Какой из женских характеров вам особенно запомнился, понравился, почему?




Урок литературы в 11 классе

«Женские судьбы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».

Цель урока: совершенствование в ходе работы по изучению произведения навыков коммуникативной компетентности, совершенствование умений анализа, сопоставительного анализа путём проникновения в художественную «ткань» произведения.

Ход урока:

Организация класса.

2. Сообщение темы урока:


слайд 1)

Ефим Соломонович Роговер, один из исследователей творчества Шолохова, утверждает: «Самым большим достижением автора «Тихого Дона» является раскрытие индивидуальных судеб героев романа. Показывая их, писатель стремится вылепить неповторимый характер, часто наделённый противоречиями, дать портрет полнокровный, зримый, передать душевный мир, эмоциональную сферу личности».

На предыдущем уроке мы имели возможность познакомиться с индивидуальной судьбой, с неповторимым, наделённым противоречиями характером главного героя Григория Мелехова. Но представление о нём не будет полным, если мы не поговорим с вами о героинях романа, чьи судьбы переплетаются с судьбой Григория Мелехова. (слайд 2) Поэтому тема нашего урока: «Женские судьбы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».(слайд 3)

Отсюда и задача нашего урока:

- познакомиться с героинями романа, чьи судьбы наиболее тесно переплетаются с судьбой Григория Мелехова, и выявить основные черты характера, определяющие их судьбу, определить какие проблемы текстов 27 задания ЕГЭ поможет проиллюстрировать то, о чём мы говорили сегодня на уроке.

3.Работа по теме урока:

Давайте проверим, насколько внимательно вы читали произведение. Вашему вниманию предлагается небольшой тест:

«Установите соответствие: портретная характеристика – героиня романа».

Переверните белые листы для выполнения теста. Пожалуйста, кто зачитает первую характеристику? (В процессе ответов – слайд №4):

1)Ильинична; 2)Аксинья; 3)Наталья; 4)Дуняша; 5)Дарья;

«Твёрдая старуха» «сплошь опутанная паутиной морщин, дородная женщина», «узловатые и тяжелые руки», «шаркает старчески дряблыми босыми ногами». «Она жила, надломленная страданием, постаревшая, жалкая. Много пришлось испытать ей горя, пожалуй, даже слишком много...».

 

«…Ветер трепал юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка, розовая рубаха, заправленная в юбку, не морщинясь, охватывала круглую спину и налитые плечи…» «На губах Григория остается волнующий запах ее губ, пахнущих то ли зимним ветром, то ли далеким, неуловимым запахом степного, вспрыснутого майским дождем сена…». «порочная и манящая красота», ее губы «бесстыдно жадные, пухловатые», глаза вспыхивающие «балованным отчаянным огоньком» и улыбку.

 

…девка красивая... Дюже красивая... Под чёрной стоячей пылью коклюшкового шарфа смелые серые глаза. На упругой щеке дрожала от смущения и сдержанной улыбки неглубокая розовеющая ямка. Под зелёной кофточкой, охватившей плотный сбитень тела, наивно и жалко высовывались, поднимаясь вверх и врозь, небольшие девичье каменные груди, пуговками торчали остренькие соски...

 

Вывод о том, насколько хорошо знают текст.

В романе эпопее Шолохов создает яркие женские образы Аксиньи, Дарьи, Натальи, Дуняшки, Ильиничны. При всей индивидуализации описания их объединяет щемящая душу острота страданий и трагическая судьба. (на слайде пропадают Дарья и Дуняшка, остаются Аксинья, Наталья и Ильинична).

Попробуем разобраться:

Почему такие прекрасные женщины, как смелая и гордая Аксинья, кроткая и трудолюбивая Наталья, мудрая и величественная Ильинична так трагически заканчивают свой жизненный путь?

Каковы их переживания, поступки?

Какой из женских характеров вам особенно запомнился, понравился, почему?

Не случайно у вас тесты на листах разного цвета –цвет распределит вас по группам, потому что именно в группах вы будете выполнять следующее задание.

Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос:

«Воплощением каких черт характера является героини романа М.А.Шолохова «Тихий Дон»- Ильинична?- Наталья?- Аксинья»? Определите, какие из этих качеств наиболее близки вам? Ответ аргументируйте текстом. Опорные слова характеристики выпишите на отдельные листы. Определите выступающего от группы. Время на подготовку – 5 минут. Время на представление результатов – 3 минуты.

При подготовке вы можете воспользоваться алгоритмом, который представлен на листах голубого цвета. Обратите внимания на критерии, по которым будет оцениваться ваш ответ (листы жёлтого цвета).

Ι группа Аксинья. 1. Жизнь Аксиньи до встречи с Григорием (детство, Аксинья – жена Степана). 2. Аксинья и Григорий. Любовь Аксиньи к Григорию и новое восприятие окружающей жизни. 3. Какие черты характера раскрываются в Аксинье? 4. Трудные поиски Аксиньи путей самоутверждения как личности и мечта о лучшей жизни. 5. Почему, с вашей точки зрения, судьба Аксиньи так трагична?
II группа Наталья. 1. Наталья и Григорий. Сила и высокая нравственность чувства любви. Что в ней привлекает Григория? 2. Как определила для себя Наталья смысл жизни? Каково ее понимание счастья, ее роль в семье, в доме. 3. Трагичность судьбы Натальи, ее смерть. Назвали бы в ее мужественной? Почему? 4. Мастерство Шолохова в создании образа Натальи, в передаче ее внутреннего состояния. 5. Определите ваше собственное отношение к Наталье. Оправдываете ли вы ее поступки? В чем заключается ее двойной грех? 6. В чем вы видите приближенность Натальи к образу святых?
ΙΙΙ группа Образ Ильиничны. 1. Найдите штрихи портрета Ильиничны. Определите их роль в раскрытии характера Ильиничны. 2. Какие черты характера Ильини чны приближают ее к образу богоматери? Как они раскрываются Шолоховым? 3. Почему в конце жизни Ильинична чувствует себя лишней? 4. Кто виноват в том, что дом Мелеховых опустел? 5. Кто в романе является «преемником» Ильиничны?

 

(Идёт работа в группах, затем выступления).

Коллективная работа с классом после прослушанных сообщений групповых исследований:

- Что объединяет таких разных шолоховских женщин?

- Какова, по – вашему, причина трагедии жизней этих женщин? Могла бы по – другому сложиться судьба каждой из них?

Судьбы женщин в романе неповторимы, но у всех трагичны. Автор с любовью и пониманием рисует каждую женскую судьбу, создавая коллективный портрет образа донской казачки. В то же время писатель выделяет в характере своих героинь общечеловеческую суть: душевность, женственность, умение любить и бороться за свою любовь, создавать уют и строить свой Дом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: