Лекция 1. Что есть человек?




Автор: Леонард Пейкофф

Все права принадлежат ARI (Ayn Rand Institute)

https://ari.aynrand.org
Перевод: Эмиль Юсифов

 

Добрый вечер, леди и джентельмены! Нет более важного вопроса для человека, чем вопрос "Что есть человек?". Что он за существо? Что является его неотъемлемыми составляющими? В истории философии многие мыслители и художники стремились дать ответ на эти вопросы, смотреть на человека и описать его природу. Описания расходились между собой с течением времени. Так, Аристотель определял человека как рациональное животное. Платон и средневековые [философы] смотрели на человека и сообщали, что видели слюнявый кусок плоти, содержащий в себе душу, жаждущую непостижимым образом освободиться. Шекспир в своих пьесах представлял человека как целеустремлённого, но глупого смертного, которого непременно уничтожали ужасные недостатки. Иммануил Кант видел слепую, направляемую долгом часть нереального в постоянном стремлении к непознаваемому. Виктор Гюго видел уверенного, имеющего цель и обладающего ценностями [человека], подорванного злой вселенной. Гегель видел отчасти реальную часть государства. Джон Дьюи - мальчика на побегушках, цепляющегося за целесообразность действия в данный момент времени. Фрейд смотрел на человека и говорил об испражняющемся извращенце, желающем изнасиловать собственную мать. Айн Рэнд смотрела на человека, на Человека, а не на людей, и видела возможность Говарда Рока и Джона Голта.

 

На какие философские вопросы должна была ответить мисс Рэнд и все перечисленные, чтобы сформировать свое видение человека? Является ли человек рациональным существом, и, если да, что это означает? Что есть разум? Является ли человек автономным, действуя и выживая засчет своей индивидуальности? Или его выживания зависит от уничтожения собственной личности и формирования группы? Сочетаются ли в человеке разум и тело, или между ними есть дихотомия? Обладает ли человек иррациональными элементами, по своей природе, подобно мистическим откровениям, или необъяснимым истинам, или неопределимым "креативным" проблескам, или высшему сознанию? И, если ответ отрицает наличие иррациональных элементов в природе человека, тогда, что насчет эмоций? Является ли человек куклой, которую формируют, двигают и уничтожают силы вне его контроля - бог, общество, гены и т.д. Или он - хозяин и архитектор своей собственной судьбы. Можно ли назвать философию роскошью, или она необходима для человека по его природе? И, если так, для чего она необходима? Подобные типы вопросов составляют суть сегодняшней лекции, первой в данном курсе о философии Айн Рэнд. Метафизическая природа человека.

 

Итак, метафизика - как, я думаю, вы знаете - это отрасль философии, изучающая вселенную как целое. Это отрасль философии, изучающая существующее, изучающая реальность. И "метафизический" означает "относящийся к существующему или относящийся к реальности". Когда мы говорим о метафизической природе человека, мы имеем в виду его устойчивые неотъемлемые элементы, включая, помимо прочего, его базовую связь с реальностью. Другими словами, те основные составляющие, которые есть у каждого человека в любой эре или стране по самой его природе. И это предмет метафизики, а не объект оценки. Мы здесь сегодня не для того, чтобы давать оценочные суждения. Мы здесь не для того, чтобы говорить, что хорошо для человека, а что плохо, что он должен или не должен делать. Сейчас нас интересует фактический вопрос, в чем по факту состоит сущность его природы? Все оценочные суждения предполагают и исходят из представления о метафизической природе человека. Без такого представления, будь оно осознанным или бессознательным, чётким или неясным, без такого представления невозможно достичь сферы этики, политики или эстетики или принимать какие-либо практические решения. Пока Вы в общих чертах не знаете, чем Вы являетесь, Вы не сможете понять, нужно ли быть эгоистичным, или честным, или свободным; должны ли вы получить работу и уплачивать долги или жить на пособие; чем следует восхищаться - Америкой или Россией, Джорджем Вашингтоном или Джорджем МакГоверном; нужно ли отослать своих детей в прогрессивную школу или в школу Монтессори; для эмоционального восполнения стоит ли созерцать статуи Микланджело и греческое [искусство] или современное, сделанное из грязи и транспорта. Все эти и тысячи других этических, практических, эстетических вопросов являются производными. В их основе - природа человека. Проблема человеческой природы, однако, не является основой философии. Она не главная. Можете сами это увидеть, если учтете множество выдвигаемых с течением времени противоречивых взглядов на человеческую природу, которых я коснулся в начале. Причина этих различий в том, что представление о человеке основано на более фундаментальных вопросах. Оно зависит от понимания реальности как таковой. Это метафизика, как я только что определил, и она исходит представления о средствах познания у человека. Это, естественно, эпистемология. [Эпистемология] - это отрасль философии, изучающая природу и методы познания. С этой точки зрения, можно говорить о проблеме человеческой природы как о центре любой философии, центре в буквальном смысле. В основе и начале философии лежит метафизика и эпистемология. Так, вследствие определения этой основы Вы получаете представление о природе человека. Затем, путем выражения и применения этого представления, достигаются ответы на оценочные вопросы, вопросы этики, политики, эстетики. Конечно, этика - это отрасль философии, определяющая набор ценностей, направляющих человеческие решения и действия. Политика - это ветвь философии, изучающая природу и надлежащие функции государства. Эстетика - отрасль философии, касающаяся природы и должного состояния искусства.

 

Итак, если Вы видите место человеческой природы в систематизированной философии, Вы также понимаете, что все философские пути или ведут к природе человека, или пренебрегают ей. Если философию сравнить с 50-этажным небоскребом (конечно, это лишь аналогия),тогда я бы сказал, что как минимум первые 25 этажей - это чистая метафизика и эпистемология. Затем на несколько этажей проходит первое крупное следствие - метафизическая природа человека. Далее идут своеобразные 20 верхних этажей - оценочные отрасли философии. Поэтому сегодня мы не начинаем изучение Объективизма с самого начала. Мы начинаем прямо с середины структуры. Причина такой процедуры в следующем: ничто, даже этика, не отражает суть философии настолько полно, как её представление о человеке. Когда у нас есть объективный взгляд на человека с начала, он послужит для нас маяком и проводником в остальном курсе. Таким образом, у нас есть сияющая цель, которую мы достигнем и подтвердим и затем реализуем и применим на практике. Поэтому после этого вечера мы вернемся к основам и изучим проблемы, на которые опирается представление о человеке в Объективизме. Это будут лекции 2-6, и дальше мы рассмотрим оценочное значение и применение того, что мы обсуждаем сегодня. Это будут лекции 7-12. Так, мы не погрузимся в более абстрактные аспекты философии, пока Вы чётко не поймете, посредством собственного мышления, что эти технические вопросы жизненно важны, так как все, включая Ваше собственное понимание человека и, соответственно, себя самого и своей жизни основано на них.

 

Сейчас, до того, как мы перейдем к предмету нашей лекции, что есть человек согласно Объективизму, я хочу сделать несколько предварительных замечаний о сути и содержании этого курса. Для начала, эти лекции, как понятно из планов на брошюрах, предполагают некоторое знание Объективизма. Я руководствуюсь тем, что Вы знакомы с главными идеями Объективизма. В известной мере моя презентация самодостаточна, так как я затрагиваю все обязательные элементы Объективизма и на каждом этапе моего рассказа даю определение понятию, объясняю, как возникает проблема и привожу доказательство. Или, во всяком случае, я говорю, где вы можете это найти. То есть в некотором смысле в теории курс может проходить [человек], не имеющий знаний [о философии], но темп и внимание будет невероятно трудным для такого него. Для новичка будет слишком много положений, которые нужно помнить и понимать. Кроме того, я часто делаю акцент на аспектах интересных только человеку, знающего на определенном уровне или хотя бы знакомого с Объективизмом. Цель этого курса - предоставить в главных аспектах теоретическую базу объективизма: центральные принципы в каждой отрасли философии, их взаимосвязи, применение и доказательства. В частности, я предлагаю и прошу Вас серьезно сконцентрироваться на вопросе методологии. Удостоверьтесь, что Вы понимаете подтверждение каждого упоминаемого принципа, и, конечно, я должен представить эти доказательства. К концу курса Вы должны уметь, для каждого элемента, теории, заключения Объективизма, Вы должны подтверждать: "Вот то, что имеется в виду, а вот, как я понимаю связь [этого принципа] c реальностью, и [его] подтверждение. Когда Вы сможете это сделать, [можно считать, что] Вы действительно изучили Объективизм и, добавлю, философию в более широком плане. Если же Вы не сможете [строить подобные связи], то этот курс - бесполезное усилие. Скажу больше в качестве пропаганды на этот счет в конце вечера. Однако, должен отметить, в нашей беседе сегодня я не смогу дать Вам представленные мисс Рэнд полные доказательства всех моментов, которые я охватываю, так как этим вечером мы намеренно начинаю с середины. Поэтому каждый этап я аргументирую лишь до определенной точки, и затем напомню Вам, что здесь мы подняли такие-то базовые вопросы, которые мы обсудим и скажу номер лекции, где будем их затрагивать. Я предлагаю Вам, если хотите, вести что-то вроде расписания или заметок о моих обещаниях, которые я гарантирую выполнить. Таким образом, я надеюсь показать Вам. как много аспектов метафизики и эпистемологии мы предполагаем и берем за основу, когда обсуждаем темы, подобные сегодняшним, и, как следствие, дать Вам собственную причину разбираться в проблеме, когда следующий раз мы начнем погружаться в еще более абстрактные элементы.

 

В заключение, до того, как мы приступим к теории Объективизма, я хочу прояснить кое-что. Философия Объективизма, от метафизики до эстетики, полностью творение и достижение Айн Рэнд. Часто в лекциях будут примеры, которые я понял из индивидуальных философских разговоров с мисс Рэнд. Мне посчастливилось поддерживать такие разговоры с мисс Рэнд на протяжении примерно 25 лет, и я вёл и сохранял заметки обсуждений за эти годы. Многие из аспектов не представлены в работах мисс Рэнд. Однако, они являются ее открытиями.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: