Построение планово-предупредительной системы ТО и ремонта базируется на определении нормативов технического обслуживания. К важнейшим нормативам относятся: наработка, периодичность ТО, трудоемкость ТО и ремонта, ресурс, норма расхода запасных частей и др.
Наработка – это продолжительность работы автомобиля, измеряемая в часах или километрах пробега;
- Периодичность ТО – это наработка, выраженная в километрах пробега или часах работы, между двумя последовательно проводимыми однородными видами технического обслуживания. При проведении ТО применяются два основных метода доведения изделия (автомобиля, узла, агрегата, системы и т.д.) до требуемого технического состояния. При первом методе I-1 (по наработке) устанавливается определенная периодичность, при достижении которой состояние изделия восстанавливается до номинального или заданного технической документацией уровня. При втором методе I-2 (по параметру технического состояния) при заданной периодичности производиться контроль технического состояния и принимается решение о проведении предупредительных технических воздействий, т.е. доведении технического состояния изделия до номинального или установленного технической документацией уровня;
- Трудоемкость представляет собой затраты труда на выполнение работ операции (группы операций) технического обслуживания или ремонта, измеряемые в человеко-часах;
- Нормы расхода запасных частей необходимы для определения потребности АТП в запасных частях.
Определение нормативов производится на основе данных о надежности автомобилей и их составных частей. Эти нормативы используются при планировании и расчете объемов работ по ТО и ремонту, определении необходимого числа исполнителей, потребности в производственной базе и других технологических расчетах.
Нормативы технического обслуживания и ремонта, установленные Положением, относятся к определенным условиям эксплуатации, называемым эталонными. За эталонные условия принята работа базовой модели автомобиля, имеющего пробег с начала эксплуатации в пределах 50¸75 % нормы пробега до капитального ремонта в умеренной климатической зоне, по загородным дорогам с асфальтобетонным и приравненным к ним покрытиям. При этом предусматривается, что ТО и ТР выполняют на автотранспортном предприятии, имеющем в своем составе 200¸300 автомобилей.
основные понятия и определения
Взаимозаменяемость —это изготовленные детали, узел или агрегат при выполнении предъявляемых к ним технических требований обеспечивают сборку (или замену при ремонте) без какой-либо дополнительной обработки или слесарной подгонки.
узлы (узловая взаимозаменяемость), агрегаты или механизмы в целом (агрегатная взаимозаменяемость); Различают полную и неполную (ограниченную) взаимозаменяемость. При полной взаимозаменяемости изношенная деталь заменяется в узле новой или отремонтированной деталью без какой-либо дополнительной механической или ручной обработки или подгонки.
Полная взаимозаменяемость предъявляет повышенные требования к точности изготовления или восстановления деталей, что обусловливает значительное увеличение трудоемкости и стоимости ремонта. При полной взаимозаменяемости повышается качество выполняемых работ, сокращается длительность цикла сборочного процесса и значительно повышается производительность труда.
Неполная, или ограниченная, взаимозаменяемость допускает дополнительную механическую обработку или подгонку одной из соединяемых деталей. При неполной взаимозаменяемости может осуществляться предварительная сортировка соединяемых деталей по размерам на определенные группы, внутри которых обеспечивается полная взаимозаменяемость деталей. Неполная взаимозаменяемость упрощает процесс восстановления деталей, но усложняет сборку.
Взаимозаменяемость лежит в основе унификации, нормализации и стандартизации. Под унификацией понимается приведение к единообразию, единой форме или системе существующие типоразмеры деталей, узлов, агрегатов, машин, механизмов, материалов и других параметров. В некоторых случаях унификация завершается разработкой нормали или стандарта.
Нормализация— установление, определение нормы, т. е. система мероприятий, направленных на унификацию изделий и установление целесообразно ограниченной номенклатуры типов и размеров деталей, узлов и устройств машин, механизмов, оборудования и приборов, а также технологической оснастки и инструмента. Нормализация оформляется техническими документами — нормалями, действующими в пределах отрасли или предприятия.
Стандартизация — это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон и, в частности, для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации и требований безопасности. Некоторыми частными случаями ее применения является установление единиц измерений, терминов и обозначений, требований к продукции и производственным процессам (выбор и определение характеристик той или иной продукции, методов испытаний и измерений, технических требований, характеризующих качество изделий, взаимозаменяемость и т. п.), требований, обеспечивающих безопасность людей и сохранность материальных ценностей.
Нормативно – технологическая документация то и тр
Технологический процесс ТО, ТР и диагностики представляет собой совокупность операций по соответствующим воздействиям, которые выполняются в определенной последовательности (и обязательных к исполнению) с помощью различного инструмента, приспособлений и других средств механизации с соблюдением технических требований (технических условий). Технологический процесс ТО и диагностики оформляется в виде технологических карт.
Технологическая карта – форма технической документации, в которой указываются операции технологического процесса соответствующего технического воздействия на автомобиль или его агрегат, место выполнения, квалификация исполнителей, нормы времени, техническая оснастка, технические требования и указания. Технологическая карта является первичным документом, на базе которого строится вся организация производственного процесса. Она бывает двух видов:
1. операционно-технологическая карта;
2. постовая технологическая карта.
В соответствии с требованиями операционно-технологическая и постовая технологическая карты выполняются по форме 1,1а, 2 и 2а МУ-200-РСФСР-12-0139-81.
Технологический процесс ТР топливной аппаратуры, разборочно-сборочные, шиномонтажные, аккумуляторные, арматурно-кузовные, обойные работы ТР оформляются в виде маршрутной карты по форме 3,3а.
Маршрутная карта отражает последовательность операций по ремонту агрегатов или механизмов автомобиля в одном из подразделений ТР. В соответствии с требованиями ГОСТа 3.1105-74 маршрутная карта выполняется по форме 3 и 3а.
Карта-схема – это специальные таблицы, координирующие работу нескольких исполнителей на посту или нескольких постов в зоне соответствующего технического воздействия.
Любая технологическая карта является руководящей инструкцией для каждого исполнителя, кроме того, служит документом для технического контроля выполнения обслуживания или ремонта. Технологические карты составляются на:
- определенный вид работ ТО, ремонта, диагностирования;
- специализированный пост зоны ТО (постовая карта);
- один из постов линии диагностирования (карты диагностирования Д-1,Д-2);
- специализированное переходящее звено (бригаду) рабочих при методе универсальных постов;
- операцию ТО, ремонта, диагностирования (часть постовых работ);
- операции, выполняемые одним или несколькими рабочими (карта на рабочее место).
В зависимости от принятых форм и методов организации технологических процессов, а также видов выполняемых работ на автомобильном транспорте разрабатываются и используются следующие основные документы:
- руководящие документы (РД), устанавливающие организационно-методические и общетехнические требования и правила проведения работ, применение которых на АТП не допускает каких-либо отклонений от принятых в РД положений;
- руководство по текущему ремонту (РТ), предписывающие порядок и правила проведения постовых и цеховых работ ТР для основных агрегатов и систем автомобиля и допускающие отдельные изменения с учетом конкретных условий АТП;
- инструкции по техническому обслуживанию (ИО), регламентирующие порядок и правила ТО и имеющие одинаковые с РТ условия использования на АТП;
- методические указания (МУ), представляющие документ рекомендательного плана и устанавливающие общие методы проведения работ.
Оптимальный вариант технологического процесса, разработанный при помощи технологических карт, позволяет получить высокую производительность труда и качество работ, исключить пропуски и повторения отдельных операций и переходов, рационально использовать средства механизации, выполнить требуемую организацию и обустройство рабочих мест.