Студенты, занимающиеся историей, часто интересуются, когда возникла идея о воскрешении и каким образом она была принята другими народами. Если мы вчитаемся в писания Моисея и прочих создателей Ветхого Завета, то обнаружим, что древние израильтяне не верили ни в рай или ад христиан, ни в награду или наказание, ждущее после смерти. И сомнительно, имели ли они четкую концепцию о существовании души после разложения человеческого тела. Они не имели определенной идеи о наличии потустороннего мира. Они не верили в воскрешение ни души, ни тела. Смерть была концом мучений, концом всего. «Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою?» (Псалом 29,10), «во гробе кто будет славить Тебя?» (Псалом 6, 6). И далее, говоря о князьях и сыне человеческом: «Выходит дух его, и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его (Псалом 145,4). «Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания» (Псалом 93, 17). Читаем у Екклесиаста (Глава 9,2): «Всему и всем — одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому... как добродетельному, так и грешнику…», и далее: «Итак, иди, ешь с веселием хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое... Наслаждайся жизнию с женою, которую любишь... потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Глава 9, 7—10). «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению» (Глава 9,5). Мы найдем множество афоризмов, подтверждающих, что до Вавилонского пленения израильтяне не верили ни в вознаграждение или наказание ни в рай или ад, ни в воскрешение души. Говорят, они верили в шеол, в темницу, куда попадали души после смерти, но уже больше не воскрешались. Когда же древние евреи были завоеваны персами, они вступили в контакт с народом, который верил в единого Бога, в рай и ад, в воскрешение, в награду и возмездие после смерти, в Судный день. И евреи подверглись сильному влиянию этой религии. Они отказались от идолопоклонства, получили толчок к социальному развитию, имея значительные свободы. В это время произошло разделение евреев на два клана — фарисеев и саддукеев. Те, кто принял религиозные идеи персов, были названы фарисеями, а те, кто строго следовал заповедям отцов во всем, что касалось церемоний, ритуалов и верований, получили название саддукеев. И первые во всем резко противостояли последним. Они верили в ангелов и духов, они ожидали воскрешениями и посмертного воздаяния за подвиги или грехи, а также в Божественное предопределение. Саддукеи же не ступали за границы, очерченные древними иудаистами. Они были ортодоксами, очень консервативными во всех взглядах. Они отвергали существование ангелов, воскрешение, возмездие... У Матфея мы читаем: «В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения...» (От Матфея, 22,23). Саддукеев было меньше, чем фарисеев. Постепенно число последних все росло и после смерти Иисуса их доктрина воскрешения, посмертного воздаяния, их вера в ангелов и духов стала основополагающей в новой христианской секте.
|
Таким образом, мы видим, что идея воскрешения возникла в Персии, явственно прозвучала в писаниях Нового Завета, и с тех пор была широко распространена христианами по странам Запада. Зороастрийцы верили, что душа умершего витает над телом три дня и покидает его, отправляясь в другой мир, лишь на рассвете после третьей ночи. Затем души праведников отправляются на небеса, а злодеев — в ад. И грешники мучаются до времени обновления мира, до Судного дня. А когда наступит обновление, когда Ахриман, или Сатана, будут убиты, души злодеев очистятся и встанут на путь вечного совершенствования.
|
Естественен вопрос: «Как произойдет воскрешение?» Ахура Мазда говорит: «Подготовка и осуществление воскрешения состоят в достижении воссоединения со сверхъестественным, с возвышенным, и впоследствии, также чудесно, — с появлением единообразных созданий. Тайны и все свершения вечного Творца неисповедимы».
Зороастрийцы верили в воскрешение, но не физического тела, а души, и было это сверхъестественным актом. Подобно тому, как чудом было воскрешение Иисуса. Хотя Иисус сам никогда не упоминал ни о каких видах воскрешения, будь то тело или душа, толкователь Евангелия Госпелс показывает, что Его ученики, последователи воспринимали Его воскрешение, имея в виду все же телесное проявление чуда. Миновали три дня — в точном соответствии с верованием зороастрийцев, — и чудо свершилось. Сверхъестественное появление Иисуса перед апостолами наиболее выразительно описано Павлом. В его послании к Коринфянам мы можем разглядеть истоки всей христианской религии, которая зиждется на воскрешении и новоявлении Иисуса. Хотя Св. Павел говорит, что духовное тело восставшего от смерти — это не то же самое, что тело из плоти и крови, на этом факте внимания особенно не останавливали, и в христианских сектах распространилась вера, что, по призыву ангелов, тело поднимается из могилы и, будучи сотворенным заново из костей и плоти, оживает благодаря чудодейственной силе Всемогущего. Св. Павел говорит: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1-е Коринфянам, 15,20). Он проповедовал о том, что, подобно Христу, ставшему первым воскресшим, и все верующие в Него, поднимутся после смерти, авот те, кто не верит, не удостоятся этого.
|
Но современная наука отвергает чудеса и учит, что все в этом мире подчиняется не сверхъестественным силам, а вполне определенным законам, имеющим место во всей вселенной. И не может быть исключений из законов, единообразных для всего. Если же воскрешение является одним из таких законов, то оно должно было иметь место и для рожденных до Иисуса, и не мог он быть первым восставшим из мертвых, как это описывалось Павлом. И наоборот, если Иисус был первым, то воскрешение не могло быть универсальным законом. Но ученые не признают существование чего-либо, не основанного на универсальных законах. Некоторые агностики и материалисты пошли дальше, говоря, что Иисус вовсе не умер на кресте и был еще жив, когда Иосиф снял тело с креста и пошел к Пилату вымаливать тело мученика, но «Пилат удивился, что Он уже умер; и призвав сотника, спросил его: давно ли умер?» (От Марка, 15,44), потому что только шесть часов минуло после распятия. По мнению же некоторых современных физиологов, крепкий воздержанный человек мог в течение нескольких дней оставаться живым на кресте. Так еретики-агностики и ученые-скептики говорят, что Иисус пришел в себя через несколько часов — в холодной, высеченной в скале пещере, что он вышел из склепа, направился к Галилее и появился перед своими учениками. Какие бы факты ни имели место — ведь теперь никто не может точно сказать, что же все-таки произошло, — ясно одно: ученые не могут так просто принимать что-либо на веру, даже если это записано в той или иной книге. Они должны иметь убедительные доказательства и рациональное объяснение каждому феномену природы. Они хотят проникнуть в чудеса, чтобы открыть универсальные законы, управляющие ими. И если они не найдут таких законов, они скорее отвергнут событие, предполагавшее зависимость от чудодейственных или сверхъестественных сил.
Теория волшебного воскрешения подразумевает, веру в несуществование души до рождения, создание ее из ничего — новой, чистой — к моменту появления на свет индивидуума. Но наука говорит, что равно невозможно и внезапное создание чего-либо из ничего, и абсолютное уничтожение чего-либо. Материя и сила неразрушаемы. Ученые поддерживают, теорию эволюции, а не единовременного создания, и отвергают вмешательство сверхъестественных сущностей как причины феноменальных изменений. Теория же воскрешения игнорирует заключения современных ученых. И наоборот, доктрина реинкарнации, поддерживаемая открытиями ученых и законами природы, подводит всех к логичным выводам. Она основывается на идее эволюции, на продолжительной эволюции семечка, зародыша жизни и постепенном проявлении всех возможностей и сил, которые существовали в нем потенциально. Более того, доктрина реинкарнации опирается на закон причины и следствия. Она учит, что причина находится не вне следствия, но лежит в его основе. Причина есть возможное или до поры до времени непроявленное событие следствия, а следствие, в свою очередь, является задействованной, проявленной причиной. Так существует некий поток силы или энергии, постоянно текущий в океане реальности вселенной и проявляющийся в бесчисленных формах волн. Мы называем одну группу волн причинной, она влияет на появление другой группы; но фактически, в причинной группе уже содержатся все возможности будущих следствий или свершений. Лежащий в основе поток есть один и тот же во всех отношениях. Реинкарнация отвергает идею внезапного возникновения души для существования и полагает существование безначальным и вечным. Душа индивидуума наслаждается или страдает в соответствии с совершаемыми поступками. Но радости и муки это реакция именно на наши же поступки, которые являются причинами, в то время как реакция становится следствием. Наша настоящая жизнь — результат наших прошлых деяний, а будущая — результат настоящего. Информация о свершенном нами не будет утеряна. Думаете, вся мыслительная сила личности так вдруг пропадет после смерти? Нет. Она будет сохранена, оставлена в потенциальном виде в некоем центре, чтобы проявиться в подходящих условиях, И каждая человеческая душа есть не что иное, как центр мыслительной силы. Этот центр на санскрите назван СУКШМА ШАРИРА, или тонкое тело личности. Тонкое ядро жизни или, другими словами, индивидуальный центр мыслительных сил произведет физическое средство для выражения скрытых, но готовых проявиться возможностей. И этот процесс будет продолжаться, пока все сжатые, скрученные в неочевидной форме задатки не получат совершенно полного выражения. Доктрина реинкарнации, согласуясь со всеми физическими законами, опирается также и на психические, нравственные и этические законы. Как в объективном плане закон действия и противодействия управляет объективными явлениями, так и в субъективном плане сознания добрая реакция будет следовать за добрыми ментальными поступками или мыслями, и зло будет реакцией на злые мысли, поскольку каждый поступок порождает подобную себе реакцию. Но хорошая реакция в этом плане — та, которая делает нас счастливыми, приносит радость или мир уму, тогда как дурные реакции — те, что несут муки, тягостные ощущения и делают нас несчастными. Таким образом, реинкарнация делает нас свободными в выборе тех или иных действий, но пожинающими результаты или последствия. Фактически мы сами строим наше будущее, нашу сущность, соответственно желаниям, тенденциям и делам.
Теория воскрешения, в общем понимании, не объясняет, почему один человек рожден греховным, а другой добродетельным. И это согласуется со словами Лютера: «Человек — вьючное животное, которое движется туда, куда повелит наездник; иногда его седлает Бог, а иногда Сатана». Но почему Бог разрешает Сатане седлать Его собственное создание — никто не может сказать. Во всяком случае, человек вечно подвергается проискам Сатаны, заставляющим его совершать преступления. Более того, эта теория предполагает предопределенность: душа обречена воспарить к небесам или рухнуть в ад. Св. Августин первым разработал доктрину предопределенности и милости, чтобы объяснить, почему один рожден греховным, а другой безгрешным. Согласно этой теории, Бог, милосердный, покровительствует кому-то в Своей милости с самого момента рождения, и человек этот входит в мир, заведомо готовым ко спасению, в то время, как масса людей рождена греховными, и они обречены на вечные проклятия. Очень немногие на самом деле удостаиваются милостивого дара быть спасенными. Более того, Бог, создавая человека из ничего, запрещает ему что-то, к примеру, прелюбодеяние, но одновременно не дает возможности повиноваться указаниям, предопределяя поступки. И в конце концов, Бог наказывает его вечными пытками за слабости человеческие. Тело и душа неразделимы, иначе, если душа будет освобождена от тела, наступит конец страданиям, а этого Бог не хочет. Все муки и наказания предопределены до рождения. Таким образом, Св. Августин, вместо какого-либо объяснения, догмой о предопределенности и милости Господней несет ужас и страх в умы людей, в то время, как доктрина реинкарнации учит о постепенном прогрессе, через века, пока личностью не будет достигнуто совершенство, пока она не уподобится Иисусу или Будде, или небесному Отцу, и проявит божественность, если не в этой, то в какой-либо следующей жизни. Один жизненный цикл слишком короток для развития всех задатков до совершенства. Если бы вам поручили сделать из идиота великого художника или философа, вы бы добились успеха на протяжении одной его жизни? Нет. А станете наказывать его за, то, что он не успел?.. Может человек, обладающий хоть крупицей здравого смысла, быть так непоследователен? Подобно этому, что вы думаете о Боге, когда он наказывает человека, не ставшего совершенством за краткий миг одной жизни? И несерьезный довод — говорить, что Бог дал нам свободу выбора между правильным и ошибочным, и мы, мол, ответственны за свой выбор, а если делаем ошибки, то должны быть наказаны. Сторонники таких аргументов забывают, что Бог развязал руки Сатане, чтобы тот развращал Его создания.
Это напоминает мне старую историю. Однажды некий заключенный был освобожден благодаря милосердию тирана. Но тиран сказал ему при этом: «Смотри, разбойник, я даю тебе свободу, ты можешь идти на все четыре стороны, но при одном условии: если ты подвергнешься нападению какого-нибудь дикого животного, ты снова будешь брошен в темницу, и не будет конца твоим пыткам». Так он дал пленнику свободу, но одновременно приказал слугам выпустить голодного волка в погоню за несчастным. Вы можете представить, что случилось дальше? И можем ли мы, назвать этот поступок милосердным?
Доктрина реинкарнации говорит, что каждая душа потенциально совершенна и постепенно разворачивает свои возможности, задействуя их в процессе эволюции. Каждая ступенька этого процесса обогащает нас различным опытом. И ни Бог, ни Сатана не ответственны за наши добрые и злые деяния. Добро и зло подобны гребню и впадине морской волны. А волна не может только возносить, но и швыряет вниз. Так в безграничном океане реальности постоянно вздымаются бесчисленные волны. Вершины их связаны с чем-то хорошим, а впадины — с бедами или несчастьями, и поток каждой жизни стремится вперед и вперед, к тому, что мы называем совершенством. Кто скажет, когда достигнем мы этой цели? А если кто-то смог, достиг?.. Он не станетдалее стремиться к перевоплощению. Другие же будут все еще двигаться по пути прогресса, сменяя тела. И реинкарнация не учит, как это думают некоторые, что с каждым воплощением мы начинаем с нуля, отнюдь, мы продолжаем путь с той точки, которой достигли к моменту смерти, и нить прогресса неразрывна. И не учит, что мы можем вернуться к телам животных после этой смерти, но — что мы получим наши тела согласно нашим желаниям, тенденциям и возможностям. Если личность не желает возвращаться в этот мир или какой-либо другой, если не хочет наслаждаться удовольствиями, доступными здесь, если она совершенно свободна от эгоизма, — этой личности не придется возвращаться назад. Теория реинкарнации логична и удовлетворяюща. Тогда как теория воскрешения не основана на научных истинах и не может логично объяснить причины рождения и смерти, реинкарнация решает все проблемы жизни, научно объясняет их, дает ответы на все вопросы и развеивает сомнения, возникающие в пытливых умах. «Реинкарнация не может быть легко понята беспечным ребенком, который обманывается иллюзиями богатства, известности или славы. Он думает, все кончается со смертью, и таким образом снова и снова попадает под ее власть».
ТЕОРИЯ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ДУШ
Теория переселения душ, трансмиграции, одна из старейших, принятая людьми Востока, чтобы разрешить проблемы, соотносящие жизнь и смерть, а также объяснить длящееся существование после смерти. Эта теория предполагает бытие души как сущности, которая может жить, даже когда грубое материальное тело умирает и распадается на составляющие его элементы. Те, кто отвергает существование души — этого мыслителя и деятеля, остающегося в тени, души, как естества отличного, отделимого от грубого материального тела, неизбежно отвергают и теорию трансмиграции. Материалисты во все века отказывались принимать эту теорию, считая душу и тело неким единым целым. Потому они и не задавались вопросом, продолжит ли душа бытие. Материалисты вовсе не являются порождением века двадцатого, но жили издавна во всех странах. И в Индии и у других цивилизованных народов древности мы легко обнаружим мыслителей, которые приводят аргументы, знакомые нам по высказывания нынешних агностиков и ученых. Но, в общем, их доводы односторонни и неубедительны. Они пытаются представить душу или самосознающую сущность как комбинацию материи и материальных сил, но не достигают успеха в научных доказательствах. В свою очередь, никакие наши аргументы в пользу души, ее существования, не могут убедить их, поскольку они отвергают наличие чего бы то ни было, что не может быть подтверждено органами чувств. А как мы можем перенести душу на чувственный план? Ведь, эфирная, она несравнимо тоньше чего-либо, что мы можем проанализировать с помощью наших чувств.
Те, кто пытается объяснить причину нашей земной жизни посредством теории наследственности, не верят в истину трансмиграции. Но если мы сравним доводы агностиков и материалистов, поддерживающих теорию наследственности, с аргументами, приводимыми сторонниками теории трансмиграции, то обнаружим — последняя дает гораздо более рациональные и удовлетворяющие объяснения.
Среди приверженцев великих религий мира большинство христиан, иудеев, мусульман отвергают переселение душ. О, конечно, было время, когда и христиане верили в трансмиграцию. Ориген и другие Отцы церкви принимали ее, пока Юстиниан не предал анафеме верящих в перевоплощение и предсуществование души. Что касается евреев, можно видеть, что в Каббале идея трансмиграции играет наиболее важную роль. Фактически каббалисты создали свою теорию, поскольку посредством других не могли объяснить происходящего в мире. Напомним основные положения религий, не принимающих трансмиграции, а значит, поддерживающих доктрину единственности рождения: Бог создал душу из ничего к моменту рождения, которое является первым и последним для каждого, мы не существовали до того и были внезапно созданы Богом, а после смерти каждый из нас продолжит жить на небесах или в аду, чтобы наслаждаться или страдать там вечность. Среди современный спиритуалистов мы тоже встречаем сторонников теории единственности рождения. Но есть также миллионы и миллионы людей во всем мире, кто верит в переселение душ, и здесь они находят утешение, успокоение, примирение со своей жизнью, ответы на вечные вопросы о смысле существования.
Теория трансмиграции, или метемпсихоз, как ее называют многие философы, являясь самобытной, учит о переселении души из одного тела в другое после смерти, или другими словами, это значит, что душа после пребывания в одном конкретном теле на протяжении определенного времени покидает его к моменту смерти, чтобы продолжить существование, получая дальнейший жизненный опыт, в другом теле — будь то человек, животное или ангел, — которое готово принять эту душу. Причем сторонники метемпсихоза считают, что вполне возможно после пребывания в ангельском обличье снова вернуться на человеческий план, а затем родиться в виде животного. К тому же переселяющаяся субстанция, обладая вполне определенными качественными и количественными характеристиками, выбирает себе форму согласно своим вкусам, желаниям и склонностям. Подобная идея преобладала среди древних египтян, которые считали, что отлетевшая после смерти душа тысячелетия путешествует от одного тела к другому, стараясь обогатиться опытом всех существ на каждой стадии жизни.
А вспомнив греческих философов, мы тоже обнаружим сторонников теории метемпсихоза или переселения душ. Это Пифагор, Платон и их последователи. Пифагор говорит: «После смерти рациональный ум, освободясь от уз тела, становится эфирным и переходит в некую область, где пребывает, пока не отсылается назад, чтобы обитать в каком-либо другом теле человека или животного. Претерпев ряд очищений и став достаточно совершенным он перемещается к богам, возвращается к вечному источнику от которого и произошел. Платон тоже поддерживал метемпсихоз. Конечно, мы не можем точно сказать, откуда к Пифагору и Платону пришли такие идеи. Кое-кто считает, что они изучали египетские доктрины. Другие думают, что прямо или опосредованно они почерпнули теорию трансмиграции в Индии. Используя мифологический язык, Платон описывал в «Федре» причины рождения душ на том или ином плане, человеческом или животном. Платон же говорит: «Десять тысяч лет должно пройти до времени, когда душа сможет вернуться к месту своего исхода, поскольку она не может вырастить свои крылья за меньший срок»; «В конце первого тысячелетия души добрых и злых собираются вместе вытягивать жребии и выбирают себе тела согласно склонностям характеров. Они могут взять то, что им понравилось». То есть вместо того, чтобы получить жизнь, являющуюся естественным следствием свершенных подвигов или злодеяний, им позволено выбирать свой жребий, сообразуясь с полученным опытом и наклонностями. «Те, кому человечество внушает отвращение, предпочитают рождаться животными, такими как лев или орел. Другие рады испытать судьбу в человеческом обличье».
Но, надо сказать, теория трансмиграции, описанная Платоном, имеет некоторое отличие от подобной теории, существовавшей в Индии его времени. В идее Платона, как мы это уже отмечали, душам позволено выбирать свой жребий, согласно опыту и вкусу, но без учета свершенных подвигов или злодеяний. Платон умалчивает о законе, которому подчинены души. Но мыслители и философы древней Индии полагали, что каждая индивидуальная душа направляется непреложным законом, получая тело в соответствии с содеянным, и вовсе не имеет свободного выбора предстоящей жизни. Они открыли универсальный закон причины и следствия, действия и противодействия, названный в санскрите термином КАРМА, из которого знаем: за каждой причиной тянется следствие сходной природы, а каждое действие порождает подобное же противодействие, и наоборот, каждая реакция есть результат действия или причины сходного характера. И всегда соблюдается равновесие, гармония между причиной и следствием, действием и противодействием. Этот закон Кармы теперь принят в качестве фундаментальной истины современной науки, называемой разными именами: закон причинности, закон компенсации, закон возмездия, закон действия и противодействия, но все они имеют отношение все к той же идее: каждая причина должна порождать подобный себе результат, а каждое действие — подобное себе противодействие.
Далее, древние индийские мыслители обращались к закону Кармы, чтобы объяснить судьбу человеческих душ, и именно на этом законе они основали теорию трансмиграции, утверждая, что души подчинены непреложному закону, и обойти его нельзя — их мысли и деяния есть причины, производящие результат подобной же природы. И их будущее рождение не зависит от их каприза, от свободного выбора, но ограничено мыслями и подвигами или злодеяниями, свершенными в предыдущей жизни. И если, по Платону, они предпочтут, к примеру, животную, звериную форму, то так тому и быть, по мнению индусов — наши мысли и дела принуждают нас принять ту или иную форму, и мы подчинены закону Кармы, управляющему нашими будущими рождениями и эволюцией наших душ. Следовательно, индусская теория трансмиграции фундаментально отличается как от платонической, так и от египетской. К тому же из последних мы видим: души, оставив старые тела, входят в другие, которые ожидают, желая заполучить вселяющиеся души. В индусской же теории тело вовсе не ожидает такую душу, но, напротив, душа, будучи субъектом закона эволюции, строит грубое материальное тело, согласно своим желаниям, и тенденциям. Так же как семя жизни развивает более грубые формы путем клеточного деления, роста и приспосабливания к окружающей среде, так и человеческая душа формирует тело, повинуясь законам физического плана. Родители есть не что иное, как канал, через который вселяющаяся душа получает свои материальные форумы. Родители не создают душ, они не имеют возможности их создавать. Они могут дать только подходящие условия, необходимые для формирования грубого физического тела. Души входят в тела, обладая своими желаниями, тенденциями, возможностями и остаются в их ядрами жизни.
Далее, эти ядра, содержат жизненные силы, чувственные возможности, физическую энергию и эфирные частицы материи. Ко времени смерти душа сжимается и изымает из органов чувств все свои возможности, задатки, силу, стягивая все это к сокровенному центру, и в таком сжатом состоянии покидает тело. Но она ничего не теряет. Согласно закону постоянства сил и сохранения энергии, собранное в центре остается скрытым, пока окружающие условия не окажутся благоприятными для нового проявления духовной сущности, что приведет к следующему рождению, а вместе с тем к продолжению раскрытия заложенных возможностей ядра жизни или души индивидуума, которая называлась разными именами: монадой — по Лейбницу, или биоплазмой — современными учеными, но философы Веданты писали о ней, прежде всего, как о тонком теле. Эти ядра или тонкие тела есть субъекты эволюции и роста, они поднимаются от низших к высшим стадиям развития, от минералов через растения к животному миру, затем, становясь людьми, далее продолжают прогрессировать. Согласно теории Платона, совершенно исключен прогресс, как рост и постепенное развитие души, потому что переселяющаяся субстанция, как это уже отмечалось, обладает фиксированными раз и навсегда заданными свойствами, не подверженными эволюции. И вот, чтобы различить эти две идеи, следует назвать индусскую теорию трансмиграции термином РЕИНКАРНАЦИЯ, хотя и та, и другая, поддерживают переселение душ после смерти тела. Но индусская, или ведантическая теория реинкарнации не соответствует и буддистской теории возрождения, поскольку буддисты не верят в постоянное существование души.
Еще раз остановимся на отличиях и особенностях теории реинкарнации. Душа поднимается по ступеням эволюции, обогащаясь опытом и знаниями, подходит к человеческому плану, но ее развитие никогда не идет вспять, хотя и может временно замедляться, приостанавливаясь на той или иной ступеньке, и душа, в результате вышедшая на человеческий план, уже никогда не спустится вниз к животным телам, в то время, как платоническая теория учит, что души людей могут вселяться в тела зверей или ангелов, и что некоторые предпочитают именно тела животных. Теория реинкарнации говорит, основываясь на научных истинах постепенной эволюции: человеческая душа уже миновала стадию животного, а тем более — растительного мира, в естественном процессе развития, и однажды получив в свое распоряжение человеческий организм, зачем понадобится ей двигаться назад, выбирая менее совершенный организм животного? Есть ли возможность для более развитой субстанции проявиться полной мерой в относительно несовершенном теле (это касается, прежде всего, духовных задатков и их реализации), и наоборот, имеет ли смысл использовать для существа с недостаточно развитой душой тело более совершенное в отношении возможности духовных проявлений? Эти сопоставления естественно не идут на пользу сторонникам платонической теории.
Однако не будем отрицать, что в Индии достаточно необразованных людей и среди индусов, которые верят, что души людские обречены селиться в звериных телах, если жизнь их была неправедной, — чтобы пожинать плоды своих злодеяний, в соответствии с законом Кармы. Но образованные, мыслящие умы Индии придерживаются более рациональной и научной теории реинкарнации. И хотя в отдельных местах священных писаний индусов вроде бы очевидно упоминается возможность регрессии, отступления в развитии, мы считаем, что такие пассажи не значат прямо, что душа обязана взять тело животного, но она будет жить подобно животному, даже имея человеческое обличье; мало ли мы видим среди людей, таких, которые похожи на котов и собак, на змей — характером и повадками. Часто они куда более порочны, чем настоящие коты, собаки или змеи. Они пожинают плоды своей собственной Кармы и проявляют свою животную натуру, хотя физически похожи на человеческое существо. Этот род регрессии возможен для тех, кто после достижения человеческого плана должен рассчитаться за безнравственные мысли и деяния пребыванием на животном плане. Такая временная регрессия приносит дополнительные знания и помогает дальнейшему прогрессу в проявлении лучших задатков на более высоком сознательном плане. Все порочные мысли и поступки есть не что иное, как результат наших собственных ошибок. Что есть грех? Да не что иное, как ошибка, и она происходит от неведения. К примеру, если я не знаю, что огонь обжигает, я могу сунуть в него палец, что окажется очень болезненным. Результатом этой ошибки будет ожог пальца, и это научит меня раз и навсегда осторожности с огнем. Итак, каждая ошибка — великий учитель на долгом жизненном пути. Никто не рожден таким совершенным, чтобы напрочь избежать ошибок или грехов. Каждая ошибка открывает нам глаза на законы вселенной, подводя нас к желаемым результатам. И поскольку одна жизнь слишком мала для обогащения опытом всех стадий эволюции, нам приходится принять доктрину реинкарнации души для достижения окончательной цели земной жизни. Профессор Хаксли сказал: «Лишь мыслители-торопыги отклонят эту теорию на основании якобы присущей ей абсурдности. Подобно самой доктрине эволюции теория переселения душ имеет корни в мире реальности».