ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ, ФОРМИРУЕМЫХ НА КАФЕДРЕ ФАКУЛЬТЕТСКОЙ ТЕРАПИИ №1 ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА ПЕРВОГО МГМУ ИМ. И.М.СЕЧЕНОВА.
Дисциплина «Факультетская терапия, профессиональные болезни»
ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА – формирование умения постановки диагноза наиболее часто встречающихся заболеваний типичного течения у пациента с назначением схемы лечения и профилактики, оказание экстренной врачебной помощи при некоторых неотложных состояниях.
Цели изучения курса внутренних болезней на курсе факультетской терапии.
Студент должен уметь:
1. Ставить диагноз следующих наиболее часто встречающихся заболеваний при их типичном течении:
Пневмония
Хронический бронхит
Бронхиальная астма
Хроническая обструктивная болезнь легких
Острая ревматическая лихорадка
Приобретенные пороки сердца
Инфекционный эндокардит
Гипертоническая болезнь
Ишемическая болезнь сердца (стенокардия, инфаркт миокарда).
Хроническая сердечная недостаточность
Нарушения ритма сердца и проводимости (экстрасистолия, мерцание и трепетание предсердий, атриовентрикулярные и внутрижелудочковые блокады).
Хронический гастрит
Язвенная болезнь 12- перстной кишки и желудка
Синдромы при заболеваниях кишечника
Хронический холецистит
Хронический гепатит
Циррозы печени
Хронический панкреатит
Синдромы при заболеваниях почек
Острый гломерулонефрит
Анемии(железодефицитные, В- 12 и фолиеводефицитные)
Остеоартроз
Подагра
Профессиональные заболевания
2. Оценивать активность патологического процесса, его форму и стадию в соответствии с официально утвержденными классификациями, наличие и тяжесть осложнений.
|
Для осуществления этих видов деятельности студент должен уметь следующее:
2.1. определить статус пациента, проводить расспрос пациента и/или
его родственников, выявляя жалобы, анамнез жизни, анамнез болезни;
2.2. проводить осмотр и физическое обследование больного;
2.3. оценить состояние пациента для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи;
2.4. составлять план лабораторных и инструментальных исследований пациента;
2.5. анализировать результаты лабораторных исследований:
2.5.1. крови / общий анализ, биохимические показатели –глюкоза, общий белок и его фракции, билирубин, холестерин + липидный спектр, АСТ, АЛТ, гамма-ГТ, щелочная фосфотаза, мочевина, креатинин, мочевая кислота, электролиты; иммунологические показатели – титры противострептококковых антител, С – протеин, иммуноглобулины, ревматоидный фактор, антинуклеарный фактор, антитела к гладкой мускулатуре, ДНК, РНК, реакция Вассерман; серологические исследования – РНГА, РСК, СНФ,ВИЧ; посев крови, коагулограмма, время свертывания/;
2.5.2. мочи /общий анализ, по Нечипоренко, по Зимницкому, суточное исследование на белок, сахар, экскрецию мочевой кислоты, катехоламины, посев мочи/;
2.5.3. мокроты /общий анализ, бактериоскопическое и бактериологическое исследование, выделение микобактерий туберкулеза/;
2.5.4. кала /общий анализ, исследование на дисбактериоз, гельминты, простейшие, бактериологическое исследование/.
2.5.5. содержимого желудка и 12-перстной кишки, полученного в результате зондирования;
2.6. анализировать результаты инструментальных исследований:
|
2.7. эндоскопических методов исследования/ эзофагогастродуоденоскопия, трахеобронхоскопия,плевроскопия,ректороманоскопия,колоноскопия,цистоскопия,лапароскопия/;
2.8. рентгенологических исследований /компъютерная томография органов грудной клетки, головного мозга, брюшной полости, желудка, кишечника; холеграфия, холецистография, в/в урография, рентгенография костей и суставов, органов грудной клетки, брюшной полости, желудка, кишечника, магнитно-резонансная томография головного и спинного мозга/;
2.9. радионуклидных методов исследования щитовидной железы, печени, почек, легких, сердца;
2.10. ультразвуковых методов исследования сердца, почек, печени и желчевыводящих путей, поджелудочной железы/;
2.11. ЭКГ, ФКГ, медикаментозных и физиологических электрокардиографических тестов;
2.12. функциональных тестов /пробы с дозированной физической нагрузкой, спирометрия, спирография, пневмотахометрия/;
3. Формулировать диагноз в соответствии с официально принятыми классификациями заболеваний (МКБ – 10);
4. Формировать схему медикаментозного и немедикаментозного лечения пациента в соответствии с диагнозом, в том числе определять показания и терапевтические противопоказания к хирургическому лечению и его срочность;
5. Разрабатывать комплекс мер первичной и вторичной профилактики заболевания, его осложнений;
6. Оценивать прогноз для жизни и трудоспособности;
7. Вести историю болезни пациента (с заполнением всех разделов, кроме «Дневник» и «Выписной эпикриз»)4
8. Обладать навыками оказания экстренной врачебной помощи при некоторых неотложных состояниях. (обморок, коллапс, ангинозный статус, острая сердечная недостаточность, левожелудочковая, правожелудочковая/,нарушения ритма и проводимости сердца, пароксизм мерцания и трепетания предсердий, приступ наджелудочковой и желудочковой пароксизмальной тахикардии, полная атриовентрикулярная блокада, синдром МЭС, гипертонический криз, приступ бронхиальной астмы и астматичекий статус, острые аллергические реакции, желчная колика).
|
9. Решать деонтологические и воспитательные задачи, связанные с диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний.
10. Работать с источниками информации.
Уровень освоения умений:
1. иметь представление, профессионально ориентироваться, знать показания к
проведению;
2. знать, оценить, принять участие;
3. выполнить самостоятельно.
№№ п/п | Наименование | Уровень освоения умений | |
I.Клиническое обследование больного. | |||
1. 2. | 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. | Полное клиническое обследование больного по всем органам и системам: анамнез, осмотр, перкуссия, пальпация, аускультация, включая исследования: центральной и периферической нервной системы (состояние сознания, двигательная и чувствительная сфера, оболочечные симптомы); органы чувств, полости рта, глотки; кожных покровов; периферического кровообращения; молочных желез; наружных половых органов. Определение признаков клинической и биологической смерти. | 1-2 2-3 |
II.Лабораторные и инструментальные исследования. | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 14. | 14.1. 14.2. 14.3. 14.4. 14.5. 14.6. 14.7. 14.8. 14.9. 14.10. 14.11. 14.12. | Оценка клинических анализов крови, мочи, кала, мокроты, плевральной и асцитической жидкости, биохимических анализов крови, желудочного и дуоденального сока. Время свертываемости, время кровотечения, протромбиновый индекс. Оценка показателей электролитного и кислотно-щелочного баланса крови. Оценка результатов серологического исследования (РА, РСК, РНГА, РТГА), антигенов гепатита. Методика и оценка: - анализа мочи (проба Нечипоренко, проба Зимницкого); - пробы Реберга; - посева мочи и крови; - гликемического профиля; - теста толерантности к глюкозе; - ацидотеста. Оценка гормональных исследований крови (ТТГ, Т3, Т4, катехоламины, ренин, альдостерон). Оценка миелограммы. Аллергологическое исследование. Иммунохимическое исследование (иммуноглобулины). Запись, расшифровка и оценка ЭКГ. Спирография. Методика подготовки и анализ рентгенограмм при основных заболеваниях бронхолегочной, сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта, почек, желчных путей, суставов, позвоночника, черепа. Исследования глазного дна. Специальные исследования: - эндоскопия (ЭГДС, колоноскопия, ректороманоскопия); - бронхоскопия; - компьютерная томография; - ЭХО- и допплерокардиография; - УЗИ органов брюшной полости, почек; - пробы с физической нагрузкой; - суточное ЭКГ-мониторирование; - коронаро- и артериография; - биопсия лимфатических узлов, печени, почек; - магнитно-резонансная томография; - радиоизотопное сканнирование; - основные показатели гемодинамики (ОЦК, ЦВД, УО, МО,фракция выброса, ОПС). | 1-2 2-3 1-2 1-2 1-2 2-3 1-2 1-2 1-2 1-2 1-2 1-2 |
111.Документация, организация врачебного дела. | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Заполнение и ведение клинической истории болезни, выписки из истории болезни. Заполнение и ведение медицинской документации в поликли-: амбулаторной карты Ф-025; статистического талона Ф-025/у; листа нетрудоспособности; направления на госпитализацию Ф-28; санаторно-курортной карты Ф-072/у и других. Рецепты: льготные, на наркотические и наркосодержащие препараты. Медико-социальная экспертиза: - направление на МСЭ, - вынесение обоснованного решения о состоянии трудо- способности, - участие в составлении индивидуальной программы реа- билитационных мероприятий по профилактике инвалидности. Организация диспансеризации на участке, анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Добровольное и обязательное медицинское страхование. | 2-3 2-3 2-3 2-3 2-3 2-3 |
Для освоения практических навыков на кафедре факультетской терапии необходима многопрофильная клиника с подбором тематических больных, учебные помещения для проведения практических занятий. В настоящее время кафедра располагает достаточной клинической базой –клиника факультетской терапии им. В.Н.Виноградова (125 коек) и многопрофильная гор. клиническая больница № 19 (130 коек)
Заведующий кафедрой
профессор, д.м.н. Сулимов В.А.
30 января 2012г.