийся на тех же принципах, является возрождением в новой форме древнего колдовства и служения бесам, осужденного и запрещенного Богом. Священное Писание пророчески говорит, что «в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1 Тим. 4:1). Павел в своем втором Послании к фессалоникийцам обращает внимание на использование сатаной спиритизма как на событие, которое произойдет непосредственно перед Вторым пришествием Христа. Рассказывая о Втором пришествии Христа, он заявляет, что работа сатаны будет проводиться «со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2 Фес. 2:9). И, описывая опасности, каким подвергнется церковь Божья в последние дни, Петр говорит, что как в древности были лжепророки, которые ввели Израиля в грех, так и тогда появятся «лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату» (2 Петр. 2:1,2). Здесь апостол указывает на один из отличительных признаков учителей-спиритуалистов. Они не признают Христа Сыном Божьим. О таких учителях возлюбленный ученик Иисуса Иоанн говорит: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это – антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца» (1 Ин. 2:22, 23). Спиритизм, отрицая Христа, отрицает в таком случае и Отца и Сына, и Библия называет это действием антихриста.
Предсказывая участь Саула через аэндорскую женщину, сатана намеревался ввести в заблуждение весь Израиль. Он надеялся, что евреи, проникнувшись доверием к волшебнице, будут приходить к ней за советами и, таким образом, оставят Бога как своего Наставника и отдадутся во власть сатаны. Спиритизм привлекает к себе многочисленных приверженцев, заявляя о возможности увидеть будущее и открыть то, что Бог скрыл от людей. В Своем Слове Бог описал великие события будущего – все существенное, что нам необходимо знать; Он дал нам верный путеводитель среди опасностей, но сатана изо всех сил старается разрушить доверие людей к Богу, возбудить у них недовольство жизнью, заставить искать то, что по Своей мудрости Бог скрыл от них, и презирать то, что Он открыл в Своем святом Слове.
Многие проявляют сильное беспокойство, если не знают в точности, чем закончится их деятельность. Они не переносят неопределенности и в своем нетерпении отказываются ждать, чтобы увидеть спасение Божье. Думая о возможном несчастье, они теряют всякий покой. Они дают волю бунтарским чувствам и мечутся туда и сюда в своем горе, стараясь узнать то, что Бог не открыл им. Если бы они доверяли Богу, бодрствовали и молились, они нашли бы Божественное утешение. Их дух обрел бы покой в общении с Богом. Их изнемогшая и обремененная душа нашла бы мир, если бы они обратились к Христу, но когда они пренебрегают средствами, которые Господь определил для их утешения, и припадают к другим источникам, надеясь узнать, что Бог скрыл от них, тогда они повторяют ошибку Саула и не узнают ничего, кроме плохого.
Богу это не нравится, и Он сказал об этом очень определенно. Подобное нетерпеливое желание сорвать завесу, скрывающую от нас будущее, говорит об отсутствии веры в Бога и оставляет душу не защищенной от нашептывании сатаны. Великий обманщик побуждает людей обращаться к гадателям и, открывая события прошлого, внушает, что способен предсказать будущее. Обладая многовековым опытом, он знает последствия всевозможных действий и часто точно предрекает человеку его будущее. Так он обманывает бедные души, приобретая над ними власть и делая их пленниками своей воли.
Бог предостерегает нас через пророка: «И когда скажут вам: «обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям», тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис. 8:19, 20).
Разве могут те, кто устремлен к Святому, Безграничному в мудрости и силе, обращаться к гадателям, вступающим в общение с врагом Божьим? Бог Сам есть Свет для Своего народа. Он повелевает Своему народу взирать на славу, сокрытую от человеческих глаз. Солнце Правды посылает светлые лучи в их сердца. Они получают свет от небесного престола и не испытывают никакого желания оставить Источник света и обратиться к вестникам сатаны.
Злой дух, разговаривавший с Саулом, хотя и осуждал грех и предсказывал наказание за него, хотел не изменить Саула, но– довести его до отчаяния и гибели. Однако часто сатана использует и противоположные приемы, чтобы погубить людей самообольщением. Учение бесовских идолов в древние времена поощряло самые низкие пороки. Божественные предписания, осуждавшие грех и утверждавшие истину, были отринуты. На правду смотрели с пренебрежением, а безнравственность не только допускали, но и приветствовали. Спиритизм утверждает, что нет смерти, нет греха, нет суда, нет возмездия, что люди – это «непадшие полубоги», что желание является наивысшим законом и что человек несет ответственность сам перед собой. Преграды, воздвигнутые Богом для защиты истины: целомудрие и благочестие – разрушены, и тем самым поощряются грехи многих людей. Разве такое учение не свидетельствует о том, что оно равнозначно служению демонам?
Последствия общения с нечистыми духами Бог показал израильтянам в мерзостях хананеев, которые стали идолопоклонниками, развратниками, убийцами, лишились всяких естественных чувств. Их мысли и дела были отвратительны. Люди часто не знают сами себя. «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено» (Иер. 17:9). Но Бог понимает слабости испорченной человеческой натуры. Тогда, как и теперь, сатана старался создать благоприятную для восстания против Бога обстановку, чтобы народ Израильский стал столь же отвратительным для Бога, как и хананеи. Губитель душ всегда наготове, пытаясь направить потоки неудержимого зла к таким сердцам, ибо он желает, чтобы мы погибли и были осуждены Богом.
Сатана намеревался владеть Ханаанской землей, но когда она оказалась местом обитания Израильского народа и Закон Божий стал законом той земли, он возненавидел Израиля лютой ненавистью и замыслил погубить. В результате содействия нечистых духов евреи начали поклоняться чужим богам, из-за своего беззакония в конце концов они были рассеяны по всей земле. Эту же историю сатана пытается повторить в наши дни. Бог отделяет Свой народ от мерзостей этого мира, чтобы они могли соблюдать Его святой закон, и потому ненависть «клеветника на братьев наших» не знает границ. «К вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что не много ему остается времени!» (Откр. 12:10-12). Небесный Ханаан уже недалек от нас, и сатана прилагает все усилия, чтобы погубить народ Божий и лишить их наследия. Предостережение: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мк. 14:38) – никогда еще не звучало так своевременно, как сегодня.
Слова Божьи, сказанные некогда древнему Израилю, относятся и к Его народу в наши дни. «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них». «Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Лев. 19:31; Втор. 18:12).
Глава 68
ДАВИД В СЕКЕЛАГЕ
Эта глава основана на Первой книге Царств 29,30 гл. и на второй книге Царств 1 гл.
Давид и его сподвижники не принимали участия в битве между Саулом и филистимлянами, хотя и отправились на поле сражения. Когда две армии приготовились сразиться, сын Иессея оказался в большом затруднении. Предполагалось, что он будет воевать на стороне филистимлян. Оставить свое место и уйти с поля битвы означало для него не просто проявить трусость, но оказаться неблагодарным изменником по отношению к Анхусу, который покровительствовал ему и доверием которого он пользовался. Подобный поступок не только покрыл бы его имя позором, но и вызвал бы гнев более грозных врагов, чем Саул. Однако он ни на мгновение не допускал мысли, что будет воевать против Израиля. Поступив так, он оказался бы предателем родины – врагом Божьим и своего народа. Это навсегда закрыло бы ему путь к израильскому престолу, и если бы Саул был убит во время сражения, в его смерти обвинили бы Давида.
Теперь Давиду пришлось осознать свой неправильный поступок. Насколько лучше было бы для него искать убежища среди гор, чем у врагов Иеговы и Его народа. Но Господь в Своей великой милости не оставил Своего раба в отчаянии и затруднении, ибо хотя Давид и согрешил, не приняв Божественной помощи, и уклонился от пути безупречной честности, все же в его сердце всегда жило стремление быть верным Богу. Пока сатана и его приспешники занимались тем, что помогали врагам Божьим и Израиля строить козни против царя, забывшего Бога, ангелы Господни трудились, чтобы избавить Давида от опасности, в которой он оказался. Небесные вестники добились того, что филистимские князья воспротивились присутствию Давида и его людей на поле битвы.
«Это что за Евреи?» – возмущались филистимские князья, осаждая Анхуса. Последний, не желая расставаться с таким важным союзником, ответил: «Разве не знаете, что это Давид, раб Саула, царя Израильского? он при мне уже более года, и я не нашел в нем ничего худого со времени его прихода до сего дня».
Но князья настойчиво требовали: «Отпусти ты этого человека, пусть он сидит в своем месте, которое ты ему назначил, чтоб он не шел с нами на войну и не сделался противником нашим на войне. Чем он может умилостивить господина своего, как не головами сих мужей? Не тот ли это Давид, которому пели в хороводах, говоря: «Саул поразил тысячи, а Давид – десятки тысяч»?» Убийство прославленного Голиафа и торжество Израиля по этому поводу все еще было свежо в памяти филистимских князей. Они не верили, что Давид станет сражаться против своего народа, скорее всего в разгар битвы он присоединится к евреям и нанесет филистимлянам больший ущерб, нежели вся армия Саула.
Таким образом, Анхус вынужден был уступить и, призвав к себе Давида, сказал ему: «Жив Господь! ты честен, и глазам моим приятно было бы, чтобы ты выходил и входил со мною в ополчении; ибо я не заметил в тебе худого со времени прихода твоего ко мне до сего дня; но в глазах князей ты не хорош. Итак возвратись теперь, и иди с миром, и не раздражай князей Филистимских».
Давид, боясь выдать свои настоящие чувства, ответил: «Что я сделал, и что ты нашел в рабе твоем с того времени, как я пред лицем твоим, и до сего дня, почему бы мне не идти и не воевать с врагами господина моего, царя?»
Ответ Анхуса должен был вызвать в душе Давида стыд и угрызения совести, ибо он понимал, что для раба Божьего недостойно так обманывать. «Будь уверен, что в моих глазах ты хорош, как Ангел Божий, – сказал царь, – но князья Филистимские сказали: «пусть он не идет с нами на войну». Итак встань утром, ты и рабы господина твоего, которые пришли с тобою; и встаньте поутру, и, когда светло будет, идите». Так была разорвана сеть, в которую попался Давид, и он снова оказался на свободе.
После трехдневного путешествия Давид и его отряд в шестьсот человек пришли в Секелаг, место их жительства в филистимской земле. Но какое опустошение предстало их взору! Амаликитяне, пользуясь отсутствием Давида и его воинов, отомстили ему за вторжение на их территорию: Они окружили беззащитный город, разграбили, сожгли его и удалились с большой добычей, забрав в плен всех женщин и детей.
Онемев от ужаса и изумления, Давид и его люди молча смотрели на черные тлеющие развалины города. Когда же, наконец, все случившееся дошло до их сознания, закаленные в битвах воины подняли вопль «и плакали, доколе не стало в них силы плакать».
Так Давид снова был наказан за свое неверие, которое привело его в филистимскую землю. Теперь он убедился, насколько небезопасно находиться среди врагов Бога и Его народа. Сподвижники Давида обрушились на него как на виновника этого несчастья. Он спровоцировал месть амаликитян, напав на них, но все же, слишком уверенный в безопасности среди своих врагов, оставил город без охраны. Обезумев от горя и гнева, его воины были готовы на все и даже угрожали побить своего вождя камнями.
Казалось, что Давид лишился всякой человеческой поддержки. Все самое дорогое его сердцу было у него отнято. Саул изгнал его из родной земли, филистимляне прогнали с поля битвы, амаликитяне ограбили его город, его жены и дети стали узниками, а ближайшие друзья восстали против него и даже угрожали смертью. В этот час крайней нужды Давид, вместо того чтобы предаваться отчаянию, искренно обратился за помощью к Богу. Он «укрепился надеждою на Господа». Он обдумал свое полное событий прошлое. Разве когда-нибудь Господь оставлял его? Его душа ободрилась при воспоминании о многочисленных доказательствах Божьего благоволения. Окружение Давида своим негодованием и нетерпением удваивало собственные страдания, а человек Божий, который больше всех имел право горевать, сохранял присутствие духа. «Когда я в страхе, на Тебя я уповаю», – повторяло его сердце (Пс. 55:4). Хотя сам он не знает выхода из трудного положения, его знает Бог, и Он укажет, что делать!
Призвав Авиафара, сына Ахимелехова, «вопросил Давид Господа, говоря: преследовать ли мне это полчище, и догоню ли я их? И сказано ему: преследуй, догонишь и отнимешь» (1 Цар. 30:8).
При этих словах душевное волнение и скорбь улеглись. Давид и его воины немедленно бросились догонять убегавшего врага. Они шли так быстро, что достигнув потока Восор, впадающего в Средиземное море возле Газы, двести человек из отряда Давида, смертельно усталые, вынуждены были остановиться. Но Давид и оставшиеся с ним четыреста человек неустрашимо преследовали врага.
Продвигаясь вперед, они наткнулись на раба-египтянина, который, по-видимому, умирал от голода и истощения. Оправившись немного после еды и питья, он рассказал, что его бросил умирать жестокий господин амаликитянин, который также был из числа их врагов. Он рассказал о совершенном набеге, грабеже и затем, заручившись обещанием, что его не убьют и не отдадут в руки его господина, согласился проводить Давида в лагерь противника.
Какая сцена торжества предстала перед ними, когда они подошли к стану врага! Победители праздновали победу. «И вот, Амаликитяне, рассыпавшись по всей той стране, едят и пьют и празднуют по причине великой добычи, которую они взяли из земли Филистимской и из земли Иудейской». Предприняв стремительную атаку, Давид и его воины яростно набросились на противника. Пораженные внезапным нападением, амаликитяне пришли в смятение. Сражение длилось всю ночь и весь следующий день, пока враг почти полностью не был истреблен, за исключением четырехсот мужчин, которые спаслись бегством на верблюдах. Так исполнилось слово Господне. «И отнял Давид все, что взяли Амаликитяне, и обеих жен своих отнял Давид. И не пропало у них ничего, ни малого, ни большого, ни из сыновей, ни из дочерей, ни из добычи, ни из всего, что Амаликитяне взяли у них; все возвратил Давид».
Когда Давид вторгся на территорию амаликитян, он поразил мечом всех жителей, попавших ему в руки. Только благодаря сдерживающей силе Божьей амаликитяне не поступили подобным образом с жителями Секелага. Они решили пощадить жизнь пленников, так как, приведя с собой много людей, которых потом намеревались продать в рабство, они придали своему возвращению больше триумфа. Так они невольно исполнили намерение Божье, сохранив жизнь пленникам, которые смогли невредимыми вернуться к своим отцам и мужьям.
Все земные власти находятся под контролем Безграничного. Самому могущественному государю, самому жестокому притеснителю Он говорит: «Доселе дойдешь, и не перейдешь» (Иов. 38:11). Божественная сила постоянно борется с силами зла. Бог всегда старается не уничтожить людей, но исправить их и спасти.
С огромной радостью победители пустились в обратный путь. Возвратившись к тем, кто остался, некоторые из четырехсот воинов, наиболее себялюбивые и непокорные, призывали не делиться с оставшимися в лагере. Достаточно того, что к ним возвратились их близкие, говорили они. «Не делайте так, братья мои, – сказал Давид, – после того, как Господь дал нам это, и сохранил нас, и предал в руки наши полчище. – Какова часть ходившим на войну, такова часть должна быть и оставшимся при обозе; на всех должно разделить». Так и было сделано, и впоследствии это стало законом в Израиле, что все принимавшие участие в военном походе получали свою долю на равных правах с действующими частями.
Помимо возвращения всего, что захватили амаликитяне в Секелаге, Давид и его люди привели с собой большое количество мелкого и крупного скота, принадлежавшего врагу. Эта добыча называлась «Давидовой», и, вернувшись в Секелаг, Давид послал часть ее в подарок старейшинам своего колена Иуды. Он не забыл и тех, кто помогал ему и его отряду в горах, когда они вынуждены были скитаться с места на место. Их доброта и сочувствие, столь дорогие для преследуемого беглеца, были с благодарностью вознаграждены.
Прошло три дня с тех пор, как Давид и его воины возвратились в Секелаг. Восстанавливая из развалин свои дома, они с нетерпением ожидали известия с поля битвы, где, как они знали, должны были сразиться израильтяне и филистимляне. Внезапно в город пришел вестник, «одежда на нем разодрана и прах на голове его». Его немедленно привели к Давиду, которому он почтительно поклонился, выражая уважение как могущественному князю, благосклонность которого он желал приобрести. Давид с нетерпением спросил, чем завершилось сражение. Человек, рассказывая о поражении Саула, его смерти и смерти Ионафана, исказил факты. По-видимому, он думал, что Давид ненавидит своего безжалостного преследователя, и надеялся получить награду за убийство царя. Он хвастливо поведал Давиду, как во время сражения нашел израильского монарха раненым и осаждаемым со всех сторон врагами и по просьбе царя убил его. Корону с головы Саула и браслеты с его запястий он принес Давиду. Гонец уверенно ждал, что это известие будет принято с радостью, и он получит щедрую награду.
Но «схватил Давид одежды свои, и разодрал их, также и все люди, бывшие с ним. И рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле, и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем, и о доме Израилевом, что пали они от меча».
Когда прошло первое потрясение от страшных известей, мысли Давида вернулись к человеку, который принес эти вести, и к тому преступлению, которое он, по его собственному утверждению, совершил. Он спросил молодого человека: «Откуда ты?» Тот ответил: «Я – сын пришельца, Амаликитянина». Тогда Давид сказал ему: «Как не побоялся ты поднять руку, чтоб убить помазанника Господня?» Дважды Саул был в руках Давида, и когда его люди требовали, чтобы он убил царя, он отказывался поднять руку на того, кто был помазан в цари Израиля по велению Господню. Однако амаликитянин не побоялся хвастаться убийством израильского царя. Он сам уличил себя в преступлении, заслуживавшем смерти, и наказание немедленно свершилось. Давид сказал: «Кровь твоя на голове твоей; ибо твои уста свидетельствовали на тебя, когда ты говорил: «я убил помазанника Господня»».
Скорбь Давида о смерти Саула была искренняя и глубокая, свидетельствовавшая о великодушии его благородного сердца. Он не торжествовал из-за того, что его враг пал. Преграда, мешавшая его восхождению на трон, была устранена, но это не принесло ему радости. Смерть Саула изгладила воспоминания о его подозрительности и жестокости, и теперь Давид думал только о том, что было благородного и великодушного в его царствовании. Имя Саула связывалось с именем Ионафана, дружба которого была так искренна и бескорыстна.
Песнь, в которой Давид излил всю скорбь своего сердца, стала сокровищем его нации и народа Божьего во всех грядущих веках:
«Краса твоя, о, Израиль,
поражена на высотах твоих!
Как пали сильные!
Не рассказывайте в Гефе,
не возвещайте на улицах Аскалона,
чтобы не радовались дочери Филистимлян,
чтобы не торжествовали дочери необрезанных.
Горы Гелвуйские!
Да не сойдет ни роса, ни дождь на вас,
и да не будет на вас полей с плодами;
ибо там повержен щит сильных,
щит Саула, как бы не был он помазан елеем…
Саул и Ионафан, любезные и согласные в жизни своей,
не разлучились и в смерти своей;
быстрее орлов,
сильнее львов они были.
Дочери Израильские! Плачьте о Сауле,
который одевал вас в багряницу с украшениями
и доставлял на одежды ваши золотые уборы.
Как пали сильные на брани!
Сражен Ионафан на высотах твоих.
Скорблю о тебе, брат мой Ионафан:
ты был очень дорог для меня;
любовь твоя была для меня
превыше любви женской.
Как пали сильные,
погибло оружие бранное!»
(2 Цар. 1:19-27)
Глава 69