Эта глава основана на Книге Иисуса Навина 8 гл.
После исполнения приговора над Аханом Иисусу было повелено со всеми людьми, способными к войне, снова напасть на Гай. Сила Божья была с израильтянами, и вскоре они овладели городом.
После этого военные действия на время прекратились, чтобы весь Израиль мог принять участие в торжественном богослужении. Люди с нетерпением ожидали того времени, когда они поселятся в Ханаане; у них не было ни домов, ни земель для своих семейств, – чтобы приобрести все это, предстояло изгнать хананеев; однако немаловажное это дело отходило на второй план перед куда более серьезной обязанностью, требующей их внимания.
Прежде чем овладеть своим наследием, они должны были подтвердить завет верности Богу. В своих последних наставлениях Моисей дважды повелел им собраться при Сихеме на горах Гевал и Гаризим для торжественного признания Закона Божьего. Повинуясь его слову, все израильтяне – не только мужчины, но и жены, и дети, вместе с пришельцами, находящимися среди них – покинули стан в Галгале и отправились через землю своих врагов в долину Сихем, находящуюся недалеко от центральной части страны. Непокоренные враги окружали их, но пока они оставались верны Богу, их безопасность была обеспечена Его могуществом. Тогда, как и во дни Иакова, «был ужас Божий на окрестных городах», и путешествие евреев оказалось спокойным (Быт. 35:5).
Место, назначенное для торжественного служения, однажды уже было освящено присутствием их отцов. Здесь Авраам воздвиг свой первый жертвенник Иегове в земле Ханаанской. Здесь разбивали свои шатры и Авраам, и Иаков. Позже здесь было куплено поле, на котором Израилю предстояло похоронить тело Иосифа. Здесь находился колодец, выкопанный Иаковом, и дуб, под которым он зарыл идолов своей семьи.
|
Сихем был одним из прекраснейших уголков Палестины и вполне отвечал тем торжественным и величественным обрядам, которые должны были совершиться здесь. Среди обнаженных холмов лежала прелестная долина с зелеными, сплошь в полевых цветах, полянами, тут росли масличные рощи, орошаемые полноводными ручьями и родниками. По обе стороны долины возвышались горы Гевал и Гаризим, почти соприкасающиеся одна с другой, их нижние уступы образовывали естественную площадку; каждое слово, сказанное на одной горе, отчетливо и ясно было слышно на другой, а на покатых склонах обеих гор могло разместиться немало людей.
Согласно указаниям Моисея, на горе Гевал воздвигли монумент из больших камней. На этих камнях, предварительно покрытых слоем извести, был начертан закон: не только Десятисловие, провозглашенное на Синае и начертанное на каменных скрижалях, но и законы, данные Моисею и записанные им в книгу. Около этого монумента на жертвеннике из неотесанного камня были принесены жертвы Богу. То, что жертвенник оказался установлен на горе Гевал, над которой должно было прозвучать проклятие, означало следующее: Израиль нарушил Закон Божий, он заслуженно навлек на себя Его гнев, и евреев могло постичь наказание Божье, если бы не искупительная жертва Христа, символом которой был этот жертвенник.
Шесть колен, потомки Лии и Рахили, стояли на горе Гаризим, а остальные, кто вел свое происхождение от служанок, вместе с Рувимом и Завулоном, взошли на гору Гевал, священники с ковчегом расположились в долине между ними. Звук трубы призвал к молчанию, и затем среди глубокой тишины в присутствии всех собравшихся Иисус Навин, стоя у священного ковчега, читал то, что записано на камнях, – вначале он перечислил благословения, которые были обещаны повинующимся Закону Божьему. Все колена на Гаризиме единогласно ответили «Аминь!» Затем он возгласил проклятия, и все колена на Гевале подобным же образом ответили согласием. Тысячи и тысячи голосов слились воедино в торжественном ответе. После этого был зачитан Закон Божий вместе с установлениями и заповедями, данными Моисеем.
|
Израиль получил закон на Синае прямо из уст Божьих, и святые заповеди Господа, начертанные Его рукой, по-прежнему хранились в ковчеге. Теперь закон был записан еще раз и помещен там, где все могли бы читать его. Каждый имел возможность видеть условия завета, на которых евреи получали Ханаанскую землю. Всем предстояло изъявить свое согласие на принятие условий завета и выбрать для себя благословения в случае их соблюдения или проклятия за нарушение. Закон был не только записан на камнях монумента, Иисус Навин сам прочел его во всеуслышание перед всем Израилем. Хотя прошло немного времени с тех пор, как Моисей дал народу Книгу Второзаконие, однако теперь Иисус снова прочел закон.
Не только мужчины в Израиле, но все женщины и дети слушали чтение закона – было важно, чтобы они также знали и исполняли свой долг. Бог повелел Израилю относительно Своих установлении: «Итак положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими. И учите им сыновей своих… дабы столько же много было дней ваших и дней детей ваших на той земле, которую Господь клялся дать отцам вашим, сколько дней небо будет над землею» (Втор. 11:18-21).
|
Каждый седьмой год в присутствии всего Израиля должен был читаться весь закон, как повелел Моисей: «По прошествии семи лет, в год отпущения, в праздник кущей, когда весь Израиль придет явиться пред лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Господь, читай сей закон пред всем Израилем вслух его. Собери народ, мужей и жен, и детей, и пришельцев твоих, которые будут в жилищах твоих, чтоб они слушали и учились, и чтобы боялись Господа, Бога вашего, и старались исполнять все слова закона сего. И сыны их, которые не знают сего, услышат и научатся бояться Господа, Бога вашего, во все дни, доколе вы будете жить на земле, в которую вы переходите за Иордан, чтоб овладеть ею» (Втор. 31:10-13).
Сатана неутомимо старается извратить все сказанное Богом, чтобы люди утратили правильное понимание вещей и их легко было вовлечь в грех. По этой причине Господь изложил Свои требования предельно ясно, чтобы никто не заблуждался. Бог постоянно стремится защитить людей, чтобы губительная, жестокая, обольщающая сила дьявола не имела над ними власти. Он снизошел до того, что Сам говорил с ними и Своей рукой начертал животворящие истины. Эти благословенные слова, исполненные жизни и освященные истиной, даны людям как самый надежный путеводитель. Так как сатана всегда готов отвлечь внимание человека и ослабить силу любви к Господним обетованиям и требованиям, необходимо великое прилежание, чтобы удержать их в своем разуме и запечатлеть в сердце.
Религиозные учителя должны стараться так разъяснять людям уроки библейской истории, чтобы они поняли все предостережения и требования Божьи. Об этом надо рассказывать простым языком, чтобы и детям было ясно. Наставление молодежи в истинах Священного Писания должно стать частью работы как служителей, так и родителей.
Родителям следует увлечь своих детей многообразием знаний, содержащихся на священных страницах. Но прежде чем они заинтересуют своих сыновей и дочерей Словом Божьим, они сами должны заинтересоваться им. Родителям надо знать учение Библии и, как повелел Бог, говорить о нем, «сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (Втор. 6:7; Втор. 11:19). Те, кто желает, чтобы их дети любили и почитали Бога, должны говорить о Его доброте и могуществе, как об этом повествует Его слово и свидетельствуют дела творения.
Каждая глава и каждый стих Библии являются вестью от Бога к людям. Его заповеди должны быть знаком на наших руках и повязкой на лбу, свидетельствуя о нашей принадлежности Христу (см. Исх. 13:16). Если народ Божий будет изучать эти заповеди и повиноваться им, тогда дорогу ему, как прежде израильтянам, будет указывать облачный столп – днем и огненный – ночью.
Глава 47
СОЮЗ С ГАВАОНИТЯНАМИ
Эта глава основана ни Книге Иисуса Навина 9 и 10 гл.
Из Сихема израильтяне возвратились в свой стан, находящийся в Галгале. Там их вскоре посетили какие-то странные люди, которые просили заключить с ними союз. Они объявили себя пришельцами из далекой земли, и их внешний вид, казалось, также подтверждал это. Старое их платье было изношено, обувь залатана. Дорожные припасы покрылись плесенью, а мехи, которые служили сосудами для вина, порваны и кое-как, словно наспех, починены, как то бывает во время странствования.
На их родине, вдали от Палестины, люди прослышали о чудесах, какие Бог совершил для Своего народа, и послали их заключить с Израилем союз. Евреи особо были предостережены о том, чтобы не заключать никаких договоров с хананеями, у вождей народа возникло сомнение в истинности слов этих пришельцев, и они сказали: «Может быть, вы живете близ нас?» На это они только отвечали: «Мы рабы твои». Но когда Иисус прямо потребовал от них ответа: «Кто вы, и откуда пришли?» – они повторили прежние слова и в доказательство своей искренности прибавили: «Этот хлеб наш из домов наших мы взяли теплый в тот день, когда пошли к вам; а теперь вот, он сделался сухой и заплеснелый. И эти мехи с вином, которые мы налили новые, вот, изорвались; и эта одежда наша и обувь наша обветшала от весьма дальней дороги».
Эти доказательства рассеяли все сомнения. Евреи «Господа не вопросили. И заключил Иисус с ними мир, и постановил с ними условие в том, что он сохранит им жизнь; и поклялись им начальники общества». Так был заключен союз. Истина обнаружилась спустя три дня. Они «услышали, что они соседи их и живут близ них». Сознавая свое бессилие перед евреями, гаваонитяне, чтобы сохранить свою жизнь, прибегли к хитрости.
Сильное возмущение овладело израильтянами, когда они узнали об обмане, которому поддались. Чувство негодования еще сильнее заговорило в них, когда после трехдневного перехода они подошли к городам гаваонитян, расположенным недалеко от центральной части страны. За это все общество Израилево возроптало на начальников, но последние отказались расторгнуть союз, хотя он и был заключен нечестным путем, так как они «клялись им Господом, Богом Израилевым». И «сыны Израилевы не побили их». Гаваонитяне поклялись не поклоняться больше идолам, но служить истинному Богу, и помилование их не нарушало Божественного повеления об уничтожении язычников-хананеев. Заключая союз, евреи не обязывались совершить грех. Хотя клятва оказалась получена путем обмана, ее нельзя было нарушать. Если кто-либо клялся в чем-нибудь и это не обязывало его совершить преступное дело, такая клятва почиталась священной. Никакие материальные соображения, ни месть, ни личные интересы не могли повлиять на неприкосновенность обета или клятвы. «Мерзость пред Господом – уста лживые» (Притч. 12:22), и «Кто станет на святом месте Его?» – «Тот… кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет» (Пс. 23:3; 14:4).
Жизнь гаваонитян была пощажена, но они стали как бы рабами при святилище и исполняли там самую черную работу. «И определил в тот день Иисус, чтоб они рубили дрова и черпали воду для общества и для жертвенника Господня». Эти условия были с благодарностью приняты, потому что они сознавали свою вину перед израильтянами и, невзирая ни на какие условия, радовались их милости. «Теперь вот мы в руке твоей, – сказали они Иисусу. – Как лучше и справедливее тебе покажется поступить с нами, так и поступи». На протяжении целых столетий их потомки работали при святилище.
На территории Гаваона размещались четыре города. Жители этих городов царя не имели, ими управляли старейшины и начальники. Гаваон, главный среди остальных, «был город большой, как один из царских городов… и все жители его люди храбрые». И однако они пошли на самую низкую работу, чтобы только остаться в живых, – вот красноречивое доказательство того ужаса, какой израильтяне внушали жителям Ханаана.
Участь гаваонитян была бы намного лучше, поступи они честно с израильтянами. Хотя покорность Богу и сохранила им жизнь, но обман обрек их на позор и рабство. Господь предусмотрел, чтобы те, кто порвал с идолопоклонством и присоединился к Израилю, пользовались благословениями завета. Они попадали под определение «пришелец среди тебя», и, за небольшим исключением, эти люди пользовались одинаковыми преимуществами наравне с Израилем. Повеление Господне гласило:
«Когда поселится пришелец в земле вашей, не притесняйте его. Пришелец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш, люби его, как себя». Повеление относительно Пасхи и жертвоприношений гласило: «Для вас, общество Господне, и для пришельца, живущего у вас, устав один, устав вечный в роды ваши: что вы, то и пришелец да будет пред Господом» (Чис. 15:15).
Такими правами могли пользоваться и гаваонитяне, если бы они поступили честно. Не так легко оказалось жителям «царского города», «которые были людьми храбрыми», стать дровосеками и водоносами на все грядущие времена. Чтобы других ввести в заблуждение, они надели на себя нищенские одежды, которые так и остались на них, как символ вечного рабства. На протяжении всех поколений их рабское положение должно было свидетельствовать об отвращении Бога ко лжи.
Сдача Гаваона израильтянам привела всех царей Ханаана в ужас. Немедленно были приняты меры к тому, чтобы отомстить гаваонитянам за то, что они заключили союз со своими захватчиками. Под руководством Адониседека, царя Иерусалимского, пять ханаанских царей достигли согласия, чтобы поразить Гаваон. Все это было сделано очень быстро, и гаваонитяне, будучи не готовы к защите, послали вестника к Иисусу в Галгал: «Не отними руки твоей от рабов твоих; приди к нам скорее, спаси нас и подай нам помощь; ибо собрались против нас все цари Аморрейские, живущие на горах». Нависшая над Гаваоном угроза напугала не только его жителей, но и Израиль. Этот город занимал очень выгодное географическое положение. Через него проходили главные пути к центральной и южной Палестине и, если израильтяне думали покорить всю страну, этот город не следовало сдавать врагу.
Иисус немедленно приготовился выступить на защиту Гаваона. Жители осажденного города опасались, что их обман послужит причиной отказа в помощи, но с тех пор как они присоединились к Израильскому народу и начали поклоняться живому Богу, Иисус Навин чувствовал себя обязанным защищать их. На этот раз, прежде чем отправиться в путь, он испросил Божественного совета, и Господь ободрил его порыв. «Не бойся их, – гласило Божественное откровение, – ибо Я предал их в руки твои: никто из них не устоит пред лицем твоим». Иисус отправился из Галгала «и с ним весь народ, способный к войне, и все мужи храбрые».
Идя всю ночь со своими людьми, Иисус на утро подошел к Гаваону. Едва только объединившиеся князья успели расположиться вокруг города, как Иисус напал на них. Эта стремительная атака завершилась полным поражением союзников. Многочисленные войска бросились бежать к горному проходу Вефорона; достигнув вершины, они стремительно неслись по крутому скату горы. Но здесь над ними разразился ужасный град. «Господь бросал на них с небес большие камни… больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечем».
В то время как аморреи продолжали бежать в смятении и панике, намереваясь найти убежище в горах, Иисус, стоя на горной вершине и глядя вниз, понял, что до конца дня он не успеет завершить бой. Если же враги не будут полностью разбиты, они дождутся подкрепления и начнут новое наступление. «Иисус воззвал к Господу… и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного:. «стояло солнце среди неба, и не спешило к западу почти целый день»?»
Прежде чем опустился вечер. Бог исполнил обещание, данное Им Иисусу. Враг полностью был предан в его руки. События того дня надолго остались в памяти народа. «И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь так слышал бы глас человеческий. Ибо Господь сражался за Израиля». «Солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих. Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы. Ты выступаешь для спасения народа Твоего» (Авв. 3:11-13).
Под влиянием Духа Божьего Иисус молился, чтобы получить доказательство могущества Бога Израилева. Эта просьба вовсе не свидетельствовала о самонадеянности великого вождя. Иисусу Навину было обещано, что врагов Израиля поразит Бог, однако он приложил такие серьезные усилия, как будто успех битвы всецело зависел от израильского войска. Он сделал все, что только было в человеческих силах, и затем с верой обратился за Божественной помощью. Секрет успеха заключается в союзе Божественной силы с человеческими усилиями. Великих успехов достигают те, кто уповает лишь на руку Всемогущего. Тот самый человек, который повелел: «Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!» – целыми часами молился, распростершись на земле в стане при Галгале. Люди молитвы – это люди силы.
Столь необычайное чудо свидетельствует о том, что природой управляет Творец. Сатана пытается скрыть от людей Божественную работу в естественном мире, неутомимую творческую силу великой первопричины существования всей Вселенной. Это чудо бросает упрек всем тем, кто ставит природу выше Бога.
По Своему желанию Бог использовал силы природы для того, чтобы поразить врага – «огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его» (Пс. 148:8). Когда аморреи воспротивились осуществлению Божьих намерений, Господь вмешался, бросая «с небес большие камни» на врагов Израиля. Слово Божье говорит о великой битве, которая произойдет на заключительном этапе земной истории, а именно: когда «Господь открыл хранилище Свое и взял из него сосуды гнева Своего» (Иер. 50:25). «Входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровищницы града, которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны?» (Иов. 38:22, 23).
Иоанн в Откровении описывает бедствие, которое разражается вслед за громким возгласом «из храма небесного»:
«Совершилось!» Он говорит: «И град, величиною в талант, пал с неба на людей» (Откр. 16:17, 21)
Глава 48
РАЗДЕЛ ХАНААНА
Эта глава основана на Книге Иисуса Навина 10:40-43; II и 14-22 гл.
Вскоре после победы над Беф-Хораном был завоеван весь Ханаан. «И поразил Иисус всю землю нагорную и полуденную, и низменные места… И всех царей сих и земли их Иисус взял одним разом; ибо Господь, Бог Израилев, сражался за Израиля. Потом Иисус и все Израильтяне с ним возвратились в стан, в Галгал» (Ис. Нав. 10:40-43).
Племена хананеев в северной Палестине, напуганные успехом израильских ополчений, заключили между собой союз. Его возглавил Иавин, царь Асорский, владеющий землей западнее озера Мером. «И выступили они и все ополчение их с ними». Силы врага во много раз превышали численность тех войск, с которыми до сих пор приходилось воевать израильтянам в Ханаане, «многочисленный народ, который множеством равнялся песку на берегу морском; и коней и колесниц было весьма много. И собрались все цари сии, и пришли и расположились станом вместе при водах Меромских, чтобы сразиться с Израилем». Но Иисус опять услышал от Господа ободряющие слова: «не бойся их; ибо завтра, около сего времени, Я предам всех их на избиение сынам Израиля».
Возле озера Мером Иисус напал на стан союзников и совершенно разгромил их. «И предал их Господь в руки Израильтян, и поразили они их… так что никого из них не осталось, кто уцелел бы». Колесницы и конница врага – гордость и слава хананеев – не должны были стать собственностью Израиля. По повелению Божьему колесницы сожгли, а лошадям перерезали жилы, и, таким образом, эти военные трофеи стали совершенно непригодными для военных целей. Израильтянам следовало полагаться не на колесницы или конницу, но на «имя их Господа Бога».
Один за другим пали города, а Асор, главный город союзников, был сожжен дотла. Эта война длилась несколько лет, пока Иисус не покорил весь Ханаан. «И успокоилась земля от войны».
Хотя сопротивление хананеев и удалось сломить, но полностью они еще не были покорены. На западе филистимляне все еще занимали плодородные земли вдоль побережья, в то время как на севере жили сидоняне, в руках которых также находился Ливан. На юг к Египту земли также были заселены врагами Израиля.
Однако Иисус должен был прекратить войну. Великому вождю предстояло исполнить другое предназначение, прежде чем сложить скипетр правления над Израилем. Вся земля, завоеванная и незавоеванная, должна была быть разделена между коленами. В дальнейшую обязанность каждого колена входило полностью покорить себе выделенный удел. Если бы израильтяне жизнью своей проявили верность Богу, Он прогнал бы врагов – ведь Он обещал наделить их еще большими владениями, если они останутся верными Его завету.
Раздел земли был поручен Иисусу, Елеазару-первосвященнику и главам колен. Местожительство каждого колена решалось жребием. Моисей сам установил границы земель, которые после завоеваний отойдут тому или иному племени, и назначил также над каждым коленом князя, который должен был принять участие в разделе. На колено Левия, посвященное на служение в святилище, не распространялось это распределение, однако в различных местах страны для левитов выделили как их наследственную часть 48 городов.
Прежде чем начался раздел земли, Халев в сопровождении глав колен пришел с особой просьбой. Помимо Иисуса Халев был одним из самых старых мужей в Израиле. Халев и Иисус единственные среди соглядатаев принесли добрые вести об обетованной земле, они побуждали народ пойти и завладеть ею во имя Бога. Халев теперь напомнил Иисусу о данном ему тогда обещании как награде за верность. «Земля, по которой ходила нога твоя, будет уделом тебе и детям твоим навек; ибо ты в точности последовал Господу». На этом основании Халев потребовал, чтобы гору Хеврон отдали ему во владение. Там в течение долгих лет жили Авраам, Исаак и Иаков, там их погребли в пещере Махпеле. Хеврон был постоянным местом жительства гиганта Енака, чья исполинская внешность, внушив ужас соглядатаям, лишила мужества весь Израиль. Среди всех остальных мест Халев, полагаясь на силу Божью, выбрал именно это себе в наследие.
«Итак вот, Господь сохранил меня в живых, как Он говорил; уже сорок пять лет прошло от того времени, когда Господь сказал Моисею слово сие… теперь, вот, мне восемьдесят пять лет. Но и ныне я столько же крепок, как и тогда, когда посылал меня Моисей; сколько тогда было у меня силы, столько и теперь есть для того, чтобы воевать, и выходить и входить. Итак дай мне сию гору, о которой говорил Господь в тот день; ибо ты слышал в тот день, что там живут сыны Енаковы, и города у них большие и укрепленные; может быть. Господь будет со мною, и я изгоню их, как говорил Господь». Эта просьба была поддержана начальниками колена Иудина. Халев, назначенный от этого колена участвовать в разделе земли, взял этих людей для предъявления своей просьбы, чтобы, действуя таким образом, не вызвать ни в ком подозрения, будто пользуется властью для осуществления собственных целей.
Его просьбу немедленно выполнили. Не было более надежных рук, которым могло быть доверено завоевание этой гигантской крепости. «Иисус благословил его, и дал в удел Халеву, сыну Иефонниину, Хеврон … за то, что он в точности последовал повелению Господа, Бога Израилева». Вера Халева теперь оставалась такой же, какой была много лет назад, когда его свидетельство так сильно противоречило ложным показаниям остальных соглядатаев. Он верил Божественному обетованию, что Господь даст Своему народу в наследие Ханаан, тут у него не было никаких сомнений. Он переносил со своим народом трудности скитаний по пустыне, разделяя таким образом все разочарования и бремя вины, однако не жаловался, но превозносил милосердие Божье, благодаря которому он остался жив, тогда как братья его умерли в пустыне. Среди лишений, опасностей и язв, постигавших народ во время скитаний в пустыне и на протяжении всех лет войны в Ханаане, Господь хранил его, и теперь, будучи уже старше восьмидесяти лет, он чувствовал себя превосходно. Он просил для себя не завоеванной части земли вообще, но именно того места, которое все другие соглядатаи считали невозможным завоевать. С помощью Бога он надеялся взять эту крепость из рук тех самых исполинов, сила которых некогда поколебала веру Израиля. Это желание родилось у Халева не под влиянием жажды чести и славы. Доблестныйстарый воин решил оставить своему народу пример, который бы прославил Бога и побудил все колена к полному завоеванию земли, которую их отцы считали непобедимой.
Халев получил наследие, о котором мечтал сорок лет, и, веря, что Бог пребывает с ним, выгнал оттуда трех сынов Енаковых. После завоевания наследия для себя и своего дома его усердие не ослабело; он не застыл на месте, чтобы наслаждаться полученным, но шел к дальнейшим победам во благо народа и славы Божьей.
Боязливые и строптивые погибли в пустыне, но те, кто принес истинные свидетельства, ели виноград Есхола. Каждый получил согласно своей вере. Маловеры увидели, что их опасения оправдались. Невзирая на Божьи обетования, они заявили о невозможности наследовать Ханаан и не овладели им. Но те, кто, полагаясь на Бога, не страшился трудностей и доверился силе Всемогущего Помощника, вошли в прекрасную землю. Верой герои древности «побеждали царства… избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр. 11:33,34). «И сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5:4).
Относительно раздела земли прозвучало еще одно требование, но как резко оно отличалось от просьбы Халева! Оно было предъявлено детьми Иосифа, коленом Ефрема и половиной колена Манассии. Ссылаясь на свою многочисленность, эти колена требовали двойной части удела. По жребию им выпала богатейшая часть земли, включая и плодородную долину Сарона, но многие главные города этой долины находились все еще во владении хананеев; желая избежать труда и опасностей завоевания, вышеупомянутые колена потребовали дополнительной части уже завоеванной земли. Колено Ефремове было одним из самых многочисленных, к нему также принадлежал Иисус Навин, и его члены, естественно, считали, что имеют право на особое отношение. «Почему ты дал мне в удел один жребий и один участок, – говорили они, – тогда как я многолюден?» Но ничто не могло заставить уклониться от справедливости непоколебимого вождя.
Его ответ был: «Если ты многолюден, то пойди в леса и там, в земле Ферезеев и Рефаимов, расчисть себе место, если гора Ефремова для тебя тесна».
Их ответ открыл истинную причину их жалоб. У них не было веры и смелости, чтобы изгнать хананеев. «Не останется за нами гора, – сказали они, – потому что железные колесницы у всех Хананеев, живущих на долине».
Могущество Бога Израилевого служило залогом непобедимости Его народа, и если бы ефремляне обладали смелостью и верой Халева, никакие враги не устояли бы перед ними. Их очевидное желание избежать трудностей и опасностей было встречено Иисусом твердым и непоколебимым решением:
«Ты многолюден и сила у тебя велика… – сказал он, – ты изгонишь Хананеев, хотя у них колесницы железные, и хотя они сильны». Таким путем их собственные доводы обернулись против них. Будучи многочисленным народом, как они заявляли, они вполне могли сами проложить себе дорогу, как это сделали их братья. С помощью Бога им нечего было бояться железных колесниц.
До сих пор главным местом пребывания народа и скинии был Галгал. Но теперь скинию предстояло перенести на постоянное место в Силом, небольшой город в уделе Ефрема. Он располагался недалеко от центральной части страны, и поэтому его удобно было посещать всем коленам. Эта часть страны была уже завоевана, и никто не тревожил бы пришедших на поклонение. «Все общество сынов Израилевых собралось в Силом, и поставили там скинию собрания» (Ис. Нав. 18:1). Колена, которые все еще находились в стане, когда скиния была перенесена из Галгала, последовали за ней и расположились около Силома. Здесь они и оставались до тех пор, пока не получили своего удела.
Ковчег оставался в Силоме триста лет, пока по причине беззакония дома Илия не попал в руки филистимлян, а сам город был разрушен. После этого уже никогда больше ковчег не возвращался сюда. Впоследствии служение святилища было перенесено в храм в Иерусалим, и Силом утратил свое значение. Только руины напоминали, что некогда здесь стоял город. Спустя много столетий судьба, постигшая Силом, послужила предостережением для Иерусалима: «Пойдите же на место Мое в Силом, – сказал Господь через пророка Иеремию, – где Я прежде назначил пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля… то Я так же поступлю с домом сим, над которым наречено имя Мое, на который вы надеетесь, и с местом, которое Я дал вам и отцам вашим, как поступил с Силомом» (Иер. 7:12, 14).
«Когда окончили разделение земли, по пределам ее» и все колена получили по уделу, Иисус представил свое требование. Ему, как и Халеву, было дано особое обещание относительно удела. Однако он просил не обширных земель, а только один город. «Дали ему город… которого он просил… и построил он город, и жил в нем». Название этого города – Фамнаф-Сараи («остаток») – свидетельствует о благородном характере и бескорыстном поведении завоевателя, который вместо того, чтобы первым предъявить свои права на добычу, откладывал это до тех пор, пока самый скромный член общества не получил свою долю.
Шесть городов, выделенных для левитов по обе стороны Иордана, были городами-убежищами, где мог укрыться от возмездия человекоубийца. О назначении этих городов дал указание Моисей: «Куда мог бы убежать убийца, убивший человека неумышленно. И будут у вас города сии убежищем от мстителя, чтобы не был умерщвлен убивший, прежде нежели он предстанет пред общество на суд» (Чис. 35:11, 12). Эта милостивая мера предосторожности была необходима, так как, согласно древнему обычаю кровной мести, убийца должен был быть отмщен ближайшим родственником убитого или же его наследником. Когда же преступление являлось очевидным, тогда судебное разбирательство оказывалось ненужным. Мститель мог преследовать преступника повсюду и убить его там, где он будет настигнут. В те времена Господь не считал нужным упразднить этот обычай, но предусмотрел меры предосторожности для тех, кто совершит убийство неумышленно.
Города-убежища были размещены так, что из любого конца страны к ним можно было добраться за полдня пути. Дороги, ведшие к ним, надлежало всегда содержать в полном порядке. На всем их протяжении должны были стоять столбы, к которым прикреплялись таблички с простой и четкой надписью: «Убежище», чтобы беглецу легче было ориентироваться, не теряя даром времени. Всякий человек, будь он еврей, пришелец или временный житель, мог воспользоваться этим правом. При таких мерах предосторожности невинный избавлялся от мгновенного отмщения, а настоящий виновник не мог избежать заслуженного наказания. Дело беженца беспристрастно рассматривалось начальниками, и только тогда, когда его невиновность и непреднамеренность убийства устанавливались, ему следовало предоставить защиту в городе-убежище. Виновного же следовало отдать в руки мстителя. Все, получившие право оставаться в городе, могли пользоваться защитой только при условии нахождения в его пределах. Если же кто-либо выходил за предписанные границы и на него нападал мститель, то он расплачивался своей жизнью за пренебрежительное отношение к милосердию Божьему. После смерти первосвященника все, нашедшие убежище в этих городах, могли вернуться к себе домой.
На суде обвиняемого в убийстве не судили по показаниям единственного свидетеля, даже если они выглядели неопровержимыми. Повеление Божье гласило: «Если кто убьет человека, то убийцу должно убить по словам свидетелей; но одного свидетеля недостаточно, чтобы осудить на смерть» (Чис. 35:30). Это Христос дал Моисею такие повеления для Израиля, и впоследствии, находясь со Своими учениками на земле и наставляя их, как обращаться с согрешившими, Великий Учитель вновь повторил, что свидетельства одного человека недостаточно для оправдания или осуждения. Мнения или взгляды одного человека не должны разрешать спорных вопросов. Во всех таких делах необходимо два или больше свидетелей, которые вместе должны нести ответственность, «дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» (Мф. 18:16).
Если виновный заслуживал смерти, то никакое возмещение или выкуп не могли спасти его. «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека» (Быт. 9:6). «И не берите выкупа за душу убийцы, который повинен смерти, но его должно предать смерти» (Чис. 35:31). «От жертвенника Моего бери его на смерть», – гласило повеление Божье, – «ибо земля не иначе очищается от пролитой на ней крови, как кровию пролившего ее» (Исх. 21:14; Чис. 35:33). Безопасность и честь рода требовали, чтобы грех убийцы получил суровое наказание. Человеческая жизнь, которую только Бог может дать, должна свято оберегаться.
Города-убежища, предназначенные Богом для древнего народа, являлись символом убежища, приготовленного во Христе. Тот же Милосердный Спаситель, Который предусмотрел временные города-убежища, пролив Свою кровь, приготовил для нарушителей Закона Божьего надежное убежище, в котором они смогли бы в безопасности укрыться от второй смерти. Никакая сила не может вырвать из Его рук тех, кто приходит к Нему за прощением: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу». «Кто осуждает? Христос (Иисус) умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас». «Дабы… твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду» (Рим. 8:1,34; Евр. 6:18).
Не медля ни минуты, преступник должен был искать убежища в городе. Нужно было оставить и семью, и работу. Не было времени даже на то, чтобы проститься с теми, кого любишь. Его жизнь находилась в опасности, и следовало жертвовать всем остальным ради того, чтобы поскорее добраться до безопасного места. Нужно было забыть об усталости, а трудности отбросить в сторону. Он должен был бежать, не медля ни минуты, пока наконец не достигнет желанного места.
До тех пор пока грешник не укроется в убежище во Христе, он считается приговоренным к смерти, и подобно тому, как промедление и небрежность могут стоить жизни беглецу, так задержка и беззаботность могут лишить его единственного шанса на жизнь. Сатана, великий обманщик, стоит на пути каждого нарушителя Закона Божьего, и тот, кто не сознает грозящую ему опасность и не устремляется всем сердцем к вечному прибежищу, становится добычей губителя.
Узник, оставляющий пределы города-убежища, попадал в руки мстителя. Таким образом, люди были научены твердо держаться тех путей, которые Безграничная Мудрость определила для их безопасности. Так, недостаточно того, чтобы грешник только верил, что получит прощение грехов во Христе, – он должен верой и послушанием пребывать в Нем. «Ибо, если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» (Евр. 10:26,27).