СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Специфику любой науки определяет ее предмет изучения и методология – совокупность методов исследования. Считается, что наука имеет право на самостоятельное существование, когда ею разработаны методы исследования отличные от других наук. Историю собственно социологии начинают с О. Конта не только потому, что он ввел сам термин «социология», а, прежде всего, потому, что он обосновал социологический подход, основанный на трех основных принципах:
1. Взгляд на общество как на системное целое, функционирующее и развивающееся по своим собственным законам.
2. Изучение реально существующих отношений вместо утопического конструирования идеального общества
3. Опора на эмпирические методы исследования в противовес умозрительным философским построениям.
Таким образом, О. Конт обосновал два основополагающих метода социологии – системный и эмпирический. Системный метод обосновывает логику теоретического анализа социальных явлений в социологии. Эмпирический метод фиксирует в себе основополагающий принцип социологического анализа – опору на реальные факты. Системный метод был наглядно представлен при изучении основных понятий социологии. В данном разделе остановимся на специфике эмпирического метода в социологии.!
! Уточнение
Понятие «метод» имеет две трактовки: «теоретический подход» и «инструмент, способ получения информации». Совокупность методов – подходов представляют собой методологию науки. Совокупность методов – инструментов представляют собой методику науки. В большинстве учебных пособий по социологии в разделах, касающихся методологии, речь идет о методике социологии, т.е. о тех инструментах, способах получения информации, которые применяются в данной науке. Методология, как таковая, рассматривается при изучении истории социологии, основных положений современных социологических теорий. Кратко обобщим эти методы – теоретические подходы:
|
1. Как и другие общественные науки, социология широко использует исторический, конкретно-исторический, сравнительный методы для анализа социальных явлений.
2. Собственно социологическими методами (разработанными именно социологией и составляющими ее специфику) можно назвать системный, структурный, функциональный, институциональный, бихевиористский методы.
ГЛАВА 1. ПРИКЛАДНОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (ПСИ)
3.1.1. Понятие ПСИ. Виды ПСИ
Основным механизмом получения информации в социологии является прикладное социологическое исследование (ПСИ). Прикладное социологическое исследование (ПСИ) – система логически последовательных методологических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в реальной практике.!
! Уточнение.
Исследование обычно начинается с того, что интуиция (или знания) подсказывает причину событий или явлений. Данное предположение о причинной связи между двумя группами фактов называется гипотезой. Гипотеза должна быть сформулирована так, чтобы ее можно было проверить или опровергнуть.
Гипотезы являются отправной точкой любого исследования, однако это не значит, что они – ни с чем не связанные идеи. Они всегда строятся на одной или нескольких теориях (общей социологии и теориях среднего уровня).
|
Таким образом, составными частями социологического знания в прикладной социологии являются факты, гипотезы и теории. В ходе прикладного социологического исследования осуществляется сбор фактического материала для проверки выдвинутых гипотез.
Прикладное социологическое исследование проводится тогда, когда возникает общественная потребность обладать обширной, научной, объективной информацией по актуальным проблемам социальной жизни, которая как бы «скрыта от глаз», т.е. такую информацию нельзя получить никакими другими способами. ▼
▼Пример
Если нам необходимо исследовать социальный состав студентов университета, потребность в проведении ПСИ отсутствует, – необходим статистический анализ социальных характеристик студентов, содержащихся в карточках учета. Если же мы хотим получить ответ на вопрос «Почему Вы выбрали для обучения именно наш университет?», никаким другим способом, как при помощи ПСИ мы эту информацию не получим.
Прикладное социологическое исследование включает в себя четыре последовательных этапа:
1. Подготовка исследования. Данный этап предполагает определение вида исследования, разработку программы и выборки, подготовку инструментария для сбора первичной социологической информации.
2. Сбор первичной социологической информации может осуществляться количественными и качественными методами.
3. Обработка информации зависит от выбранных методов сбора информации. При использовании количественных методов необходима статистическая обработка собранной информации. Результаты, полученные при помощи качественных методов, могут быть обработаны только при помощи общелогических процедур.
|
4. Анализ и интерпретация полученной информации, составление отчета и выработка практических рекомендаций.!
!Уточнение
Если все время, отводимое на проведение ПСИ принять за 100%, то этап подготовки займет 70% всего времени. Это наиболее ответственный этап проведения исследования. Ошибки, допущенные на этапе сбора, обработки или интерпретации информации, можно корректировать, но если ошибка допущена на подготовительном этапе, вся информация будет искажена.
Прежде всего, следует определиться с видом исследования.
В зависимости от глубины требуемого анализа предмета исследования, масштабности и сложности решаемых задач, выделяют три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.
1. Разведывательное или пилотажное исследование является наиболее простым видом прикладного социологического анализа, поскольку решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследовательные совокупности и основывается на упрощенной программе.
Разведывательное исследование может использоваться в качестве предварительного этапа глубоких и масштабных исследований. Потребность в этом возникает в тех случаях, когда предмет таких исследований относится к числу мало или вообще не изученных еще проблем.
Разведывательное исследование занимает немного времени, поэтому служит источником оперативных социологических данных. Его используют при необходимости выявить отношение людей к актуальным событиям и фактам, а также для выяснения степени эффективности только что проведенного мероприятия или общественно-политической кампании. ▼
▼Пример
Разведывательные исследования ставят своей целью узко очерченные задачи, например, удовлетворены ли студенты получаемым образованием; поддерживает ли население города политику мэра; определение рейтинга кандидатов в депутаты или телевизионных программ и т.д.
2. Описательное исследование – более сложный вид конкретно-социологического анализа. Его задача – дать целостное представление об изучаемом объекте. Оно обычно применяется, когда нужно изучить относительно большую общность людей, отличающуюся разнообразными характеристиками. Например, население города, состоящее из различных социальных слоев, имеющее сложную половозрастную структуру, разное образование и т.д. При этом выделение в структуре объекта изучения относительно однородных групп позволяет осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявить наличие или отсутствие между ними.
Описательное исследование проводится по полной программе и на базе методически апробированного инструментария. Этот вид исследования может проводиться разными методами в зависимости от его задач и направленности. ▼
▼Пример
Социальные показатели современной российской молодежи, ценностные ориентации студентов СГУ, факторы, влияющие на успеваемость студентов, адаптация первокурсников – вот несколько примеров описательных исследований, целью которых будет всестороннее описание обозначенных социальных явлений
3. Аналитическое исследование – это самый углубленный вид социологического анализа. Цель данных исследований - выяснение причин, лежащих в основе явления и обусловливающих характер, распространенность, остроту и другие свойственные ему черты.
В силу данной целенаправленности аналитическое исследование имеет особенно большую ценность. Ведь всегда очень важно знать причины, особенно негативных явлений, чтобы с ними бороться.
При аналитическом исследовании, как правило, используются несколько методов, которые дополняют друг друга. ▼
▼Пример
Факторы, влияющие на успеваемость студентов; от чего зависит выбор избирателей; факторы, определяющие досуг молодежи и т.д. – примеры аналитических исследований.
В зависимости от того, изучается предмет исследования в статистике или динамике, можно выделить еще два вида социологического исследования – точечное и повторное.
Точечное исследование дает информацию о состоянии объекта в данный момент и ничего не говорит о тенденциях его развития во времени.
Если исследования одного и того же объекта проводятся через определенные промежутки времени по единой программе и с использованием одного и того же инструментария, они называются повторными. Повторные исследования позволяют наблюдать объект в динамике, проследить его изменение.
Временные интервалы для проведения повторных исследований подсказывает сам объект исследования. Если, например, изучается реализация жизненных планов выпускников средних школ, то первый раз их целесообразно опросить перед выпускными экзаменами, а повторное исследование провести в октябре, когда оканчивается прием в Вузы и непоступившие определяются на работу.!
!Уточнение
Существуют различные виды повторных исследований. Особый вид повторного исследования называется панельным. Панельное исследование предусматривает неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени. Поэтому для панельных исследований целесообразно выбирать такие интервалы, которые позволяют максимально сохранять стабильность исследуемой совокупности по ее величине и составу.
В настоящее время широкое распространение получил такой вид повторного исследования, как мониторинг. Данное название происходит от современного значения слова «монитор» - разновидность контрольных приборов, студийный телеэкран для контроля за качеством изображения. Однако, представляется интересным заметить, что в XVIII-XIX вв. в некоторых западных странах так называли помощника преподавателя, надзирающего за учениками в его отсутствие. В строгом смысле, мониторинг – это систематическое наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей обстановки – экономической, социальной, политической. В зависимости от объекта, выделяют мониторинг общественного мнения и прогностический экспертный мониторинг.
Видом повторного исследования является также лонгитюдное исследование, при котором ведется длительное и периодическое наблюдение над одним и тем же объектом (индивидами или группами). Данный вид исследования возник в психологии, а затем распространился в социальную психологию и социологию. Применяется при анализе проблем жизненного цикла человека, для изучения брачных пар и семей, школьных классов и учебных групп, производственных бригад, а также индивидуального поведения в социальных процессах (например, социализации, реабилитации, миграции). Это один из самых трудоемких и дорогих методов в социологической науке в силу необходимости сохранения контактов между исследователем и респондентами в течение многих лет.
Выделяют также различные виды ПСИ по ведущим методам сбора информации: исследование-опрос, исследование-наблюдение, исследование-эксперимент и т.д.
Способность социологии прогнозировать и моделировать будущее обуславливает широкое использование ее методов в различных сферах общественной жизни. В частности, например, активно завоевывают свое место под солнцем маркетинговые исследования, т.е. исследование рынка: покупательского спроса, мотивации покупательского спроса, влияние различных факторов на спрос или на ситуацию рынка в целом.
3.1.2. Программа ПСИ
Определив вид исследования, приступают к разработке его программы. Программа ПСИ представляет собой теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления или процесса. Иначе можно сказать, что это изложение общей концепции исследования, заключающее в себе поэтапное программирование и правила процедур прикладного социологического исследования.
Программа выражает понимание и знание:
- что надо делать;
- при помощи чего надо делать;
- как выполнить задуманное.
Соответственно, называют следующие функции программы ПСИ:
- теоретико-методологическую – позволяет определить научную проблему и подготовить основы для ее решения;
- методическую – позволяет наметить способы сбора данных и описания ожидаемых результатов;
- организационную – позволяет спланировать деятельность исследователя на всех этапах работы.
Программа должна быть составлена логически последовательно, четко и ясно, гибко предполагать возможность уточнений и изменений, быть пригодной для практического применения.
В программе выделяют теоретический (методологический) и процедурный (методический) разделы.
В теоретический раздел входят:
1. Формулировка проблемы, как некоторого противоречия между осознанием научно-познавательной или практической потребности и незнанием способов ее удовлетворения. Поводом для проведения социологического исследования является поставленная самой жизнью противоречивая ситуация, которую принято называть социальной проблемой. Для исследователя данная проблема выглядит как своего рода состояние «знания о незнании» определенных сторон качественных и количественных изменений, тенденций развития, причин и других характеристик какого-либо социального явления или процесса.
В процессе формулировки проблемы необходимо, чтобы в ней получили как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация и реальное противоречие, определяющее ее, а также ее актуальность для общества. Важно избегать опасности постановки мнимых проблем: либо не отражающих реальной социальной ситуации, либо давно решенных.
Следует опасаться и другой крайности – постановки слишком широких проблем.!
! Уточнение
Исключением является многопроблемное исследование. В этом случае ясность и четкость проблеме придается в ходе исследования.
Выдвижение четкой, ясной и реальной проблемы не возможно без изучения уже имеющихся теоретических и статистических данных по теме исследования. ▼
▼Пример
Формулировка проблемы описательного исследования «Ценностные ориентации студентов СГУ»: Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что процессы реформирования общества, изменения его социальных, экономических, политических устоев неизменно ведет к смене существующей системы ценностей, являющихся важнейшим компонентом культуры.
Обычно своя система ценностей формируется у человека в период первичной социализации индивидов, к 18 - 20 годам, а затем она сохраняется достаточно стабильной, изменяясь лишь в кризисные периоды жизни человека: смена работы, изменение социального статуса и т.д. Как правило, в подобных случаях изменяется иерархия ценностей, а не их состав. Кризис в обществе ведет к смене системы ценностей, как таковой. Данный процесс идет всегда болезненно и для старших поколений и для молодых людей. Для людей старшего поколения смена господствующей системы ценностей сопровождается чувством безысходности, пессимизмом, может привести к фрустрации. Для молодого поколения, не имеющего устоявшегося мировоззрения, период смены системы ценностей просто опасен, так как нарушается сам механизм социализации: исчезают одни институты социализации, появляются другие, изменяются приоритеты и система социализации в целом. В таких условиях весьма вероятным является распространение асоциальных явлений среди молодежи.
Таким образом, знание ценностных ориентаций современных студентов, в частности, студентов СГУ, является необходимой научной основой для полноценного функционирования университета, как образовательного и воспитательного социального института, роль которого в современных условиях перестройки всей общественной системы трудно переоценить.
2. В соответствии с проблемной ситуацией определяют основную цель исследования как теоретико-прикладную – поиск типового решения проблемы с последующим его приложением к практике – или преимущественно прикладную, т.е., связанную с практическим регулированием определенных социальных процессов. Цель исследования – тот основной вопрос, на который мы должны получить ответ в ходе исследования. В соответствии с целью формулируются более частные вопросы, ответив на которые мы достигнем цели – задачи исследования (опять же, теоретико-познавательные и практически-управленческие) ▼
▼Пример
В описательном исследовании «Ценностные ориентации студентов СГУ» цель и задачи исследования были определены следующим образом: Цель исследования: дать всестороннее описание системы ценностных ориентаций студентов СГУ, основываясь на типологии ценностей по потребностям индивида.
Задачи исследования: 1. Выяснить приоритеты витальных ценностей молодых людей. 2. Определить приоритеты интеракционистских ценностей. 3. Определить приоритеты социализационных ценностей. 4. Определить приоритеты универсальных ценностей студентов СГУ.
Для аналитического исследования «Что нам мешает учиться?», цель исследования – определить, что мешает студентам хорошо учиться; задачи – выяснить мешают ли хорошей учебе материальная база учебного заведения, организация учебного процесса, отношения с преподавателями, работа, личные дела и т.д. Чем четче и подробнее формулируются задачи, тем проще далее составлять инструментарий для сбора информации.
3. В соответствии с поставленной проблемой определяются объект и предмет исследования. Объектом исследования в социологии в широком смысле выступает носитель той или иной проблемы. Описание объекта позволяет углубить проблему, уточнить цели и задачи исследования. Например, изучая экономическое сознание молодежи, мы должны выделить не только различные категории молодежи по уровню дохода, образованию, полу, месту жительства, но целесообразно специально выделить группу молодежи, получившую или получающую экономическое образование. Это позволит уточнить факторы или причины, влияющие на низкий уровень экономического сознания у молодежи и пути поднятия данного уровня.
Четкое выделение объекта способствует правильному определению предмета исследования - тех сторон и свойств объекта, которые в наиболее полном виде отражают исследуемую проблему и подлежат изучению. Так, причиной низкого экономического сознания может быть отсутствие концепции экономического развития как такового.
Проще, предмет исследования можно представить как концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования. В описательных исследованиях объект и предмет исследования могут совпадать.
Следует отметить, что в исследованиях теоретико-прикладного характера вначале определяется предмет, а затем реальные социальные объекты, изучение которых позволяет найти решение типовых проблем. В прикладных исследованиях уточняется предмет анализа заранее определенного социального субъекта – социального процесса, общности, социального института. ▼
▼ Пример
Объект и предмет описательного исследования «Ценностные ориентации студентов СГУ» были определены следующим образом: Объект исследования: студенты 1-5 курсов 15 специальностей СГУ. Предмет исследования: ценностные ориентации данных студентов.
Для разведывательного исследования «Рейтинг кандидатов в мэры г. Ставрополя», объект – население г. Ставрополя; предмет – их отношение к кандидатам в мэры города.
4. Важным элементом теоретического раздела программы является интерпретация основных понятий, в которых описывается социальная проблема. Интерпретация понятий позволяет установить, по каким направлениям анализа должен осуществляться сбор социологических данных. Понятия определяют необходимость теоретической или эмпирической интерпретации.
Теоретическая интерпретация представляет собой процедуру уточнения логического структурирования основных понятий, фигурирующих в определении предмета исследования.
Эмпирическая интерпретация (операционализация) необходима в тех случаях, когда в формулировке проблемы фигурируют абстрактные собирательные понятия, не имеющие однозначного эмпирического толкования (например, толерантность, экстремизм, качество образования, социальная активность и т.п.). Цель операционализации – найти эмпирические индикаторы исследуемого явления, построить цепочку, связывающую основные понятия с социальными фактами, изучая которые, мы можем разрешить проблему. Бывает, что операционализация того или иного понятия приводит к тому, что нельзя определить те социальные факты, которые можно фиксировать. В таком случае либо выбирается любой логический путь операционализации, либо уточняется гипотеза, предмет и объект исследования. Здесь особо важно умение связать единой цепью массу косвенных фактов. ▼
▼ Пример
В исследовании «Ценностные ориентации студентов СГУ» была необходима и теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий: Под ценностными ориентациями понимаются осознанные индивидом или группой ценности, которые становятся определяющими в деятельности личности в различных сферах общества.
Ценности - это обобщенные представления о целях и средствах их достижения, фундаментальные нормы, обеспечивающие эффективное функционирование общества. Они обеспечивают интеграцию общества, во многом определяя выбор поведения личности, социальной группы, социума в целом.
Типология ценностей по потребностям индивида предполагает выделение;
· витальных ценностей, связанных с простейшими или первичными потребностями человека, значимыми для сохранения и продолжения жизни. Сюда можно отнести ценности самой жизни человека, здоровья, благополучия, семьи, отношений с родственниками, образования, квалификации, правопорядка;
· интеракционистских ценностей, связанных с потребностями людей в общении и взаимодействии. Сюда относятся: индивидуализм или коллективизм, трудолюбие, социальный престиж, взаимопомощь, доброта, честность, бескорыстие, верность, дружба, любовь, уверенность в себе, предприимчивость, чуткость, интеллект, внешняя привлекательность, честолюбие и т.д.
· социализационных ценностей, связанных с потребностями в усвоении норм и образцов поведения, принятых в конкретной группе или социуме. Сюда мы отнесем: веру, патриотизм, интернационализм, приверженность традициям, уверенность в завтрашнем дне, социальную справедливость, демократию, оптимизм, социальную активность, свобода, равенство, законность.
· универсальных ценностей, связанных с потребностями человека в осмыслении своих действий. Сюда включают смысл жизни, добро, зло, нравственные принципы, мораль.
Операционализация понятий.
В качестве социальных фактов, свидетельствующих о витальных ценностях студентов можно использовать данные об отношении студентов к семейной жизни, к девиантым формам поведения (алкоголизму, наркомании), их представления о здоровом образе жизни, отношение к спорту, сфера занятий в свободное время, о роли материальных благ в жизни человека, об отношении к образованию и что оно для них значит, о планах на будущее, а также в целом о значимости тех или иных ценностей для молодых людей.
В качестве индикаторов интеракционистских ценностей можно использовать данные о том, какие человеческие качества наиболее ценят молодые люди в других, какую деятельность (индивидуальную или коллективную) предпочитают, с кем чаще проводят свободное время, насколько значимо для них общественное мнение и признание.
В качестве показателей социализационных ценностей предполагается использовать данные об отношении молодых людей к закону, к событиям, происходящим в стране, к самой стране, к вере, историческим и национальным традициям, их понимание принципа социальной справедливости, свободы, демократии, данные о социальной активности молодых людей, оценки их роли и места в обществе, перспектив на будущее.
Фактические данные об универсальных ценностях молодых людей могут дать косвенные вопросы об их понимании добра и зла, что нравственно и что безнравственно, в чем видят они смысл своей жизни, как понимают, что такое счастье и что оно для них.
5. Работая над описанием объекта и предмета исследования и интерпретацией основных понятий, исследователь подходит к формулировке рабочих гипотез. Рабочая гипотеза – предполагаемый результат исследования, представляющий собой совокупность обоснованных предложений о: а) структуре изучаемого объекта; б) характере связей между изучаемыми социальными явлениями; в) возможных подходах решения социальных проблем.
Выдвижение гипотез позволяет придать программе исследования завершенный вид. Если гипотез нет, исследование, в лучшем случае, оказывается описательным, а в худшем – научно-бессодержательным. Рабочая гипотеза является необходимым методологическим элементом завершающего этапа ПСИ – анализа и интерпретации полученных данных, - суть интерпретации – сопоставление выдвинутой гипотезы с полученными данными.
Гипотеза должна отвечать соответствующим требованиям:
· быть принципиально проверяемой и иметь указание на способ проверки;
· быть связанной с предшествующим знанием;
· быть достаточно обоснованной (но не истиной), т.е. не должна противоречить фактам науки, однако могут оспариваться предложения и выводы;
· быть достаточно простой, строгой, ясной, понятной;
· быть смелой.!
! Уточнение
Различают следующие виды гипотез:
· по содержанию: описательные (структурно-функциональные), объяснительные (предположения о значении факторов), прогностические;
· по характеру задач исследования: основные и неосновные;
· по степени общности: гипотезы о причинах и следствиях;
· по последовательности выдвижения: первичные и вторичные
Процедурный раздел включает в себя определение и разработку выборки, основных методов сбора исходных данных, а также методов их анализа, составление рабочего плана исследования. Все эти элементы могут корректироваться в ходе проведения исследования. Вопросы выборки и методов сбора первичной социологической информации будут рассмотрены в отдельных параграфах, поэтому, сейчас остановимся на методах анализа социологических данных и рабочем плане исследования.
При использовании количественных методов сбора информации, анализ осуществляется при помощи статистических процедур. Наиболее простым и широко используемым методом статистической обработки социологической информации является группировка - зачисление респондента в ту или иную группу в соответствии с выбранным признаком группировки.!
! Уточнение
Виды группировки:
1. Если группировка осуществляется по одному признаку (например, пол респондента) – это простая группировка.
2. Если по двум и более (например, пол, факультет, курс) – это комбинированная группировка. В зависимости от решаемых задач комбинированная группировка может быть структурной (цель – систематизация всех данных по некоторым, свойственным всей совокупности объективным признакам, например, возрастной и квалификационный состав респондентов); типологической (цель – систематизация всех данных на основе какого-либо субъективного признака, например, удовлетворенность процессом обучения в университете); аналитической (цель – выявление взаимосвязи между двумя и более признаками, например, успеваемость студента в зависимости от его самостоятельной работы).
Количественно группы определяются процентной величиной, что позволяет сравнивать данные различных исследований независимо от объема выборочной совокупности. Процентная величина вычисляется по соотношению (n: N) * 100%, где N – общее число респондентов, n – число респондентов в группе. Результаты группировки оформляются в виде таблиц, рядов распределений, графиков (гистограмм, диаграмм, полигонов). Используется также шкалирование - отображение изучаемых объектов в числовую математическую систему. Шкалы бывают номинальные, порядковые, интервальные. ▼
▼Пример
Данная таблица представляет собой результат структурной группировки по двум признакам: тип населения и информированность респондентов о предоставляемых в их поликлинике бюджетных услугах.
№ | Население | Проводятся ли общие медицинские осмотры | Проводится ли обслуживание больных на дому | ||
Да | Нет | Да | Нет | ||
1. | Городское | 39% | 25% | 53% | 13% |
2. | Сельское | 85% | 6% | 74% | 10% |
Следует отметить, что группировка – это единственный способ статистического обобщения социологической информации, который можно осуществить вручную. При необходимости более сложных вычислений целесообразно использовать компьютерные программы обработки количественной информации, так как слишком велика вероятность механических ошибок при их ручной обработке.
Более сложным способом статистической обработки полученной социологической информации является вычисление средних статистических величин. Наиболее широко используются следующие: средняя арифметическая для определения среднего значения тех или иных показателей; взвешенная средняя арифметическая для более точного определения среднего значения тех или иных показателей, т.к. чаще всего признаки группировки в социологии имеют вариации; дисперсия для определения степени разброса значений признака.
Важным этапом статистической обработки первичной социологической информации является вычисление коэффициентов корреляции, что позволяет выяснить наличие или отсутствие взаимосвязи между различными признаками. Например, коэффициент ранговой корреляции отражает степень идентичности распределения ответов на один и тот же вопрос, позиции которого являются показателями ранговой шкалы, двух сравниваемых групп опрашиваемых. Коэффициент ранговой корреляции изменяет свою величину от -1 до +1 - при -1 ответы по двум сравниваемым группам прямо противоположны; при +1 можно утверждать, что ответы на вопрос по двум сравниваемым группам идентичны.!
! Уточнение
Социология применяет и другие методы математической статистики вплоть до математического моделирования и прогнозирования. Однако их применение требует специальных знаний и умений в области математической статистики, а также освоения специальных компьютерных программ. Наиболее широко в настоящее время для обработки социальной информации используются международная программа SPSS, а также экспертно-диагностическая система МАКС, разработанная специалистами Института социологии РАН.
Рабочий план исследования представляет собой план-график, фиксирующий в себе следующие обязательные компоненты:
1) Вид работы (по этапам проведения ПСИ).
2) Сроки исполнения (конкретные даты).
3) Ответственный за исполнение.
4) Материальные затраты. ▼
▼ Пример
Рабочий план исследования представляет собой график-таблицу:
Вид работы | Срок исполнения | Ответст-венный | Материал. затраты |
1. Подготовител. этап: · Сбор имеющегося теоретич. материала по проблеме · Сбор имеющегося эмпирич. материала по проблеме · Подготовка теоретического раздела программы · Разработка выборки · Подготовка инструментария · Подготовка процедурного раздела программы | октябрь | Иванов | |
октябрь | Петров | ||
ноябрь | Иванов | ||
ноябрь | Сидоров | ||
ноябрь | Петушков | ||
ноябрь | Петров | ||
2. Полевой этап · Проведение опроса в г. Тула · Проведение опроса в с. Дивное | Иванова | 10-11 декабря | |
Петрова | 10-11 декабря | 3000 и т.д. |
Тщательно разработанная программа является гарантией успешности исследования, обоснованности его результатов, их теоретической и практической ценности.
При невозможности по каким-либо причинам разработать полноценную программу разрабатывают ее макет, упрощенный вариант, в котором содержатся все названные компоненты, но отсутствует их подробная детализация.
3.1.3. Выборка
Перед тем, как разобраться с самим понятием «выборка», необходимо познакомиться с теми категориями, без которых теорию выборки понять невозможно.
Совокупность всех возможных элементов объекта исследования, которая подлежит изучению в рамках конкретного исследования, и на которую будут распространяться выводы проведенного исследования, называется генеральной совокупностью.
Поскольку сам по себе объект исследования может быть численно очень большим: десятки и сотни тысяч людей, составляющих население региона, области, города; тысячи работников промышленного предприятия, научного института или учебного заведения, то исследователь не имеет возможность опросить всех членов данной генеральной совокупности, т.е. провести сплошное исследование. Считается, что если объект исследования насчитывает более 500 человек, целесообразным является проведение не сплошного, а выборочного исследования, т.е. вместо всей генеральной совокупности изучается только ее часть, отобранная по специальной научной методике – выборочная совокупность. Выборочные исследования применяются там, где получение информации о каждом элементе генеральной совокупности невозможно или слишком дорого, т.е. в большинстве случаев собственно социологических исследований, где объектом являются большие социальные группы, явления или процессы. Широкое применение выборочных исследований объясняется следующими их преимуществами: экономичность; быстрота; гибкость; более высокое качество.!
! Уточнение