Социально - педагогической 11 глава




В целом подготовка молодых людей к семейной жизни и воспитанию детей включает изучение следующих разделов:

—основы взаимоотношения в семье;

—внутрисемейные конфликты, причины их возникнове­нии, возможности предупреждения и пути преодоления;

—основы ведения семейного хозяйства, экономика семьи;

—основы семейного воспитания на различных этапах воз­растного развития ребенка, подростка (данное направление ре­шается чаще всего через школу либо центры по работе с семь­ей по мере роста ребенка) и др.

Непосредственно подготовка родителей к воспитанию детей представляет достаточно емкую педагогическую проблему. Для ее решения в начале века А. Дернова-Ярмоленко рекомен­довала учить молодую маму: методике изучения ребенка на различных этапах его возрастного развития; пониманию влия­ния на ребенка окружающей среды; умению считаться с окру­жающей средой, пользоваться ею; методам и методике воспи­тательного воздействия на детей на различных этапах их воз­растного развития. Наряду с изложенным для матерей реко­мендовались специальные курсы по изучению ненормальных,


отсталых, слабых детей и детей, трудных в воспитательном от­ношении, беседы о значении искусств в деле воспитания, фи­зические упражнения и игры детей, прогулки и экскурсии с детьми и др.

Во-вторых, создание благоприятной нравственной обста­новки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях.

Обстановка в семье — это та среда, где прежде всего форми­руются основы мировоззрения растущего человека. С раннего детства ребенок именно в семье, в той обстановке, в которой он живет, развивается и воспитывается, усваивает то, какими должны быть отношения между людьми (мужчины к женщи­не, взрослых к детям, детей к взрослым), знакомится с основа­ми культуры общения и поведения, проведения досуга и пр. Одновременно в семье формируется будущий семьянин, чело­век, создающий, укрепляющий и реализующий потенциал се­мьи в соответствии с ее социальным предназначением.

Следует подчеркнуть, что безнравственная обстановка (пьянки, драки, истерические крики, грубость) помимо отри­цательного примера может привести к серьезным психичес­ким травмам ребенка, преодолеть которые в последующем ис­ключительно трудно. Негативные проблемы семьи и семейно­го воспитания отрицательно с к а з ы в а ю т с я на ф и з и ч е с к о м, пси­хическом и социальном развитии растущего человека.

В-третьих, предупреждение ошибок в семейном воспитании.

Как правило, в каждой нормальной семье родители заинте­ресованно относятся к воспитанию своих детей. Однако педа­гогическая неподготовленность нередко приводит к типичным ошибкам. Такие ошибки описаны в литературе. К наиболее ха­рактерным из них можно отнести:

— Антипедагогическое поведение родителей как пример для подражания. Характерное проявление поведения родите­лей через так называемые «ложные авторитеты» описал А.С. Макаренко. Он, в частности, выделял авторитеты подав­ления, чванства, педантства, резонерства, подкупа.

— Утрата связи между родителями и детьми. Сохранить нормальные взаимоотношения между детьми и родителями удается, к сожалению, далеко не всем родителям. Утрата вну­тренней связи значительно снижает возможности целесообраз­ного педагогического воздействия родителей на детей особенно в подростковом возрасте, когда оно наиболее важно.

— Типичные ошибки, совершаемые родителями в процессе воспитания: попустительско-снисходительный тон; позиция


круговой обороны: «наш ребенок всегда прав»; демонстратив­ность — активное утверждение «достоинств чада» в его при­сутствии; педантичная подозрительность; жестко-авторитар­ный стиль; постоянное увещевание; равнодушие; воспитание по типу «кумир семьи»; непоследовательность, несогласован­ность воспитателей и др.

В-четвертых, формирование у ребенка твердых нравствен­ных ориентиров, нравственной позиции.

Речь идет о формировании главного стержня, определяю­щего последующую позицию человека в оценке себя, окружа­ющих людей, происходящих событий, своих действий и по­ступков, а также активность и направленность усилий в рабо­те над собой. Нравственное воспитание начинается с самого раннего возраста. Упущение в этом отношении приводит к не­восполнимым последствиям в воспитании человека.

В-пятых, воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформи­ровать у человека нравственно-волевые качества.

Волевые качества — это тот инструментарий, который поз­волит человеку самореализоваться, отстоять свою позицию, сохранить свое «я». Отсутствие волевых качеств превращает человека в стадное существо и может привести его под влияние другого, нередко социально-негативного лидера. В такой ситу­ации безвольный человек вполне может оказаться соучастни­ком социально опасных действий группы. Нравственная осно­ва развития личностных качеств человека определяет направ­ленность его волевой активности.

В-шестых, недопущение насилия над ребенком, подавля­ющего волю, либо, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, не­мощным.

Ф.М. Достоевский в романе «Братья Карамазовы» устами Ивана Карамазова отмечает, что «есть особенное свойство у многих в человечестве — это любовь к истязанию детей... неза­щищенность-то этих созданий и соблазняет мучителей, ан­гельская доверчивость дитяти, которому некуда деться и не к кому идти».

Специалисты-психологи рекомендуют воспитателям в про­цессе применения принуждения в воспитании учитывать сле­дующее:

— не применять физическое наказание детей младше 3 лет, так как это влияет на проявление их активности;


—воздерживаться от наказания детей и особенно подрост­ков в присутствии сверстников. Публичное унижение подав­ляет волю, травмирует психику;

—наказывать с применением силы за любую вину девочек старше 10 лет и мальчиков старше 14 лет. Переходный возраст особенно нетерпим к таким воздействиям и может приводить к серьезным психическим травмам, формировать отчуждение родителей от детей;

—наказывать ребенка хладнокровно, безжалостно, устраи­вать своего рода экзекуции как какую-то работу.

Следует помнить, что на воспитании ребенка отрицательно сказывается также, постоянная угроза родителей наказанием, считая, что этого достаточно. Ребенок в этом случае привыка­ет к угрозам и не реагирует на них.

Применяя наказание, важно ни в коем случае не допускать унижения достоинства ребенка. Необходимо сделать все воз­можное, чтобы ребенок не совершил действий и поступков, за которые бы следовало его наказывать. К. Венцель, известный отечественный педагог конца прошлого — начала нынешнего века, рекомендовал не применять наказаний, в случае наруше­ния норм поведения со стороны ребенка, ставить его в такие ус­ловия, когда бы он сам убеждался в пагубности своих действий. В-седьмых, недопущение приобщения детей и подростков к спиртным напиткам, курению, азартным играм.

В современных условиях значительная часть проступков со стороны подростков и юношества совершается в состоянии ал­когольного опьянения. Приобщение подростка к наркотикам, с одной стороны, способствует разрушению организма, его де­градации, делает его уязвимым по отношению к опасным ин­фекционным заболеваниям (например, СПИД), с другой — их употребление требует больших материальных средств, что по­буждает наркомана к уголовно наказуемым действиям.

В процессе воспитания с раннего детства постепенно и убе­дительно ребенку разъясняют сначала в семье, а потом и в школе пагубность алкоголя и наркотических средств. Однако наиболее действенным средством воспитания выступает лич­ный пример родителей, старших братьев и сестер, старших то­варищей.

В-восьмых, побуждение ребенка к самовоспитанию и обуче­ние его методике работы над собой.

С давних пор известно, что важнейшая задача воспита­ния — подготовить человека к самовоспитанию. Чем старше


человек, тем и его роль в самосовершенствовании возрастает. Семья в этом плане не только способствует формированию нравственных ориентиров, развитию волевых качеств, но и по­могает освоить навыки работы над собой.

II. Повышение воспитательной роли образовательных уч­реждений в предупреждении и преодолении девиантного пове­дения детей и подростков.

В школе работают специально подготовленные педагоги. Этим специалистам вверяются дети и подростки для дальней­шего обучения и воспитания. Ошибки и упущения в педагоги­ческой деятельности преподавателя дорого обходятся их вос­питанникам.

В условиях образовательного учреждения ребенок сталки­вается с еще одним воспитателем — коллективом. Он входит в различные группы, ощущает на себе их влияние.

Учитель, воспитатель образовательного учреждения имеет возможность влиять на воспитанника не только непосредст­венно, но и опосредованно: через преподаваемый учебный предмет, коллектив класса, товарищей, микрогруппы.

Путями повышения воспитательной роли образовательного учреждения выступают:

—повышение качества подготовки преподавательского со­става, формирование у него высокой педагогической культуры;

—создание наиболее благоприятной обстановки в услови­ях образовательного учреждения для педагогической дея­тельности;

—побуждение преподавательского состава к самосовершен­ствованию, повышению своего педагогического мастерства и педагогической культуры;

—создание при образовательных учреждениях социальной службы, способствующей индивидуализации работы с детьми и подростками девиантного поведения, оказывающей помощь учителю и родителям в работе с ними;

— развитие системы внеучебной воспитательной работы с де­
тьми и подростками в условиях образовательного учреждения.

III. Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы; семьи, школы и административных органов по месту жительства в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков.

Единство семьи и школы объединяет и усиливает воспита­тельное влияние на детей и подростков. С этой целью, практи­куется:


- организация методических семинаров при школах для родителей (родительский лекторий, родительский семинар);

—повышение роли родительских комитетов в жизни шко­лы, детского сада, усиление связи родителей и учителей;

—создание попечительских родительских организаций при образовательном учреждении;

—приобщение к активному участию родителей в меропри­ятиях класса, школы;

—посещение учителями детей на дому (проявление заинте­ресованного участия в том, как живут ученики);

—помощь и поддержка родителей в воспитательной работе с детьми со стороны учителя, социального педагога школы.

IV. Управление наиболее целесообразным влиянием на круг
общения, взаимодействия ребенка в процессе его развития,
воспитания.

Значительное влияние на развитие, воспитание ребенка оказывают те люди, которые непосредственно взаимодейству­ют с ним. Их авторитет, сила влияния, способность внушать, покорять волю ребенка в значительной степени определяют то, как они будут влиять на ребенка, подростка, в каком направ­лении они будут его вести.

Ребенок уже в детском саду оказывается в окружении опре­деленного крута лиц, впоследствии он оказывается членом коллектива, различных сообществ, каждое из которых имеет свои традиции, обычаи, воспитательные возможности. К со­жалению, далеко не каждое сообщество в воспитательном от­ношении носит положительный характер. Данный факт свиде­тельствует о том, что от родителей, воспитателей требуете» большое искусство умения управлять воспитательными воз­действиями на ребенка, подростка через тех людей, которые его окружают, те группы, коллективы, в которые он входит. От них требуется искусство ограничить взаимодействие их вос­питанника от в л и я н и я негативных (девиантных, криминоген­ных) л и ц, групп, сообществ и л и, наоборот, стремиться обеспе­чивать целесообразное влияние на него лиц позитивных, поло­жительных групп, коллективов.

V. Развитие внешкольной системы консультирования и по­
мощи семье и детям в преодолении девиантного поведения.

В настоящее время создаются как государственные, так и негосударственные центры по работе с семьей. Эти ц е н т р ы так­же состоят из квалифицированных специалистов, которые го­товы провести диагностику и дать рекомендации для работы с


детьми в домашних условиях, либо рекомендовать специали­зированные центры по работе с детьми девиантного поведения. Значительная часть обращений в центры по работе с семьей от­носится к матерям. Их волнуют преимущественно вопросы дезадаптации детей в школе, в среде общения, личностные проблемы детей и подростков, взаимоотношения с ними, нару-ш е н и я взаимопонимания, конфликтность и др.

При центрах по работе с семьей открываются отделения дневного пребывания для детей. В них дети имеют возмож­ность в благоприятных условиях проявить свои личностные возможности, получить консультации, помощь в подготовке к занятиям, приобрести новых товарищей, приобщиться к куль­туре. Особенно важно, что отделения работают бесплатно и ориентированы на самые малообеспеченные слои населения.

Однако таких центров и отделений дневного пребывания при них еще мало и многие только приобретают опыт работы с родителями и детьми.

VI. Повышение роли специальных учреждений по перевос­питанию и исправлению девиантного поведения детей и под­ростков.

В настоящее время имеются различные специальные обра­зовательные учреждения, в которых проводится перевоспита­тельная, реабилитационная работа с дезадаптированными де­тьми и подростками. Многие из них являются учреждениями закрытого или полузакрытого типа. Дети туда поступают либо по приговору суда, либо по направлению отдела по делам несо­вершеннолетних. Для перевоспитания и исправления исполь­зуются различные возможности по работе с детьми и подрост­ками, в том числе трудотерапия, образовательный процесс, культурно-досуговая деятельность, воспитательное воздейст­вие коллектива, индивидуальная работа.

Комитетом по делам молодежи формируются специальные центры по работе с детьми девиантного поведения по месту жи­тельства (например, «Форпост» СТ. Шацкого, «Четвертый мир» в г. Москве и др.). Таких центров пока немного. Создают­ся центры и на общественных началах. В нгх активно прово­дятся мероприятия культурно-досуговой, физкультурно-оздо­ровительной, туристской и других видов деятельности. В них работают консультативные пункты по работе с детьми и роди­телями. Нередко в специализированных воспитательных уч­реждениях практикуется приглашение для работы с воспитан­никами самих родителей.


В специализированные воспитательные (перевоспитатель­ные) центры детей либо направляют специальные комиссии, либо сами дети туда приходят, либо сотрудники центров по ре­комендации школы, отдела по работе с несовершеннолетними посещают семьи и приглашают к себе детей.

VII. Развитие сети центров по преодолению социально-пе­дагогических проблем детей, подростков, юношества; педаго­гической коррекции, педагогической реабилитации; медико-со­циально-педагогических по преодолению детского и юношеско­го алкоголизма, наркомании, а та1кже реабилитации жертв насилия, социальной виктимологии.

В современных условиях растет преступность среди молоде­жи. Анализ причин девиантного поведения детей и подростков и возможностей его профилактики и преодоления показывает, что необходимо создание широкой сети центров, которые мог­ли бы предметно заниматься дифференцированными группа­ми молодежи.

Центры педагогической коррекции. Они работают с детьми раннего возраста. Ранняя педагогическая коррекция ребенка способствует его наиболее полному развитию, а в последую­щем его нормальной адаптации в обществе, предупреждению отклоняющегося развития. Для эффективной работы такого центра необходимо:

—собственно центры, работающие по определенным на­правлениям в зависимости от проблем детей (их пока очень мало);

—специально подготовленные специалисты широкого про­филя: медицинского, психологического и педагогического на­правлений. Специалисты, способные обеспечить комплексную диагностику ребенка. Диагностика позволяет выявить глуби­ну недуга, отклонения в развитии ребенка, а также резервы, несущие в себе, как отмечал Л.С. Выготский, компенсаторные возможности при опоре на которые обеспечивается индивиду­альное развитие и коррекция;

—техническое оснащение диагностического центра и педа­гогических кабинетов. Без этого в современных условиях не­возможно провести ни квалифицированной и достаточно пол­ной диагностики, ни педагогической коррекции, а следова­тельно, и добиться наиболее оптимального результата;

Виктимология — (от лат. victima — жертва + logos — наука, учение) — учение о поведении жертвы насилия. Эти проблемы являются предметом социальной виктимологии.


 

—широкая информация учителей, социальных служб, се­мей, педиатров о центрах педагогической коррекции и их воз­можностях. Это позволит своевременно, на ранних этапах вы­являть у детей отклонения и направлять их в соответствующие центры для педагогической коррекции;

—взаимосвязь центров педагогической коррекции со спе­циальными детскими садами и школами для взаимодействия и способствования своевременной адаптации детей, проходя­щих или прошедших педагогическую коррекцию.

Центры педагогической реабилитации. Потребность в них также велика. Они могут быть ориентированы для работы с различными категориями людей, нуждающимися в педагоги­ческой реабилитации, — восстановлении утраченного опыта общения, поведения, профессиональной деятельности и пр. Предметом особого внимания является реабилитация дезадап­тированных детей и подростков вследствие трудностей учебы, проблем, возникших во взаимоотношениях со сверстниками. Каждая из категорий дезадаптированных детей и подростков требует особой индивидуальной или групповой диагностики и определения методики реабилитации.

Особого внимания заслуживают педагогические проблемы работы с жертвами насилий. В современных условиях таких людей, к сожалению, много. В международной практике име­ется опыт реабилитационной работы с жертвами насилий, по­является такой опыт и в нашей стране. Число пострадавших людей растет, и потому растет необходимость развития специ­альной реабилитационной работы с такой категорией детей. Это, в свою очередь, требует специальных теоретических раз­работок и практического опыта работы с различными катего­риями жертв насилий.

Усиливается алкоголизация и наркоманизация молодежи. Данный факт также требует открытия специальных центров медико-социально-педагогического характера. В таких цент­рах нужны комплексные усилия врачей, психологов и соци­альных педагогов. Полезным в работе с наркоманами может оказаться соответствующий зарубежный опыт.

Современная практика свидетельствует о необходимости со­здания специальных реабилитационных центров для адапта­ции лиц, вышедших после завершения срока нахождения в специальных образовательных учреждениях, в пенитенциар­ных учреждениях. Необходимость таких центров велика и по­тому, что подростки чаще всего возвращаются в прежнюю сре-


ду. Данный факт очень часто имеет негативные последствия для бывших осужденных. В условиях адаптации в специаль­ном реабилитационном центре специалисты могли бы обеспе­чить квалифицированную помощь такому подростку в этот ис­ключительно сложный критический период, помогли бы обре­сти уверенность в себе, найти сферу самореализации и таким образом получить возможность нормальной жизнедеятельнос­ти по месту жительства либо в ином месте.

Для прибывших из заключения также нужна адаптация и помощь в трудоустройстве, в противном случае человек оказы­вается в исключительно сложных условиях, побуждающих его вернуться на прежний путь. Особенно данная проблема приоб­ретает актуальность в условиях растущей безработицы.

VIII. Использование позитивных возможностей средств массовой информации и ограждение детей и подростков от их негативного влияния.

Известна большая роль средств массовой информации (СМИ) в формировании мировоззрения детей и подростков. С о -временные СМИ несут исключительно многообразную, много­плановую информацию без учета особенностей аудитории. Ак­тивно внедряется в быт современной семьи видеотехника с ее многообразными информационными возможностями.

Исследования отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о пагубном влиянии на молодежь информа­ционной и видео продукции, пропагандирующих насилие, сво­бодный секс, идеи легкого бизнеса. Такого рода информация бесконтрольно демонстрируется на всех каналах телевидения, широко представлена в виде видеокассет. Это постепенно фор­мирует образ действий у людей, не имеющих твердых нравст­венных основ, выступает, как уже отмечалось, своего рода учебным пособием по криминальной деятельности.

Следует, однако, подчеркнуть, что ежедневно по телевиде­нию предлагается и много полезной информации для развития детей и подростков, безусловно, имеются интересные, поучи­тельные видеозаписи. В этих условиях резко возрастает роль родителей в управлении процессом общения ребенка с телеви­дением. Педагогически целесообразное руководство поможет способствовать разностороннему развитию детей и подростков и одновременно предупреждать их нравственное развращение.

В современных условиях издается множество разнообраз­ной печатной продукции, которая также может активно ис­пользоваться как в воспитании, так и способствовать извраще-


нию духовных взглядов и интересов детей и подростков. Дан­ный факт диктует необходимость повышения роли семьи и школы в направленном использовании печатной продукции в разностороннем воспитании подрастающего поколения и за­щиты его от низкопробной, разлагающей, не соответствующей возрасту и уровню его духовного развития.

Одним из направлений, способствующих повышению воспи­тательной роли СМИ, по международному опыту, является со­здание общественного центра контроля за нравственной направ­ленностью их деятельности. Такой общественный орган мог бы способствовать повышению положительных воспитательных возможностей СМИ и той информационной продукции, которую они предлагают на всю Россию, для всей российской молодежи.

Каждому человеку присущи свои информационные потреб­ности. Под ними понимают потребности человека к различным видам, качеству и объему информации. Информационные по­требности выступают как фактор социальной зрелости, актив­ности и самореализации личности. Существует понятие — ин­формационно-педагогическая культура человека. Оно являет­ся показателем воспитанности человека, проявления его отно­шения к различным видам СМИ, их содержанию, качеству, объему информации, их целесообразному использованию в са­мообразовании и самовоспитании.

В современных условиях особенно остро возникает вопрос о формировании информационной культуры у подрастающего поколения, которая позволит, в определенной степени, огра­дить молодежь от всеядности и научит ее более избирательно подходить к информации, которую предлагают СМИ. Данная задача решается не только семьей, но и всеми образовательны­ми учреждениями, обществом в целом и самими средствами массовой информации.

IX. Приобщение детей и подростков к участию в позитив­ных общественных центрах, организациях (спортивных, культурно-досуговых, туристских, театральных и др.).

Такие центры создаются в городах. Очень многие из них от­крываются как общественные негосударственные, или коммер­ческие. Они привлекают молодежь во внеучебное время и своей деятельностью активно способствуют развитию у них здоровых интересов. Деятельность их охватывает различные категории молодежи, в том числе и отклоняющегося поведения.

Следует, однако, иметь в виду, что имеют место и т а к и е орга­низации, центры, которые предусматривают чисто коммерчес-


к и е ц е л и, не всегда учитывающие особенности детей и подрост­ков, пренебрегающие нравственным аспектом их воспитания. В этом случае последствия деятельности таких центров могут быть негативными. Важно предупредить участие в них детей.

X. Активизация самовоспитания, самовоспитательной дея­тельности по исправлению и преодолению негативных качеств и привычек, помощь молодому человеку в работе над собой.

Данное направление уже рассматривалось. Следует под­черкнуть, что активизация самовоспитания молодежи — дело не только семьи, но и образовательных учреждений, социаль­ных педагогов специализированных центров по педагогичес­кой коррекции, педагогической реабилитации, перевоспита­ния и исправления. Включение объекта социальной педагоги­ки в целенаправленную работу над собой во многом характери­зует действенность педагогической среды, в которой он нахо­дится, педагогическую деятельность воспитателя, работающе­го с ним. В этом случае объект социального воспитания стано­вится субъектом самосовершенствования.

Действенность самовоспитания человека в преодолении его негативного поведения имеет место, когда он достаточно само­критичен, способен к осмыслению своих действий, поступков и их последствий, владеет методами и методиками самопознания, самоуправления, целенаправленной работы над собой. Особенно важным выступает способность человека управлять собой в кри­тических ситуациях взаимодействия с другими людьми (напря­женных условиях обстановки), приказывать себе.

Таким образом, рассмотрены сущность, содержание соци­ально отклоняющегося (девиантного) поведения человека и причины его возникновения, а также основные направления социально-педагогической деятельности по предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения детей и подрост­ков. Каждое из приведенных направлений имеет свой потен­циал в решении проблемы. Успех в деле предупреждения и преодоления социально-негативного поведения молодежи во многом зависит от того, в какой степени все изложенные на­правления находят реализацию на практике. Необходимо со­здание системы, охватывающей семью, образовательные уч­реждения, административные органы, государственные и не­государственные центры по работе с детьми и подростками, ориентированные на заботу о детях, на их воспитание, преду­преждение и преодоление отклоняющегося поведения. В этом важнейшее назначение социальной педагогики.


Контрольные вопросы и задания

1. Что понимается под отклоняющимся, а также социально-нега­тивным (девиантным) поведением человека?

2. Дайте классификацию основных проявлений социально откло­няющегося поведения людей.

3. Назовите и дайте характеристику основных групп факторов, обусловливающих формирование социально-негативного поведения детей и подростков.

4. Какова роль семьи в формировании социально отклоняющегося поведения детей и подростков?

5. Назовите основные направления педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и под­ростков.

6. Раскройте содержание педагогической деятельности, направ­ленной на повышение воспитательной роли семьи в предупреждении и преодолении отклоняющегося поведения детей.

Литература

1. Беличева СЛ. Основы превентивной психологии. — М., 1993.

2. Беличева СЛ. Характеристика современного состояния проблем де-виантного поведения несовершеннолетних и пути ее решения // Пробле­мы социальной работы в России: Матер. 1-й нац. конф. — М., 1995. — С.91—95.

3. Васильев В.П. Юридическая психология. — СПб., 1997.

4. Герасимов В.Н. Основы превентивной педагогики. — М., 1995.

5.Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их ре­шения / Под ред. В.А. Никитина. — М., 1996.

6. Клейберг ЮЛ. Социальные нормы и отклонения. — М., 1997.

7. Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1984.

8.Рабочая книга социального педагога: В 2 ч. — Opt л: Книга, 1995. — Ч. II. — Гл. XIII. Девиантное поведение и технология его преодоления в социально-педагогической деятельности.

9.Формы и методы предупреждения педагогической запущенности и правонарушений подростков: Метод, реком. в помощь учителям, воспи­тателям произв. обучения общеобраз. школ, спецшкол, ПТУ, специаль­ных ПТУ. М., 1989.

10. Шилова Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в по


Лица, нарушившие установленные законом в государстве нор­мы и правила поведения, подлежат осуждению и привлечению к отбыванию наказания в специальных учреждениях. Перед госу­дарством стоит задача не только наказания человека за совер­шенное преступление, но перевоспитание и возвращение в обще­ство социально-здорового человека. Решение этих задач возложе­но на специальные (пенитенциарные) учреждения. Термин «пе­нитенциарный» (от лат. — poenitentiarius — юридический) озна­чает отношение к наказанию, преимущественно уголовному.

Пенитенциарное учреждение представляет собой специаль­ное (преимущественно государственное) учреждение, предназна­ченное д л я выполнения функций н а к а з а н и я за уголовно-наказу­емые деяния, исправления и перевоспитания осужденных. Это осуществляется отраслью социальной педагогики, занимающей­ся проблемами воспитания осужденных в условиях мест отбыва­ния наказания, получила название пенитенциарной (исправи­тельной) педагогики. Она представляет собой социальную педа­гогику, изучающую возможности исправления нравственной де­формации личности осужденного и осуществляющую воспита­тельное воздействие на него с целью перевоспитания в условиях отбывания уголовного н а к а з а н и я (особенно л и ш е н и я свободы).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: