Швертботы Различные типы современных швертботов от легких специально гоночных до семейных крейсерских |
Крейсерское плавание, некогда считавшееся эксцентричным времяпровождением, стало наиболее популярным видом парусного спорта и рассматривается как идеальное средство ухода от скучной повседневной береговой жизни. Борьба со стихией, открытие новых берегов и управление небольшой яхтой в море определяют уникальный и широкий диапазон деятельности человека. Более того, для совершения крейсерского плавания необязательно ограничиваться парусными яхтами, разработанными специально для гоночных целей. Можно купить или построить яхту, которая отвечает потребностям каждого. Она может быть большой или малой в зависимости от имеющихся средств. Вооружение яхты может удовлетворять особым требованиям и эстетическим вкусам человека, условия обитаемости могут быть созданы с учетом пожеланий команды. Именно благодаря своей многоплановости этот вид спорта после второй мировой войны стал быстро развиваться.
Яхта, построенная яхтсменами Киевского крейсерского яхт-клуба из армоцемента. Ежегодно на ней совершаются увлекательные плавания по днепровским водохранилищам и Черному морю. |
ГОНОЧНЫЕ ШВЕРТБОТЫ
За последние 30 лет гонки на швертботах, как и океанские гонки, повсюду получили широкое распространение. Классы стали многочисленными и столь разнообразными, что практически каждый, собираясь купить гоночный швертбот, может найти отвечающий его требованиям.
В XIX в. маленькие парусные суда можно было обнаружить в каждом порту. Обводы их корпуса и формы парусов были заимствованы у рыбачьих лодок. Они привлекали покупателей своей сравнительной дешевизной и легкой управляемостью. Эти качества они сохраняют и по сей день. Но швертботы того периода значительно отличались от современных конструкций. Небольшие яхты, как и большие по размерам суда, в те времена несли определенный балласт, над корпусом возвышался огромный парус. Длинный бушприт, нависающие гик и топсель были нормой. Сегодня этот внешний вид полностью изменен. Площадь паруса уменьшена, а роль балласта выполняет команда. Некоторые подвижные детали, которые раньше делали из тяжелого железа, теперь изготовляют из дерева или легких сплавов.
|
В XIX в. никаких национальных классов не существовало, поскольку не было концепции единой конструкции. Яхты строили обычно по индивидуальным проектам. К концу столетия появились классы малых яхт, которые могли участвовать в гонках на равных условиях. Первая единая конструкция была введена в Европе в 1887 г. Маленькие швертботы, названные „Уотер Уэгз", были длиной 14 футов 3 дюйма (4,3 м) и плавали в Дублинском заливе. Этот класс швертботов, несмотря на то что ему около 100 лет, можно встретить и сегодня.
Развитие классов
Развитие конструкций современных швертботов началось в период между двумя мировыми войнами. В Великобритании и Соединенных Штатах Америки были введены два класса яхт, которые послужили основой современных малых судов. В 1920-х гг. проектировщик и строитель лодок Фрэнк Морган Джайлс создал 14-футовые швертботы, которые имели круглоскулые обводы и были, без сомнения, самыми лучшими малыми парусными судами своего времени.
|
В 1927 г. 14-футовый швертбот был удостоен международного статуса и стал известен как Международный 14-футовый класс. Это был ограниченный класс, т. е. конструкцию и форму яхты можно было изменять в пределах, определенных заданными размерениями. При этих требованиях Международный 14-футовый класс быстро развивался и благодаря изменениям в конструкции, внесенным Уффой Фоксом, превратился в сложную гоночную яхту. Уффа Фоке, используя свой опыт в конструировании глиссеров, решил ввести широкую плоскую корму, которая позволила бы швертботу при плавании выходить из воды на глиссирование, уменьшая таким образом его водоизмещение и значительно увеличивая скорость. В 1928 г. ему удалось добиться этого на собственной яхте „Эйвенджер. В результате нововведения яхта в течение года выиграла 52 из 57 гонок.
Основное преимущество Международного 14-футового класса состояло в том, что различные конструкции швертботов можно было подчинить одной системе правил. Таким образом, эта конструкция швертботов открыла им путь к национальным гонкам.
Требования Международного 14-футового класса повлияли на конструкции швертботов и в других странах. В Соединенных Штатах Америки к 1931 г. появилась яхта с корпусом совершенно иной формы. Она была тяжелее, чем Международный 14-футовый класс, имела остроску-лые обводы типа шарпи, меньшую парусность и значительно меньшую скорость. Тем не менее, эта конструкция, известная как „Снайп" („Бекас"), имела определенные достоинства. Эти швертботы были гораздо дешевле других и благодаря остроскулым обводам корпуса идеально подходили для постройки судостроителями-любителями. Они обладали хорошими мореходными качествами, так как были полупалубными. Этот класс швертботов быстро распространился по Европе и до сих пор не утратил своей популярности.
|
Современные конструкции
Катамараны „Торнадо" — самые динамичные среди современных гоночных яхт олимпийских классов |
С 1930-х гг. плавание на парусных судах сделало значительный шаг вперед. Однако Международный 14-футовый класс и „Снайп" все еще представляют собой два полюса. С одной стороны, ограниченные классы дают возможность яхтсменам испытать себя в конструировании индивидуальных классов. А с другой, - эти типы швертботов, несомненно обусловили общий прогресс в развитии всех конструкции. И, что очень важно, швертботы классов массового производства позволяют соревноваться на равных условиях.
Количество классов сегодня так велико, что почти не поддается подсчету. Их диапазон - от маленьких одиночных швертботов типа „Топпер" до больших швертботов, таких, как „Дрэскомб Логгер", которые можно использовать для крейсерского плавания всей семьи. Это многообразие дает возможность людям даже со скромным бюджетом с удовольствием заниматься почти любым из видов плавания под парусом.
Во всем мире в связи с увеличением типов швертботов парусный спорт становится все более массовым. Развивается он и в социалистических странах. В этих странах яхты являются в основном собственностью государства. Новые яхты распределяются между лучшими экипажами, и техническое совершенство яхты во многом определяется способностями экипажа.
В большинстве европейских стран, особенно в Норвегии, Швеции и Дании, яхты часто принадлежат клубам, а не отдельным лицам. Таким образом, парусный спорт в этих странах стал доступен многим. Существуют также парусные школы для обучения тех, кто не имеет своих яхт, а желающие совершить продолжительное плавание, всегда могут арендовать яхту.
На фоне перемен, происшедших в мире гоночных яхт, получил распространение отдых и на крейсерских яхтах. Для многих приморских городов привычной картиной стали десятки и даже сотни яхт, ошвартованных у широких набережных. Морские просторы ждут всех, кто хочет испытать чувство радости, которое доставляет плавание под парусом.
НАЧИНАЮЩЕМУ ЯХТСМЕНУ
Первый вопрос, который задает себе будущий яхтсмен - с чего начать учебу? Одно из самых лучших решений - это пойти на парусные курсы и продолжить знакомство с парусом во время отпуска или каникул, чтобы изучить основы техники управления и понять, действительно ли вас влечет парус. Другие возможности - это вступить в парусный клуб в качестве члена команды или искать совета у опытного моряка.
Большинство стран имеют национальные парусные федерации, которые заботятся об интересах яхтсменов и следят за соблюдением правил, изданных Международным союзом парусного спорта. Эти организации ведут учет обширных списков парусных школ, клубов и классов яхт.
Плавание под парусом как один из видов спорта, которым могут наслаждаться люди любого возраста, позволяет поддерживать спортивную форму и находиться на свежем воздухе. Следует помнить, что занятие парусным спортом может быть опасным, если основы техники управления не изучены тщательно и соблюдению безопасности плавания не уделено достаточно внимания. Цель настоящего курса - помочь начинающим яхтсменам в последовательном изучении плавания под парусом с учетом требований безопасности и также дать советы более опытным морякам по технике парусного спорта.