Вокально-хоровой анализ.




Музыкально-теоретический анализ

 

 

Форма.

 

Форма произведения 3-х частная репризная (реприза сокращенная) с экспозицией и кодой.

 

Вступление (1-11 такты)

В экспозиции хоровые партии вступают поочерёдно, начиная с высокого женского голоса (Сопрано, альт, тенор, бас). Композитор использует прием постепенного включения голосов в хоровую ткань. Такой склад изложения помогает нам представить каждый включающийся голос, как разноцветные капли акварельной краски.

 

I часть (12-21такты)

Часть полностью противоположна вступлению. Начинается с соло сопрано (звучит чистый тембр высокого женского голоса) (4 такта). С 17 такта вступают все голоса (+А+ Т+Б = звучит полный смешанный хор). Это ассоциируется с продолжением написания картины. Вступление изображало первые мазки акварели на холсте, рисующие фон. Когда появляется соло сопрано, на картине начинает вырисовываться первый план – «паруса нескладные, чайки белоснежные, ласковое Ладожское, нежное Онежское» (озера, связанные рекой Свирь). А когда вступают все хоровые партии, на картине вспыхивает множество красок.

 

II часть (22-37 такты)

Характер произведения меняется. На смену ломкой, яркой вспышке приходят спокойные покачивающиеся волны. Музыка становится затаённой, изображает спокойное море перед грозой. А также она изображает внутреннее состояние главного героя, который, как и море, готовится к грозе чувств, нахлынувших на него. Фактура гомофонно-гармоническая. Тема в сопрано (высоком женском голосе), а остальные голоса выполняют функцию гармонического заполнения (basso ostinato).

 

Второе предложение средней части – резкий контраст громыхающему эху - кульминация всего произведения. Начинается с бушующих эмоций героя, любящего Карелию, свою родину, где можно услышать широкий звон лезвий на покосе и услышать стон падающих сосен, которые справляют по реке Свирь. Фактура аккордовая. Каждый аккорд скандируется хором.

 

III часть (38-42 такты)

Постепенно наступает успокоение в 38 такте, где начинается видоизмененная (сокращенная) реприза. Соло уже не у сопрано, а у тенора. Не зря композитор доверил соло партии тенора, так как он будто и есть тот самый герой, грезящей о своей родине. Фактура гомофонно-гармоничекая. Голоса баса и альта выполняют функцию хоровой педали, изображающую водную гладь.

 

Кода (43-48такты)

Заключение и вступление схожи по строению и характеру. Размеренные длительности приводят к успокоению, затиханию чувств. Вступление и кода создают некое обрамление произведения, придавая ему некую завершенность. Фактура гомофонно-гармоническая с элементами подголосочности, но важно отметить, что каждая мелодическая линия достаточно развита и по-своему красива.

 

Голосоведение.

 

Вступление – движение у альтов и басов сравнительно плавное (поступенное, встречаются терцовые ходы в восходящем и нисходящем направлении), выдержанное на долгих залигованных нотах. У сопрано и теноров плавная поступь совмещается с кварто-квинтовыми скачками. Все голоса – в тесном расположении, но за счёт долго звучащих нот возникает картина рассеянного и отдалённого звучания.

 

I часть – движение мелодии начинается с нисходящей кварты. И постоянно этой теме свойственны эти же интонации данного интервала, что придаёт произведению бодрый, активный, яркий характер. С 17 такта вступают все голоса. Движение остаётся такими же длительностями и в том же ритме. У сопрано в мелодии есть те же квартовые скачки. Остальные голоса движутся плавно, только в 20 такте у басов скачок на квинту. Но, не смотря на это, мелодический рисунок ломанный. В совокупности с несимметричным размером придаёт музыке остроту, своеобразный «нерв». У альтов сложная партия – движение по хроматизмам.

 

II часть – всю вторую часть альты, тенора и басы выполняют функцию хоровой педали (статичное голосоведение). И из такта в такт у них идёт параллельное поступенное движение. У сопрано тема, секвенционного строения. Движение поступенное, чередующееся с квартовыми скачками.

 

Со слов «услыхать широкий звон» басовые и теноровые партии двигаются на квинту вверх. С 30 по 33 такт, все голоса движутся параллельно. Хоть и звучание идёт по одним и тем же нотам, это не придаёт спокойствия музыке. Она наоборот – энергичная, активная. Этому способствуют и акценты на каждой ноте.

 

III часть - особое внимание басы и альты должны обратить на интонационную точность исполнения хоровой педали.

 

Кода – мелодия в голосах движется спокойно, «стихающее». Несмотря на встречающиеся скачки, всё звучит ровно. Интонационно это самый сложный фрагмент партитуры. Очень много хроматизмов (б2 и м2).

 

Ритмический рисунок.

В данном сочинении можно отметить разнообразие ритмического рисунка. Сами длительности достаточно простые, это восьмые, четверти, половинные ноты, половинные ноты с точкой, но в связи с переменным размером (симметрия и не симметрия) образуются достаточно сложные ритмические группировки, требующие от исполнителей ощущения ВДП для установления ритмического ансамбля.

 

 

Ритмическая сторона играет немало важную роль в раскрытии идейно-образного содержания. Так во вступлении долго звучащие ноты изображают первые мазки акварели на холсте.

 

Чаще всего в произведении встречаются восьмые и четверти, создающие впечатление движения вперед.

 

Тональный план.

 

Вступление - нет чёткой опоры на тональность. Только в конце появляется cis-moll. При ключе знаков нет.

 

I часть – основная тональность A-dur. В 19 такте появляется тональность fis-moll и D-dur. И вся часть заканчивается в H-dur.

Трезвучия A, fis, D, H – даются в сопоставлении, а не путём отклонения. Возникает ощущение калейдоскопичности, резкой «смены кадра».

II часть – основной тональности нет, так же, как и в предыдущей части. Через каждые 2 такта новая тональность (22 такт – A-dur, 24 – h-moll, 26 – cis-moll, 28 – D-dur). Постоянная смена гармонии придаёт музыке непостоянство.

 

III часть – в данной части также присутствует множество тональностей: A-dur, G-dur, fis-moll, H-dur.

 

Кода – начинается кода в тональности cis-moll. В 43 такте встречается А7, в 44 – Д7, в 45 – H-dur, в 46 – Большой Мажорный септаккорд. И заканчивается в A-dur. При ключе знаков нет.

 

Размер.

Переменный размер (3/4, 9/8, 11/8, 10/8, 6/8, 7/8, 4/4).

3/4 – симметричный размер.

9/8 – симметричный размер, дирижируется по трехдольной схеме.

11/8 – несимметричный размер, дирижируется по четырехдольной схеме, группировки 2+2+3+2+2.

10/8 – несимметричный размер, дирижируется по четырехдольной схеме, группировки 2+2+3+3.

6/8 – симметричный размер, дирижируется по двухдольной схеме.

7/8 – несимметричный размер, дирижируется по трехдольной схеме, группировки 3+2+2, 2+2+3, в зависимости т логики, ударения в слове.

4/4 – симметричный размер.

Несимметричный размер придаёт музыке непостоянство, изящество, непредсказуемость акварельных мазков.

 

Исполнительский анализ.

Темп.

 

Вступление – andante assai (весьма спокойно). В этом спокойном движении проявляется размышление художника. Он, может быть, еще не знает, что будет на картине, а сейчас он медленным движением наносит первые разноцветные мазки. Художника должно посетить вдохновение.

 

В I и II части появляются новые действующие лица, вносящие свое дыхание, свою жизненную энергетику. Это: парящие над озером чайки, белоснежные яхты, изображающие легкость, грациозность, изящество; надвигающаяся грозовая туча, голубая безбрежность и громыхающее в ней эхо, неудержимое стремление героя открыться в своих чувствах, звон лезвий косарей, стон падающих сосен. В связи с этим темп меняется на более подвижный (Alegretto – менее живо, чем allegro). Ничего в природе не стоит на месте, все изменяется…

 

Кода – Meno mosso (менее подвижно). Это финал работы мастера. В эти сочных гармониях реально видится нарисованная картина, а спокойный темп помогает нам детально ее рассмотреть.

Штрих.

 

Штрих исполнения – legato, достаточно наполненное, весомое. Хоровая фактура должна быть красочной, плотной.

 

Жест дирижера должен быть наполненным, выразительным. Кисть должны быть чувствительна ко всем штрихам. Необходимо отталкиваться от яркого содержания текста.

 

На словах «Услыхать широкий звон лезвий на покосе» композитор просит подчеркнуть каждую ноту, следовательно, исполнители должны спеть это marcato.

Кисть должны быть упругая и волевая.

 

Динамика.

 

Динамика во вступление тихая (pp). Длительности, темп и динамика полностью гармонируют между собой и создают общую атмосферу. Главная функция вступления – колористическая.

 

I часть - динамика, в отличие от вступления, на несколько нюансов громче. Сопрано начинают вводить слушателя в дальнейшие события и звучат бодрее, но ещё не мощно. Со вступлением всего хора звучание становится глубоким, полным (mf). И во всей части такая динамика.

 

II часть - характер произведения меняется. На смену ломкой, яркой вспышке приходят спокойные покачивающиеся волны. Музыка становится затаённой Ослабление динамики (p). Только с 26 такта начинается усиление звучности (cresc.). С 27 такта - кульминация всего произведения. Начинается сразу мощно, наполнено (ff). На протяжении 4-х тактов проходит ff. Она приходится на слова «Услыхать широкий звон».

 

III часть - На репризе всплеск утихает (f). И на соло теноров уже удаляется (р). Все мазки уже сделаны, кисти, краски – свободны.

 

Кода - начинается заключение утвердительно (с f), и держится этот яркий характер на протяжении 3 тактов, с 46 начинается успокоение. И в 47 уже рр. Размеренная поступь приводит мысли к успокоению, умиротворению. Всё гармонично, прозрачно.

 

 

Вокально-хоровой анализ.

 

Тип хора – смешанный.

 

Вид хора – четырехголосный.

Диапазон голосов:

S: e¹ – fis² T: e – eis¹

A: cis¹ –h¹ B: A – cis¹

Диапазон хора: A - fis²

Тесситура.

Во всём произведении сравнительно удобная тесситура. Все голоса располагаются комфортно, за исключением нескольких мест: 9 такт – у басов высокая тесситура - до-диез первой октавы, 22 такт – у басов низкая тесситура – ля большой октавы, у остальных голосов движение постоянно в средней тесситуре.

 

Ансамбль.

 

Ансамбль естественный. Только в 42 такте первый аккорд при f не ансамблирующий, вследствие, мужской хор нужно сделать на mf.

 

Дыхание.

 

На протяжении всего произведения дыхание цепное, за исключением переходов к разным частям. А также во время пауз, указанных композитором.

 

Интонационные трудности:

 

- интонирование в подвижном темпе;

- смена размеров;

- исполнение разных ритмических групп;

- полутоновые ходы;

- четкое проговаривание текста;

- смена тональностей;

- смена динамики и характера.

Дирижерские трудности:

- смена размеров;

- штрихи исполнения;

- выразительный, наполненный жест;

- упругая, твердая кисть;

- темповой план;

- цельность музыкальной формы;

- показ вступления и снятия на разные доли такта;

 

- показ ауфтактов хоровым партиям и группам хора;


- графически точный показ схем (3/4, 9/8, 11/8, 10/8, 6/8, 7/8, 4/4).

 

Работа с литературным текстом.

От исполнителей требуется четкое проговаривание текста в соответствии с ритмом. Петь нужно легко, не форсируя звук.

 

Паруса нескладные, чайки белоснежные,

Ласковое Ладожское, нежное Онежское,

И над всей Карелией туча грозовая

Влажной акварелию даль разрисовала.

Громыхающее эхо в голубой безбрежности,

Я хочу к тебе приехать, объясниться в нежности.

Услыхать широкий звон лезвий на покосе;

В душу влить глубокий стон падающих сосен.

Ощутить на катере отражений дрожь,

В руки взять, как кантеле, чистый, чистый дождь.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: