Травматизм детский во всех странах становится предметом особой озабоченности широкого круга лиц и работников различных специальностей. В настоящее время от травм и несчастных случаев умирает во много раз больше детей, чем от детских инфекционных заболеваний. В возникновении повреждений существенное значение имеют анатомо-физиологические и психологические особенности детей, их физическое и умственное развитие, недостаточность житейских навыков, повышенная любознательность и т. п.
Выделяют следующие виды детского травматизма:
1) бытовой;
2) уличный (связанный с транспортом, нетранспортный);
3) школьный;
4) спортивный;
5) прочий.
При изучении детского травматизма учитывают следующие возрастные группы:
а) грудной возраст (до года),
б) преддошкольный (от 1 до 3 лет),
в) дошкольный (от 3 до 7 лет),
г) школьный (от 7 до 16 лет)
Характер травматизма меняется в зависимости от возраста ребенка. Так, в грудном и преддошкольном возрасте преобладают бытовые травмы, составляя соответственно 70—80 и 65—75%; в школьном большее распространение получают другие виды травм (уличные, спортивные и др.).
К детскому бытовому травматизму относят травмы, возникающие в домашней обстановке, во дворе, в детских дошкольных учреждениях. Наиболее тяжелыми из них являются ожоги (преимущественно у детей грудного возраста) и переломы. Довольно часто у детей от 1 до 3 лет встречаются повреждения связочного аппарата локтевого сустава как следствие резкого потягивания ребенка за руку. Среди причин выделяют ушибы (30—35%), травмы при падении (22—20%), повреждения острыми предметами (18—20%), термическое воздействие (15—17%)..Травмы объясняются преимущественно недостаточным надзором за детьми.
|
Из многообразия причин детского бытового травматизма можно выделить следующие:
1) неправильный уход за ребенком;
2) отсутствие порядка в содержании домового хозяйства (незакрытые выходы на крыши, незащищенные перила лестничных проемов, открытые люки подвалов, колодцев, неогражденные траншеи при земляных работах, отсутствие ограждений ремонтируемых зданий, небрежное хранение материалов на стройках и др.);
3) дефекты воспитания дома и в школе, отсутствие навыков правильного поведения в местах общего пользования и д.р.
В последние годы бытовой травматизм приобретает массовый характер. Одни дети гибнут из-за своей любопытности и неосторожности или беспечности и халатности родителей. Другие остаются инвалидами на всю жизнь. К инвалидности приводят травмы, связанные с повреждением конечностей и сопровождающиеся ампутацией пальцев, кистей, стоп; потеря зрения и травмы мозга. Поражение концевых фаланг пальцев происходит при попадании их в двери, окна, когда взрослые закрывают их с силой. Глаза повреждаются при взрывах, неосторожном обращении с ножницами. Особое место занимает сотрясение головного мозга, последствия которого могут сказаться через много лет…
Естественно, все это не может никого из нас, взрослых, оставить равнодушными, особенно в летний период. Тем более что в структуре всего детского травматизма бытовые травмы не только наиболее грозное, но и самое распространенное явление. На их долю приходится от 50 до 75% всех несчастных случаев.
К группе риска относятся ребятишки первых шести лет жизни. По данным специалистов, на их долю приходится свыше 42% от числа несчастных случаев и травм, ежегодно регистрируемых среди детского населения крупных городов. Выявлены четкие возрастные градации. Меньше всего травм отмечено у детей первого года жизни, зато в группе от 3 до 6 лет травматизм больше в три раза. Однако максимальный уровень травматизма отмечен у детей второго года жизни.
|
Нейрофизиологическое созревание основных мозговых структур продолжается до 9-10 лет. Область мозга (чаще это области левого полушария), «отвечающая» за ориентировку в пространстве, восприятие времени, формируется лишь к 9-10 годам. Это выражается в том, что до 10 лет ребенку сложно определить, с какой стороны исходит звук, лишь к этому возрасту мальчики и девочки способны использовать периферическое (боковое) зрение, так как их внимание фокусируется на объекте.
