Представим теперь, что рынок сахара удовлетворяет условиям чистой конкуренции (имеется множество производителей, изготавливающих стандартизированный продукт), тогда основные показатели производственной деятельности отдельной фирмы в долгосрочном периоде представлены на рис. 4.
В виду того обстоятельства, что ежегодный объем производства каждой отдельной фирмы крайне незначителен относительно объема сбываемой на рынке продукции, то его изменение не может существенно повлиять на уровень рыночной цены, которая является изначально заданным параметром для каждого такого производителя. Поэтому кривая спроса (среднего дохода от продажи единицы товара) AR изображена в качестве прямой линии. Кроме того, в этом случае кривая предельного дохода MR будет лежать на кривой среднего дохода: вся дополнительно произведенная продукция при необходимости будет реализована на рынке по той же заранее заданной цене, что и предыдущие партии товара.
Между тем, средние издержки производства товара АС и предельные издержки производства дополнительного количества МС, естественно будут изменяться в зависимости от размера годового выпуска вследствие внутренней экономии фирмы.
Далее, производитель, действующий в конкурентной среде – при наличии свободы доступа на рынок, как и фирма-монополист, стремится максимизировать свою прибыль; он будет расширять инвестиции и выпуск до тех пор, пока кривая предельного дохода MR не пересечется с кривой предельных издержек МС (точка Е), которая соответствует выпуску q, реализованному по цене p.
Получаемая фирмой прибыль, - как это хорошо видно на рис. 4, - находится на нормальном уровне: монопольный доход отсутствует, так как цена, по которой сбывается каждая партия товара, в точности соответствует средним издержкам ее производства (AR = AC).
|
Кроме этого, предполагается, что хозяйственная деятельность всех прочих производителей поставляющих свою продукцию на этот же рынок протекает в сходных условиях: продукция реализуется по рыночной и равной для каждой фирмы цене p, а доходность также находится на нормальном уровне: отличаются только размеры выпуска (см. рис. 5).
Основные экономические показатели нескольких фирм, «чистых» конкурентов в долгосрочном аспекте
Вот что по этому поводу пишет Чемберлин: “Но масштаб производства, наиболее эффективный для одного производителя, не обязательно является таковым для другого. Точка минимума любого производителя расположена, правда, на одном и том же расстоянии от оси х (ось выпуска), но она может находиться на различном расстоянии от оси y (ось цены). Это будет обусловлено количественными различиями используемых факторов. Так, например, более ценные факторы вроде земель высокого качества или предпринимательских способностей высокого класса могут быть использованы более интенсивно, т.е. могут сочетаться с большим количеством других факторов, и это может выразиться в более крупном размере производственной единицы (то же для фирмы). Отдельные предприниматели могут, кроме того, применять различные методы, и то, что является наиболее эффективным для одного, не обязательно является наиболее эффективным для другого” (Э. Чемберлин. Теория монополистической конкуренции. Глава II, 3. 1933).
РАЗДЕЛ III