Аннотация к хору «Отче наш» Ю. Фалика




 

«Отче наш» входит в состав цикла «Литургические песнопения» для солистов и смешанного хора a capella, написанного Юрием Александровичем Фаликом в 1992 году.

Юрий Александрович Фалик (30 июля 1936 года – 23 января 2009 года) – отечественный композитор, симфонический дирижер и педагог, начинавший свою музыкальную карьеру триумфом на Международном конкурсе виолончелистов в Хельсинки. Получив начальное образование в знаменитой музыкальной школе им. П.С. Столярского в Одессе, затем Фалик закончил Ленинградскую консерваторию по классу виолончели (у А. Штримера, аспирантуру у М.Л. Ростроповича) и композиции (у Б. Арапова). Там же он в последствии преподавал, руководил студенческим камерным оркестром, поэтому Ю.А. Фалика по праву можно считать одним из ярчайших представителей современной петербургской композиторской школы.

В пестрой музыкальной палитре нашего времени творчество этого художника предстаёт как самобытное явление. За годы своей разносторонней деятельности он создал значительное количество сочинений в разных жанрах – это и симфоническая, и камерно-инструментальная, и вокально-хоровая музыка. В начале творческого пути интерес композитора был сосредоточен преимущественно на инструментальной музыке, с течением времени вектор сместился в сторону вокального и хорового творчества. Наиболее известные произведения Фалика во внехоровых жанрах: Концерт для оркестра №1 по мотивам легенд о Тиле Уленшпигеле (1967), хореографическая трагедия «Орестея» (1968) опера «Плутни Скапена» (1984), Concerta della passione для виолончели и оркестра (1988), детская музыкальная сказка «Полли и Динозавры» (1989), восемь струнных квартетов.

«Триптихом» на слова В. Солоухина (1969) для хора a capella композитор открывает для себя сферу хоровой музыки, без которой немыслимо представить его творческое наследие. Хоровая музыка композитора, находясь в русле основных тенденций хорового искусства второй половины ХХ века – новой фольклорной волны, неоромантизма, “новой сакральности” 90-х годов, подлежит разделению на три крупные жанровые группы – светские хоровые миниатюры и циклы, духовные сочинения и хоровые концерты.

Помимо «Триптиха», к первой группе относятся, преимущественно сочинения для смешанного хора a capella: два сольфеджио («Прелюдия», «Фуга», 1973) два хора на стихи А. Блока («Город спит», «Незнакомка», 1974), «Карельская акварель» на стихи Р. Винонена, «Молитва» на стихи М. Лермонтова (1983), хоровая поэма «Лира» на слова Э. Межелайтиса (1974), циклы «Осенние песни» (1970) и «Зимние песни» на слова русских поэтов (1975-1976), «Книга канцон» в двух томах (2008). Светская хоровая музыка для женского хора в творчестве Фалика представлена шестичастной сюитой «Эстонские акварели» на слова эстонских поэтов (1976), циклом «Пестрые картинки» на слова русских поэтов и миниатюрой «Иванова Ива» на слова А. Тарковского (1986); для мужского хора композитором создано лишь одно сочинение – «Cant vivat» на сл. А. Сумарокова (1974).

Духовные сочинения создавал только для смешанного хора a capella (исключение – Месса для солистов, хора и камерного оркестра (1996)). Идея сакральности, важнейшая в творчестве композитора, легла в основу его ранних инструментальных сочинений, когда религиозная тематика находилась под запретом (Панихида по Игорю Стравинскому (1975), Симфонические этюды (1977), «Concerta della passione»). В области хоровой духовной музыки Фалик начал работать в девяностые годы, создав, помимо Литургических песнопений, циклы «Молитвы» (1997) и «Чудотворные лики» (2004), «Два молитвословия» (2007). Духовные истоки переплетаются со светским искусством в «Молитве» на слова А. Солженицына (2009), которой суждено было стать последним сочинением композитора, его творческим завещанием к современникам.

Жанр хорового концерта – ведущий в творчестве Фалика. Время, когда композитор обратился к названному жанру, характеризуется высокой степенью интенсивности творческих поисков. Наряду с кантом, литургией, мадригалом, мотетом происходит возрождение хорового концерта, которому принадлежит первое место по значимости жанровых открытий в отечественной хоровой музыке. В хоровой музыке основным способом проявления концертности становится динамическая трактовка формы, нетрадиционная трактовка хора, связанная с инструментализацией хоровой фактуры, максимально широком показом возможностей его ансамблевого звучания и подчёркнутой ролью фонизма (обогащение тембрового и гармонического колорита, а также усложнение интонационности). Композитору оказалась близка жанровая ветвь, продолжающая традиции русской классической хоровой музыки. Фаликом созданы «Поэзы Игоря Северянина» (1979), «Троицын день» на слова М. Цветаевой (1987), «О, природа!» на слова Б. Пастернака (1988), «Пушкинские строфы» (1998), «Элегии» для соло сопрано и смешанного хора на стихи русских поэтов (2001).

В целом для хорового стиля Фалика характерно преодоление установившихся канонов, расширение, обогащение средств выразительности. Хор выступает у Фалика в разных амплуа, в разных ролях: и как один голос, и как ансамбль, и как оркестр. Различные жанровые и стилевые истоки в его сочинениях образуют единый сплав, что особенного характерно для позднего периода творчества. Ступив на стезю хорового искусства, Фалик опирался на опыт других мастеров. Так, гармоническая красочность, использование сложных полифункциональных аккордов роднит его с Георгием Свиридовым, неудобные для пения интонации, своеобразная дерзость «инструментовки» хоровой партитуры и фактурные приёмы перекликаются с хоровыми произведениями Р. Щедрина. При этом стиль Фалика всегда остаётся узнаваемым.

«Литургические песнопения», включающие в себя пятнадцать молитв для смешанного хора – одно из наиболее значительных произведений русской духовной музыки, созданных в настоящий период истории. По свидетельству самого композитора, замысел сочинения на православные тексты зародился более чем за двадцатилетие до его написания, в то время, когда тема веры, духовности была ещё под запретом. Фалик говорил: «“Литургические песнопения” задумались как сочинение единое, цельное, со своей драматургией и логикой музыкального развития, близкой ораторскому жанру. Вчитываясь в тексты православных молитв, я как бы совершил путешествие во времени, переселяясь на несколько столетий назад, пытаясь постичь утраченную тайну звукосочетаний и манеру пения в церквях Древней Руси, не сковывая себя, однако, догмами и теориями, давая свободу художественному воображению, рожденному музыкальным опытом второй половины ХХ века. В то же время я старался сохранить в этом цикле строгую красоту и аскетичность знаменитого распева ХII-XV веков, традиции более поздних церковных песнопений и, конечно, тот самобытный народно-песенный строй, которым так богаты древнерусские мелодии; их напевность, пластичность, интонационная свежесть и размах сродни величавой красоте монастырей и храмов, смелой живописной выразительности икон».

«Литургические песнопения» представляют собой свободный цикл, состоящий из обязательных и необязательных песнопений и трактованный одновременно как литургический и концертный. Пятнадцать номеров группируются в монолитную композицию. Тексты православных молитв сгруппированы не по литургической схеме, поскольку композитор не мыслил своё сочинение как законченную церковную службу.

«Отче наш» - шестой номер в цикле. На текст этой молитвы создано множество выдающихся хоровых сочинений, совершенно различных в композиционном и драматургическом решении. Авторы (среди прочих): П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, А.Т. Гречанинов, И.Ф. Стравинский, Н.Н. Кедров (старший), А.Г. Шнитке. На латинский текст аналогичной молитвы (Pater noster) создали замечательные образцы Ж. Депре, Г. Шютц, Дж. Верди; у Ф. Листа название «Pater noster» имеет фортепианная миниатюра из цикла «Поэтические и религиозные гармонии», где композитор бережно подписывает мнимую подтекстовку мелодии.

Фалик, не изменяя текста православной молитвы, повторяет отдельные строфы из нее. Сугубо с точки зрения поэтики, это можно представить так:

Отче наш. Иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого… Да святится имя твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли… Отче наш, Отче наш, Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое, да будет воля Твоя.

Как видим, композитор повторяет начальные строфы, создавая таким образом арку к началу произведения и насыщая его образ еще большей молитвенностью, стирая временные границы за счет все новых и новых повторений, которые в конце полифонически наслаиваются друг на друга. Кульминация хорового сочинения приходится на слова «И не введи нас во искушение», где словно бы прорывается боль автора, осознание греховной природы человека перед лицом Бога. Отметим, что очень схожее музыкальное воплощение этих слов в молитве присутствует у А. Шнитке.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: