Проблематика произведения, его актуальность и значение.




Рецензия на фильм «Бесприданница» 1984 года

В каком году был снят фильм, интересные факты (история создания, премии и др.), сведения о режиссере. В чем особенность режиссерского замысла? КРАТКО!!!

Фильм «Жестокий романс» был снят в 1984 году. Это третья по счету советская экранизация пьесы Островского «Бесприданница»: первая состоялась в 1912 году, а вторая – в 1936 году. Именно поэтому двухсерийный фильм 1984 года называется иначе: не «Бесприданница», а «Жестокий романс», чтобы не создавалось путаницы.

Режиссером фильма стал выдающийся специалист в области кино Эльдар Рязанов, известный к тому времени по своим работам «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы или С легким паром!» и «Служебный роман». Сценарий к фильму написал также он.

По версии журнала «Советский экран» «Жестокий романс» был признан лучшим фильмом года и получил несколько наград (лучший фильм года, лучший актер года – Никита Михалков, «Золотой павлин» - главный приз кинофестиваля в Дели). Зрители были восхищены потрясающей игрой актеров и качественными декорациями. Особенно популярны были саундтреки к фильму: звучащие в нем романсы даже были выпущены на кассетах. Кстати, зрители были уверены, что песни из фильма исполняла именно Лариса Гузеева, хотя на самом деле специально для этих целей «Мосфильмом» была приглашена певица Валентина Пономарева. Никита Михалков же сам пел песни своего героя, Сергея Паратова.

Съемки проходили в Костроме, хотя начальные титры первой серии показывают Волжскую набережную в Ярославле.

Во время работы над «Жестоким романсом» Рязанов попытался выйти за рамки комедийного жанра. Результат его деятельности неоднозначен. Несмотря на восторженную реакцию зрителей, критики восприняли фильм крайне отрицательно. Они обосновывали свою низкую оценку тем, что режиссер якобы опошлил пьесу, и обвинили его в глумлении над русской классикой. По их мнению, Рязанов сравнил историю Огудаловой с жизнью мадам Бовари (в фильме Лариса проводит ночь с Паратовым на пароходе, будучи помолвленной с Карандышевым), тогда как в пьесе Лариса показана высоко нравственной девушкой. Также критикам не понравилась игра начинающей актрисы Ларисы Гузеевой.

Известный в то время кинокритик Евгений Сурков написал и опубликовал в «Литературной газете» негативный отзыв, в котором выразил свое возмущение такой трактовкой произведения Островского. Интересно, что в ответ на эту статью Рязанов в своем следующем фильме «Забытая мелодия для флейты» придумал отрицательной героине имя Евгения Сурова.

Режиссер в ответ на критику опубликовал статью, в которой объяснял, что главными героями его художественного фильма были река Волга и пароход «Ласточка». По его словам, при работе над ним акцент ставился на «разудалой цыганской стихии [цыганские мелодии] вносят лихую бесшабашность, весёлое отчаяние, в них чувствуется какой-то надлом, ожидание беды, несчастья».

 

Проблематика произведения, его актуальность и значение.

В пьесе «Бесприданница», написанной А. Н. Островским, по мотивам которой и был снят фильм «Жестокий романс», поднимаются такие важные, неисчерпаемые темы и проблемы, как любовь, свобода и тема денег. Лейтмотивом данного произведения можно назвать проблемы влияния богатства на отдельных личностей и общество в целом, что характерно и для других произведений Островского. Здесь раскрывается тема того, как стремление к нему и желание сохранить уже нажитое отражается в их характерах, меняет их и зачастую заставляет воспринимать других людей лишь как средства достижения определенных целей. В мире, который показывает нам автор, деньги и наличие власти играют решающую роль, именно от них зависят, которые нередко становятся разменной монетой в руках власть имущих, тогда как чувства окружающих отходят на второй план, становятся несущественными для тех, кто озабочен своим материальным благополучием. Так, главная героиня пьесы, Лариса Огудалова, будучи бесприданницей, находится практически в отчаянном положении. Единственный выход для нее – выйти замуж, однако для невесты без приданого это не так-то просто. Ее судьбу определяет лишь наличие средств у нее и ее семьи. Сама же Лариса, будучи чувствительной, незаурядной и искренней натурой, мечтает лишь о спокойствии и уединении, ей претит необходимость постоянно улыбаться и казаться веселой на шумных обедах, которые постоянно устраивает ее мать, надеясь наконец выдать ее замуж. Она отчаянно желает быть любимой, однако даже ее мать воспринимает ее скорее как обузу, а ухаживающие за ней чиновник Карандышев, позднее ставший ее женихом, купцы Кнуров и Вожеватов и даже барин Паратов, ради которого Лариса готова была бросить все, видят в ней скорее красивый аксессуар, но не замечают ее чувств и желаний и не готовы искренне ей сопереживать. В конце концов, героиня, не найдя ни у кого поддержки и понимания, в которых она так нуждалась, трагически гибнет. Ее чистой душе не находится места в мире, где решающую роль играют деньги.

Несмотря на то, что пьеса была написана в 1878 году, данные проблемы не потеряли своей актуальности и в год выхода фильма «Жестокий романс» (1984), и по сей день. Тонко прописанные характеры главных персонажей, желание сопереживать одним героям и отторжение, вызываемое другими, заставляет читателей и зрителей задуматься над тем, как бы они поступили в тех или иных ситуациях, важнее ли для них материальное благополучие или же чувства окружающих.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: