1. Когда вы отвечаете на звонок, в вашем голосе должна быть энергия и доброжелательность.
Помните, что, поскольку у вас нет личного контакта с позвонившим человеком, тон вашего голоса становится самым важным фактором производимого вами впечатления. Если, отвечая на телефонный звонок, вы говорите доброжелательным тоном, у человека на другом конце провода сохраняется желание продолжать разговор, и, естественно, он в свою очередь проявляет доброжелательность по отношению к вам.
Барни Ричмонд из Далласа рассказал мне случай, когда самый простой доброжелательный разговор по телефону помог ему разрешить одну проблему: «Случилось так, что мне предстояли важные деловые встречи, и по этому случаю мне нужен был новый, хорошо сшитый костюм. Я только что приехал в Техас и не знал, где найти приличного портного, поэтому обратился к телефонной книге. Фирмы, в которые я звонил поначалу, были известными или широко рекламируемыми компаниями. Мне казалось, что они должны быть более надежными.
В первой фирме, куда я позвонил, секретарь была очень любезна, но попросила меня подождать, и я ждал так долго, что не выдержал и положил трубку. Потом позвонил снова и объяснил ей, что произошло. Она сказала, что попробует еще раз. И снова мне пришлось ждать невероятно долго, и я положил трубку. В следующем месте, куда я позвонил, меня не заставили ждать, но обошлись со мной грубо. Ответивший мне человек говорил холодным и раздраженным тоном, ему не понравилось, что я поинтересовался расценками и спросил о местоположении фирмы. Третья компания, куда я позвонил, занимала в телефонной книге всего одну строку — больших и многообещающих реклам не было. “Пошивочная мастерская “Томас”. У телефона Сюзан”. Это было самое теплое и неформальное приветствие из всех, которые мне пришлось до сих пор слышать. Когда я задал свои вопросы о ценах и прочих деталях, Сюзан сказала, что была бы рада помочь мне. Получив ответ на свои вопросы, я узнал, что Сюзан была и секретарем, и бухгалтером, и портным. Она работала в мастерской одна. Она понравилась мне с самого начала. Начав со мной разговор, она сразу назвала свое имя, и благодаря этому я почувствовал, что имею дело с живым человеком. В других местах со мной так говорили, что мне начинало казаться, будто я общаюсь с роботом. Более того, Сюзан была дружелюбна и предупредительна во время всего нашего разговора, и, хотя ее маленькая мастерская была, видимо, не столь удобна, как те фирмы, куда я звонил, я с удовольствием поручил ей свое дело».
|
Итак, мы обсудили, как следует отвечать на телефонный звонок. А как насчет того, когда звоните вы сами? Запомните, что бодрый, приветливый тон имеет очень важное значение, поскольку вы не только сразу производите впечатление, вы создаете основу для позитивного общения.
Один торговый менеджер по имени Питер Фримен рассказал мне об одном из своих продавцов по имени Бен, который имел потрясающую способность заключать сделки по телефону, и он вел эти переговоры эмоционально, откровенно и с заразительным юмором. Однажды он позвонил Питеру в офис и сообщил, что попал в автомобильную аварию. Хотя ни он, ни машина не пострадали, Бен чувствовал себя не в своей тарелке и решил отложить оставшиеся дела. «Я пойду домой, — сказал он Питеру, — а на следующей неделе сделаю больше звонков». Вечером Бен снова позвонил Питеру. Голос у него был усталый и огорченный, совсем не похожий на обычный голос Бена. Он сказал, что позвонил пятерым людям и не смог заключить ни одной сделки. Чувствовалось, что Бен сконфужен: «Это так не похоже на меня. Я ведь говорил, как всегда. Не могу понять, в чем причина». Питер спросил его, как, ему показалось, звучал его голос во время этих звонков, и Бен сказал, что так же, как и в момент этого их разговора. «У меня просто нет моей обычной энергии, — сказал он. — Эта авария совершенно выбила меня из колеи». Оба они пришли к выводу, что Бену лучше попробовать приняться за работу на следующий день. Назавтра Бен снова позвонил Питеру — это опять был прежний Бен, его энергия вернулась к нему, и у него были хорошие новости: «Шесть из шести, полный порядок!» Хотя накануне Бен ничего не менял в привычных словах своих деловых переговоров, но изменился тон его голоса, и именно это помешало успеху. Подумайте об этом. Говоря по телефону, мы как бы отражаем друг друга. Если вы позвонили человеку, по каким-то причинам вынужденному говорить очень тихо, невольно вы тоже начинаете говорить шепотом, хотя окружающая вас обстановка не требует тишины. И поэтому, если вы звоните и начинаете разговор с позитивным, доброжелательным настроем, вы получите такой же ответ. И, наконец, не забывайте, что, поскольку многие виды работы требуют долгих телефонных переговоров, один разговор может так повлиять на человека, что он будет совершенно выбит из колеи во время последующего. Постарайтесь говорить дружелюбно, с энтузиазмом, чтобы разговор с вами подбадривал людей, создавал хорошее настроение. Одна моя коллега как-то позвонила в комнату редакции телевизионных новостей, где люди всегда очень загружены работой. Она хотела предложить сюжет и сразу сказала: «Привет! Меня зовут Сюзан Консон. У меня есть великолепный сюжет, и я буду говорить очень кратко, так как понимаю, что вы очень заняты». Ответ, который последовал с другого конца провода, был на удивление теплым: «Сью, мы тебя уже любим. Мы здесь очень ценим краткость». Говорите с уважением, и вас будут тоже уважать.
|
|
2. Узнайте, как зовут человека на другом конце провода, и используйте в разговоре его имя.
Дейл Карнеги писал: «Помните, что имя человека на любом языке звучит для него как самый сладкий звук». Для овладения техникой флирта очень важно использовать имена людей, поскольку это сразу же создает неформальный дух. Представьте, что вы разговариваете с неким человеком по имени Дуг. Он спрашивает, как прошел у вас день, и вы даете ему один из двух вариантов ответа. Прочтите эти варианты вслух и обратите внимание на то, как по-разному они воспринимаются:
«У меня был ужасный день».
ИЛИ
«Дуг, у меня был ужасный день».
Обратите внимание, насколько более доверительно звучит второй ответ благодаря прибавлению всего одного слова — имени Дуга. Когда, беседуя с людьми, мы называем их по имени, это способствует тому, что они сознают свою значимость и чувствуют вашу заинтересованность в общении. Это особенно важно, когда вы беседуете по телефону, т. е. когда у вас нет преимуществ личного контакта.
Вы уже прочитали про портниху, которая, отвечая на телефонный звонок, сразу назвала свое имя: «У телефона Сюзан», и таким образом открыла возможность для более доверительных отношений. Услышав ее имя, позвонивший человек при желании может назвать свое. Например: «Привет, Сюзан. Меня зовут Джил. Я звоню насчет…» Сообщив друг другу наши имена, мы за какие-то мгновения начинаем более дружелюбно относиться к собеседнику. Замечали ли вы когда-нибудь, что если вы звоните в телефонное справочное бюро и вам отвечает дежурный, он называет свое имя? «Это справочное. Говорит Энди. Чем я могу вам помочь?» И тут мы можем просто сказать Энди, что нам нужно: «Мне нужен телефон справочной службы погоды». Или мы можем сделать Энди приятное в ответ на его любезность: «Привет, Энди. Меня зовут Джил. Мне нужен телефон справочной службы погоды». Как вы думаете, какой ответ имеет больше шансов на лучшее обслуживание?
Когда люди, отвечая вам по телефону, называют свои имена, используйте это! Они открывают дверь к доверию, а не используя такую возможность или не называя в свою очередь свое имя, мы закрываем эту дверь. Итак, что вы будете делать, если человек не называет вам своего имени? Будьте первым и назовите свое имя.
Когда я звоню в какую-нибудь компанию, скажем, в компанию под названием «Законодатели моды», и кто-то отвечает: «Законодатели моды…», мне нужно создать в нашем разговоре доверительный тон: «Привет! Меня зовут Джил Шпигель. Мне нужно узнать ваши расценки. Это с вами я должна говорить?» Безотносительно того, с этим ли человеком мне нужно и дальше иметь дело, следует добавить: «О, благодарю вас! А как ваше имя?» Затем я могу немедленно использовать имя этого человека. «Хорошо, Дэйв, спасибо за помощь. Вы были очень любезны!» Теперь, если я когда-нибудь позвоню «Законодателям моды», у меня будет там друг.
Каждый раз, когда вы узнали в том или ином учреждении (фирме) имя какого-то сотрудника, запишите его в свою записную книжку, чтобы не забыть: когда через месяц вам снова понадобится позвонить сюда и вы сможете назвать этого Дейва по имени, вам почти гарантировано хорошее обслуживание и взаимопонимание.
Перед тем как мы перейдем к следующему пункту, запомните, что использование имен полезно до тех пор, пока оно делается тактично. Случалось ли у вас, например, такое: на этой неделе мне позвонил один рекламный агент из телевидения, который использовал мое имя в такой преувеличенной степени, что звучало это примерно так: «Привет, Джил! Я звоню, Джил, чтобы сказать вам, Джил, о том, что наша компания, Джил, предлагает большую услугу. Теперь, Джил…»
Разумеется, мне даже не хотелось с ним говорить. Как будто я получила какой-то официальный бланк, в котором много раз было впечатано мое имя. В этом случае я чувствовала себя очень неловко, потому что сам подход оказался фальшивым. Скажем еще раз: ключом здесь является искренность. Используйте имена тактично, и вы непременно понравитесь человеку на другом конце провода — он обслужит вас наилучшим образом и, возможно, тоже запомнит ваше имя!
3. Звоните в подходящее время.
Вы когда-нибудь приходили в понедельник на работу, чувствуя себя словно в тумане? Чем бы вы ни занимались, вы не можете стряхнуть с себя это состояние. И тут звонит какой-то человек, жаждущий деловых переговоров. «Ох, я просто не могу сейчас этим заниматься», — думаете вы. У нас всех бывают определенные периоды времени и дни недели, когда мы ощущаем себя в лучшей форме, бодрее, чем в другое время. Когда вы собираетесь куда-нибудь позвонить, необходимо иметь это в виду. Еще раз скажем, что когда речь идет о телефонном флирте, то, поскольку у вас нет преимуществ личного контакта, для успеха дела на первое место выходят другие факторы, и один из них — благоприятное время звонка.
Если вы звоните по делу, завязать контакты или предложить услуги, понедельники и даже вторники могут оказаться очень неудачным временем. Люди только втягиваются в рабочий ритм и, возможно, еще не так восприимчивы, как в последующие дни, когда они не только живут моментом, но и настроение у них гораздо лучше, так как они уже предвкушают уик-энд. Итак, если вы позвоните в среду или, даже лучше, в четверг, это даст вам шанс поймать людей в более контактном настроении. Однако если вы будете звонить в пятницу, последний день рабочей недели, это может оказаться менее удачным, так как многие люди больше сосредоточены на приближающемся уик-энде, чем на делах. (Кроме того, если вы хотите связаться с руководителем большой фирмы, то застать его в пятницу вообще маловероятно.)
Важным может оказаться не только день недели, в который вы звоните, но и время дня. Избегайте звонить с самого утра. Людям нужно расположиться, выпить утренний кофе, проверить, нет ли какой-то новой информации, и т. д. Одиннадцать часов — это хорошее время для звонка, так как большинство людей уже втянулось в работу и впереди им светит ленч. Звонить сразу же после перерыва на ленч — это немного рановато. Снова людям нужно как-то адаптироваться к рабочему процессу. Для звонков удобное время — с двух тридцати до четырех. Полдень уже позади, конец дня не за горами — большинство людей пребывает в хорошем настроении.
Наконец, когда мы говорим о необходимости учитывать фактор времени, очень важно сказать, что мы должны уважать время других людей. Когда мы звоним людям, может оказаться, что время, вполне удобное для нас, для других людей таковым не является. Дайте человеку знать, что вас это беспокоит, задав какие-нибудь вежливые вопросы, например: «Вам удобно сейчас говорить?», «Я вас ни от чего не оторвал?», «У вас есть несколько минут?» Или вы можете высказать свое беспокойство в утвердительной форме, также выражая свое уважение к чужому времени: «Я буду краток. Я знаю, что вы очень заняты. Это займет всего секунду». Если вы уважаете время других людей, они уважают вас.
4. Используйте слова «мне необходимо» вместо «не можете ли вы».
Мне необходимо, чтобы вы прочитали следующий параграф. Не могли бы вы, если можно, прочитать следующий параграф? Какое из этих двух предложений с большей вероятностью может призвать вас к действию? Первое. Люди реагируют на призыв к срочному действию, будь то при личных или телефонных контактах. Когда мы звоним в какое-нибудь учреждение (компанию) за помощью, наш шанс получить помощь гораздо выше в том случае, если мы употребляем слова, в которых звучит срочность: «Мне необходимо, чтобы вы…» Когда мы говорим в таких выражениях, как «не могли бы вы помочь мне…» или «как вы думаете, вы могли бы…», в самих выражениях уже звучит сомнение. Нерешительный тон предполагает, что вы не очень-то ждете результатов, и, следовательно, человек на другом конце провода вряд ли поможет вам.
Много лет назад мне было необходимо как можно скорее взять машину напрокат. Я позвонила в четыре места и каждый раз начинала разговор со слов: «Не могли бы вы дать мне машину напрокат?» Везде говорили, что все машины заняты, и извинялись. Я попыталась позвонить еще в два места, но номера были заняты, и я занервничала. Тогда я позвонила снова в первую компанию, и на этот раз в тоне моего голоса было отчаяние. «Привет! — сказала я. — Мне как можно скорее нужна машина напрокат». Мне ответила та же женщина, что и в первый раз, но она не узнала моего голоса (тогда я еще не научилась преимуществам использования имен). На этот раз она поняла меня лучше. «Хорошо, сейчас у нас все машины заняты, но дайте подумать, не смогу ли я что-нибудь сделать». Я стала флиртовать дальше: «Огромное спасибо. Я совершенно в ужасном положении, и мне действительно просто необходима ваша помощь. Моя жизнь зависит от этого». Конечно, это было вранье. Она засмеялась, попросила меня несколько минут подождать и вскоре ответила: «Я нашла машину. Можете получить ее в течение часа». Казалось, она испытывает такое же облегчение, что и я.
Когда мы говорим людям, что нуждаемся в них, мы делаем им приятное. Люди на самом деле любят помогать другим. Когда вы даете понять, что серьезно рассчитываете на них, им не захочется отказывать вам. Запомните, в некоторых ситуациях именно такая стратегия подходит лучше, чем какая-нибудь другая. Конечно, если вы продаете машину, совершенно не подойдет, если вы скажете: «Мне необходимо, чтобы вы купили эту машину». Однако, если вы звоните в какую-нибудь компанию и вам совершенно необходимо поговорить с определенным человеком, будет вполне к месту сказать секретарю, что вам нужна его помощь. Тут следует использовать здравый смысл. Флирт по телефону станет более естественным и менее техничным, если вы научитесь ставить себя на место другого человека (или, я сказала бы, когда вы научитесь ставить себя на место человека на другом конце провода).
Комплименты
«Лесть доведет тебя куда угодно»
Каждый раз, когда я приходила домой из своего колледжа-интерната, у нас с мамой была заготовлена дежурная шутка. Я входила в дом, видела свою красивую маму и говорила ей, что она замечательно выглядит. И она отвечала: «Ты можешь взять на обед все что хочешь. Лесть доведет тебя куда угодно». Была ли это только шутка?
Я уже подчеркивала, что для успешного флирта необходимо помнить, что чем приятнее будет людям общаться с вами, тем больше они будут доверять вам и тем выше будет ваш шанс удачно разрешить деловую проблему или заключить сделку. До сих пор мы обсуждали некоторые способы того, как дать людям понять, что вы интересуетесь ими: внимательно их слушать, не терять чувства юмора, задавать вопросы и т. д. Эта глава посвящена тому, как можно показать людям, что вы интересуетесь ими, с помощью комплиментов.
Конечно, хорош любой искренний комплимент, но одни комплименты всегда удачнее, чем другие. Ниже вы увидите правила эффективных способов делать комплименты и даже правила еще более удачных стратегий. Сначала мы просто взглянем на эти правила, а затем изучим каждое в отдельности.
Удачно → Более удачно
Избегайте таких общих слов, как "великолепно" или "очень мило" → Используйте более выразительные слова, такие как "динамичный" или "теплый"
Избегайте сосредотачиваться на очевидном → Обращайте больше внимания на не слишком заметные детали или качества
Не слишком фокусируйте внимание на внешних качествах → Главным образом сосредоточьте внимание на душевных качествах
Если вы говорите: «Хорошая работа!», это требует объяснения. → Расскажите, почему эта «хорошая работа» так экстраординарна.
Джеми Левин поняла, что ее коллега и давняя подруга вызывает у нее раздражение всякий раз, когда говорит ей какой-нибудь комплимент. Обычно она говорит: «Джеми, ты выглядишь очень мило» или: «Твоя одежда и волосы очень мило сочетаются». В конце концов однажды Джеми рассердилась: «Мило? Тамми, что ты имеешь в виду под этим словом “мило”? Диван выглядит мило, и ковер тоже! В каком смысле я выгляжу мило?» Джеми была расстроена и сердилась, потому что ей нужно было слышать что-то более конкретное. Отчего ее волосы и одежда так хорошо гармонировали? Мы все стремимся услышать что-то определенное, потому что именно конкретность комплимента позволяет нам почувствовать правдивость и искренность его. Конечно, Тамми хотела своими похвалами сделать как лучше. И все же Джеми находила ее выражения «лишенными смысла». Каждый может сказать, что что-то или кто-то выглядит очень мило, но Джеми хотела знать, что же конкретное лежало в основе этого.
Попасть в эту ловушку и делать людям общие, избитые комплименты легко. Осенью этого года я проводила семинар для учащихся одного мужского колледжа. Джентльмены этого колледжа произвели на меня очень большое впечатление. «Вы все ужасно милые!» — сказала я президенту этого студенческого братства. Казалось, тот был разочарован. «Я всегда знал, — сказал он, — что я милый, но почему-то мне всегда как-то не по себе, когда мне сообщают об этом». В тот же день попозже я сделала попытку сделать более конкретный комплимент. «Здесь все так приветливы со мной, — начала я. — Как только я сошла с трапа, я почувствовала, что рядом со мной друзья». Его лицо просияло. На этот раз комплимент попал в яблочко. «Мне на самом деле очень приятно это слышать, — сказал он. — Мы очень стараемся, чтобы люди, которым приходится с нами работать, чувствовали себя частью нашего братства. Я передам ребятам ваши слова».
Конкретные комплименты обычно кажутся людям более искренними, чем общие. Когда люди говорят нам приятное о каких-то деталях, нам невольно хочется поверить им. Нам хочется думать, что за этой лестью скрывается правда. И мы можем сказать, что человек, сказавший нам комплимент, в самом деле кое-что заметил.
Вот что рассказала мне некая Энн Тренд про запомнившийся ей комплимент: «Однажды я надела новый костюм в клуб, который посещала каждую неделю. Я помню, что получила в связи с этим костюмом несколько комплиментов, вроде таких: “Ты великолепно выглядишь", “Очень милый костюмчик” или “Вот это да!” Конечно, мне было приятно слышать все эти комплименты. И все же действительно произвел на меня впечатление один — мне сделала его женщина, которая сказала: “Красота, Энн! Этот голубой цвет прекрасно сочетается с твоими темными волосами — создается живой, динамичный эффект. Ты выглядишь классно!”» Этот конкретный комплимент показался Энн более искренним, потому что теперь она знала, благодаря чему она выглядела так особенно хорошо в тот день.
Кроме того, когда вы говорите людям что-то приятное в связи с конкретными деталями, это дает им возможность реально оценить свои возможности. Во многих книгах о воспитании детей подчеркивается, что, хваля детей, им нужно говорить что-то конкретное, чтобы они знали, в каком направлении им нужно работать. В конце концов, что может означать такое, скажем, слово, как «наилучший»? Куда и что можно дальше улучшать? Вдобавок, дети знают, что «наилучшего» часто и достигнуть-то невозможно, поэтому такой термин вполне может показаться нечестным. Конкретные комплименты звучат правдивее и реалистичнее. Будет более эффективно, если вы скажете ребенку, что он подобрал краски для своего рисунка гораздо лучше, чем для предыдущего, чем если, что эта картинка самая милая, какую вы видели когда-либо. Этот подход мы можем применить и ко взрослым. Вы можете сказать человеку, что у него великолепная прическа, а можете сказать, что его новая прическа просто великолепна, так как очень идет ему.
Хотя конкретные комплименты могут быть приятны и полезны, найти верные слова бывает трудно, так как когда нам нужно похвалить человека, мы часто инстинктивно начинаем употреблять превосходные степени: «Изумительно! Потрясающе! Очень мило! Великолепно!» Легче всего можно избежать такой ловушки, вставляя слова «потому что» каждый раз, когда вы делаете какое-то общее комплиментирующее утверждение. Это поможет вам обрисовать что-то более конкретное. Например, после того как одна моя коллега произнесла великолепную речь, я сказала ей: «Это было великолепно, — и немедленно продолжила, — потому что у тебя превосходный контакт с аудиторией и твои рассказы из собственного опыта произвели впечатление».
Даже простая замена таких общих выражений, как великолепный, милый, изумительный, на более выразительные определения может помочь комплименту стать более искренним. «Великолепная» речь может быть также энергичной, впечатляющей или захватывающей. Милый человек может быть также умным, заботливым и добросердечным. Теперь после этих определений вставьте «потому что», и вы получите комплимент, действительно имеющий смысл.
1. «Джейн, вы очень милый человек».
2. «Джейн, вы очень умный человек».
3. «Джейн, вы очень умный человек, потому что всегда находите время для каких-то приятных мелочей, которые доставляют мне особенную радость».
Больше того, делая такой искренний комплимент, вы не только помогаете человеку почувствовать ваше уважение, вы сами понимаете, почему уважаете этого человека, и это помогает вам чувствовать искренность сказанного.
Стэйси Блат, которой пришлось работать рекламным агентом одной фирмы на телевидении, рассказала мне, как помогло ей умение конкретно хвалить свои товары, чтобы успешно продавать их через телевидение. Она объясняла это так: «Среди того, что я рекламировала для продажи, больше всего было различных ювелирных изделий — все очень красивые. Однако, если бы я говорила о каждой вещи, что она красивая или милая, я была бы плохим продавцом. В конце концов одно и то же описание быстро наскучивает. Моя задача тогда состояла в том, чтобы найти причины, благодаря которым украшения были красивы или почему они могли полюбиться кому-то, мне нужно было показать зрителям, почему каждая вещь была по-своему уникальна. Скачала я боялась, что это будет трудно, но потом оказалось, что это было на самом деле забавное и информативное занятие. Браслет больше не был просто хорошеньким, он стал праздничным и веселым, чем-то создающим настроение пойти на вечеринку. Красивое кольцо сделалось вещью, которая помогала мне ощущать свою элегантность и создавала тон богатства и царственности. Подвеска в виде сердечка стала больше чем просто привлекательной вещью, она была нежной и романтичной, чем-то таким, что могло восприниматься мной как дар любви. Моя работа состояла в том, чтобы продавать эти вещи, и для того, чтобы продать их, мне было необходимо найти искренние слова. Я смогла удачно описывать достоинства этих изделий, и это способствовало успеху моей торговли, поскольку я смогла убедить не только аудиторию, но и себя в замечательных качествах каждой вещи».
Найдите время и потренируйтесь сами. Возьмите какую- нибудь любимую вещь из вашей одежды и искренне похвалите ее:
Этот (эта)... великолепен (на), потому что …
ИЛИ
Мой лучший друг просто изумителен, потому что …
ИЛИ
Мой любимый ресторан -...потому что …
Делать конкретные комплименты легко, нужно только быть искренним. Чем больше вы практикуетесь, используя конкретный язык, тем легче это становится. На самом деле, возможно, вы обнаружите, что стали делать много комплиментов своим близким друзьям я знакомым. Позже мы обсудим, что это принесет вам самим.
Избегайте сосредоточивать внимание только на очевидном, обращайте внимание на скрытые качества.
Этот совет, как делать комплименты, также подчеркивает важность искренности. Когда мы постоянно комментируем совершенно очевидные положительные качества, это производит меньшее впечатление, чем если бы мы замечали скрытые черты. Например, мне часто говорят, что я энергичный человек, что я деятельна и полна энтузиазма. Я родилась с качеством непотопляемости, и многие люди, если делают мне комплименты, решают сфокусировать внимание именно на этих моих качествах. Конечно, мне нравится слышать теплые слова в свой адрес, но иногда подобные комплименты кажутся мне не такими удачными, как другие.
Например, недавно мне довелось быть на свадьбе и пришлось там сказать речь перед 200 гостями. Представ перед таким большим количеством людей, я была счастлива услышать после своей речи похвалу. Большинство услышанных мной комплиментов касалось моей энергии. Люди видели очевидное. Но два услышанных мной комплимента поразили меня, и они не относились к моим явным качествам. Один человек сказал, что моя речь лилась самым естественным образом и что шутка в конце оказалась очень удачной и к месту. Другой запомнившийся мне комплимент касался именно моей памяти. Во время своей речи я упомянула имена нескольких гостей, которые до этого дня были мне незнакомы. Пришлось очень потрудиться, чтобы запомнить, как их зовут. Поэтому, когда похвалили мою память, я была польщена, что кто-то действительно слушал мою речь и оценил мои усилия. Чем больше скрытых «мелочей» замечают люди, тем более искренними кажутся их слова.
Подумайте о собственном опыте. Был ли в вашей жизни случай, когда вы чувствовали себя особенно польщенными, поскольку кто-то умудрился заметить в вас что-то не слишком очевидное? Эта идея относится и к нашему третьему правилу в искусстве делать комплименты.
Не слишком фокусируйте внимание на внешних качествах, главным образом сосредоточьте ваше внимание на внутренних.
«Вы выглядите сегодня очень красиво!», «Ух ты! Где ты сделала такую прическу?» — «Какой великолепный наряд! Он вам очень идет!» Легко делать комплименты, касающиеся внешних качеств, так как именно внешность человека мы видим в первую очередь. Моя кузина Алике всегда тратит много времени, чтобы одеться экстраизобретательно. Каждый раз, встречаясь с ней на наших семейных праздниках, я комментирую ее последний наряд, сделанный в изобретенном ею самой стиле. После того как я поймала себя на том, что пятый День Благодарения восхищаюсь нарядом, я решила, что пришло время дать ей понять, что я так же одобряю ее внутренние качества. Дело в том, что если мы всегда делаем Комплименты по поводу внешности, мы сами, не сознавая этого, даем людям понять, что внешние данные для нас важнее всего или что мы ценим людей по одежке, а это часто может оказаться опасной и неверной оценкой.
Теперь снова обратимся к вопросу о воспитании детей. Если вы хвалите детей только за их милые улыбки и за то, что они прелестно выглядят, вы даете им понять, что именно эти качества и есть самое важное. Одна моя коллега нарушением аппетита прошла массу всяких исследований, пока узнала, что ее заболевание связано с детством, когда ее то и дело хвалили за привлекательную внешность. Она была просто одержима тем, чтобы выглядеть совершенством, чувствуя, что именно это приносит ей любовь и похвалы окружающих.
Нам следует также обращать внимание на то, что мы говорим взрослым людям. Научившись сосредоточиваться на исключительных внутренних качествах, мы хвалим людей за их подлинную сущность. Каждый может сделать себе новую прическу, сменить костюм или красиво загореть, во наши настоящие достоинства — это наш характер, наши способности, именно они выражают нашу сущность. Я не предлагаю, чтобы вы совсем не говорили о внешности людей, но подобные комплименты нужно сочетать с комплиментами, относящимися к внутренним качествам. Больше того, от сочетания этих двух типов комплиментов можно получать удовольствие, чем я и воспользовалась, несколько изменив мои комплименты Алике.
Когда я увидела Алике на последнем семейном празднике, я опять заметила ее изобретательный наряд. На этот раз, делая ей комплимент, я изобразила ее внешний облик в таких выражениях, что он стал отражением ее внутренних качеств: «Алике, твое необыкновенное чутье на перемену стиля очень много говорит о твоей сущности. Ты всегда была смелой и рискованной, это одна из причин, по которым я люблю с тобой общаться».
Мне пришлось слышать, как после выступления одной женщины мой коллега сделал ей комплимент, очень удачно смешав похвалу ее внешних и внутренних достоинств: «Лаура, когда ты говоришь, ты просто излучаешь счастье. Даже твои глаза сияют». Говоря Лауре приятные слова про ее сияющие глаза, он помог ей увидеть то, что это сияние глаз отразило ее внутреннюю сущность. Во время нашего семинара по флирту я наблюдала, как моя группа использовала этот метод. Люди получили задание сказать своему партнеру комплимент, который звучал бы искренне и сердечно. Лицо одного человека просияло, когда партнер сказал ему: «Мне на самом деле очень нравится ваш костюм. Я обратил на него внимание, как только вы сели рядом со мной. Но сейчас я получил возможность узнать вас лучше: вы человек мужественный, организованный и динамичный, и я вижу, что ваш костюм каким-то образом отражает эту вашу сущность».
Этот тип комплиментов является своеобразной игрой. В следующий раз, когда вы начнете хвалить чьи-то внешние достоинства, проявите изобретательность, переведите фокус вашего внимания на внутренние качества получателя комплимента. Кто знает: «У вас великолепная улыбка» может эволюционировать в «Ваша улыбка заразительна. Люди вокруг вас всегда в хорошем настроении».
Наш последний совет, касающийся умения делать удачные комплименты, также связан с проблемой искренности.
Если вы говорите: «Хорошая работа!», это требует объяснения. Расскажите, почему эта «хорошая работа» так экстраординарна.
Правду сказать, я придерживаюсь такой философии со времен детского сада, когда мы, дети, создавали специальные самодельные открытки на Мамин день. Каждый из нас очень тщательно сделал и раскрасил открытку, на которой нам было велено своими словами ответить на вопрос, почему мы любим своих мам.
«Я люблю свою маму, потому что…»
Некоторые ответы были такие: «Она делает самое вкусное арахисовое масло и сэндвичи с джемом», «Она помогает мне кормить кукол», «Она как девочка», «Она читает мне книжку, даже когда очень устала». Мы все любим ощущать себя хорошими родителями, но можно просто мечтать, чтобы вот так узнать, какие же именно детали помогают нам быть такими хорошими.
Теперь подумайте, каким образом можно применить эту теорию, если мы делаем комплимент начальнику или коллеге. Если вы находитесь на руководящей должности, то, к примеру, возможно, вам будет приятно услышать от кого-то из сотрудников, что вы «великолепный руководитель». Но при этом вы знаете, что ваша работа и заключается в том, чтобы быть хорошим руководителем, и поэтому, в каком-то смысле, если вам говорят, что вы хороший руководитель, это может означать, что вы просто делаете то, что вам положено. Вам хочется знать, что именно делает вас таким выдающимся руководителем. «Как руководитель, вы являетесь просто положительным примером. Когда я вижу, какое большое место в вашей жизни занимает семья, это помогает мне понять, как важно, и в то же время возможно, сохранить равновесие в моей собственной жизни».
Часть удовольствия, которое мы можем получить, делая удачные комплименты, заключается в том, что почти о каждом человеке можно сказать что-то приятное и искреннее.
Вот несколько примеров из моих семинаров по флирту:
Дональд Трамп [3]
Удачно → Более удачно
Ну ты и богат, парень → Твои финансовые успехи говорят о твоей решительности
Наверное, здорово, когда вокруг тебя так много красивых женщин → Даже при том, что твоя жизнь полна соблазнов, ты умеешь остаться собранным и сосредоточенным
Шер [4]
Удачно → Более удачно
У тебя великолепное тело! → Я очень уважаю дисциплину, которая помогает тебе оставаться в такой прекрасной форме
Ты здорово умеешь себя показать → У тебя какой-то природный талант в делах рекламы. Ты можешь это делать совершенно естественно и убедительно
В самом деле, умение делать удачные комплименты определенно может считаться своеобразной формой искусства. И чем больше вы ощущаете, что это у вас хорошо получается, тем больше вы это делаете!
Но почему мы должны делать комплименты? Для этого есть несколько причин. Одна причина совершенно очевидна, и мы ее уже обсуждали в этой книге. В основном речь шла о том, что, хваля других, мы делаем им приятное. Таким образом, искренний и удачный комплимент помогает тому человеку, которому говорится. Вторая причина может показаться не столь очевидной. Делая комплименты другим людям, мы делаем приятное и помогаем самим себе. Марк Твен однажды сказал:
«Самый лучший способ подбодрить себя — это подбодрить кого-нибудь другого».
Когда вы искренне хвалите кого-нибудь, вы наблюдаете, как начинает светлеть его или ее лицо, вы видите улыбку там, где ее раньше не было, и вы часто видите на лице человека выражение приятного удивления: «Ух ты! Кто-то заметил». Как банально это ни звучит, приятно делать приятное другим людям. Попробуйте это в следующий раз, когда у вас будет мрачный день или покажется, что дела идут не слишком хорошо. Отвлекитесь от собственных проблем и найдите время сказать другому человеку что-нибудь хорошее. Это исправит и ваше настроение.
Дженет Бренди, работающая для фирмы графического искусства, рассказала мне случай, научивший ее делать комплименты. Вот что она вспомнила: «Однажды я наняла женщину, чтобы она помогла мне реорганизовать мой офис. На это потребовалось целых два дня. Я обнаружила, что все время жалуюсь и ною, в то время как эта женщина самым прилежным образом работала, игнорируя выражения моей досады. Я была так поглощена всей кутерьмой, что не обращала внимания на то, сколько труда она вкладывала в проект. Я только заметила, что она была очень серьезная и стремилась завершить работу (возможно, она просто не могла дождаться, когда сможет уйти от моего нытья). Когда мы закончили, у меня поднялось настроение, я была потрясена. Это был совершенно не тот офис, что несколько дней назад. Он был безукоризненным. Я вдруг поняла, как эта женщина изменила мою жизнь. Более аккуратный офис означал, что дела пойдут более успешно, что у меня будет больше времени и что я буду больше уважать себя. Я повернулась к ней, посмотрела в глаза и сказала: “Знаете, вы не только показали мне, как организовать работу, на самом деле вы изменили мою жизнь. Я привыкла, входя в этот офис, чувствовать такой стресс, что мне даже не хотелось идти на работу. Теперь я чувствую себя здесь намного лучше. Я чувствую, что в моей работе есть смысл, у меня появилась уверенность, и все это благодаря вам!” Если раньше эта женщина казалась серьезной, теперь она просто сияла. В самом деле, мне кажется, что тогда я в первый раз увидела, как она улыбается».