«Путешествие в осенний лес».
Выполнила:
Воспитатель первой
квалификационной категории
Романова Е.Е.
Заводоуковск, 2016
Цель: Обобщить знания по теме «Осень» с использованием здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
Образовательные:
· Дать представление о смене времен года.
• Обобщить знания детей о признаках осени.
• Закрепить название деревьев и узнавание деревьев по их листьям.
• Закреплять с детьми знания о зимующих и перелетных птицах.
• Продолжать работу над развитием речи детей, над составлением сложных предложений.
• Использовать в образовательной деятельности здоровьесберегающие технологии: физкульминутки, пальчиковые игры, дыхательная гинастика, массаж.
Развивающие:
• Развивать память, внимание, мышление, устную речь, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
· Воспитывать уважительное отношение к природе.
• Воспитывать умение выслушивать друг друга.
• Воспитывать коллективизм.
Оборудование и материалы:
· Мультимедийная презентация
• Гербарий листьев деревьев.
· Глобус.
· Разрезные картинки лесных животных.
· Карточки с изображением лиственных и хвойных деревьев.
• Музыка звуки леса, голоса птиц.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, после, какого времени года наступает осень?
Дети: После лета.
Воспитатель: Почему так происходит?
Дети: (ответы, предложения детей).
Воспитатель: Интересно, а для чего здесь висит эта картина?
Дети: (Варианты, ответы.)
Дети приходят к умозаключению о том, что можно сочинить описательный рассказ про осень.
Раздаётся голос солнышка:
«Ребята, это я, солнышко, помогите мне пожалуйста. Злые тучи смеются надо мной, говорят, что я совершенно не влияю на смену времён года. Как же быть, как им доказать, что от меня зависит в природе очень многое?»
Воспитатель: Ребята, что это было? Что от нас хочет солнышко?
Варианты детей, переходящие в беседу о солнце.
Солнце - это большой, раскаленный шар. Земля вращается вокруг солнца и одновременно вокруг себя. Земная ось располагается под углом. В результате этого, на земле сменяются времена года и части суток.
Проводится опыт с глобусом и со свечей.
Зажигаем настольную свечу. Это солнце. Вокруг свечи вращается мяч. Это макет земли. Определяем, с какой стороны будет зима, с какой стороны будет лето, с какой стороны - осень и весна. Когда лучи от «солнца» падают прямо, на той стороне земли тепло и это лето. Если лучи солнца падают под углом, там наступает осень или весна. (Дети проделывают опыт сами под наблюдением.)
Вывод: Если лучи солнца падают под углом, то на земле наступает осень.
Вопросы для размышления:
Воспитатель: Что было бы, если солнце светило всегда одинаково?
Дети: То не было бы осени, зимы, весны.
Воспитатель: Что было бы, если б не было солнца?
Дети: Не было бы жизни на земле.
Воспитатель: А вы любите осень? А чем вам нравится (не нравится) осень?
Дети рассказывают.
Воспитатель: Ребята, хотите отправиться в осенний лес? Как нам это сделать?
Ответы детей:
Чтобы туда попасть, надо произнести волшебные слова:
«Листик, листик, ты лети
В лес осенний нас приведи»
Любые варианты детей.
(звучит музыка, на экране появляется картина осеннего леса)
Воспитатель: Как красиво кругом! А сколько здесь деревьев.
- Скажите, а в какой лес мы с вами попали? (смешанный)
- Как вы догадались?
- А какие еще виды леса вы знаете? (лиственный, хвойный)
- Какие деревья растут в лиственном, а какие в хвойном лесу?
- Какие деревья мы называем лиственными, а какие хвойными? (ответы детей).
Показ презентации «Виды леса».
Воспитатель: ребята, а хотите поиграть в игру: «Эхо».
- Я буду говорить название дерева громко, а вы будете отвечать как эхо.
Выходит старичок-лесовичок: Что это вы так расшумелись, нарушаете мой покой?
Дети: Мы пришли полюбоваться красотой осеннего леса и собрать осенний букет.
Лесовичок: Я вас пущу, если вы выполните мои задания. За каждое правильно выполненное задание получите от меня осенний лист.
Лесовичок: Посмотрите, перед вами лежат разные виды деревьев. Разделите их на хвойные и лиственные.
- Сосчитайте, сколько хвойных, а сколько лиственных деревьев.
- Каких деревьев больше, хвойных или лиственных?
- Насколько больше?
- Насколько меньше?
Воспитатель: А теперь нам нужно положить перед собой деревья так, чтобы в сумме их было 6. Как же нам это сделать?
- Сколько всего деревьев было?
- Сколько деревьев вы убрали?
- Скажите, как вы получили 6 деревьев? Сколько хвойных и сколько лиственных деревьев вы положили?
(Дети называют разные варианты состава числа 6)
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, нам Лесовичок подарил осенний листок. Какой он красивый! А от какого он дерева?(клен)
- А теперь нам пора отправляться дальше по лесу и искать еще осенние листики.
(звучит фонограмма звуков птиц. На экране появляются птицы)
Лесовичок: ребята, прислушайтесь, что вы слышите?
Дети: голоса птиц.
Воспитатель: Скажите, а что происходит с птицами осенью?
- Какие из этих птиц – перелетные?
- Какие – зимующие?
- Как человек может помочь зимующим птицам?
(ответы детей)
Дети получают еще один листик.
- От какого он дерева? (рябина)