Основные параметры экономической деятельности монополиста в долгосрочном периоде




Кабанов А.Б.

МОНОПОЛИЯ, ЧИСТАЯ И МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

ВВЕДЕНИЕ

После появления и распространения Маршалианской теории нормального спроса и предложения у нее, само собой, появились критики, численность которых постепенно возрастала. Для многих из них она была излишне реалистичной и довольно сложной, в том смысле, что требовала глубокого проникновения в сущность происходящих экономических процессов. Если Маршал выделял две принципиально различные рыночные формы – конкуренцию, как наиболее широко распространенную, и монополию, проанализированную Курно гораздо раньше, то со временем первую из них заменили другие формы – совершенная и монополистическая конкуренция.

 

Совершенная конкуренция уже не могла считаться реально существующей рыночной формой – это была абстрактная модель, имеющая произвольно заданные начальные параметры; она оттачивалась и уточнялась рядом ученых – Кларком, Найтом и др. несколько десятилетий (см. Дж. Стиглер. Совершенная конкуренция: исторический ракурс. 1954). Основными условиями этой модели, образующими менее строгий ее вариант «чистую конкуренцию», были: гомогенность рыночного предложения, когда все производители изготавливают однородный продукт и их многочисленность. Довольно странным образом эту модель стали связывать с Маршаллианской формой конкурентного рынка. Хотя Маршал, если и подразумевал гомогенность продукции различных производителей в физическом смысле, то точно предполагал дифференциацию продукции в плане восприятия ее различными группами покупателей вследствие репутации производителей, рекламы продуктов и т.д., на чем основан, в сущности, весь его биологический процесс (рождение, расцвет и банкротство отдельных фирм), протекающий внутри отрасли. Вероятно, этому способствовало использование Маршалом рыночных кривых спроса и предложения, а не кривых, принадлежащих конкретным фирмам, конечно, за исключением случая отраслевой монополии.

 

Как бы там ни было, его стали упрекать в игнорировании, так называемых «монопольных элементов» (особенностей товара отдельных фирм), сегментирующих единый отраслевой рынок на серию индивидуальных, тем самым, якобы ослабляющих отраслевую конкуренцию (см. П. Сраффа. Законы доходности в условиях конкуренции. 1926). Что, в конечном счете, привело к появлению теорий монополистической и несовершенной конкуренции Чемберлина и Робинсон.

РАЗДЕЛ I

МОНОПОЛИЯ

 

Монополия предполагает, что все рыночное предложение какого-либо товара сосредоточено в одних руках, по причине наличия неких ограничений (барьеров) для производства и сбыта на том же рынке аналогичных товаров или услуг другими фирмами.

 

Представим себе фирму-монополиста, производящую сахар, экономическая деятельность которой полностью приспособилась к сложившимся и неизменным рыночным условиям (спросу на продукт, ценам на сырье и оборудование, рабочую силу и т.д.) и представляет собой идентичные ежегодно повторяющиеся циклы производства и сбыта, как это обыкновенно подразумевается при рассмотрении деятельности монополиста в долгосрочном периоде.

 

В экономической литературе параметры деятельности подобной фирмы – цены, объем производства, уровень прибыли – оцениваются посредством традиционного маржиналистского инструментария: кривых предельных выручки и издержек, «якобы» позволяющих фирме максимизировать ее ежегодную прибыль.

 

Основные параметры экономической деятельности монополиста в долгосрочном периоде

 

 

Для монополиста кривая спроса тождественна кривой средней выручки AR, если вся масса произведенного в течение года продукта продается различным потребителям по единой цене. Она имеет отрицательный наклон, так как рыночный спрос представлен в виде спроса на продукцию фирмы-монополиста, которая осознает: чем ниже цена предложения, тем больше сбыт.

 

Кривая средних издержек АС, показывает изменение средних издержек производства одной тонны сахара при изменении годового выпуска, который напрямую влияет на уровень инвестиций в производство, технологию, на всю производственную структуру. Эти издержки должны включать в себя нормальную (минимальную) прибыль фирмы.

 

Последняя, стремясь максимизировать свою прибыль, будет производить сахар в объеме q, соответствующему точке пересечения кривой предельной выручки MR с кривой предельных издержек МС (точка Е). Если бы монополист произвел меньшее количество продукта, его прибыль бы сократилась: выручка уменьшилась бы сильнее, чем совокупные издержки; с другой стороны, если бы произвел больше, например q, тогда прибыль сократилась бы по другой причине: прирост выручки, оказался бы меньше прироста годовых затрат. Из тех же самых соображений вытекает, что монополист станет продавать сахар по цене p, соответствующей выпуску q.

 

РАЗДЕЛ II

ЧИСТАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Чистая конкуренция предполагает: во-первых, все производители поставляют на рассматриваемый рынок абсолютно идентичную (гомогенную) продукцию; а во-вторых, рыночная доля каждой отдельной фирмы – размер ее сбыта относительно всего рыночного оборота – чрезвычайно мала.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: