СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Программа государственного экзамена
для специальности 1–01 01 02-07 Дошкольное образование.
Социальная педагогика
Факультета педагогики и психологии детства
Г.
Составители: И.Н. Батура, старший преподаватель кафедры педагогики детства и семьи; И.Л. Лукашкова, старший преподаватель кафедры педагогики детства и семьи; Е.А. Мурашко, старший преподаватель кафедры педагогики детства и семьи.
Программа составлена на основе учебной программы «Теория и практика социальной педагогики», утвержденной научно-методическим советом УО «МГУ имени А.А.Кулешова» 18.05.2011 г. Регистрационный № УД-592/уч.;
типовой учебной программы «Социально-педагогическая деятельность в учреждениях образования», утвержденной 26.02.2011 г. Регистрационный № ТД-А. 390/тип.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению:
на заседании совета факультета педагогики и психологии детства
(протокол №6 от 26.02.2015 г.)
Декан ________________ И.А.Комарова
Одобрена и рекомендована к утверждению
научно-методическим советом МГУ имени А.А.Кулешова
(протокол №___ от ___ _____________ 2015 г.)
Председатель _______________ Д.С.Лавринович
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа государственного экзамена составлена на основании образовательного стандарта Республики Беларусь 1–01 01 02-2008 для специальности 1–01 01 02-07 Дошкольное образование. Социальная педагогика и предназначена для подготовки студентов выпускного курса к комплексному государственному экзамену «Социальная педагогика».
Цель экзамена – установить соответствие профессиональной подготовки выпускников в сфере социальной педагогики как науки и области практической деятельности требованиям образовательного стандарта Республики Беларусь 1–01 01 02-2008.
|
Задачи экзамена:
- определить степень овладения научно-теоретическими знаниями по учебным дисциплинам;
- выявить степень овладения системой технологических знаний по организации практической социально-педагогической работы;
- определить сформированность академических, профессиональных и социально-личностных компетенций, значимых в профессиональной социально-педагогической деятельности.
Выпускник должен знать:
- основные теоретико-методологические и историографические предпосылки развития и становления социальной педагогики как учебной дисциплины научной и практической деятельности;
- методологические основы, закономерности и основные категории социальной педагогики;
- теорию социализации и особенности современных факторов социализации, адаптации человека, основы ресоциализации, социально-педагогической коррекции;
- основные направления и содержание социально-педагогической деятельности, функции социального педагога;
- квалификационную характеристику, должностные обязанности, содержание и квалификационные требования к деятельности социального педагога;
- цель, задачи, социально-педагогические характеристики и специфику социально-педагогической деятельности в учреждениях образования различного типа;
- сущность и систему организации, содержание и методику организации и управления социально-педагогической работой в учреждениях образования различного типа и по месту жительства;
- основные понятия профориентации и теоретические подходы к организации профориентационной работы с детьми и молодежью;
|
- особенности социально-педагогической деятельности в детском оздоровительном лагере;
- основные стратегии и программы развития одаренных детей;
- этику работы социального педагога, принципы, методы и формы социально-педагогического взаимодействия с различными категориями населения в системе учреждений образования.
Выпускник должен уметь:
- анализировать явления и процессы социального развития, социального воспитания, социализации личности, факторы социализации;
- определять цель, задачи и содержание социально-педагогической деятельности в учреждениях образования разного типа, планировать и осуществлять ее во времени и с учетом особенностей различных групп населения;
- организовать процесс социального воспитания, используя возможности окружающего социума;
- использовать формы и методы социально-педагогической деятельности с учетом типа учреждения образования и проблем социального объекта;
- определять направления социально-педагогического консультирования учащихся и их родителей для подготовки школьников к сознательному выбору профессии;
- принимать оптимальные решения в различных социально-педагогических ситуациях;
В программе определены учебные и методические пособия для систематизации и уточнения знаний в процессе подготовки студентов к государственному экзамену.
На основе данной программы составляются билеты государственного экзамена «Социальная педагогика», которые включают два вопроса: первый по дисциплине «Теория и практика социальной педагогики», второй по дисциплине «Социально-педагогическая деятельность в учреждениях образования».
СОДЕРЖАНИЕ
I. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