НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ




СВАМИ АБХЕДАНАНДА

ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

Перевод Галины Востоковой, https://nervana.name/

 

 

Перевоплощение

Наследственность и перевоплощение

Эволюция и перевоплощение

Что научно — воскрешение или реинкарнация?

Теория переселения душ

 

 

ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ

 

Всем известно, что наблюдаемые явления во вселен­ной подчинены всеобщему закону причины и следствия. Причем следствие очевидно, заметно, в то время как причина часто бывает скрыта от непросвещенного взора. Падение яблока с дерева — следствие вполне определен­ной, хотя и неявной, силы, названной гравитационной. Несмотря на то, что эта сила не может быть легко вос­принята нашими чувствами, ее проявление очевидно. И все заметные феномены есть всего лишь разнообразные выражения различных сил, которые действуют на тон­кие, неуловимые для наших несовершенных органов чувств, формы материи. Эти невидимые силы вместе с неощутимыми частицами материи составляют тонкий план вселенной. Но когда тонкие силы овеществляются, это проявляется в грубом, телесном мире. Таким обра­зом, мы можем сказать, что каждая грубая форма есть, выражение некой тонкой силы, действующей на тонкие же частицы материи. Мельчайшие частицы водорода и кислорода, объединенные химической силой, появляются в качестве грубой формы воды. И вода не может быть отделена от водорода и кислорода, которые являются ее тонкими составляющими. Само ее существование обусловлено этими компонентами или, другими словами, ее тонкой формой. Если изменить тонкую составляющую, то тем самым мы изменим и грубое ее I проявление. Свойства грубых, телесных форм растений зависят от особенностей естества их тонких, непроявленных форм — семян. Особенность естества грубых форм животного мира зависит от тонких форм, которые про­являются самым разнообразным образом на каждой из промежуточных стадий между микроскопической клеткой ожившей материи и высокоразвитым человеком. И грубое человеческое тело тесно, неразрывно связано с его тонким телом. Не только оно, но и каждое движение или изменение физических форм обусловлено активностью или изменением тонких тел. И стоит только хоть немного измениться тонкому телу, как тут же грубое тело изменится в такой же степени. Материальное тело, будучи выражением тонкого тела, его рождение, рост, гниение и смерть, зависят от изменений тонкого тела.

Теперь давайте постараемся понять яснее, что мы имеем в виду, говоря о тонком теле. Это крошечное ядрышко живой субстанции. Оно содержит невидимые частицы материи, которые объединены жизненной силой, и обладает разумом или мыслительной силой в потенциальном, состоянии, как семена растения содержат в себе силу жизни и возможность роста. Согласно Веданте, это тонкое тело состоит из АНТАХКАРАНАМА — разумной субстанции, обладающей в каждом конкретном случае своими собственными качествами, своим уровнем ума, интеллекта, эгоизма, глубиной памяти, особенностями средств восприятия, возможностями зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Эта субстанция имеет средства взаимодействия с окружающим миром для усвое­ния пищи и освобождения от продуктов ее переработки, движения, общения и воспроизведения — то есть пять ПРАН. ПРАНА — санскритское слово, означающее жиз­ненную энергию или возможность поддержания жизни в каждом из нас. Хотя, если быть точными, ПРАНА — едина, но наделяется пятью разными именами соответственно пяти ее функциям. Другими словами, ПРАНА включает пять проявлений жизненной силы. Первая — возможность для движения, для деятельности легких; она обеспечивает использование организмом атмосфер­ного воздуха. Эта главная составляющая тоже назы­вается ПРАНОЙ. Вторая — отвечает за очистку систе­мы, выведение из организма отработанных веществ. Это — АПАНА. Третья — САМАНА — способствует пере­вариванию пищи и снабжению питательными веществамикаждой части тела. Благодаря четвертой — УДАНЕ — мы можем говорить, а пища — перемещаться изо рта к желудку. Пятая — отвечает за работу всей нервной системы с головы до ног, поддерживает форму тела, предохраняет его от гниения, дает здоровье и жизнь каждой клетке и каждому органу. Таковы разнообразные прояв­ления жизненной силы ПРАНЫ. Эти тонкие возмож­ности объединяются с эфирными частицами тонкой материи, а также сличностными качествами, характе­ризующими тонкое тело, такими как склонности, идеи и впечатления, накопленные на протяжении жизни. И результат всех разнообразных действий ума и тела, представляющих жизнь личности сегодня, преобразует­ся в склонности и желания для ее будущей жизни. Ничто не будет потеряно. Каждое движение тела или ума, каждая мысль выявится и сохранится в форме САМСКАРЫили Матрицы разума. Какое-то время этот опыт в запечатленной форме остается скрытым, но в один прекрасный момент проявляется в виде ментальной, умственной волны и порождает новые желания. Эти желания названы в Веданте — ВАСАНЫ. Сильные же­лания порождают новые тела. Если ВАСАНА, или страстное желание, направленное на получение мирских удовольствий или обладание материальными предмета­ми, сохраняется в ком-либо, то даже после сотен рож­дений эта личность будет рождена вновь. Ничто не мо­жет воспрепятствовать пути сильных желаний, вожде­лений. И раньше или позже эти желания будут осуществлены.

Каждое добровольное или вынужденное действие тела, чувства или ума соотносится с дремлющим опы­том, впечатлениями, хранимыми в тонком теле. Хотя рост, процесс питания и все изменения, происходящие в грубом физическом теле, согласуются с необходимыми действующими причинами, как и целые серии действий, состояние, в которое приходит тело, более того, все происходящее есть всего лишь выявление, выражение скрытых впечатлений, матрицы, хранимой в тонком теле. Из этого же опыта черпаются и соответствующие, подходящие ему качества следующего тела, будь то человек или животное. Органы чувств должны полностью соответствовать главным, сильнейшим желаниям и быть готовыми для их осуществления. Но и должен быть соблюден принцип достаточности. Если объект не испытывает голода, не имеет желания есть, то он не будет использовать зубы, глотку и кишечник. Если ему не нужно двигаться или хватать что-либо, руки и ноги останутся без применения. Точно также ему не понадобятся глаза и уши, если он не собирается смотреть или слушать. Если я не захочу пользоваться рукой, если я вообще оставлю ее в бездействии, через несколько месяцев она начнет отсыхать. Так, в Индии есть несколько религиозных фанатиков, которые вовсе забыли про свои руки, так эти их конечности стали костенеть и истончаться. А те, кто месяцами лежит на спине, теряют воз­можность ходить. Мы можем привести еще множество примеров, доказывающих вредные последствия неиспользования наших членов или органов.

И так же, как человеческий облик соотно­сится с человеческой волей, так и индивидуальная телесная структура соответствует характеру, желаниям, воле и мыслям существа. Так что, внешнее естество есть всего лишь выражение внутренней сущности. Это внутреннее естество индивидуума и есть то, что пере­воплощается и выражает себя последовательно в раз­ных формах, одной за другой. Когда человек умирает, его индивидуальное Эго, или Джива — по-санскритски, или ядро жизни, или живой дух человека не разрушает­ся, а продолжает существовать в невоспринимаемой на­шими чувствами форме. Так тянется нить, связывающая отдельные жизни, подчиненные закону причины и след­ствия. Тонкое тело можно представить капелькой, за­родившейся в не имеющем начала прошлом вечного океана Реальности, которая содержит отображение не­изменного света Разума. Как неразрушима капелька, которая побывала невидимой газовой частицей облака, после этого пролилась с дождем или упала снежинкой, чтобы слиться с пото­ком или слякотью, так и тонкое тело остается непроявленным до поры до времени, на первый взгляд, слитым со всем тонким миром. Но наконец оно обнаруживает себя в грубой форме животного или человека, согласно своим желаниям и склонностям, готовым к выражению. Оно может воспарить к небесам, к другим планетам или снова родиться на этой земле — в зависи­мости от его природы, силы устремлений и характера ума. Эта идея совершенно четко высказана в Веданте: «Мысли, воля и желания, наиболее сильно обуревавшие человеком в течение жизни, преобладавшие ко времени смерти, формируют внутреннее естество умирающего. И это естество затем будет воплощено в новой форме». Эти мысли, воля и желания обладают возможностью привлекать, притягивать такие условия и окружение, которые помогли бы на его пути самовыражения. Этот процесс в некотором отношении соответствует закону «естественного отбора».

Мы лучше разберемся в его сущности, поняв, как семена различных деревьев выбирают из общей окружающей среды материалы и поглощают, и усваивают различные элементы в разных количествах. Предположим, мы по­садили в горшок два семени — дуба и каштана. Воз­можности для роста у них совершенно одинаковы. Те же условия — земля, воздух, вода, тепло и свет. Но в соответствии с собственными особенностями каждое семя извлекает из окружающей среды лишь нужные ему элементы в необходимых количествах, то, что поможет развитию, формированию листьев, цветов, плодов именно этого дерева. Предположим, мы имеем дело с разновидностью каштана — конским каштаном. Если в процессе селекционной работы мы из конского каштана получим сладкий каштан, то вместе с изменениями, за­тронувшими семена, мы получим и несколько изменен­ным естество всего дерева, его листьев, цветов, плодов. И это новое дерево будет выбирать, поглощать и усваи­вать несколько другие вещества из окружающей среды, чем те, которые были необходимы для жизни конского каштана. И подобно происходящему под управлением закона «естественного отбора», если говорить о мыслительном теле умершего, оно станет выбирать и привле­кать такие элементы из общего для всех окружения, которые помогут ему надлежащим образом проявить себя. Родители — это не что иное, как важная часть жизненнойсреды перевоплощающейся личности. Сформиро­вавшаяся к переходному моменту внутренняя сущность, или тонкое тело, в соответствии с законом «естествен­ного отбора» вынуждено выбирать или бессознательно привлекать, как было описано выше, подходящих ему родителей, чтобы быть рожденным именно ими. На­пример, если я обладаю сильным желанием быть худож­ником, и если на протяжении жизни я не преуспел на этом поприще, после смерти физического тела я буду рожден теми родителями и в такой обстановке, которые помогут мне реализовать свои художественные возмож­ности наилучшим образом.

Описанный процесс представлен в восточной филосо­фии через доктрину реинкарнации или перевоплощения индивидуальной души. И хотя на Западе это учение обычно отвергается, все же значительно преобладающее большинство человечества искренне принимает его сей­час, так же как и в прошлые столетия. Научное объяс­нение теории мы найдем разве что в писаниях индусов, но известно, что с самых древних времен философы, мудрецы и пророки разных стран верили в перевопло­щение. Общее мировоззрение цивилизации древнего Египта основано на некоем варианте, незавершенной форме доктрины реинкарнации. Геродот говорит: «Егип­тяне выдвинули теорию, согласно которой человеческая душа непреходяща и когда какое-либо тело умирает, она входит в некое другое создание, которое оказывает­ся готовым, чтобы принять ее». Пифагор и его ученики распространили эту идею по Греции и Италии. Пифагор говорит: «Все имеет душу; все есть душа, скитающаяся в органическом мире и повинующаяся вечной воле или закону».

В «Овидии» Драйдена мы читаем: «Смерть не может убить бессмертную душу, и когда тело превращается в прах, она ищет новый дом и с неослабной энергией одушевляет другое тело, вдыхая в него жизнь и свет разума».

Таким же был и лейтмотив философии Платона. Он говорит: «Душа старше тела. Души возобновляют свое существование в последовательности жизней». Идея реинкарнации была распространена на юге Европы Пифагором, Эмпедоклом, Платоном, Вергилием и Овидием. Ее поддерживали неоплатоники Плотин и Прокл. Пло­тин говорит: «Душа, покидая тело, становится той си­лой, возможностью, которая была наиболее развита. Так давайте же воспарим к вершинам интеллекта, чтобы не упасть в исключительно чувственную жизнь, позво­ляя себе следовать лишь за чувствами...». Персидские маги тоже придерживались близкого фундаментального принципа. Александр Великий принял эту идею после бесед с индусскими философами. Юлий Цезарь обнаружил, что галлы тоже верили в предсуществование че­ловеческой души. Друиды старой Галлии считали, что души переселяются в те тела, чьи конституции и харак­теры им наиболее подходят. Кельты и британцы также поддерживали эту идею. Она же определяла любимые темы арабских философов и многих магометанских суфиев. Евреи приняли ее после Вавилонского плена. Филон Александрийский, который был современником Христа, проповедовал среди иудеев платоническую идею предсуществования души и ее возрождения. Филон говорил: «Все души, освобожденные от телесной оболочки, рас­пределяются в некотором порядке. Закон предписывает какой-то части их снова войти в тела смертных, чтобы после прошествия определенного периода быть снова отпущенными на свободу. Иоанн Баптист был, согласно убеждению евреев, вторым Елиахом. Многие верили, что Иисус был новым воплощением какого-то пророка (см. «Евангелие от Матфея», 16;14 и 17;12). Соломон говорит в «Книге мудрости»: «Я был ребенком хорошей природы, и хорошая душа вошла в меня, или, вернее, поскольку я был хорош, я вошел в беспорочное тело».

Талмуд и Каббала учат тем же вещам. В Талмуде говорится, что душа Авеля перешла в тело Сета, и за­тем — к Моисею. С распространением Каббалы эта докт­рина, известная как трансмиграция, метемпсихоз или переселение душ, укоренилась в иудаизме и захватила верующих среди тех, кто хоть немного склонялся к мистицизму. Иуда бен Ашер (Ашери), например, обсуждая ее в письме к отцу, старался подвести под нее философские основы. Мы читаем: «Каббалисты с воодушевлением восприняли доктрину, предполагая ее дальнейшее раз­витие в области мистики. Кроме того, она представляла собой почти необходимый результат их психологической системы. Абсолютное состояние души есть, согласно их взглядам, возвращение души, после развития всех ее возможностей, задатков, которые были навечно связаны с нею, к источнику, безграничному началу, от которого она произошла. Другой срок жизни предписан тем ду­шам, которые не завершили своей земной судьбы и не достигли достаточного совершенства для воссоединения с Изначальной Сущностью. Таким образом, если душа в своем первом воплощении и временном пребывании на земле оказывается не в состоянии приобрести опыт, предписанный небесами, если она оскверняется, поддается пагуб­ным влияниям, то должна снова и снова вселяться в тела, пока не достигнет очищения в процессе повторяю­щихся попыток стать совершенной» (Еврейская энцикло­педия, том XII). Это же положение соответствует теории Зохара, который говорит: «Все души подвержены пере­селению; и человек не ведает путей Господних, будь Он благословен! Люди не подозревают, что они уже пред­ставали перед судилищем до того как вступили в этот мир и предстанут перед ним, покинув землю. Им неве­домы множества переселений и тайные испытания, ко­торым они подвергались, и не известно число душ и ду­хов, которые не вернулись ко дворцу Небесного Влады­ки. Человек не знает, что души вращаются подобно камню, запущенному из пращи. Но близится время, ког­да эти тайны будут открыты» (Зохар, II, 996).

Подобно многим Отцам Церкви каббалисты, в ка­честве главного аргумента любимой доктрины метем­психоза, использовали принцип правосудия Господнего. Но, вербуя сторонников метемпсихоза, веры в пересе­ление душ, они утверждали, что главный вопрос Церкви остается безответным: почему Бог часто позволяет безнравственным людям вести самую счастливую жизнь, в то время как праведники несчастны. И далее, причинять боль маленьким детям — акт жестокости, если не при­нимать во внимание того, что он является вынужденным, является наказанием за грех, совершенный душой в предшествующей жизни. Исаак Абраванел видит в за­поведях Левирата подтверждение доктрины метемпси­хоза, для которой он дает следующие обоснования:

1. Бог в Его милости велел, чтобы души, уступившие низменным чувствам и совершившие серьезный грех, такой как убийство, прелюбодеяние, получили следующую возможность для самосовершенствования;

2. Также и в случае, если человек умирает молодым, он получает возможность совершить добрые деяния и подвиги, которые он за недостатком времени не успел осуществить в первом теле;

3. Душа безнравственных людей иногда переходит в следующее тело, чтобы понести заслуженное наказание здесь, на земле, вместо того, чтобы отправить­ся в другой мир, где возмездие несравнимо суровее (Комментарии к Второзаконию, XXV, 5).

Впрочем, и христианство не свободно от этой идеи. Ориген, наряду с некоторыми Отцами Церкви, поддер­живал ее, говоря: «Всевышний, справедливо распоря­жаясь своими созданиями, объединил разнообразнейшие естества в единый гармоничный мир, так же как он мог бы, если говорить проще, обустроить свою обитель (в которой необходимы вазы не только золотые и серебряные, но и глиняные, а также — честь наряду с бесчестием), украсить ее самыми различными вазами, умами или ду­шами. Ему мир обязан своим разнообразием, и Божест­венное Провидение наделяет каждого особыми склон­ностями, умом и положением». Но он же говорит: «Су­ществует вопрос: почему случается, что ум человека подвержен влиянию то добра, то зла? Я подозреваю, что причины этого куда древнее телесного рождения». Идея перевоплощения так быстро распространилась среди христиан, что Юстиниан был вынужден пресечь ее продвижение, введя в 538 году закон, который гласил: «Кто станет поддерживать мистические представления о предсуществовании души, а следовательно и странное учение о ее возвращении, пусть будет предан анафеме». Но гностики и манихейцы посвящали в принципы перевоплощения членов средневековых сект, таких как богомилы и павлициане. Некоторые приверженцы этих так называемых ложных учений жестоко преследовались.

В семнадцатом веке кое-кто из платонистов Кембриджа, к примеру — доктор Генри Мор, вполне допускал идею повторного рождения, так же как защищали и поддерживали ее большинство ученых Германии от средних веков до современности. Множество цитат мо­жет быть приведено из трудов величайших мыслителей, таких как Кант, Шеллинг, Фихте, Лейбниц, Шопенгауэр, Джордано Бруно, Гете, Лессинг и так далее. Великий скептик Хуме говорит в опубликованном посмертно сочинении «Бессмертность души»: «Метемпсихоз есть единственная система такого рода, которая может быть принята во внимание философами». Профессор Хаксли поддерживает эту мысль: «Слишком необдуманно было бы отвергать метемпсихоз на основании якобы присущей ему абсурдности. Подобно доктрине эволюции учение о переселении душ коренится в реальном мире» («Эво­люция и этика», стр. 61).

Впрочем, даже некоторые наставники-теологи проповедуют то же. Замечательный немецкий теолог, доктор Юлиус Мюллер поддерживает теорию реинкарнаций в работе «Христианская доктрина греха». И Сведенборг говорит в своем эссе об Опыте: «Мы пробуждаемся и видим, что находимся на ступеньке. Причем обнаружи­ваем, что есть ступеньки ниже нашей, и нам кажется, что мы поднялись по ним, а есть — и над нами, которые уходят вверх и исчезают из поля зрения». Почти все поэты, и древние и современные, оставляют строки, по­священные бессмертию души. Вильям Водсворт пишет в «Сообщении о бессмертии»: «Душа, восходящая с нами, звезда нашей жизни, она пришла издалека, и придется ей найти пристанище где-нибудь еще».

И аборигены Африки, Азии, Северной и Южной Аме­рики имели верования, в которых можно найти отголоски идеи повторного рождения. Не говоря уже о том, что три четверти населения Азии безусловно верят доктрине реинкарнации и благодаря ей находят удовлетворитель­ное объяснение проблеме жизни. Их религия не отвергает продолжающееся существование, развитие души после смерти.

Те, кто не верит в перевоплощение, стараются объяснить неравенство, царящее в мире, и его разнообразие или теорией единственности рождения, или теорией наследственности. Но ни те, ни другие не могут дать сносного объяснения тому проявлению неравенства, ко­торое мы постоянно встречаем в повседневной жизни. Первые не дают себе отчета, что именно приобретение мудрости и опыта есть цель человеческой жизни, не могут объяснить, зачем являются в мир дети, которые вскоре умирают младенцами, не получив возможности узнать что-либо, научиться чему-либо. Христианская догма, основанная на единственности рождения, гласит, что дитя, умершее вскоре после рождения, непременно будет спасено и станет наслаждаться вечной жизнью и бесконечным счастьем на небесах. Христианам, кто действительно верит в эту догму, следовало бы молиться Небесному Отцу, чтоб послал Он их детям смерть сразу же за рождением, и благодарить милость Создателя, когда могила скрывает их крошечные тела.

Две важнейшие религии, иудаизм с двумя своими производными — христианством и мусульманством — и зороастризм все еще поддерживают теорию единствен­ности рождения. Их приверженцы закрывают глаза на абсурдность, необоснованность этой теории, веря, что человеческие души созданы из ничего ко времени рож­дения тел, но что они продолжают в дальнейшем вечное существование, страдая или наслаждаясь — в зависи­мости от поступков, совершенных за краткий период их земного существования. И конечно же, возникает за­кономерный вопрос: почему человек должен на протя­жении вечности держать ответственность за поступки, которые были навязаны ему, которые он совершил, поскольку они были предопределены волею Владыки все­ленной? Теория предопределенности и милости делает Всевышнего пристрастным и несправедливым. Раз уж Всемогущий создает людские души из ничего, то поче­му бы ему не делать их в равной степени хорошими и счастливыми? Почему одного он создает для наслаждения всеми благодеяниями жизни, а другого подвергает всем несчастьям на протяжении вечности? Почему один рождается с добрым характером, а другой — злодеем? Почему один человек добродетелен всю жизнь, а дру­гой — развратник? Почему один рожден со светлым умом, а другой — идиотом? Если Бог по собственной воле создает одного, чтобы страдать, а другого — чтобы радоваться, то как же он пристрастен и несправедлив! Он хуже тирана. Как мы можем поклоняться Ему, как можем называть Его справедливым и милосердным?

Кое-кто пытается защитить Всевышнего от подобных нападок, уверяя, что все доброе в мире — работа Бога, а все злое — от демона или Сатаны. Бог, видите ли, создал все доброе. Однако был и Сатана, который, принес зло в этот мир, и сделал все плохое. Но давайте посмотрим, корректно ли такое утверждение. Добро и зло — это два весьма относительных понятия; существование одного зависит от другого. Добро не может быть понято без зла, и зло не может существовать, не соотносясь с добром. Когда Бог создавал то, что мы называем добром, Он должен был создавать и зло одновременно. То есть Он не мог бы создавать добро в чистом виде. Если создатель зла, назовем его любым из угодных вам имен, принес зло в этот мир, он должен был бы быть созданным одновременно с Богом; иначе Богу невозможно было бы творить добро, соотносимое лишь со злом. Итак, теологам приходится признать, что Создатели добра и зла находились рядышком в момент создания нашего мира, который есть смесь добра и зла. Следовательно, оба они имеют равную силу и в то же время ограничивают друг друга. Поэтому ни один из них не имеет безграничную силу или могущество. И можем ли мы тогда называть Господа Всемогущим?

Ведантисты же выдвигают вподдержку теории реинкарнации следующий аргумент: «Ничего не может быть бесследно уничтожено во вселенной». Тот же тезис поддерживают современные ученые. Они говорят: «Несуществующее никогда не сможет стать существующим, и существующее никогда не станет несуществующим», или, другими словами, то, что не существовало никогда, не сможет существовать. Это закон природы. Таким образом, впечатления и идеи, которыми мы сейчас обладаем, наряду с нашими возможностями, не могут быть уничтожены, но останутся с нами в той или иной форме. Наши тела изменятся, но наши способности, Карма, Самскара или впечатления и опыт, которыми мы обогатились в этих телах, останутся в нас в непроявленном виде. И никогда не будут уничтожены. И снова прислушаемся к ученым: то, что сохраняется в неявной или потенциальной форме, рано или поздно проявится в форме кинетической, действующей. Поэтому мы получим новые тела в определенное время. В «Бхагавад-Гите» сказано: «Рождение должно следовать за смертью и смерть должна следовать за рождением». Так постепенно выстраивается цепь рождений и смертей, которые дол­жно преодолеть каждое ядрышко жизни. С другой сто­роны, то, что мы называем началом, концом и продол­жением, зависит от нашего восприятия понятия времени, поскольку истолковывается человеческим умом. Но мы знаем, что время не имеет абсолютного существования. Это просто форма нашего знания о нашем собственном существовании относительно природы. Концепция вре­мени исчезает с превращением жизни в смерть, со смертным сном, точно так же как это происходит каж­дую ночь, когда мы погружаемся в сновидения. И смерть в какой-то мере подобна состоянию сна. Душа пробуж­дается от смертного сна подобно тому, как насекомые просыпаются весной после долгой и суровой зимней дремоты, как куколка в кроватке-коконе, который она спря­ла себе осенью. Природа преподает нам замечательные уроки возрождения и указывает на сходство между сном и смертью посредством возрождения куколки по весне. После смерти душа пробуждается вновь и надевает одеяние нового тела, точно так же как мы меняем изношенное платье. Душа продолжает проявлять себя снова и снова в человеческом или каком-либо ином плане су­ществования, будучи направляемой Законом Кармы, или Причины и Следствия. Драйден пишет: «Смерть, как мы ее называем, есть не что иное, как материя, облаченная в некую новую форму. И в разных одеяниях, бросаемая от обители к обители, душа остается все тою же, теряя только свой временный облик».

И тут может появиться вопрос: если мы существова­ли и до нашего нынешнего рождения, почему мы не помним ничего об этом? Это одно из серьезнейших воз­ражений, часто приводимое противниками теорий предсуществования. Многие отвергают существование души в прошлом лишь потому, что они не могут вспомнить события своей предыдущей жизни. Те, кто воспринимают память мерилом существования, говорят: раз уж наша нынешняя память прекращает существовать к моменту смерти, то с нею прекращаем существование и мы, как личности; мы не можем быть бессмертными, вместе с памятью мы теряем свою сущность.

На это Веданта отвечает, что нам вполне возможно вспомнить предыдущее существование. Обратившиеся к «Раджа-йоге», прочитают в 18-ом афоризме третьей главы: «Постигая Самскару, можно узнать о прошлой жизни». Здесь Самскара означает матрицу, впечатле­ния, прошлый опыт, лежащий до поры до времени без действия в нашем подсознании. Память есть не что иное, как пробуждение и извлечение из подсознания скрытых впечатлений, которые никогда не теряются. С помощью Раджа-йоги при мощной концентрации мысли мы можем вывести эти дремлющие впечатления к по­рогу ясной осознанности, проявить события ряда прош­лых жизней. Можно было бы привести множество при­меров, когда индийские йоги не только узнавали о своих предыдущих перевоплощениях, но и могли достоверно сообщить желающим об их предшествующих жизнях. Говорят, Будда помнил о своих пятистах рождениях.

Наше подсознание — склад всех впечатлений и опыта, накопленного на протяжении нашего жизненного времени. И хранится все это в области, называемой в Веданте ЧИТТА. Впечатления остаются скрытыми там, пока благоприятные условия не помогут пробудиться им и не извлекут их на сознательный план. Давайте про­ведем некую аналогию. В темной комнате на экране мы видим изображение благодаря фонарю диапроектора. Комната абсолютно темна, и мы прекрасно видим кар­тинки. Но, предположим, мы открываем окно и позво­ляем ярким солнечным лучам упасть на экран. Увидим ли мы изображение теперь? Нет. Почему? Потому что более мощный поток света подавляет свет фонаря, делает невидимой картинку. Но хотя изображение стало недоступным нашим глазам, мы не можем отвергнуть знания о его, пусть очень ослабленном, существовании на нашем экране. Подобно этому картинки событий на­ших предшествующих жизней находятся на экране под­сознания и, неочевидные сейчас, могут проявиться не­сколько позже. Но почему они неочевидны для нас сей­час? Да потому что более мощный свет чувства-созна­ния подавляет их. Если мы закроем окно и двери наших чувств от внешних контактов, затемним нашу внутрен­нюю комнату, то, фокусируя свет сознания и концентрируя мыслительные лучи, мы окажемся в состоянии узнать и вспомнить события всех жизней и весь преды­дущий опыт. И если вы хотите добиться успеха на этом поприще, следует практиковаться в Раджа-йоге и изу­чать методы получения возможности концентрации. А это, в свою очередь, неотделимо от развития способностей к самоконтролю, ведь, как вы понимаете, нам необходимо контролировать двери и окна своих ощущений.

Далее, эти дремлющие впечатления, независимо от того, помним мы их или нет, являются главными факторами, формирующими наш индивидуальный характер, с которым мы рождаемся, и они же служат причиной неравенств и различий, которые мы постоянно обнаруживаем вокруг. Стоит нам заняться изучением характеров и возможностей гениев, чудодеев, и мы не сможем отвергнуть идей о предсуществовании души. И чем бы душа ни овладела в предыдущей жизни, это проявится впоследствии. Память об отдельных событиях вовсе не так важна. Если мы обладаем мудростью и знаниями, собранными в предыдущих жизнях, то нашему естеству не важно, помним ли мы о частных событиях или уси­лиях, которые пришлось затратить, чтобы добыть эти знания. И даже если мы не можем вспомнить частных вещей, мы вовсе не потеряли свою мудрость. Теперь обратимся к вашей нынешней жизни и к опыту, который вы обрели на ее протяжении. Отдельные события и усилия, приложенные вами, не отложились в памяти, но полученный опыт сформировал характер, приобретенные знания придали вам своеобразие. Итак, необходимым и достаточным является накопленная мудрость. Теперь поговорим снова о людях с замечательными способностя­ми, например, со способностью к самоконтролю. Некото­рые личности обладают ею с рождения, другим же не удается достичь удовлетворительных результатов даже за годы изнурительных тренировок. И отчего такая раз­ница? Бхагаван Шри Рамакришна родился с поистине божественным сознанием, он достиг вершин состояния Самадхи в возрасте четырех лет, а им лишь с огромным трудом могут овладеть опытные йоги. Жил в то время один старый йог, обладавший замечательными возможностями. Пришел он, чтобы увидеть Рамакришну, и сказал ему: «Мне понадобилось сорок лет неимоверных усилий, чтобы достичь состояния, которое естественно для тебя».

Так что, то, что мы, якобы, утеряли память о частных событиях предыдущей жизни, отнюдь не задерживает совершенствования души.

Каждая душа обладает неким хранилищем опыта в затемненном уголке подсознания. Возьмем, к примеру, любовь. Что это такое? Притяжение между двумя душами. И эта любовь не умирает со смертью тел и продол­жает расти, становясь крепче и крепче. При известных обстоятельствах две эти души сливаются в единое це­лое. И лишь теория предсуществования может объяс­нить, почему две души узнают друг друга с первого взгляда, тянутся друг к другу, и между ними завязывается дружба. Независимо от места обитания этих людей, взаимная любовь в один прекрасный момент подводит их друг к другу. Таким образом, Веданта утверждает, что телесная смерть не будет концом взаимных симпа­тий и стремлений любящих душ, и так как души бес­смертны, их притяжение тоже будет вечным.

Йоги знают, как развивать память и как читать прошлый опыт жизни. Они говорят: время и пространст­во относительны, и, если мы сможем подняться над этим планом, наш развившийся ум увидит прошлое и будущее точно так же, как мы видим вещи, находящиеся прямо перед глазами. Те, кто желает удовлетворить праздное любопытство, могут потратить свою энергию, стараясь восстановить события прошлых жизней. Но, думаю, было бы лучше посвятить свое время и затратить энер­гию на формирование нашего будущего, на то, чтобы стать лучше, совершеннее, и не терять зря силы, найдя им более полезное применение. Как несчастлив, должно быть, человек, узнавший о своих безнравственных пос­тупках в прошлой жизни, которые принесли ему горе, нищету, беды или страдания на протяжении дней и ме­сяцев. Он потеряет покой и не сможет работать, как следует, будет думать, в какой форме проявится сле­дующее несчастье. Он потеряет сон и аппетит, станет жалким. Поэтому мы с благодарностью должны воспри­нимать возможность забыть наши прежние жизни и поступки. Веданта учит: не тратьте бесполезно ваше драгоценное время на обдумывание ваших прежних жизней, не оглядывайтесь назад, поднимаясь по ступе­ням эволюции, всегда смотрите лишь вперед и старай­тесь скорее достичь высших степеней духовного разви­тия; и тогда, если вы захотите узнать о ваших прошлых жизнях, вы восстановите их в памяти. Ничто не останет­ся неизвестным вам, Познавшему вселенную. Когда всеведущая Божественная Сущность проявится в вас, время и пространство исчезнут, прошлое и будущее сольются с вечным настоящим. И вы сможете сказать, как сказал Шри Кришна Арджуне в «Бхагавад-Гите»:

«Через многие и многие рождения прошли мы с тобой. Я помню их все, ты же не можешь их помнить, о покоритель врагов!» (IV, 5).

 

 

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ

 

Те, кто принимает теорию наследственности, как правило, отвергают существование человеческой души, как сущности, отделимой от грубого физического организма. Поэтому они даже не обсуждают вопроса, существовала ли та или иная индивидуальная душа в прошлом и продолжит ли она существовать после смерти тела. Они утверждают, что душа неотделима от тела, от мозга, от нервной системы, и поэтому мыслящая сущность, назы­ваемая нами душой, возникает в момент рождения орга­низма или мозга и продолжает бытие столько, сколько живет тело, и погибает, когда организм распадается на составляющие его элементы. Напомним, что те, кто поддерживает теорию реинкарнации, воспринимают су­ществование души, как мыслящей сущности, которая независима от физического организма, которая существовала до рождения тела и продолжает жить после смерти.

Теорию наследственности всегда поддерживали уче­ные-материалисты, атеисты и агностики, а также те, кто верит в специальное создание первого мужчины и женщины в какое-то вполне определенное время, и что их качества, характер, жизнь и душа были переданы всему человечеству через последовательность поколений. Общепринятая суть теории наследственности заключает­ся в том, что все наиболее значительные качества, как физические, так и умственные, которыми обладали родители, переходят к детям, или, другими словами, наследственность это способность организма передавать прису­щие только ему свойства потомкам.

Во всей истории человечества, пожалуй, не было времени, когда бы вопросы теории наследственности обсуждались более детально и разносторонне, чем в на­шем столетии. И хотя эта теория была известна на Востоке — благодаря философам Веданты, буддистам дохристианской эры, ина Западе — благодаря греческим философам, она сравнительно недавно получила новый импульс к дальнейшему развитию, вместе с обоснованием Дарвиным теории эволюц



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: