ЧТО НАУЧНО — ВОСКРЕШЕНИЕ ИЛИ РЕИНКАРНАЦИЯ?




 

Студенты, занимающиеся историей, часто интересуются, когда возникла идея о воскрешении и каким образом она была принята другими народами. Если мы вчитаемся в писания Моисея и прочих создателей Ветхого Завета, то обнаружим, что древние израильтя­не не верили ни в рай или ад христиан, ни в награду или наказание, ждущее после смерти. И сомнительно, имели ли они четкую концепцию о существовании души после разложения человеческого тела. Они не имели определенной идеи о наличии потустороннего мира. Они не верили в воскрешение ни души, ни тела. Смерть была концом мучений, концом всего. «Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою?» (Псалом 29,10), «во гробе кто будет славить Тебя?» (Псалом 6, 6). И далее, го­воря о князьях и сыне человеческом: «Выходит дух его, и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его (Псалом 145,4). «Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания» (Псалом 93, 17). Читаем у Екклесиаста (Глава 9,2): «Всему и всем — одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому... как добродетельному, так и грешнику…», и далее: «Итак, иди, ешь с веселием хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое... Наслаж­дайся жизнию с женою, которую любишь... потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размыш­ления, ни знания, ни мудрости» (Глава 9, 7—10). «Жи­вые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению» (Глава 9,5). Мы найдем множество афоризмов, подтверждающих, что до Вавилонского пленения израильтяне не верили ни в вознаграждение или нака­зание ни в рай или ад, ни в воскрешение души. Говорят, они верили в шеол, в темницу, куда попадали души после смерти, но уже больше не воскрешались. Когда же древние евреи были завоеваны персами, они всту­пили в контакт с народом, который верил в единого Бога, в рай и ад, в воскрешение, в награду и возмездие после смерти, в Судный день. И евреи подверглись силь­ному влиянию этой религии. Они отказались от идолопоклонства, получили толчок к социальному развитию, имея значительные свободы. В это время произошло разделение евреев на два клана — фарисеев и садду­кеев. Те, кто принял религиозные идеи персов, были названы фарисеями, а те, кто строго следовал запове­дям отцов во всем, что касалось церемоний, ритуалов и верований, получили название саддукеев. И первые во всем резко противостояли последним. Они верили в ангелов и духов, они ожидали воскрешениями и по­смертного воздаяния за подвиги или грехи, а также в Божественное предопределение. Саддукеи же не сту­пали за границы, очерченные древними иудаистами. Они были ортодоксами, очень консервативными во всех взглядах. Они отвергали существование ангелов, воскре­шение, возмездие... У Матфея мы читаем: «В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения...» (От Матфея, 22,23). Саддукеев было меньше, чем фарисеев. Постепенно число последних все росло и после смерти Иисуса их доктрина воскрешения, посмерт­ного воздаяния, их вера в ангелов и духов стала основополагающей в новой христианской секте.

Таким образом, мы видим, что идея воскрешения возникла в Персии, явственно прозвучала в писаниях Нового Завета, и с тех пор была широко распространена христианами по странам Запада. Зороастрийцы верили, что душа умершего витает над телом три дня и покидает его, отправляясь в другой мир, лишь на рассвете после третьей ночи. Затем души праведников отправляются на небеса, а злодеев — в ад. И грешники мучаются до времени обновления мира, до Судного дня. А когда наступит обновление, когда Ахриман, или Сатана, будут убиты, души злодеев очистятся и встанут на путь веч­ного совершенствования.

Естественен вопрос: «Как произойдет воскрешение?» Ахура Мазда говорит: «Подготовка и осуществление воскрешения состоят в достижении воссоединения со сверхъестественным, с возвышенным, и впоследствии, также чудесно, — с появлением единообразных созда­ний. Тайны и все свершения вечного Творца неиспове­димы».

Зороастрийцы верили в воскрешение, но не физического тела, а души, и было это сверхъестественным актом. Подобно тому, как чудом было воскрешение Иисуса. Хотя Иисус сам никогда не упоминал ни о ка­ких видах воскрешения, будь то тело или душа, толко­ватель Евангелия Госпелс показывает, что Его ученики, последователи воспринимали Его воскрешение, имея в виду все же телесное проявление чуда. Миновали три дня — в точном соответствии с верованием зороастрийцев, — и чудо свершилось. Сверхъестественное появле­ние Иисуса перед апостолами наиболее выразительно описано Павлом. В его послании к Коринфянам мы мо­жем разглядеть истоки всей христианской религии, ко­торая зиждется на воскрешении и новоявлении Иисуса. Хотя Св. Павел говорит, что духовное тело восставшего от смерти — это не то же самое, что тело из плоти и крови, на этом факте внимания особенно не останавливали, и в христианских сектах распространилась вера, что, по призыву ангелов, тело поднимается из могилы и, будучи сотворенным заново из костей и плоти, оживает благо­даря чудодейственной силе Всемогущего. Св. Павел говорит: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1-е Коринфянам, 15,20). Он проповедовал о том, что, подобно Христу, ставшему первым воскрес­шим, и все верующие в Него, поднимутся после смерти, авот те, кто не верит, не удостоятся этого.

Но современная наука отвергает чудеса и учит, что все в этом мире подчиняется не сверхъестественным силам, а вполне определенным законам, имеющим место во всей вселенной. И не может быть исключений из законов, единообразных для всего. Если же воскрешение является одним из таких законов, то оно должно было иметь место и для рожденных до Иисуса, и не мог он быть первым восставшим из мертвых, как это описыва­лось Павлом. И наоборот, если Иисус был первым, то воскрешение не могло быть универсальным законом. Но ученые не признают существование чего-либо, не осно­ванного на универсальных законах. Некоторые агности­ки и материалисты пошли дальше, говоря, что Иисус вовсе не умер на кресте и был еще жив, когда Иосиф снял тело с креста и пошел к Пилату вымаливать тело мученика, но «Пилат удивился, что Он уже умер; и призвав сотника, спросил его: давно ли умер?» (От Марка, 15,44), потому что только шесть часов минуло после распятия. По мнению же некоторых современных физиологов, крепкий воздержанный человек мог в тече­ние нескольких дней оставаться живым на кресте. Так еретики-агностики и ученые-скептики говорят, что Иисус пришел в себя через несколько часов — в холодной, вы­сеченной в скале пещере, что он вышел из склепа, на­правился к Галилее и появился перед своими учениками. Какие бы факты ни имели место — ведь теперь никто не может точно сказать, что же все-таки произошло, — ясно одно: ученые не могут так просто принимать что-либо на веру, даже если это записано в той или иной книге. Они должны иметь убедительные доказательства и рациональное объяснение каждому феномену природы. Они хотят проникнуть в чудеса, чтобы открыть универ­сальные законы, управляющие ими. И если они не най­дут таких законов, они скорее отвергнут событие, пред­полагавшее зависимость от чудодейственных или сверхъестественных сил.

Теория волшебного воскрешения подразумевает, веру в несуществование души до рождения, создание ее из ничего — новой, чистой — к моменту появления на свет индивидуума. Но наука говорит, что равно невозможно и внезапное создание чего-либо из ничего, и абсолютное уничтожение чего-либо. Материя и сила неразрушаемы. Ученые поддерживают, теорию эволюции, а не единовременного создания, и отвергают вмешательство сверхъ­естественных сущностей как причины феноменаль­ных изменений. Теория же воскрешения игнорирует заключения современных ученых. И наоборот, доктрина реинкарнации, поддерживаемая открытиями ученых и законами природы, подводит всех к логичным выводам. Она основывается на идее эволюции, на продолжитель­ной эволюции семечка, зародыша жизни и постепенном проявлении всех возможностей и сил, которые существо­вали в нем потенциально. Более того, доктрина реинкар­нации опирается на закон причины и следствия. Она учит, что причина находится не вне следствия, но лежит в его основе. Причина есть возможное или до поры до времени непроявленное событие следствия, а следствие, в свою очередь, является задействованной, проявленной причиной. Так существует некий поток силы или энер­гии, постоянно текущий в океане реальности вселенной и проявляющийся в бесчисленных формах волн. Мы на­зываем одну группу волн причинной, она влияет на появление другой группы; но фактически, в причинной группе уже содержатся все возможности будущих след­ствий или свершений. Лежащий в основе поток есть один и тот же во всех отношениях. Реинкарнация отвергает идею внезапного возникновения души для существова­ния и полагает существование безначальным и вечным. Душа индивидуума наслаждается или страдает в соот­ветствии с совершаемыми поступками. Но радости и муки это реакция именно на наши же поступки, которые являются причинами, в то время как реакция становит­ся следствием. Наша настоящая жизнь — результат наших прошлых деяний, а будущая — результат настоя­щего. Информация о свершенном нами не будет утеряна. Думаете, вся мыслительная сила личности так вдруг пропадет после смерти? Нет. Она будет сохранена, оставлена в потенциальном виде в некоем центре, чтобы проявиться в подходящих условиях, И каждая человеческая душа есть не что иное, как центр мыслительной силы. Этот центр на санскрите назван СУКШМА ШАРИРА, или тонкое тело личности. Тонкое ядро жизни или, другими словами, индивидуальный центр мысли­тельных сил произведет физическое средство для выра­жения скрытых, но готовых проявиться возможностей. И этот процесс будет продолжаться, пока все сжатые, скрученные в неочевидной форме задатки не получат совершенно полного выражения. Доктрина реинкарна­ции, согласуясь со всеми физическими законами, опира­ется также и на психические, нравственные и этические законы. Как в объективном плане закон действия и противодействия управляет объективными явлениями, так и в субъективном плане сознания добрая реакция будет следовать за добрыми ментальными поступками или мыслями, и зло будет реакцией на злые мысли, посколь­ку каждый поступок порождает подобную себе реакцию. Но хорошая реакция в этом плане — та, которая де­лает нас счастливыми, приносит радость или мир уму, тогда как дурные реакции — те, что несут муки, тя­гостные ощущения и делают нас несчастными. Таким образом, реинкарнация делает нас свободными в выборе тех или иных действий, но пожинающими результаты или последствия. Фактически мы сами строим наше будущее, нашу сущность, соответственно желаниям, тенденциям и делам.

Теория воскрешения, в общем понимании, не объясняет, почему один человек рожден греховным, а другой добродетельным. И это согласуется со словами Лютера: «Человек — вьючное животное, которое движется туда, куда повелит наездник; иногда его седлает Бог, а иногда Сатана». Но почему Бог разрешает Сатане сед­лать Его собственное создание — никто не может ска­зать. Во всяком случае, человек вечно подвергается проискам Сатаны, заставляющим его совершать преступ­ления. Более того, эта теория предполагает предопреде­ленность: душа обречена воспарить к небесам или рухнуть в ад. Св. Августин первым разработал доктрину предопределенности и милости, чтобы объяснить, почему один рожден греховным, а другой безгрешным. Соглас­но этой теории, Бог, милосердный, покровительствует кому-то в Своей милости с самого момента рождения, и человек этот входит в мир, заведомо готовым ко спа­сению, в то время, как масса людей рождена греховны­ми, и они обречены на вечные проклятия. Очень немно­гие на самом деле удостаиваются милостивого дара быть спасенными. Более того, Бог, создавая человека из ни­чего, запрещает ему что-то, к примеру, прелюбодеяние, но одновременно не дает возможности повиноваться указаниям, предопределяя поступки. И в конце концов, Бог наказывает его вечными пытками за слабости чело­веческие. Тело и душа неразделимы, иначе, если душа будет освобождена от тела, наступит конец страданиям, а этого Бог не хочет. Все муки и наказания предопреде­лены до рождения. Таким образом, Св. Августин, вместо какого-либо объяснения, догмой о предопределенности и милости Господней несет ужас и страх в умы людей, в то время, как доктрина реинкарнации учит о постепенном прогрессе, через века, пока личностью не будет достигнуто совершенство, пока она не уподобится Иисусу или Будде, или небесному Отцу, и проявит божествен­ность, если не в этой, то в какой-либо следующей жизни. Один жизненный цикл слишком короток для развития всех задатков до совершенства. Если бы вам поручили сделать из идиота великого художника или философа, вы бы добились успеха на протяжении одной его жизни? Нет. А станете наказывать его за, то, что он не успел?.. Может человек, обладающий хоть крупицей здравого смысла, быть так непоследователен? Подобно этому, что вы думаете о Боге, когда он наказывает человека, не ставшего совершенством за краткий миг одной жиз­ни? И несерьезный довод — говорить, что Бог дал нам свободу выбора между правильным и ошибочным, и мы, мол, ответственны за свой выбор, а если делаем ошибки, то должны быть наказаны. Сторонники таких аргумен­тов забывают, что Бог развязал руки Сатане, чтобы тот развращал Его создания.

Это напоминает мне старую историю. Однажды не­кий заключенный был освобожден благодаря милосер­дию тирана. Но тиран сказал ему при этом: «Смотри, разбойник, я даю тебе свободу, ты можешь идти на все четыре стороны, но при одном условии: если ты подверг­нешься нападению какого-нибудь дикого животного, ты снова будешь брошен в темницу, и не будет конца твоим пыткам». Так он дал пленнику свободу, но одновременно приказал слугам выпустить голодного волка в погоню за несчастным. Вы можете представить, что случилось дальше? И можем ли мы, назвать этот поступок милосердным?

Доктрина реинкарнации говорит, что каждая душа потенциально совершенна и постепенно разворачивает свои возможности, задействуя их в процессе эволюции. Каждая ступенька этого процесса обогащает нас раз­личным опытом. И ни Бог, ни Сатана не ответственны за наши добрые и злые деяния. Добро и зло подобны гребню и впадине морской волны. А волна не может только возносить, но и швыряет вниз. Так в безграничном океане реальности постоянно вздымаются бесчисленные волны. Вершины их связаны с чем-то хорошим, а впа­дины — с бедами или несчастьями, и поток каждой жизни стремится вперед и вперед, к тому, что мы называем совершенством. Кто скажет, когда достигнем мы этой цели? А если кто-то смог, достиг?.. Он не станетдалее стремиться к перевоплощению. Другие же будут все еще двигаться по пути прогресса, сменяя тела. И реинкарнация не учит, как это думают некоторые, что с каждым воплощением мы начинаем с нуля, отнюдь, мы продолжаем путь с той точки, которой достигли к моменту смерти, и нить прогресса неразрывна. И не учит, что мы можем вернуться к телам животных после этой смерти, но — что мы получим наши тела согласно нашим желаниям, тенденциям и возможностям. Если личность не желает возвращаться в этот мир или какой-либо другой, если не хочет наслаждаться удовольствия­ми, доступными здесь, если она совершенно свободна от эгоизма, — этой личности не придется возвращаться назад. Теория реинкарнации логична и удовлетворяюща. Тогда как теория воскрешения не основана на научных истинах и не может логично объяснить причины рожде­ния и смерти, реинкарнация решает все проблемы жиз­ни, научно объясняет их, дает ответы на все вопросы и развеивает сомнения, возникающие в пытливых умах. «Реинкарнация не может быть легко понята беспеч­ным ребенком, который обманывается иллюзиями богат­ства, известности или славы. Он думает, все кончается со смертью, и таким образом снова и снова попадает под ее власть».

 

 

ТЕОРИЯ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ДУШ

 

Теория переселения душ, трансмиграции, одна из старейших, принятая людьми Востока, чтобы разрешить проблемы, соотносящие жизнь и смерть, а также объяс­нить длящееся существование после смерти. Эта теория предполагает бытие души как сущности, которая может жить, даже когда грубое материальное тело умирает и распадается на составляющие его элементы. Те, кто отвергает существование души — этого мыслителя и деятеля, остающегося в тени, души, как естества отличного, отделимого от грубого материального тела, неизбежно отвергают и теорию трансмиграции. Материалисты во все века отказывались принимать эту тео­рию, считая душу и тело неким единым целым. Потому они и не задавались вопросом, продолжит ли душа бытие. Материалисты вовсе не являются порождением века двадцатого, но жили издавна во всех странах. И в Индии и у других цивилизованных народов древности мы легко обнаружим мыслителей, которые приводят аргу­менты, знакомые нам по высказывания нынешних агно­стиков и ученых. Но, в общем, их доводы односторонни и неубедительны. Они пытаются представить душу или самосознающую сущность как комбинацию материи и материальных сил, но не достигают успеха в научных доказательствах. В свою очередь, никакие наши аргумен­ты в пользу души, ее существования, не могут убедить их, поскольку они отвергают наличие чего бы то ни было, что не может быть подтверждено органами чувств. А как мы можем перенести душу на чувственный план? Ведь, эфирная, она несравнимо тоньше чего-либо, что мы можем проанализировать с помощью наших чувств.

Те, кто пытается объяснить причину нашей земной жизни посредством теории наследственности, не верят в истину трансмиграции. Но если мы сравним доводы агностиков и материалистов, поддерживающих теорию наследственности, с аргументами, приводимыми сторонниками теории трансмиграции, то обнаружим — послед­няя дает гораздо более рациональные и удовлетворяю­щие объяснения.

Среди приверженцев великих религий мира большинство христиан, иудеев, мусульман отвергают пере­селение душ. О, конечно, было время, когда и христиане верили в трансмиграцию. Ориген и другие Отцы церкви принимали ее, пока Юстиниан не предал анафеме веря­щих в перевоплощение и предсуществование души. Что касается евреев, можно видеть, что в Каббале идея трансмиграции играет наиболее важную роль. Факти­чески каббалисты создали свою теорию, поскольку посредством других не могли объяснить происходящего в мире. Напомним основные положения религий, не при­нимающих трансмиграции, а значит, поддерживающих доктрину единственности рождения: Бог создал душу из ничего к моменту рождения, которое является пер­вым и последним для каждого, мы не существовали до того и были внезапно созданы Богом, а после смерти каждый из нас продолжит жить на небесах или в аду, чтобы наслаждаться или страдать там вечность. Среди современный спиритуалистов мы тоже встречаем сторон­ников теории единственности рождения. Но есть также миллионы и миллионы людей во всем мире, кто верит в переселение душ, и здесь они находят утешение, успо­коение, примирение со своей жизнью, ответы на вечные вопросы о смысле существования.

Теория трансмиграции, или метемпсихоз, как ее называют многие философы, являясь самобытной, учит о переселении души из одного тела в другое после смерти, или другими словами, это значит, что душа после пребывания в одном конкретном теле на протяжении определенного времени покидает его к моменту смерти, чтобы продолжить существование, получая дальнейший жизненный опыт, в другом теле — будь то человек, животное или ангел, — которое готово принять эту душу. Причем сторонники метемпсихоза считают, что вполне возможно после пребывания в ангельском обличье снова вернуться на человеческий план, а затем родиться в виде живот­ного. К тому же переселяющаяся субстанция, обладая вполне определенными качественными и количествен­ными характеристиками, выбирает себе форму согласно своим вкусам, желаниям и склонностям. Подобная идея преобладала среди древних египтян, которые считали, что отлетевшая после смерти душа тысячелетия путе­шествует от одного тела к другому, стараясь обогатиться опытом всех существ на каждой стадии жизни.

А вспомнив греческих философов, мы тоже обнару­жим сторонников теории метемпсихоза или переселения душ. Это Пифагор, Платон и их последователи. Пифагор говорит: «После смерти рациональный ум, освободясь от уз тела, становится эфирным и переходит в некую область, где пребывает, пока не отсылается назад, чтобы обитать в каком-либо другом теле человека или животного. Претерпев ряд очищений и став достаточно совершенным он перемещается к богам, возвращается к веч­ному источнику от которого и произошел. Платон тоже поддерживал метемпсихоз. Конечно, мы не можем точно сказать, откуда к Пифагору и Платону пришли такие идеи. Кое-кто считает, что они изучали египетские докт­рины. Другие думают, что прямо или опосредованно они почерпнули теорию трансмиграции в Индии. Исполь­зуя мифологический язык, Платон описывал в «Федре» причины рождения душ на том или ином плане, чело­веческом или животном. Платон же говорит: «Десять тысяч лет должно пройти до времени, когда душа смо­жет вернуться к месту своего исхода, поскольку она не может вырастить свои крылья за меньший срок»; «В конце первого тысячелетия души добрых и злых соби­раются вместе вытягивать жребии и выбирают себе тела согласно склонностям характеров. Они могут взять то, что им понравилось». То есть вместо того, чтобы полу­чить жизнь, являющуюся естественным следствием свер­шенных подвигов или злодеяний, им позволено выбирать свой жребий, сообразуясь с полученным опытом и наклонностями. «Те, кому человечество внушает отвращение, предпочитают рождаться животными, такими как лев или орел. Другие рады испытать судьбу в человеческом обличье».

Но, надо сказать, теория трансмиграции, описанная Платоном, имеет некоторое отличие от подобной теории, существовавшей в Индии его времени. В идее Платона, как мы это уже отмечали, душам позволено выбирать свой жребий, согласно опыту и вкусу, но без учета свершенных подвигов или злодеяний. Платон умалчивает о законе, которому подчинены души. Но мыслители и фи­лософы древней Индии полагали, что каждая индиви­дуальная душа направляется непреложным законом, получая тело в соответствии с содеянным, и вовсе не имеет свободного выбора предстоящей жизни. Они открыли универсальный закон причины и следствия, действия и противодействия, названный в санскрите термином КАРМА, из которого знаем: за каждой причи­ной тянется следствие сходной природы, а каждое дейст­вие порождает подобное же противодействие, и наоборот, каждая реакция есть результат действия или причины сходного характера. И всегда соблюдается равновесие, гармония между причиной и следствием, действием и противодействием. Этот закон Кармы теперь принят в качестве фундаментальной истины современной науки, называемой разными именами: закон причинности, закон компенсации, закон возмездия, закон действия и противодействия, но все они имеют отношение все к той же идее: каждая причина должна порождать подобный себе результат, а каждое действие — подобное себе про­тиводействие.

Далее, древние индийские мыслители обращались к закону Кармы, чтобы объяснить судьбу человеческих душ, и именно на этом законе они основали теорию трансмиграции, утверждая, что души подчинены непреложному закону, и обойти его нельзя — их мысли и деяния есть причины, производящие результат подоб­ной же природы. И их будущее рождение не зависит от их каприза, от свободного выбора, но ограничено мыс­лями и подвигами или злодеяниями, свершенными в предыдущей жизни. И если, по Платону, они предпочтут, к примеру, животную, звериную форму, то так тому и быть, по мнению индусов — наши мысли и дела принуждают нас принять ту или иную форму, и мы под­чинены закону Кармы, управляющему нашими будущи­ми рождениями и эволюцией наших душ. Следовательно, индусская теория трансмиграции фундаментально отли­чается как от платонической, так и от египетской. К тому же из последних мы видим: души, оставив старые тела, входят в другие, которые ожидают, желая запо­лучить вселяющиеся души. В индусской же теории тело вовсе не ожидает такую душу, но, напротив, душа, бу­дучи субъектом закона эволюции, строит грубое матери­альное тело, согласно своим желаниям, и тенденциям. Так же как семя жизни развивает более грубые формы путем клеточного деления, роста и приспосабливания к окружающей среде, так и человеческая душа форми­рует тело, повинуясь законам физического плана. Ро­дители есть не что иное, как канал, через который вселяющаяся душа получает свои материальные форумы. Родители не создают душ, они не имеют возможности их создавать. Они могут дать только подходящие усло­вия, необходимые для формирования грубого физиче­ского тела. Души входят в тела, обладая своими жела­ниями, тенденциями, возможностями и остаются в их ядрами жизни.

Далее, эти ядра, содержат жизненные силы, чувственные возможности, физическую энергию и эфирные частицы материи. Ко времени смерти душа сжимается и изымает из органов чувств все свои возможности, задатки, силу, стягивая все это к сокровенному центру, и в таком сжатом состоянии покидает тело. Но она ни­чего не теряет. Согласно закону постоянства сил и сох­ранения энергии, собранное в центре остается скрытым, пока окружающие условия не окажутся благоприятны­ми для нового проявления духовной сущности, что при­ведет к следующему рождению, а вместе с тем к про­должению раскрытия заложенных возможностей ядра жизни или души индивидуума, которая называлась раз­ными именами: монадой — по Лейбницу, или биоплазмой — современными учеными, но философы Веданты писали о ней, прежде всего, как о тонком теле. Эти ядра или тонкие тела есть субъекты эволюции и роста, они поднимаются от низших к высшим стадиям развития, от минералов через растения к животному миру, затем, становясь людьми, далее продолжают прогрессировать. Согласно теории Платона, совершенно исключен прогресс, как рост и постепенное развитие души, потому что переселяющаяся субстанция, как это уже отмеча­лось, обладает фиксированными раз и навсегда задан­ными свойствами, не подверженными эволюции. И вот, чтобы различить эти две идеи, следует назвать индус­скую теорию трансмиграции термином РЕИНКАРНА­ЦИЯ, хотя и та, и другая, поддерживают переселение душ после смерти тела. Но индусская, или ведантическая теория реинкарнации не соответствует и буддист­ской теории возрождения, поскольку буддисты не верят в постоянное существование души.

Еще раз остановимся на отличиях и особенностях теории реинкарнации. Душа поднимается по ступеням эволюции, обогащаясь опытом и знаниями, подходит к человеческому плану, но ее развитие никогда не идет вспять, хотя и может временно замедляться, приостанавливаясь на той или иной ступеньке, и душа, в результате вышедшая на человеческий план, уже никогда не спустится вниз к животным телам, в то время, как платоническая теория учит, что души людей могут вселяться в тела зверей или ангелов, и что некоторые предпочитают именно тела животных. Теория реинкар­нации говорит, основываясь на научных истинах посте­пенной эволюции: человеческая душа уже миновала стадию животного, а тем более — растительного мира, в естественном процессе развития, и однажды получив в свое распоряжение человеческий организм, зачем понадобится ей двигаться назад, выбирая менее совершенный организм животного? Есть ли возможность для более развитой субстанции проявиться полной мерой в относительно несовершенном теле (это касается, прежде всего, духовных задатков и их реализации), и наоборот, имеет ли смысл использовать для существа с недоста­точно развитой душой тело более совершенное в отно­шении возможности духовных проявлений? Эти сопоставления естественно не идут на пользу сторонникам платонической теории.

Однако не будем отрицать, что в Индии достаточно необразованных людей и среди индусов, которые верят, что души людские обречены селиться в звериных телах, если жизнь их была неправедной, — чтобы пожинать пло­ды своих злодеяний, в соответствии с законом Кармы. Но образованные, мыслящие умы Индии придерживают­ся более рациональной и научной теории реинкарнации. И хотя в отдельных местах священных писаний индусов вроде бы очевидно упоминается возможность регрессии, отступления в развитии, мы считаем, что такие пассажи не значат прямо, что душа обязана взять тело живот­ного, но она будет жить подобно животному, даже имея человеческое обличье; мало ли мы видим среди людей, таких, которые похожи на котов и собак, на змей — характером и повадками. Часто они куда более пороч­ны, чем настоящие коты, собаки или змеи. Они пожи­нают плоды своей собственной Кармы и проявляют свою животную натуру, хотя физически похожи на че­ловеческое существо. Этот род регрессии возможен для тех, кто после достижения человеческого плана должен рассчитаться за безнравственные мысли и деяния пре­быванием на животном плане. Такая временная регрес­сия приносит дополнительные знания и помогает даль­нейшему прогрессу в проявлении лучших задатков на более высоком сознательном плане. Все порочные мысли и поступки есть не что иное, как результат наших собственных ошибок. Что есть грех? Да не что иное, как ошибка, и она происходит от неведения. К примеру, если я не знаю, что огонь обжигает, я могу сунуть в него палец, что окажется очень болезненным. Резуль­татом этой ошибки будет ожог пальца, и это научит меня раз и навсегда осторожности с огнем. Итак, каж­дая ошибка — великий учитель на долгом жизненном пути. Никто не рожден таким совершенным, чтобы на­прочь избежать ошибок или грехов. Каждая ошибка открывает нам глаза на законы вселенной, подводя нас к желаемым результатам. И поскольку одна жизнь слишком мала для обогащения опытом всех стадий эволюции, нам приходится принять доктрину реинкарнации души для достижения окончательной цели земной жизни. Профессор Хаксли сказал: «Лишь мыслители-торопыги отклонят эту теорию на основании якобы прису­щей ей абсурдности. Подобно самой доктрине эволюции теория переселения душ имеет корни в мире реаль­ности».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: