Понятие «успех» многозначно. Спросите об этом человека, который собирается оставить работу упаковщика бакалейных товаров.
Боб Сектер,
корреспондент "Таймс"
Copyright, 1986 г., Лос-Анджелес Таймс:
Перепечатано с разрешения
Деловая Америка — льстивая, рвущаяся к цели, беспощадная Америка; обесцененная, переполненная, торгующая, равнодушная Америка — могла бы наверняка поучиться у Ричарда Келли. Для начала, он является живым доказательством того, что общественное положение и хорошие деньги — не обязательно единственный показатель успеха в бизнесе. Келли, которому скоро исполнится 60 лет, проработал более 35 в супермаркете в богатом пригороде Чикаго и ни разу не поднимался по служебной лестнице выше упаковщика бакалейных товаров.
Улыбающийся, энергичный, со старомодным представлением о работе, для которого вежливость и преданность делу были наградой, он сумел стать самым уважаемым упаковщиком товаров в округе.
Однажды конкурирующая фирма безуспешно попыталась переманить его, пообещав более короткий рабочий день и высокую зарплату. Покупательница Пэт Нуфер всегда ставила его в пример своим детям.
Узнав о том, что Келли собирается уйти на пенсию, менеджер Трей Джонсон был искренне обеспокоен тем, что без этого скромного, но популярного человека, который вносит теплоту личного обаяния в наш механизированный мир, доходы компании упадут.
Келли помнит имена всех покупателей, угощает детей сластями и всегда готов поднять упавшую перчатку или подержать плачущего малыша, пока мать ищет в сумочке ключи от автомобиля. Джонсон, которого еще не было на свете, когда Келли упаковывал здесь свою первую банку мясных консервов, вспоминал, что говорил о Келли один постоянный покупатель: «Я не могу сказать ничего определенного, но он прекрасный человек».
|
В чем секрет успеха Келли? Он не просто складывает продукты так, чтобы яйца и хлеб лежали сверху, он упаковывает их тщательно и плотно. Он делает это так, чтобы пакет не рассыпался в багажнике машины по пути домой. Еще лучше, чем свое дело, Келли знает людей. При такой работе, где стаж измеряется месяцами, а не десятилетиями, и где постоянным покупателем считается тот, кто пару раз купил пиво, Келли провел здесь всю свою жизнь. Он знаком с покупателями, их детьми и внуками, с их успехами и неудачами.
Единственное, чего он не делал, — не отвозил покупки к месту стоянки автомашин. Он присматривал за домами своих клиентов, когда они были в отъезде, чистил водостоки, мыл фундаменты домов и даже отвозил больного в больницу.
«Обычно люди смотрят свысока на такую работу, — говорил Келли, — но что бы ни пришлось делать твоим рукам, старайся делать это как можно лучше. Так написано у Экклезиаста. Может быть, у меня не получается так хорошо, как у других, но я стараюсь изо всех сил».
Келли был скромен, но не глуп. В 1956 году он работал санитаром ночной смены в госпитале Управления по делам ветеранов. Его жена была беременна первым ребенком, и им были необходимы деньги, чтобы оплатить роды. Поэтому Келли обратился за помощью к своему бывшему командиру роты резервистов, который в гражданской жизни стал менеджером в супермаркете. Через несколько месяцев Келли начал работать на складе в магазине.
Вначале он собирался оставаться здесь только для того, чтобы накопить деньги для оплаты счета в больнице, но затем ему пришло в голову, что, сохраняя обе работы, он смог бы приобрести дом. В том же году он купил его, но увольняться не стал.
|
За эти годы Келли приобрел семь домов, которые сдает внаем. Он основал фирму по обработке участков земли, но продолжал днем работать в супермаркете, а ночью в госпитале. Так продолжалось до прошлого года, когда он ушел из больницы. Келли чистил осушительные канавы и выполнял другую случайную работу, главным образом для тех, с кем познакомился в магазине.
Работа за прилавком в течение многих лет способствовала формированию его простых, но очень полезных представлений о том, как добиться успеха; философии, которая могла бы принести ему славу высокооплачиваемого консультанта. Вот некоторые его мысли:
«Мелочи имеют большое значение. Если женщина роняет ключи, вы стараетесь поднять их. Если бы моя жена пришла в магазин, я бы хотел, чтобы кто-нибудь помог ей сложить покупки в машину, и сделал это бескорыстно.
Сегодня многим людям хочется иметь деньги, ничего не делая. Они стремятся получить должность, но не желают работать. Если меня не берут на работу, я не могу в этом Никого обвинять, кроме себя. Я сам создаю проблемы и сам их решаю».
Собираясь уходить с работы, Келли сказал: <У меня есть чем заняться. Многие пожилые люди нуждаются в помощи. Наверное, я выйду на улицу и расскажу мальчишкам об этом, может быть, я смогу заставить их задуматься».
Покупатели Келли, его друзья, хотя и говорят, что понимают, почему он уходит, на самом деле испытывают огорчение. «Келли особенный, — рассказывала Дэбби Андерсон. — Когда родились мои дети, он уже работал здесь. У меня их двое — 12 и 9 лет, и они всегда с нетерпением ждут, когда мы пойдем в магазин и они получат свои сласти».
|
«Если Келли уйдет, то и мы уйдем, — пошутил другой покупатель. — Вот уже в течение 26 лет он помогает нам укладывать в машину покупки и заботится о наших детях. Однажды кто-то из моих детей неодобрительно отозвался о его работе. Я ответил: “Не торопись! Келли занимается важным делом, и он один из самых приятных людей, которых я когда-либо встречал. Ему никогда не найдут замену”».
Безусловно, Ричард Келли превратил работу, которая не считается престижной, в одну из самых важных в компании. Он является ярким примером того, что истинный профессионализм не зависит от должности.
Другой человек, который поступил так же, — это Лесли, секретарша Тома Петерса, известного писателя и блестящего лектора. В одной из своих интересных статей он описывает ее так:
«Я никогда не читал ее автобиографии. Она вполне могла иметь ученую степень по ядерной физике в Калифорнийском технологическом институте, а могла даже не закончить колледж. Но она многое изменила в нашей компании и сделала это с большим искусством».
Петерс продолжает хвалить Лесли, описывая стиль ее работы такими словами: «легкий, вежливый, веселый, терпеливый, честный, профессиональный, энергичный, тщательный» и т. д. Он рассказывает, что Лесли берется за дополнительную работу только для того, чтобы бьпъ полезной: «Как много может сделать один человек, чтобы изменить атмосферу в компании. Все зависит от его энергия и энтузиазма, а не от должности, которую он занимает».
И Лесли, и Ричард Келли являются прекрасными примерами того, откуда берется заинтересованность в работе, как важно для успеха уметь флиртовать — устанавливать теплые, доверительные и искренние взаимоотношения, воспитывая чувство самоуважения в себе и в других.
В чем вы видите свой стимул? Далее мы предложим вам 11 способов, позволяющих найти новый смысл в работе. Вместо того чтобы брать в качестве примера Ли Якокка или Майкла Джордана, послушаем истории, рассказанные обычными людьми о том, как они смогли поверить в себя в трудные периоды жизни.
1. Знания. Мы обычно рассматриваем обучение как нечто само собой разумеющееся, но интересно узнать, как новая информация может полностью перевернуть наше представление о работе. Эми Спилмен из фирмы «Вектор Маркетинг» рассказала мне, как знания спасли ее карьеру торгового агента. Она объясняла: «Когда я начинала работать простой продавщицей, при переговорах с клиентом меня очень пугал завершающий этап сделки. Я всегда чувствовала, что в этот момент покупатели теряют интерес. Тратя много времени на то, чтобы хорошо представить товар, я очень боялась заключительного момента и почти пропускала его. Но все же я всегда заканчивала презентацию предложением купить товар. Поскольку мне не удавалось ничего продать, я перестала вести переговоры с клиентами и почти потеряла работу. Все объяснялось просто — мне не хватало знаний. Однако мне повезло: менеджер пригласил меня обсудить результаты работы. “Как могло случиться, что вы ничего не продаете?" — спросил он. “Мне кажется, я просто не умею этого делать”, — растерянно ответила я, чувствуя, что не могу справиться со своими проблемами. Но менеджер был настойчив и продолжал задавать вопросы. “Покупатели выглядят заинтересованными во время презентации, но когда дело подходит к концу, они теряют интерес”, — объясняла я. “Давайте посмотрим, как вы это делаете”, — предложил менеджер. Когда я неохотно выполнила его просьбу, то заметила, что он улыбается. “Вы смеетесь, потому что у меня ничего не получается”, — пожаловалась я. “Нет, — ответил менеджер. — Я просто вижу, в чем ваша ошибка”. Он сказал, что я слишком хорошо выучила текст, и он выглядит фальшивым. Менеджер помог мне научиться произносить его так, чтобы это звучало естественно. Я стала говорить медленнее и делать паузы там, где их раньше не было. Менеджер разъяснил, в чем смысл заключительной части и для чего она нужна. После нашей встречи я уже не испытывала затруднений. Из пяти визитов, сделанных мной в тот же день, четыре закончились успешной продажей. Теперь заключительную часть переговоров я провожу с удовольствием».
Мой знакомый в течение 20 лет работал в одной и той же финансовой компании. Удивляясь такому постоянству, однажды я спросила его: «Вам никогда не бывает скучно?» — «Скучать некогда. Слишком многому нужно учиться», — ответил он и рассказал, что посещает все семинары, которые организует фирма, и читает все издания, связанные с его специальностью. «Каждый раз, когда я узнаю что-то новое, мне хочется как можно скорее использовать это в работе», — с гордостью говорил он. Это правда — новые знания вдохновляют. Они заставляют нас иначе смотреть на жизнь, и поэтому необходимо продолжать образование.
Всегда существует множество курсов обучения, книг, магнитофонных пленок, видеокассет, соответствующих вашим интересам. Они доступны каждому. И если ваша фирма не обеспечивает вас необходимыми материалами, вы можете найти их в любой библиотеке или познакомиться с ними через специальные образовательные программы.
Я никогда не забуду, как приятно мне было услышать отзыв о моем семинаре от одной из его участниц. Ей, должно быть, было уже больше пятидесяти лет, и занятия были нужны ей, чтобы улучшить отношения с окружающими. В то время как большинство молодых слушателей уделяли внимание темам, связанным с деловой сферой, ее эти вопросы не волновали: ее интересовала та информация, которую можно было бы использовать в личной жизни. Как-то раз после окончания занятий она пожала мне руку и взволнованно прошептала: «Мне хочется как можно скорее применить ваши советы на практике». Полученные знания вдохновили ее. Учитесь всему, что только может заинтересовать вас. Если вы не стремитесь совершенствовать ваши Профессиональные знания, найдите то, чему бы вы хотели учиться. Приобретая новые знания, вы расширяете свой кругозор, и это придает вам уверенность в себе.
2. Признание. Небольшая похвала приносит большую пользу. Маршалл Петерсон, детский воспитатель, рассказывает: «Однажды я вел курс обучения по воспитанию самоуважения у подростков, который состоял из четырех частей. Чаще всего занятия проходили в форме дискуссий. В классе было 14 человек, и на протяжении первых двух уроков все они активно участвовали в беседе, за исключением одного юноши. Он сидел сзади молча и равнодушно наблюдал за происходящим. После второго урока я спросил, какое впечатление производят на него занятия. “Все хорошо”, — сказал он. “Джон, мне бы хотелось, чтобы ты участвовал в дискуссии”, — добавил я. “Мне нечего сказать”, — ответил он. Но на самом деле это было, конечно, не так. Просто он нуждался в небольшой поддержке.
Джон был удивлен, когда на третьем уроке я обратился к нему. Мы обсуждали, почему некоторые люди любят поддразнивать или критиковать других. “Кто знает, почему люди так поступают?" — спросил я. “Может быть, они хотят привлечь к себе внимание?” — вступил в разговор один из слушателей. “Конечно, — согласился я. — Какие могут быть еще причины? Как ты думаешь, Джон? Есть ли у тебя какие-нибудь мысли на этот счет?” Он молча пожал плечами. Не желая настаивать, я окинул взглядом комнату, приглашая других принять участие в беседе, как вдруг услышал, что Джон начал тихо говорить: “Люди, которые подсмеиваются над другими, думают, что это их украшает. Когда они умаляют достоинство другого человека, им кажется, что они выглядят лучше”. — “Отличный ответ! Все его слышали?” — воскликнул я. Такая высокая оценка изменила поведение Джона. Теперь он сидел выпрямившись и смотрел на других учеников. Когда я повторил слова Джона и подтвердил их точность, то заметил, как он улыбнулся. Мне было приятно видеть, что Джон еще трижды поднимал руку. Каждый раз я спрашивал его; он отвечал очень содержательно и видел, что я ценю это. В конце занятия я сказал Джону, что он прекрасно поработал. Джон покраснел и поблагодарил меня. Это уже был не тот равнодушный студент, который сидел на первом занятии. Джон стал активным, живым и энергичным. Единственное, что было ему необходимо, — признание. И чем больше он ощущал свою ценность, тем сильнее ему хотелось работать».
Многие из нас ведут себя, как Джон. Время от времени мы сталкиваемся на работе с ощущением, что наше мнение никого не интересует. Чем сильнее мы чувствуем, что не можем оказать влияние на события, тем меньше мы пытаемся это делать. Я часто слышу рассказы разочарованных людей, которые видят, что их старание работать не поощряется. Чем меньше они чувствуют, что их ценят, тем меньше они этого хотят. Только подумайте, насколько повысилась бы производительность труда в тех компаниях, которые перешли бы от управления с помощью отрицательных стимулов к применению положительных. Понаблюдайте за большинством торговых компаний, и вы увидите, с каким трудом они используют поощрение как стимул к работе.
Я вспоминаю, что это двигало мной, когда я начала работать в торговле. Если я добивалась успехов, меня хвалили перед коллегами на собрании в фирме. Было интересно участвовать в соревновании, чтобы стать первой и получить приз или обнаружить свое имя в информационном бюллетене компании. Такая оценка значила для меня даже больше, чем прибавка к зарплате, потому что позволяла чувствовать признание и одобрение. Затем, став менеджером, я использовала те же методы. Мы начали выпускать информационный бюллетень и организовали соревнование, чтобы поощрять торговых агентов за старание. Я заметила, что один продавец работает больше, чем когда-либо (как он говорил), только ради того, чтобы увидеть свое имя в бюллетене.
Помимо того, что поощрения подобного рода повышают деловую активность, для меня было также важно, что признание чьих-либо заслуг не требует затрат. Мне ничего не стоило одобрить кого-нибудь аплодисментами на собрании или просто отметить вслух хорошую работу и прочие успехи., которых сотрудники добились за неделю. Даже издание бюллетеней стоит недорого. Я убеждена, что моральный климат в нашей стране улучшится, если компании будут ценить своих сотрудников хоть немного больше. Поскольку наше национальное самоуважение во многом основано на том, «что мы делаем», поэтому то, «что мы делаем», должно укреплять его, а не разрушать.
Сказанное выше приводит меня к мысли о личной ответственности. Как добиться признания, если вы работаете в условиях, где вас не ценят? Есть много способов достичь этого. Первое, что можно сделать, — предложить руководству несколько типов конкурсов или издание бюллетеней, объяснив, что подобные программы могли бы улучшить качество работы компании. Если начальство не реагирует, соберите вместе сотрудников и сами организуйте соревнование, издание бюллетеня или другую форму поощрения хорошей работы. Кроме того, вы можете поставить перед собой цели и рассказать о них близким. Каждый заслуживает того, чтобы его усилия были оценены по достоинству. Если вы работаете среди тех, кто не разделяет эту точку зрения, постарайтесь добиться одобрения сами. Небольшая похвала приносит большую пользу.
3. Стимулы. Для того чтобы большинство компаний могли развиваться и приносить прибыль, им необходимо соответствовать изменениям в окружающем их мире путем внедрения новых технологий и новых программ, что способствует созданию хорошей рабочей обстановки. Поэтому, чтобы удержаться на уровне новых требований, вы должны уметь вовремя реагировать на них. Выполняя однообразную. работу в течение долгого времени, многие люди начинают относиться к ней без всякого интереса. Если это случилось с вами, найдите в себе силы увидеть новые перспективы. Возможно, вам удастся расширить сферу вашей деятельности и таким образом внести в нее элементы творчества.
Терри Руссо выполнял одну и ту же работу в течение? восьми лет и постепенно стал терять интерес к ней, так как в совершенстве овладел всеми необходимыми навыками. Он сказал об этом своим руководителям, и в ответ они предложили ему новые обязанности, которые раньше были закреплены за другим отделом фирмы. Новая работа имела отношение к рекламе, которой Терри никогда не занимался. Он быстро увлекся процессом создания рекламы: что оказывает воздействие на покупателя, что нет, как люди воспринимают рекламные объявления, почему выбор места для них так важен. Терри чувствовал себя школьником. «Меня это просто захватило, — говорил он. — Как будто я оказался в другом измерении». Действительно, новая работа открывает перспективы. Терри повезло, что его руководители оказались такими внимательными.
Помимо поиска новых направлений в работе, можно также попытаться найти увлечения за ее пределами, чтобы сделать жизнь более интересной. Занятия на курсах, в спортивных группах или различных клубах, хобби — все это способы открыть новые стороны в жизни. Для многих эти увлечения способствуют успехам в работе. Когда жизнь становится скучной, нам всем необходимы новые стимулы, независимо от того, где мы их находим — в работе или в увлечениях. Задумайтесь, как найти их.
4. Сила. В прошлом представление о силе имело негативный оттенок. Сила действительно может быть опасной, когда ею манипулируют и злоупотребляют. С другой стороны, она может бьпъ замечательным средством, направленным на достижение положительных результатов. Некоторые люди считают, что «власть развращает», но если присмотреться внимательнее, то можно убедиться, что каждый стремится к сознанию силы. Чувствовать себя сильным в хорошем смысле этого слова означает быть уверенным в себе, ощущать себя ценным и полезным человеком.
Когда моя секретарша, проработавшая со мной два года, сообщила, что ищет новую работу, я была очень обеспокоена, так как не хотела с ней расставаться. Я спросила, что нужно сделать, чтобы она осталась. «Хейди, ты нам необходима, ты делаешь много полезного», — начала я и затем стала перечислять причины, по которым я не могу себе представить работы без нее. Моя секретарша выглядела довольной и удивленной: «Я не думала, что так много значу для вас. Теперь я знаю, что нужна вам, что от меня многое зависит». Во время нашего разговора мы не только развеяли сомнения Хейди, но дали ей возможность почувствовать себя «сильной» настолько, чтобы проявить инициативу в решении наших проблем.
Поговорив с Хейди откровенно, я поняла, что она перегружена работой. Она сказала, что проводит много времени, отвечая на телефонные звонки, и это не позволяет ей выполнять другие обязанности. Мы пришли к выводу, что необходимо нанять ей помощника для переговоров по телефону. «Я сама хотела бы дать рекламное объявление для кандидата на эту должность и вместе с вами провести собеседование, потому что мне придется работать рядом с ним», — предложила Хейди. Она использовала вновь обретенное чувство уверенности очень конструктивно: чтобы поддержать уважение к себе и облегчить мне процедуру приема на работу нового сотрудника.
Дарла Зейс поделилась со мной своими мыслями о том, как важно чувствовать себя нужной. Она сказала: «Прежде чем я научилась пользоваться компьютером, большую часть своих материалов я печатала на машинке, а затем наняла специалиста — Лизу Фуллер, которая набирала для меня тексты на компьютере. Наконец я решила, что мне пора преодолеть свой страх перед техникой и научиться работать на нем самой. Поскольку Лиза оказала мне такую большую помощь, я попросила ее немно1Х> позаниматься со мной. Она согласилась. Когда я спросила, сколько это будет стоить, Лиза сказала: “Не беспокойтесь. Мне нравится учить людей”.
Несмотря на ее заверения, я почувствовала себя виноватой не только за этот бесплатный урок, но и за свою неосведомленность в компьютерах. Я абсолютно ничего не понимала, и это было сразу видно. Во время урока я чувствовала себя очень неуверенно. “Лиза, это так сложно!” — жаловалась я. “Дарла, у тебя получится. Одного часа недостаточно, чтобы научиться. Не расстраивайся”, — успокаивала она меня. Я почувствовала себя виноватой еще больше. Я не только отнимала у нее время, но, кроме того, была неспособной ученицей. К концу урока я ощущала еще большую неловкость, чем в начале, но, как выяснилось, я ошибалась. На следующий день, набравшись мужества, я попыталась работать сама и неожиданно обнаружила, что научилась большему, чем мне казалось. Это было замечательно: я открывала и закрывала файлы, я сохраняла и стирала их, выделяла и подчеркивала слова — все получалось. Мне было необходимо поделиться своей радостью с Лизой. Я позвонила и рассказала ей об успехах. “Спасибо! Ты заставила меня почувствовать, что я нужна тебе”, — ответила она».
Один из лучших способов ощутить себя сильным — помогать другим, как это сделали Хейди и Лиза. Если работа наскучила и вам необходимо восстановить интерес к ней, попробуйте найти людей, которым вы могли бы передать знания и навыки. Предложите помощь новому сотруднику или коллегам, у которых возникли трудности.
5. Независимость. Многие люди видят в своей работе только обязанности: «я должен быть на работе к девяти часам», «я должен сегодня работать допоздна», «я должен сделать этот отчет вовремя». К сожалению, когда мы концентрируем внимание только на обязанностях, то теряем ощущение независимости, которое дает работа. Беседуя с людьми разных профессий, я с удивлением узнавала, что существует много способов чувствовать себя независимым на работе. Один коммивояжер рассказывал, что с нетерпением ожидает момента, когда снова сядет за руль, отправляясь с одной деловой встречи на другую. «Это дает мне возможность собраться с мыслями, пока я нахожусь один. Я также люблю слушать учебные кассеты и тренироваться перед очередными переговорами», — объяснял он.
Один сотрудник, занимающийся маркетингом, признался мне: «Когда на работе невыносимо шумно, я часто устраиваю себе перерыв, закрываю дверь и отключаю телефон. Мне нравится такая возможность делать перерыв по своему усмотрению».
Один корреспондент поделился со мной: «Я чувствую себя по-настоящему свободным, когда сам выбираю сюжет для новостей и преподношу его так, как считаю нужным».
Что же делать, если работа не дает необходимой вам независимости? Спросите Лиз Ривес, у которой есть ответ на этот вопрос: «Я целый день работаю с людьми. Независимость означает для меня возможность побыть наедине с собой, когда я позволяю себе заняться хобби — чтением. Конечно, это обычное увлечение, но оно дает мне очень много. Я читаю одна в тихой комнате, выбираю то, что мне нравится, читаю как хочу — быстро или медленно. И если мне хочется пропустить несколько страниц, я пропускаю. Кроме того, это позволяет мне как бы отсутствовать, оставаясь на рабочем месте. Книги дают мне полное чувство свободы».
Что вы можете сказать о себе? Дает ли вам работа ощущение независимости? Даже постоянные пассажиры поездов, с которыми я разговаривала, объясняли, что поездка в поезде на работу дает им чувство свободы. Если у вас нет таких возможностей, как у Лиз, воспользуйтесь ее методом. Выберите хобби или занятие, которое удовлетворит ваше стремление к независимости, будь то чтение, прогулки или пение под душем. Найдите время, чтобы чувствовать себя свободным.