До 7 лет ребенок неправильно определяет расстояния до объектов, так как не знает настоящие их размеры и не представляет, как зрительно они меняются с увеличением расстояния. Нужно учитывать, что до 4 лет малыш не способен понять и запомнить все то, что вы рассказали ему о мерах безопасности. Дети эмоциональны, впечатлительны, с трудом переключают внимание, не способны концентрировать внимание и легко отвлекаются. Можно сказать, что ситуация в какой-то мере управляет ребенком. Действия детей импульсивны и конкретны, они сразу начинают что-либо делать не подумав. В результате примерно до 7-8 лет поведение зачастую непредсказуемо. Малыш может просто погладить собаку и будет удивлен, если она его укусит — ведь он не желал ей зла! А все потому, что дети дошкольного возраста воспринимают мир иначе, чем взрослые, они наивны и доверчивы.
|
Ребенок уверен, что правила поведения выполняются людьми не потому, что люди договорились их выполнять, а потому, что они не могут их не выполнять. Даже рост карапуза влияет на восприятие мира. Маленький рост ограничивает обзор, маленьких труднее заметить. Попробуйте побыть на уровне роста ребенка, посмотрите с этой точки обзора на вашу квартиру. Вы увидите, что теперь многие действия становятся неудобными. А ведь у чада нет вашей силы, ваших длинных рук и, главное, опыта, который подсказывает вам, что опасно, а что безопасно.
Мальчики получают травмы в 1,5 раза чаще, чем девочки. Эта закономерность действительна для всех возрастов и связана с психофизиологическими особенностями, различиями в поведении, воспитании, характере и формах проведения досуга.
Соотношение бытовых и уличных травм приблизительно составляет 2:1. При этом у детей первого года жизни свыше 95% – бытовые травмы, полученные дома. У ребят 3—6 лет доля травм, получаемых дома, свыше 35%. Это говорит о том, что, к сожалению, многие родители пока не сделали свой дом безопасным для детей.
Меры безопасности в доме:
1. Мебель должна быть крепкой и устойчивой. Дверцы шкафов лучше закрыть, чтобы ни дверцы шкафа, ни выдвижные ящики не могли защемить пальчики. На крыльях стола поставьте фиксаторы во избежание защемления ручки карапуза. Любые стекла на дверцах шкафа, книжных полках должны быть заметны малышу — красивые наклейки украсят стекло и предупредят удар. Убедитесь, что ребенок сможет выбраться из шкафа или из-под дивана. Острые углы могут представлять опасность, и на них должны быть закреплены округлые уголки-страховки.
2. Большую опасность в доме представляет входная дверь с доводчиком (закрывается с ускорением). Стеклянные проемы в дверях должны быть заметны малышу, чтобы он не пытался пройти «сквозь них. Замки и защелки на дверях в тех местах, куда малышу не следует входить, должны быть расположены высоко, чтобы он не смог их достать и открыть дверь.
3. На окнах установите фиксаторы.
4. Не оставляйте без присмотра маленького, когда он сам карабкается по лестнице. На верхних и нижних площадках лестничного марша нужно установить специальные «калитки», обитые мягким материалом. Ступени лестницы лучше покрыть мягким и шершавым материалом и зафиксировать его у основания каждой ступеньки.
5. Ковровые покрытия на полу смягчают падения и ушибы ребенка, но они не должны быть скользкими. На полу не раскладывайте провода, чтобы ребенок в них не запутался.
6. Стены в комнатах оклейте бумажными обоями.
8. Запретите ребенку трогать электрические приборы, розетки. Провода электроприборов не должны свисать, лучше иметь приборы с пружинящими проводами.
9. Обязательно прячьте от детей в недоступные места спички, не оставляйте в кармане зажигалки, а прицепите их на ключи, как брелок. Разместите оградительные решетки, чтобы ребенок не смог близко к ним подойти.
10. Ни на минуту не оставляйте ребенка одного в ванной комнате, даже если звонит телефон или домофон.
11. Все лекарства должны быть недоступны ребенку.
12. Средства дезинфекции храните под замком, только в своей упаковке.
13. Все острые предметы также уберите подальше от детей.
14. Желательно, чтобы игрушки не содержали мелких деталей.
15. Обратите внимание на ядовитые домашние растения и растения..
16. Собаки, особенно давно живущие в доме и избалованные хозяевами, невероятно ревниво ведут себя по отношению к новорожденным и даже могут напасть на них. Проследите, не требует ли собака знаков внимания всякий раз, когда вы берете ребенка на руки. Если да, то никогда не оставляйте ее наедине с ребенком в комнате.
Кошки не так ревнивы, как собаки, однако следите за тем, чтобы кошка не могла устроиться внутри коляски, свернувшись калачиком рядом с лицом малыша. Следите, не появляются ли царапины у ребенка постарше, который может тискать кошку так, что она начнет защищаться.
Заведующий кафедрой БЖ и МЧС
П.Л. Колесниченко