Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности




В разработке данной методики лежит факт повторений на­бора сходных общепсихологических типов в различных ав­торских классификациях (Кэттелл, Леонгард, Айзенк, Личко и др.).

Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (под­ростковый вариант), классификацию в зависимости от соот­ношения результатов на основе шкалы невротизма и шкалы интроверсии, вербальное описание особенностей каждого типа и основное направление тактики взаимоотношений с подрос­тками каждого типа.

В качестве основного используется тест Айзенка (под­ростковый вариант), шкала градации результатов и разра­ботанные типологические характеристики и рекомендации по коррекции.

Этапы работы:

1. Проведение теста Ацзенка.

2. Подсчет результатов.

3. Градация результатов по таблице типов.

4. Отбор данных, где балл по шкале «Ложь» больше 5.

Инструкция (для психолога): «На предлагаемые вопро­сы испытуемый должен отвечать «да» или «нет», не раздумы­вая. Ответ заносится на опросный лист под соответствующим номером».

Опросник Айзенка.

1. Любишь ли ты шум и суету возле себя?

2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?

3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь просят?

4. Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь?

5. Часто ли у тебя меняется настроение?

6. Верно ли, что тебе легне и приятнее с книгами, чем с ребятами?

7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?

8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?

9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?

10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?

11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, живой человек?

12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

13. Верно ли, что ты часто раздражен чем-нибудь?

14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе (если же, наоборот, склонен к неторопливости, ответь «нет»).

15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, ко­торые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?

16. Тебе можно доверить любую тайну?

17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников?

18. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физи­ческие нагрузки) сильно бьется сердце?

19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы под­ружиться с кем-нибудь?

20. Ты когда-нибудь говорил неправду?

21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?

22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?

23. Ты часто чувствуешь себя усталым?

24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?

25. Ты обычно вёсел и всем доволен?

26. Обидчив ли ты?

27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?

28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29. У тебя бывают головокружения?

30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?

31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?

32. Любишь ли ты иногда похвастаться?

33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?

34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?

35. Ты обычно быстро принимаешь решения?

36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учите­ля?

37. Тебе часто снятся страшные сны?

38. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?

39. Тебя легко огорчить?

40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?

41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быс­тро, не задерживаясь особенно на обдумывании?

42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?

43. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?

44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?

45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просят?

46. Ты любишь часто ходить в гости?

47. Бывают ли такие моменты, когда тебя о чем-нибудь про­сят?

48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?

49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?

50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь актив­ное участие в общем веселье?

52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыс­лей?

53. Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь спра­виться с делом, которое должен выполнить?

54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?

55. Ты стесняешься заговорить первым с новыми людьми?

56. Ты часто спохватываедиься, когда уже поздно что-ни­будь исправить?

57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кри­чишь в ответ?

58. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?

59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удоволь­ствие от оживленной компании сверстников?

60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?

КЛЮЧ

I. Экстраверсия (Э):

«Да»: 1,3,9,11,14,17,19,22,25,27,30,35,38,41,43,46,49,53,57. «Лет»:6, 33, 51,55, 59.

II. Невротизм (Н):

«Да»: 2,5,7,10,13,15,18,21,23,26,29,31,34,37,39,42,45,47,

50, 52,54,56,58,60.

III «Ложь*-

«Да»: 8,16, 24, 28, 36,44. «Нет»: 4,12, 20, 32, 40, 48-.

Нормативы для подростков 12—17 лет:

экстраверсия (Э) — 11 — 14 баллоь;

ложь — 4 — 5 балл лов;

невротизм (Н) — 10 — 15 баллов

Таблица типов

 

Данные по тесту Айзенка
Э в баллах  
  0-4 0-4
  20- 24 0-4
  20-24 20-24
  0-4 20- 24
  0-4 4 -8
  0-4 16-20
  0-4 8- 16
  4-8 0-4
  8- 16 0- 4
  16-20 0-4
  20-24 4-8
  20- 24 8- 16
  20-24 16-20
  16-20 20- 24
  8- 16 20-24
  4-8 20-24
  16-20 4-8
  4-8 16-20
  4-8 4-8
  16-20 16-20
  12- 16 .8-12
  8-12 8- 12
  16-20 8- 12
  12- 16 4-8
  8- 12 4-8
  4-8 ■ 8- 12
  4-8 12- 16
  8- 12 16-20
  12- 16 16-20
  16-20 12- 16
  8- 12 12- 16
  12- 16 12- 16
Характерологические Пути коррекции  
проявления    
Тип N» 1  
Э: 0 - 4 Н: 0 - 4  
Безмятежный, мирный, не­возмутимый. В группе скро­мен. Дружбу не навязывает, но и не отвергает, если ему предложат. Склонен к уп­рямству, если ощущает свою правоту. Не смешлив. Речь спокойная. Терпелив. Хлад­нокровен. Воспитателей беспокоят ма­ло, а значит всегда страдают от невнимания педагогов, тренеров, начальников. Главное в подходе — повы­сить самооценку посредством привлечения внимания груп­пы к данному человеку. Же­лательно, чтобы у индивида была возможность выбора темпа работы. Подчеркивать ценность таких качеств, как скромность, хладнокровие.  
Тип № 2  
Э: 20 - 24 Н: 0-4  
Радостный, общительный, разговорчивый. Любит быть на виду. Оптимист, верит в успех. Легко прощает оби­ды, превращает конфликты в шутку. Впечатлителен, любит новизну. Пользуется всербщей любовью. Однако, поверхностен, беспечен. Прихотлив. Артистичен. Не умеет добиваться результа­тов (увлекается, но быстро остывает). Поощрять трудолюбие, ис­пользовать природный арти­стизм и склонность к новиз­не. Желательно исподволь приучать к настойчивости, дисциплине, организованно­сти (например, предлагая оригинальные задания). Ре­комендуется помочь органи­зовать время (какой-либо интересной работой).  
Тип № 3  
Э: 20 - 24 II: 20 - 24  
Активный, имеет хорошо развитые бойцовские качест­ва. Насмешлив. Стремится Основная тактика — подчерк­нутое уважение. Взаимоотно­шения следует строить на  
общаться со всеми «на рав­ных». Очень честолюбив. В случае несогласия с позици­ей более старшего принимает активно противоборствую­щую позицию. Не выносит безразличия в свой адрес. убеждении, спокойном доб­рожелательном тоне обще­ния. При аффективном по­ведении возможна ирониче­ская реакция. Не следует «выяснять отношения» в момент конфликта. Лучше обсудить проблемы позже в спокойной ситуации. При этом желательно акцентиро­вать внимание на проблеме и на возможности решить её без особого эмоционального направления. Подросткам данного типа необходима возможность проявления ор­ганизаторских способностей, а также реализация энерге­тического потенциала (спор­тивные достижения).  
Тип№ 4  
3:0-4 Я; 20 - 24  
Тип неспокойный, насторо­женный, неуверенный в се­бе. Ищет опеки. Необщите­лен, поэтому имеет смещен­ные оценки и самооценки. Высокоранимый. Адаптация идет длительно, поэтому дей­ствия замедленны. Не любит активный образ жизни. Со­зерцатель. Часто склонен к философии. Легко драматизи- Стремится поддержать. Ог­радить от насмешек. Выде­лять положительные сторо­ны (вдумчивость, склонность к монотонной деятельности). Подобрать деятельность, не требующую активного обще­ния, строгой временной рег­ламентации, а также не включенную в жесткую сис­тему субординации.  
рует ситуацию. Активизировать интерес к окружающим. Исподволь сводить с людьми доброже­лательно-энергичными.  
Тип №5  
Э:0-4 Н: 4-8  
Созерцателен, спокоен. Име­ет низкий уровень заинтере­сованности в реальной жиз­ни, 1 значит и низкие дос-° тижения. Направлен на внутренние выдуманные или вычитанные коллизии. По­слу шнобезраз л ичен. Остро нуждается в повыше­нии самооценки, это разру­шает безразличие и повышав"! уровень притязаний, а следо­вательно — качество работы или учебы. Желательно най­ти сильные стороны (способ­ности, задатки), чтобы как-то увлечь работой.  
Тип№ 6  
Э:0-4 Я; 16 - 20  
Сдержанный, робкий, чувст­вительный, стесняется в не­знакомой ситуации. Неуве­ренный, мечтательный. Лю­бит философствовать, не любит многолюдья. Имеет склонность к сомнениям. Мало верит в свои силы. В целом уравновешен. Не склонен паниковать и драма­тизировать ситуацию. Тре­вожный. Часто пребывает в нерешительности, склонен к фантазиям. Стараться поддерживать, опекать, подчеркивать перед группой положительные ка­чества и проявления (серь­езность, воспитанность, чут­кость). Можно увлечь идеей (например, помощи кому-то более слабому). Это повысит самооценку, даст повод к более оптимистическому ощущению жизни.  
Тип№ 12  
Э: 20 - 24 Я; 8 - 16  
Легко подчиняется дисцип­лине. Обладает чувством. собственного достоинства. Организатор. Склонен к ис­кусству и спорту. Активен. Влюбчив. Легко увлекается людьми и событиями. Впе­чатлителен. Лидер по натуре, как эмо­ционального, так и делового плана. Надо поддерживать лидерские усилия, помогать, направлять в деловом и лич­ностном плане.  
Тип№ 13  
Э: 20-24 Я: 16- -20  
Сложный тип. Тщеславен. Энергичен. Жизнерадостен. Не имеет, как правило, вы­сокой духовной направленно­сти. Погружен в житейские радости. Во главу угла жиз­ни ставит бытовые потребно­сти. Преклоняется перед пре­стижностью. Всеми силами стремится достичь удачи, ус­пеха, выгоды. Презирает не­удачников: Общительный, демонстративный. Жестко выдвигает свои требования. Цель старшего — держать подростка в «рамках», так как тот склонен к зазнайству, подчинению себе окружаю­щих. Действовать лучше спо­койно и твердо. Выделять других, подчеркивая поло­жительно личностные качест­ва. Можно предположить роль организатора. При этом требовать выполнения обя­занностей. Желательно эсте­тическое воспитание.  
Тип№ 14  
3: 16 20 Я: 20-24  
Властный, мнительный, по­дозрительный, педантичный. Всегда стремится к первенст­ву. Мелочный. Наслаждается любым превосходством. Яз­вительно-желчен. Склонен к насмешкам над более слабы­ми. Мстителен, пренебрежи­телен, деспотичен. Утомляемв. Нельзя относиться равно­душно. Можно относиться дружелюбно, можно с ирони­ей. Дать возможность занять лидерское положение, однако при этом следует выбрать пост, на котором он больше внимания уделял бы бума­гам, чем людям. Поощрять волю и упорство. При этом подростку желательно воспи­тывать в себе позитивное эмоциональное отношение к окружающим и позитивные установки.  
Тип № 15  
Э: 8 - 16 Я: 20 - 24  
Вечно недовольный, ворчли^ вый, склонный к придиркам. Мелочно-требователен. К яз­вительности не склонен. Лег­ко обижается по пустякам. Часхо хмурый, раздражите­лен. Завистлив. В делах не­уверенный. В отношениях — подчиненный. Перед трудно­стями пасует. В группе, классе держится в стороне. Злопамятный. Друзей не имеет. Сверстниками коман­дует. Голос тихий, резкий. Желательно наладить хотя бы минимальные взаимоот­ношения. Это легче сделать, основываясь на мнительности данного человека. Можно интересоваться его самочув­ствием, успехами в довери­тельной беседе. В качестве какой-то общественной на­грузки, позволяющей иметь опору во взаимоотношениях, можно дать канцелярскую работу (педантические свой­ства позволят делать ее хо­рошо). Поощрять за испол­нительность перед всем  
     
Тип № 15  
Э: 8 - 16 Н: 20 - 24  
  коллективом, что позволяет как-то наладить отношения со сверстниками. Подростки такого типа требуют постоян­ного внимания и индивиду­ального взаимодействия.  
Тип№  
Э: 4 -8 Н: 20 - 24  
Высокочувствительный тип, недоверчивый, затаенно-страстный, молчаливый, замкнуто-обидчивый. Само­любивый, независимый, име­ет критический ум. Песси­мист. Склонен к обобщенно­му мышлению. Часто — не­уверенность в себе. В подходе желательны: обе­регающий режим, поощрения при одноклассниках, добро­желательность, уважитель­ность. Следует поддерживать справедливые критические суждения, но избегать разви­тия у подростка морализиро­вания и критиканства.  
Тип № 17  
Э: 16 - 20 Н: 4 - 8  
Очень эмоционален. Востор­женный, жизнерадостный, общительный, влюбчивый. В контактах — неразборчив, дружески настроен ко всем. Непостоянен, наивен, ребяч­лив, нежен. Пользуется сим­патией окружающих. Фанта­зер. Не стремится к лидерст­ву, предпочитает интимно-дружеские связи. Поддерживать положитель­ный настрой. Желательно..развивать эстетические склонности, поддерживать увлечения (поощрять, инте­ресоваться, предлагать вы­ступить перед классом, груп­пой). Обратить внимание на выработку волевых качеств (настойчивости, уровня при­тязаний).  
Тип. Чо 18  
3:4-8 Н: 16 - 20  
Эмпатичный. Очень жалост­ливый, склонный поддержи­вать слабых, предпочитает интимно-дружеские контак­ты. Настроение чаще спокой­но-пониженное. Застенчивый. Не уверен в себе. Созерца­тель. Легко становится на­стороженным и подозритель­ным в неблагоприятных ус- < ловиях. Рекомендуется наладить ща­дящий развивающий режим. Контролировать исподволь, относиться спокойно-доброжелательно. Помогать в трудных ситуациях, какими в данном случае являются дос­тижение цели, формирование активной позиции, налажи­вание контактов (со сверст­никами и взрослыми). Ис­ключить публичное обсужде­ние, если возможны негатив­ные оценки.  
Тип№  
Э: 4 - 8 Н: 4-8  
Спокойный тип. Молчали­вый, рассудительный. За­медленно-деятельный, очень последовательный, самостоя­тельный, независимый, кро­потливый. Беспристрастный, скромный, низкоэмоциональ­ный.-Иногда отвлечен от ре­альности. У подростков данного типа надо постараться повысить самооценку, развить систему притязаний, раскрыть склон­ности и способности подрост­ка. Заинтересовать чем-то можно, дав какую-то работу с высокой личной ответст­венностью (деятельность должна быть больше связана с бумагами, чем с людьми). Подростки такого типа нуж­даются в советах по разным вопросам, но выраженных деликатно.  
     
Тип№20  
3: 16 - 20 Я: 16 20  
Очень демонстративен, не умеет сопереживать. Эмо­ционально беден. Любит про­тивопоставлять себя коллек­тиву. Очень напорист в дос­тижении значимых для себя ценностей. Престижен. Часто фальшив. Практичен. Режим взаимодействия мяг­кий, терпимый, чтобы не обострять негативные качест­ва. Вовлечь в спортивные или технические занятия, чтобы подростки могли пере­вести энергетику в позитив­ное русло, а потребность в борьбе за первенство в при­емлемую форму. Желательно эстетическое воспитание. Во­влекать в позитивные соци­альные группы с сильным лидером.  
Тип№  
3: 12 - 16 Я: 8 - 12  
Очень энергичен, жизнедея­телен. «Любимец публики». Считается, что подростки та-, кого типа счастливцы. Дей­ствительно, они часто очень одарены, легко учатся, арти­стичны, малоутомляемы. Од­нако, наличие этих качеств часто имеет негативные ре­зультаты. Подростки (и мо­лодые люди) с детства при­выкают, что им все доступно. В результате чего не учатся серьезно работать над дости­жением цели. Легко все бро­сают, часто прерывают дружбу. Поверхностны. Требуют доброжелательно-строгого отношения. В кол­лективе не стоит выбирать на лидерские должности (лучше часто предлагать разовые по­ручения организаторского, типа). Строго требовать вы­полнения поручений. Жела­тельно вместе с подростками найти какую-то значимую цель (например, овладеть иностранным языком), раз­бить на периоды срок испол­нения, расписать по времени задачи и контролировать вы­полнение. Это, с одной сто­роны, поможет добиться  
     
Тип №21  
3: 12 - 16 Я; 8 - 12  
Имеют довольно низкий со­циальный интеллект. поставленной цели, с другой стороны — приучит к упоря­доченной работе.  
Тип. No 22  
3: 8-12 Н:8 12  
Очень пассивно-безразличен. Уверен в себе. В отношении к окружающим жестко тре­бователен. Злопамятен. Час­то проявляет пассивное уп­рямство. Очень педантичен, мелочен. Рассудителен, хладнокровен. К чужому мнению относится безразлич­но. Ригиден, предпочитает привычные дела и монотон­ность быта. Интонации речи маловыразительные. МалоэС-тетичен. Создать у подростка ощуще­ние, что он интересен воспи­тателю, тренеру и т.п.. Сле­дует интересоваться мелоча­ми быта, самочувствия. Сре­ди общественных поручений желательно выбрать что-то, требующее аккуратного ис­полнения (ведение журнала или табеля, учет чего-то и т.п.). Хвалить за исполни­тельность. Помогать в выборе занятия (желательно индиви­дуальные, а не групповые виды спорта или художест­венной самодеятельности).  
Тип №23  
3; 16-20 Я: 8 - 12  
Общительный, активный, инициативен, увлекающийся. При этом умеет управлять собой. Умеет добиваться на­меченной цели. Честолюбив. Любит лидировать и умеет быть организатором. Пользу­ется доверием и искренним уважением окружающих. Характер легкий, эстетичен, ровно оживлён Создать возможность лидер­ства. Помогать в решении групповых и индивидуаль­ных задач. Следить за тем, чтобы нагрузка (учебная, производственная и общест­венная) была в разумных пределах.  
Характерологические проявления Пути коррекции  
Тип №24  
а- 12 - 16 Я: 4-8  
Активный, уравновешенный тип. Энергичен. Среднеоб-щителен. Привязчив к не­многочисленным друзьям. Упорядочен. Умеет ставить перед собой задачи и доби­ваться решений. Не склонен к соперничеству. Иногда обидчив. Предпочитает спокойно дове­рительное отношение окру­жающих. Желательно отла-живание четких деловых контактов.  
Тип№ 25  
Э: 8 - 12 Я: 4-8  
Активен, иногда взрывчатый, иногда беспечно-веселый. Часто спокойно-безразличный. Инициативы почти не прояв­ляет, действует по указке. Пассивен в социальных кон­тактах. К глубоким эмоцио­нальным переживаниям не расположен. Склонен к мо­нотонной кропотливой рабо­те. Желательно спокойно-дело­вое отношение. Находить и рекомендовать лучше инди­видуальные занятия. Хорошо справляется с администра­тивной работой.  
Тип№ 26  
Э: 4 - 8 Я: 8 - 12  
Спокоен, уравновешен, тер­пелив, педантичен. Честолю­бив. Целеустремлен. Имеет твердые принципы. Време­нами обидчив. Любит доверительные отно­шения, спокойный темп ра­боты. Не склонен к пани­братству. Желательно поощ­рять при классе (группе) за аккуратность, исполнитель­ность. Работать над повыше­нием уверенности в своих силах.  
Характерологические проявления Тип. пути коррекции   Nb 27  
Э: 4 - 8 Я; 12 - 16  
Уравновешенно-меланхо­личен. Тонко чувствитель­ный. Привязчивый, ценит доверительно-интимные от­ношения, спокойный. Ценит юмор. В целом — оптимист. Иногда паникует, иногда впадает в депрессии. Однако, чаще спокойно-задумчив. Создать обстановку активно-спокойной деятельности. Желательно избежать жест­кой регламентации. Рекомен­довать эстетические и лите­ратурные занятия.  
Тип№28  
Э: 8 - 12 Я; 16 - 20  
Меланхоличный, честолюби­вый, упорный, серьезный. Иногда склонен к уныло-тревожному настроению. Дружит с немногочисленны­ми друзьями. Необидчив, иногда мнителен. Самостоя­телен в решениях относи­тельно принципиальных во­просов, но зависит от близ­ких в эмоциональной жизни. Рекомендуется направлять усилия на повышение само­оценки, укреплять уверен­ность в себе.  
Тип № 29  
Э: 12 - 16 Я: 16 - 20  
Жестко требователен к ок­ружающим: упрям,горд, очень честолюбив. Энерги­чен, общителен, настроение чаще боевитое. Неудачи скрывает. Любит быть на ви­ду. Хладнокровен. Взаимоотношения надо стро­ить на основе уважения, вы­сокой требовательности. Можно посмеиваться над не­достатками, если подросток заносчив.  
Тип. «30  
Э: 16 - 20 Я: 12 - 16  
Гордый, стремится к первен­ству, злопамятен. Стремится к лидерству во всем. Энерги­чен, упорен. Спокойный, расчетливый. Любит риск, непреклонный в достижени­ях. Не лишен артистизма, хотя и суховат. Не допускать зазнайства. Поддерживать в позитивных усилиях. Помогать в лидер­стве, не допускать команд­ный стиль отношений. Ней­трализовать озлобленность. Развивать социальный ин­теллект.  
Тип№  
Э: 8 - 12 Я; 12 - 16  
Застенчив, независтлив, стремится к самостоятельно­сти, привязчив. Доброжела­телен. С близкими людьми проявляет наблюдательность, чувство юмора. Склонен к глубоким доверительным от­ношениям. Избегает ситуа­ции риска, опасности. Не. выносит навязанный темп. Иногда склонен к быстрым решениям. Часто раскаивает­ся в своих поступках. В не­удачах обвиняет только себя. Обеспечить спокойную доб­рожелательную обстановку. Стараться вовлекать в актив­ное решение деловых вопро­сов. Поощрять социальную активность, вовлекать в уча­стие в каких-либо мероприя­тиях (семинарах, конферен­циях и т.п.). •  
Тип №32  
3: 12 - 16 Я; 12 - 16  
Честолюбив, неудачи не снижают уверенности в себе. Заносчив. Злопамятен. Энер-"ичен. Упорен. Целеустрем­лен. Склонен к конфликтно­сти. Не уступает, даже если неправ. Мук совести не Не поддерживать в кон­фликтных ситуациях. Воз­действовать через честолю­бие. Отношения поддержи­вать ровные, пытаясь испод­воль развивать социальный интеллект.  
Тип №32  
Э: 12 - 16 Я; 12 - 16  
испытывает. В общении не склонен к сопереживанию. Ценит только информатив­ность. Эмоционально ограни­ченный тип.    
Тип№ 7  
Э: 0 - 4 Н: 8 - 16  
Человек скромный, актив­ный, направленный на дело. Справедливый, преданный друг. Очень хороший, уме­лый помощник, но плохой организатор. Застенчив. Предпочитает оставаться в тени. В компаниях, как пра­вило, не состоит. Дружит вдвоем. Взаимоотношениям придает большое значение. Иногда скучновато морали­зирующий. В деятельности желательно предоставить свободный ре­жим; поощрять, это активи­зирует инициативу. Поста­раться раскрепостить, чтобы действовал самостоятельно, а не по указке (по природе подчиняем). Избегать пуб­личной критики. Внушать уверенность в своих силах и правах. Не допускать слепой веры в чей-либо авторитет.  
Тип№ 8  
Э: 4 - 8 Н: 0 - 4  
Человек спокойный, склон­ный к общению в компани­ях. Эстетически одаренный. Скорее созерцатель, чем дея­тель. Уравновешенный. Без­различный к успехам. Любит жить «как все». Во взаимо­отношениях ровен, но глубо­ко переживать не умеет. Лег­ко избегает конфликтов. Главная задача - активизиро­вать потребность в деятель­ности. Найти занятие, могу­щее заинтересовать (скорее, это нечто, связанное с худо­жественным проявлением). Поощрять успехи. Жела­тельно чаще общаться с под­ростком, обращая внимание на развитие социального ин­теллекта.  
Тип№ 9  
Э; 8 - 16 Н: 0 - 4  
Активный, жизнерадостный. Общительный. В общении не разборчив. Легко попадает в асоциальные группировки вследствие плохой сопротив- Режим желателен более же­сткий, мобилизирующий. Ус­тановить доброжелательные отношения, но подросток должен чувствовать, что за  
Тип№ 9  
3: 8 - 16 Н: 0-4  
ляемости дезорганизующим условиям. Склонный к но­визне, любознательный. Со­циальный интеллект развит слабо. Нет умения строить адекватные оценки и само­оценки. Часто нет твердых принципиальных установок. Энергичен. Доверчив. ним наблюдают. Стремиться направлять энергию в полез­ное дело (например, увлечь глобальной идеей достичь че­го-то (поступить в престиж­ный ВУЗ и т.п.). Однако в этом случае необходимо вме­сте распланировать пред­стоящую работу, фиксиро­вать сроки и объемы и жест­ко контролировать выполне­ние. Желательно подростка данного типа ввести в состав группы или бригады с силь­ным лидером и позитивными установками.  
Тип № 10  
3: 16 - 20 Н:0-4  
Артистичен. Любит развле­кать. Недостаточно настой­чив. Общителен. Неглубок. Уравновешен. Поддержать усилия, направ­ленные на достижение инте­ресных целей (у самого хва­тает инициативы выбрать ка­кое-то занятие или цель, но не хватает упорства). Поощ­рять артистизм, но не допус­кать до клоунства.  
Тип № 11  
Э: 20 - 24 Н: 4-8  
Активный, общительный, благородный, честолюбивый. Легко соглашается на риско­ванные развлечения. Не все­гда разборчив в друзьях, в средствах достижения цели. Благороден. Часто эгоисти­чен. Обаятелен. Имеет орга­низаторские склонности. Поощрять и развивать орга­низаторские склонности. Может быть лидером, но на­до контролировать. Удержи­вать от зазнайства. Лидерское положение в кол­лективе легко выправляет в разболтанность, лень. Любит быть «на коне». Можно до­пускать коллективную кри­тику в случае необходимости.  
                                           

 

Данная методика рассчитана на контингент испытуемых в возрасте от 12 до 17 лет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: