КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ (из воспоминаний Чика)




 

Чик вбегает в репетицоннный зал, где Жора Куркулиа уже вытирает тряпкой подоконник, проветривает помещение.

 

ЖОРА: Я решил, что буду вашим помощником, ну типа завхоза. (Достает из сумки грушу). Вот угощайся.

 

Чик берет грушу, начинает есть.

 

ЖОРА: Послушай, Чик, а вот актер – это что, ну как им стать?

ЧИК (говорит, расхаживая по кабинету): Надо читать больше книг, Жора, ходить в кино, пользоваться турником, шведской стенкой, и со временем ты станешь как и мы, актером. Ну-ка пройдись, как Балда.

 

Жора неуклюже начинает вышагивать.

 

ЧИК: Ну, разве так ходят? Где ты видел, чтобы так ходил сам Балда? (Показывает). Смотри. Ну-ка, попробуй.

 

Жора пробует, у него не получается.

 

ЧИК: Ну, ничего, для этого нужно время.

 

Входит Акакий Македонович и другие ребята. Начинается репетиция.

 

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Сегодня, ребята, мы будем не просто читать текст, а пытаться его разыгрывать. Ну-ка, Чик, попробуй разыграй то место, где Балда соревнуется с бесёнком. Кто быстрее обежит море.

СОНЬКА (за автора): Вынырнул подосланный бесёнок,

Замяукал он, как голодный котенок:

ОНИК (играющий бесёнка): Здравствуй, Балда-мужичок,

Какой тебе надобен оброк?

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Мяучь, мяучь, что ты басишь? И он вынырнул, вынырнул, понимаешь? Ну-ка, покажите, как выныривает бесёнок? Все показывают. Все!

 

Все, кто как может, показывают, как выныривает бесёнок. Жора тоже показывает, все над ним смеются.

 

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: В действие входит Балда.

СОНЬКА: «Засмеялся Балда лукаво:

ЧИК: Что ты выдумал, право?

Где тебе тягаться со мною,

Со мною, с самим Балдою?

Экого послали супостата!

Подожди-ка моего меньшого брата».

Акакий Македонович, а вот скажите пожалуйста, Балда взял вместо одного зайца двух и выходит обманул бесёнка? Разве это не подло? Он ведь положительный герой!

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Пушкин писал совсем не об этом, кто кого обманул. Ты, Чик, постарайся, лучше играть, а не критиковать Александра Сергеевича, который был великим писателем. А ты всего лишь ученик обычной средней школы.

ЖОРА: А можно я отвечу Чику?

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ (удивленно): Ну, попробуй, Куркулиа.

ЖОРА: Дело в том, что черти не платили оброк, и за это Балда их хотел проучить.

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Совершенно верно. Молодец, Куркулиа.

ЖОРА: А я, Акакий Македонович, сегодня груши принес. Мама мне из деревни привезла. Дюшес. Очень вкусные. Хотите?

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Давай, попробуем твои груши. (Жора раздает всем груши, Акакий Македонович ест). Божественно…Божественно…Ублажил, меценат. Послушай, Куркулиа, а ты вполне можешь сыграть задние ноги лошади, ну той, на которую вскакивает Балда. Ну-ка, попробуй. (Принесли лошадь, сделанную из картона). Кто играет передние ноги?

ЛЕСИК: Я.

ЧИК: Это Лесик. Самая заветная его мечта, когда из нашей водосточной трубы наконец выкатится мой теннисный шарик, который случайно два года назад закатился на крышу. Этого же самого ждет и Оник. А мы ждем, кто первый из них поймает шарик, когда тот наконец выкатится.

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Начинаем. Задача передних ног. Первое: качать головой, второе: ржать. Третье: указывать направление всему туловищу, так как актер задних ног находится в полной темноте. Показываю. (Показывает, все смеются). Задача актера задних ног: оживлять лошадь игрой хвоста. И выбивать звук галопирующих копыт. «Галопирующих» от слова «галоп». Это должно быть что-то вроде чечётки. Смотрите. (Показывает). Ну-ка, Жора, попробуй.

 

Жора ловко залезает под лошадь и изображает галопирующие копыта.

 

АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Для начала неплохо! Кто знает, может быть ты родился на свет задними ногами, а Куркулиа?

 

Все смеются. Репетиция продолжается.

 

КАРТИНА ПЯТАЯ

 

Действие возвращается к Чику, сидящему на груше. Он видит приближающуюся к дереву старушенцию.

 

РАЗМЫШЛЕНИЯ ЧИКА: Ну вот и Сигизмундовна! Это наша библиотекарша. Она уже приходит ко мне третий раз. Я взял у нее в библиотеке книгу и ещё не успел ее прочитать, как она уже извещала в письме, написанном своим ведьминским коготком на карточке с дыркой, чтобы я вернул эту книгу. Может, не заметит? Нет, смотрит прямо на меня.

СИГИЗМУНДОВНА: А! Вот ты где! А я тебя обыскалась. Хорошо добрые люди подсказали.

РАЗМЫШЛЕНИЯ ЧИКА: Я только не мог понять, зачем нужна была та дырка в библиотечной карточке?

СИГИЗМУНДОВНА: Что, решил на дереве от меня спрятаться?

ЧИК: Здрастье, Раиса Сигизмундовна!

СИГИЗМУНДОВНА: Слезай, негодный мальчишка!

РАЗМЫШЛЕНИЯ ЧИКА: Эта дырка в карточке очень походила на глазок тюремной камеры, которую автор описывал в одной книге.

СИГИЗМУНДОВНА: Давай, давай, слезай! Я ведь везде достану.

РАЗМЫШЛЕНИЯ ЧИКА: Когда я смотрел в эту дырочку на библиотечной карточке, меня всегда одолевала страшная тоска.

СИГИЗМУНДОВНА: Ты слышишь меня или нет?!

РАЗМЫШЛЕНИЯ ЧИКА: И мне уже не хотелось брать книги с такой карточкой и с такой дырочкой.

СИГИЗМУНДОВНА: Ну что ты смотришь, я не понимаю? О чем думаешь?

РАЗМЫШЛЕНИЯ ЧИКА: О, если бы груши были боевыми гранатами!

СИГИЗМУНДОВНА: Три недели держать такую бесценную книгу!

РАЗМЫШЛЕНИЯ ЧИКА: Или бы самому стать грушей и повиснуть на дереве и висеть так, чтобы тебя не достала эта Сигизмундовна.

СИГИЗМУНДОВНА: А ведь ее хотели бы прочитать и другие дети.

РАЗМЫШЛЕНИЯ ЧИКА: Ведь если начать спускаться, то попадешь прямо ей в руки. Унизительно. (Начинает нехотя слезать с дерева). Однажды я спросил тетушку о том, почему так бывает, что люди бесполезно едят друг друга, а то и истребляют. Почему они не могут жить мирно?

 

В окне появляется тётушка.

 

ТЕТУШКА: Ну, Чик, это как в природе. Например, змея и человек. В природе змеи кусаются. В природе человека – убивать змею. Так они живут тысячелетиями и будут жить. Люди в этом очень похожи.

ЧИК: Похожи на то, чтобы змее кусать человека, а человеку убивать змею?

ТЕТУШКА: Да, такова природа.

ЧИК: А уж? Ужи ведь совсем безобидные.

ТЕТУШКА: А в природе ужа вечно страдать за сходство с ядовитой змеей, милый мой. (Тетушка исчезает).

СИГИЗМУНДОВНА: Нет, чтобы угостить старую библиотекаршу свежей грушей? А ведь весь, весь в долгах, как в шелках.

 

Чик быстро лезет обратно к вершине.

 

СИГИЗМУНДОВНА: Слезай, слезай! Что тебе старая библиотекарша!

 

Чик снова медленно слезает.

 

СИГИЗМУНДОВНА: Нет, чтобы догадаться самому – не догадался. Так уже подсказали, ведь вон сколько груш!

 

Чик лезет обратно к вершине.

 

РАЗМЫШЛЕНИЯ ЧИКА: И как она всегда ухитряется всучить не ту книгу, которую ты сам хочешь прочесть, а ту, которую хочет дать она? И с этими грушами прицепилась!

СИГИЗМУНДОВНА: Да уж не надо, не надо! Поздно! Если бы сам догадался, а то получается, что выпросила.

 

Чик начинает нехотя слезать.

 

СИГИЗМУНДОВНА: Нет, прямо смешно! Одну грушу, всего одну грушу и ему жалко!

 

Чик лезет к вершине.

 

РАЗМЫШЛЕНИЯ ЧИКА: Сорву ей пять, чтоб отвязалась. Но ведь от нее не отвяжешься так просто. (Срывает несколько груш, складывает в рубаху и слезает). Если бы на ветке росли еще и книги, тогда не надо было бы ходить за ними к Сигизмундовне! (Отдает груши Сигизмундовне).

СИГИЗМУНДОВНА: Да мне одну только и надо было! (Забирает все груши и уходит).

РАЗМЫШЛЕНИЯ ЧИКА: Нет, взрослые – неплохой народ. Только когда они перестают помнить свое детство, с ними что-то случается. А жаль. Но так или иначе, а я подкупил Сигизмундовну этими грушами. Она даже забыла, что хотела сказать мне. (Лезет обратно на дерево). Я подкупил ее почти так же, как Жора Куркулиа Александра Македоновича фруктами из своей деревни. С той лишь разницей, что Сигизмундовна сама вынудила меня ее подкупить, а Жора действовал совсем с другим расчетом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: