ЕЛЕНА ЕРПЫЛЁВА
Я буду Балдой, тётя!
/по мотивам рассказов Фазиля Искандера «Приключения Чика»/ и сказки А.С. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде»
Уж такой народ эти взрослые!
Не стоит на них сердиться.
Дети должны быть снисходительны
К взрослым.
Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Действующие лица:
Чик
Тетушка Чика
Александра Ивановна
Акакий Македонович
Раиса Сигизмундовна
Сонька
Оник
Жора Куркулиа
Лесик
Одноклассники Чика
КАРТИНА ПЕРВАЯ
Чик сидит на вершине большой развесистой груши у себя в саду. Несколько виноградных плетей, вытянутых между ветками, образуют пружинистое ложе, на котором и возлежит наш герой. Перед ним расстилается весь двор из нескольких домов.
ЧИК: Меня зовут Чик. Я обожаю сидеть на вершине нашей старой груши. Это место удобное и приятное во всех отношениях. Ну, например, прямо не сходя с этого места, можно рвать виноград, груши и инжир в соседнем саду. Конечно, все эти фрукты есть и в нашем саду, но ведь всем известно, что инжир из соседнего сада всегда жирнее, а груша сочнее и слаще, чем из своего. (Рвет фрукты с соседнего сада и ест). Во-вторых, с этого места меня никто не может видеть, а я вижу сразу всех. Например, мою тетушку. Сверху она кажется такой милой и хорошей. Но это только потому, что она не может меня достать.
В распахнутых окнах веранды появляется тетушка Чика и садится в своей классической позе со стаканом крепкого чая в одной руке и дымящейся папиросой в другой. Она что-то оживленно рассказывает невидимой собеседнице.
ЧИК: Только послушайте, что она говорит своей гостье, и вы сразу поймете, почему я сижу здесь, а не внизу, рядом с тетушкой и не пью ее любимый цейлонский чай.
|
ТЕТУШКА: Он был персидским консулом. Согласитесь, это что-то значит в нашей странной, запутанной жизни. Пока я была с ним, я каталась, как сыр в масле, он просто обожал меня. Но я бросила его, потому что мне нужно было срочно спасать всех моих инвалидов.
ЧИК: Инвалидами она называет всех нас: бабушку, которая на самом деле вполне здорова, моего брата двоечника, из которого по мнению тёти ничего в жизни не получилось, и его можно считать инвалидом. И я – Чик, - ее любимый племянник, на которого остались последние силы и надежды тетушки. А так как они пока не воплотились, я тоже продолжал слыть инвалидом. (Рвет фрукты и некоторое время молча ест их). Нет, все-таки здорово сидеть здесь, на старой груше и смотреть вниз. А главное, здесь я хоть на время могу побыть вдали от всех. Нет, не то, что я их всех совсем не люблю! По-своему я даже привязан к ним. Но недавно я понял, что они сами часто мешают мне себя любить. Как они умудряются это делать, не понимаю. Например, Акакий Македонович, наш учитель литературы. Ведь именно с него и началась вся эта история.
КАРТИНА ВТОРАЯ (из воспоминаний Чика)
Класс, где сидят Чик и его одноклассники. Учитель русского языка и литературы Акакий Македонович прохаживается по классу.
АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Дети, если вы хотите прожить полную и творчески насыщенную жизнь.
ДЕТИ: Да.
АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ:Тогда вы должны попробовать свои силы на поприще искусства. Поэтому я приглашаю вас принять участие в школьном театре. А ставить мы с вами будем сказку Александра Сергеевича…
|
ДЕТИ:…Пушкина
АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: «Сказка о попе и работнике его Балде». Для начала попробуем прочитать текст по очереди. Выстраиваемся в ряд и передаем книгу по моему хлопку. Соня, начинай.
ЧИК: Сонька – мой верный друг с самого детства. Она очень привязана ко мне. И беззаветно предана. Она всегда знает, что для меня хорошо, а что плохо. Если бы я был Сонькой, то ничего того, что случилось – никогда не произошло.
Одноклассники выстраиваются и начинают читать.
СОНЬКА (громко читает): Жил был поп – толоконный лоб,
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Только не надо так кричать. Актер должен проговаривать текст, а не выкрикивать. Ну-ка, попробуй ты, Оник.
ЧИК: Оник – сын Богатого Портного. Больше всего на свете он ждет, когда наступит время обеда. Это его любимое времяпровождение, не считая завтраков и ужина.
ОНИК: (еле внятно): Навстречу ему Балда,
Идет, сам не зная куда.
«Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Нет, Оник, в нос тоже бубнить не надо. Как же зритель услышит, что ты там шепчешь? Читать надо вот так:
«Поп ему в ответ: «Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти такого,
Служителя не слишком дорогого?»
Ну-ка, Чик, попробуй!
Книгу берет Чик.
ЧИК (с выражением): Балда говорит: «Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную воблу».
АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Очень хорошо, только не воблу, а полбу.
|
ЧИК: А полба это что?
АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ:Если будешь задавать глупые вопросы, никогда не станешь Балдой. Теперь нам нужно найти кого-то на роль попа. Ну-ка, Куркулиа, попробуй.
ЧИК: Жора Куркулиа приехал к нам из деревни и никак не может изжить свою деревенскость. Слово «лошадь» он говорит «лёшадь». И коверкает другие слова так, что можно умереть со смеху.
ЖОРА КУРКУЛИА: Поп говорит Балде: «Ладно.
Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моем подворье,
Окажи-ка…
АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ (перебивая): Свободен, Куркулиа. Навсегда. Театр не твоя стихия.
ЖОРА КУРКУЛИА: А можно я просто так побуду?
АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Как это просто так?
ЖОРА КУРКУЛИА: Ну, там что-нибудь принести, подать, если надо, сбегать, например, за водичкой.
АКАКИЙ МАКЕДОНОВИЧ: Можешь, конечно, оставаться. Но запомни, что я тебе сказал. А теперь, ребята, приступим к репетиции. Для начала ответим, кто такой по-вашему Балда и кто такой, на ваш взгляд, поп?
КАРТИНА ТРЕТЬЯ
Действие возвращается к Чику, сидящему на вершине груши.
ЧИК: Так начались наши репетиции. И никто не мог предположить, чем они закончатся. Но кто это меня зовет? Так и знал – тетушка!
ТЕТУШКА (выглядывает из окна своей веранды): Чик! Где ты, паршивец? Слышишь, Чик? Слазий срочно на дерево и нарви груш, да побольше.
РАЗМЫШЛЕНИЯ ЧИКА: Странные эти взрослые. Когда я хочу просто полазить по деревьям, они ругают и наказывают меня. Но когда моей тетушке приспичит полакомиться грушами, она дает мне большую корзину и специально заставляет лезть на то же самое дерево, за которое вчера я от нее получил.
ТЕТУШКА (доставая корзину): Только смотри, Чик, когда полезешь на дерево и потянешься за самыми спелыми грушами (а, ты знаешь, я люблю только самые спелые), то не вздумай упасть, Чик, слышишь меня? Не вздумай упасть! И расшибить себе голову, она тебе еще пригодится.
РАЗМЫШЛЕНИЯ ЧИКА: Эти взрослые полагают, что если они сказали, чтобы ты не упал, то ты и правда будешь крепче держаться за ветки. А вот если ты полез просто так, не за тетушкиными грушами и тебе не сказали «не вздумай упасть и расшибить себе голову», то ты будешь делать всё, чтобы обязательно сорваться вниз. Это всё звучит тем более глупо, что перелезать по дереву с ветки на ветку с тетушкиной корзиной гораздо труднее и опаснее, чем лазить по деревьям без всякой корзины. (Лазает по дереву, демонстрируя, что без корзины это легко и просто). Но я давно заметил, что взрослые всегда делают то, что удобно им и думают, что это на пользу и нам, детям, тоже. Например, Акакий Македонович. Когда он решил сделать меня Балдой, он, видимо, полагал, что это очень просто. И никак не мог предположить, чем всё это обернется!