ЭВОЛЮЦИЯ И ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ




 

Поразительные достижения современной науки каждодневно приоткрывают ворота мудрости и понемногу подводят человечество все ближе и ближе к истинной реальности вселенной. В огне знания, зажженном нау­кой, уже горят многие догмы, поддерживаемые суеве­риями прошлого, которые стоят на пути умов, ищущих истину. Сначала ученые отвергли теорию создания все­ленной из пустоты, из ничего с помощью неких сверхъестественных сил, доказали, что мир в его настоящем виде не появился вдруг всего лишь несколько тысяч лет назад. Нет, до сегодняшнего состояния он прошел через разные стадии, каждая из которых зависела от предыдущей в соответствии с законом причинности, согласно определенным правилам. Феномен вселенной, по мнению ученых, есть предмет эволюции или постепен­ного изменения, прогрессивного развития от относитель­но однородного к относительно сложному состоянию. От огромнейшей солнечной системы до малейшей былинки — все в мире подошло к нынешним формам и структурам в соответствии с космическим законом эволюции. И земля, вполне возможно, постепенно образовалась из туманных масс, пребывающих сначала в газообразном состоянии. Солнце, звезды, луна, все планеты и их спут­ники претерпели бесчисленные изменения, так же как развивались, эволюционируя, растения, насекомые, ры­бы, рептилии, птицы, животные, человек, то есть вся живая материя — от крошечных зародышей жизни до их настоящих форм. Теория эволюции говорит, что че­ловек не появился вдруг, но произошел от низших жи­вотных и растений, прямо или косвенно. Семя жизни миновало разные стадии физических форм, прежде чем проявиться как человек. Эмбриологи доказали, что че­ловека можно рассматривать «как конспект всего сущего», и он в развитии проходил разные стадий животного мира — от полипов и рыб до обезьян, предваряющих завершение формирования человеческого облика. Как мыпомним, природа всегда последовательна, ее законы действуют на все объекты и в макро-, и в микрокосмосе. И ядра жизни, существующие в мире, развивались по­добно тому, как развивается человеческий эмбрион, ми­нуя стадии, соответствующие разным животным.

Объясняя теорию эволюции, ученые говорят: есть два принципиальных фактора в процессе эволюции: первый — это тенденция к разнообразию, проявляющаяся во всех формах жизни от овощей до животных; второй — тен­денция окружающего мира влиять на эти разнообразия благоприятным или неблагоприятным образом. Без пер­вого эволюция любого рода была бы совершенно невоз­можной. Но причина этой внутренней тенденции к раз­нообразию пока еще неизвестна ученым. Вторая тенденция связана с законом естественного отбора. Изменяемое приспосабливается к условиям жизни. Постепенно ядро жизни будет изменяться, выбирая подходящее окружение или подгоняя себя, чтобы соответство­вать внешним условиям, если они неблагоприятны. Но средство для осуществления этого естественного отбора есть борьба за существование, и это не менее важный фактор. Таким образом эволюция зависит от трех законов: тенденции к разнообразию, естественного отбора и борьбы за существование. На основании их ученые пы­таются объяснить физическую, ментальную, интеллек­туальную, нравственную и духовную эволюцию челове­чества. Но теория эволюции остается незавершенной, пока ученые не смогут проследить причину внутренней тенденции к разнообразию, которая проявляется на каж­дой стадии всех живых форм.

Если мы поближе познакомимся с человеческим «я», обнаружим, что оно имеет две природы: одну — приближенную к животным, а другую — нравственную или ду­ховную. Животное естество включает такие проявления, как желание чувственных наслаждений, эгоизм, страх перед смертью, борьбу за существование и так далее. И каждое из подобных проявлений человеческой сущности может быть обнаружено в животном мире, отличаясь разве что степенью выражения, но не родом. В диких племенах проявление животного естества проще и на­туральнее, в то время как в высоко цивилизованном обществе манера выражения не столь явственна, форма искусственна и изысканна. Здесь те же естественные потребности удовлетворяются с помощью различных приспособлений; политика и планирование приводят, в конечном счете, к тем же результатам, но в более отшлифованной форме. В борьбе за существование сре­ди животного мира и диких племен выживает и полу­чает преимущество тот, кто физически более крепок. А вот в цивилизованном мире мало физической силы, здесь главенствуют мастерство, искусство, политика и страте­гия. Многочисленные виды оружия, помогающего при обороне и атаке, чаще приводят к победе того, кто более искусен во владении им, и более сильный физически вынужден сдаваться. Простое проявление животного естества тоже усложнялось в процессе эволюции. И здесь явственна разница между дикарями и цивилизо­ванными народами. Энергия примитивных человеческих существ расходуется, прежде всего, на борьбу за лучшее материальное существование.

Есть и другое естество человека, которое выше описанного. Выражается оно по-разному, но располагается на более высоком плане. Любовь к истине, владычество над страстью, контроль за чувствами, самоотвержен­ность, доброта и милосердие ко всему сущему, желание помочь страдающему, прощение, набожность и вера в Верховную Сущность — все это проявления более высо­кой нравственной и духовной натуры. И оно не может быть объяснено развитием животной природы посредст­вом борьбы за выживание. Эти качества не обнаружи­ваются у низших животных, хотя борьба за существо­вание наличествует везде. Нравственная и духовная природа человека, ее развитие не прослеживается из постепенного развития животной сущности. Сами эво­люционисты спорят между собой, приводя в объяснение разные до­воды. Некоторые говорят, что более высокие качества и в этом плане произошли из низших, развились путем изменений и естественного отбора, в то время, как другие поддерживают идею некоего высшего влияния, его закона или фактора, который необходимо принимать в расчет.

Профессор Хаксли говорит: «Я убежден, наивысшие этические принципы, добродетели, такие как доброта, достоинство, развиваются в направлении, которое во всех отношениях может быть противопоставлено веду­щему к успеху во всеобщей борьбе за выживание. Там, где господствует безжалостное самоутверждение, добро­детель требует сдержанности, там, где попираются пра­ва, где наступают на горло конкуренту, появляется потребность не просто уважать, но и помочь собрату. Высокая нравственность отвергает гладиаторскую теорию существования. Добродетель требует от человека, которому не чужд разумный подход к бытию, не забывать о долге перед теми, кто трудолюбиво созидает сущее, и остерегаться поступков, которые могли бы ослабить мир, а ведь здесь нам всем дозволено жить. Законы и нравственный предписания направлены к тому, чтобы обуздать космический процесс борьбы, и напоминают личности о ее долге перед обществом, чьей защите и влиянию, может быть, самим существованием и, наконец, жизнью в чем-то лучшей, чем грубая жизнь дикаря, че­ловек обязан».

Профессор Калдервуд говорит: «Что касается человеческого организма, то, кажется, перед теорией эволю­ции в объяснении многого нет препятствий, но она ста­новится в тупик перед проявлениями глубокой мыслительной деятельности, саморегулирования и гуманизма». Таким образом, прислушиваясь к мнению величайших мыслителей, соглашаемся, что теория эволюции не дает достаточного и удовлетворительного объяснения проис­хождению нравственного и духовного естества человека от животного естества. И теория естественного отбора в борьбе за существование не помогает нам. Они несо­вершенны, так как не могут объяснить множества фактов.

Полагая, что «тенденция к разнообразию» привела к появлению духовности человека, они не проясняют ни причин этой тенденции, ни пути, которым животное качество могло бы трансформироваться в высоконравственное. И еще — неопределенна ли эта тенденция или ограничена каким-либо определенным законом? Вопросы остаются без ответа.

Объяснения теологов, мол, духовная сущность добавлена к животной природе неким сверхъестественным ду­хом, ненаучны и не взывают к разуму.

А теперь давайте посмотрим, что на этот счет говорит Веданта. Веданта принимает теорию эволюции и законы разнообразия и естественного отбора, но идет дальше, раскрывая причины «тенденции к разнообра­зию». «Нет ничего в конце, чего не было бы в начале» — такой закон управляет процессом эволюции наряду с законом причинности. Если мы воспримем эту великую истину природы, то не останется трудностей, чтобы объяснить посредством теории эволюции постепенное проявление более высокого естества человека. И научный монизм тоже имеет тенденцию склоняться к подобным выводам.

Некоторые современные ученые, занимающие монистические позиции, открывают для себя истины, которые уже давным-давно были доступны ведантическим фило­софам Индии. Дж. Артур Томсон в книге «Изучение животной жизни» говорит: «Мир един; его духовная составляющая — основная реальность, и нет ничего в конце, чего не было бы также и в начале». Жаль, что эволюционисты не приемлют этой истины. Давайте подумаем, разберемся подробнее. Смысл высказывания таков: все, что существовало потенциально ко времени начала эволюции, постепенно стало проявляться на разных стадиях или ступенях эволюции, и в конце кон­цов достигло формы высокоразвитой гуманной сущности. Нам приходится признать возможность всех проявив­шихся задатков существовавшей в той самой биоплазме или в ядре согласно закону: «есть в конце — было и в начале». Животное естество, более высокое проявление личности, ум, интеллект, дух — все это потенциально существовало в семени жизни. А вот если мы не примем этого закона как данности, сразу возникнет проблема: как может несуществующее стать существующим? Как может что-то взяться ниоткуда? Каждое семя жизни, согласно Веданте, обладает неограниченной энергией и возможностями. Они остаются скрытыми, имея естест­венную тенденцию проявиться совершенно и стать дей­ствующими. В этом процессе они изменяются, согласуясь с окружающей средой, выбирая подходящие условия или сохраняясь скрытыми до тех пор, пока обстоятельства не станут благоприятствовать им. Эти изменения проис­ходят из потребности потенциальных сил превратиться в действующие. Когда жизнь вступает в свои права и ум развивается, возможности действий и реакций, прежде скрытые в семени жизни, становятся реальностью, и в некотором смысле их можно считать новыми. Никто не может представить себе объема скрытой энергии, заключенной до поры до времени в крошечном жизнен­ном ядрышке, пока она не обретет грубые формы физи­ческого плана. Рассматривая семя баньяна, тот, кто никогда не видел этого дерева, вообразит ли, какая сила дремлет в зернышке. И глядя на новорожденного, мо­жем, ли мы сказать, будет он великим святым или чу­десным художником, или философом, или идиотом, или худшим из негодяев. Родители ничего не знают о его будущем. Но вместе с ростом определяются скрытые возможности, постепенно начинают проявляться. И те из них, которые крепче, выраженней, одолевают слабейших, подчиняют себе их развитие. Но когда возможности, оказавшиеся подчиненными, притушенными, встречают благоприятные условия, они быстро проявятся в ярко-выраженной форме. К примеру, химические силы могут дремать в материи на протяжении тысячелетий, но вот веществу стал доступен контакт с реагентом, и силы, тут же появившись, проявившись, приводят к определен­ным результатам. Тысячелетия гальванизм, как явление, дремал в меди и цинке, лежащих возле серебра. Но вот они вошли в контакт при требуемых условиях, и серебро оказалось снедаемым пламенем. Сухое семя растения может сохраняться спящим на протяжении двух и даже трех тысячелетий, а затем, попав в благоприятные усло­вия, ожить для новой жизни. Сэр Г. Вилкинсон, знаме­нитый археолог, нашел несколько зерен пшеницы в гер­метически запечатанной вазе в одной из гробниц, где они пролежали три тысячи лет. Когда мистер Петтигру посеял зернышки, они к положенному сроку преврати­лись в растения. А корешки овощей, обнаруженные в руке египетской мумии — им было по крайней мере две тысячи лет, — посадили в цветочный горшок, и там они прекрасно росли. Таким образом, когда бы скрытые возможности ни оказались в подходящих условиях, они имеют тенденцию проявиться в соответствии со своей природой, пусть пройдут даже тысячелетия.

Подобно этому, мы встречаем множество примеров скрытых умственных, ментальных возможностей. Слу­чается, что, долго бездействуя в обычных для нас усло­виях, они вдруг проявляются в ненормальных состоя­ниях, таких, как сумасшествие, бред, каталепсия, гипно­тический сон и так далее: вспышка ясного сознания, а за нею снова полное забвение проявленных возможно­стей — в нормальном состоянии. Таланты красноречия, музыкальные, художественные, необыкновенная изобре­тательность в некоторых механических ремеслах, даже следы чего не прослеживались, когда человек пребывал в здравом уме, неожиданно развивались при помеша­тельстве. Сомнамбулы в глубоком сне решали трудней­шие математические задачи исовершали поступки, результаты которых поражали их самих после пробуж­дения. И мы понимаем, что каждый ум индивидуума есть хранилище множества, возможностей, различных впечатлений и идей, некоторые из которых проявляются, в то время как другие остаются скрытыми. А ныне су­ществующее состояние ума и тела есть не что иное, как проявленная форма некоторых ранее бездействовавших возможностей, что существовали в нас самих. Но если другие наши возможности начнут проявляться, то и все естество примет несколько иную форму. Проявление скрытых возможностей лежит в основе процесса эволю­ции от одного вида к другому. Эта идея выражена в словах Патанджали, великого индусского эволюциониста, жившего еще до Христианской эры. Во втором афоризме четвертой главы (см. «Раджа-йога» Свами Вивекананда, стр. 210) говорится: «Эволюция к другим видам обусловлена самой сущностью природы». И естество полнится, в основном, не от каких-то внешних сил, а за счет внутренних резервов. Ничто не добавляется инди­видуальной душе извне. Ядра уже там, но их развитие зависит от вступления в контакт с условиями, требуемы­ми для их проявления. Случалось видеть безнравствен­ного человека вдруг ставшего добропорядочным. Есть примеры убийц и грабителей, ступивших на путь свя­тости. Люди религиозные объясняют причины этих внезапных изменений, говоря, что милость Всемогущего пала на них и преобразовала их натуру в целом. Но Веданта учит, что нравственные и духовные возмож­ности сохранялись скрытыми в них и, наконец, пробудились, дав в результате неожиданные изменения к лучшему. И вряд ли кто скажет, когда именно проявят­ся эти дремлющие задатки. Ядро жизни, или индиви­дуальная душа, как чаще называют, обладает безгра­ничными возможностями. Каждое семя жизни можно сравнить скнигой природы, в которой мы открываем одну страницу за другой. Когда же мы перелистаем все страницы, или, другими словами, пройдем все стадии эволюции, совершенное знание будет получено и уроки закончатся. Мы уже прочитали книгу нашего более низкого естества, то есть прошли через каждую стадию животной жизни — от крошечной частицы биоплазмы до современной стадии существования. Теперь мы изучаем главы, посвященные нравственным и духовным законам. Но если кто-то захочет перечитать страницу заново, он сможет сделать это. Он будет снова и снова возвра­щаться к одной и той же главе, пока не удовлетворится и совершенно не усвоит прочитанного. Подобно этому, если индивидуальной душе нравится какая-либо частная стадия, она будет воплощаться здесь снова и снова, до того, как двинется изучать следующую страницу. Один читает медленно, другой быстрее, но каждому из нас предназначено прочитать всю книгу природы и достиг­нуть совершенства раньше или позже.

Согласно Веданте, конец и цель эволюции — в достижении совершенства. Физическая эволюция животного мира достигла совершенства в человеческой форме. Здесь, при существующих условиях не может быть дру­гой формы выше, чем человеческая. И это — совершенство животных форм. Но когда совершенство достигнуто в каком-то одном плане, цель заменяется. Видим ли мы в природе какую-либо другую форму более высокораз­витую, чем человеческое тело? Нет. Будем ли мы несправедливы, если скажем, что конец физической эво­люции есть достижение совершенства животной формы? Но естественные законы действительны во всей вселен­ной, значит, конец интеллектуального, нравственного и духовного развития, эволюции наступит, когда мы добьемся интеллектуального, нравственного и духовного совершенства. Интеллект можно будет назвать совер­шенным, когда мы поймем истинную природу вещей и перестанем ошибаться, принимая нереальное за действи­тельное, материю за дух, преходящее за вечное, или наоборот. Моральное совершенство состоит в разрушении эгоизма; духовное совершенство — проявление истинного естества духа, которое бессмертно, свободно, божественно и едино с Духом Вселенной или Богом. Эволюция стремится достичь своей наивысшей цели, момента, когда дух проявится совершенно. Тенденция естества — иметь совершенное проявление всех его за­датков. Причем сначала проявляются одни возможности, в то время как другие остаются в бездействии. Как мы видим, в процессе эволюции, прежде всего, проявились животные возможности естества, а нравственная и ду­ховная сущность остается скрытой. Затем животная природа отступает, отходит на второй план, пропуская вперед моральные и духовные составляющие личности. Поэтому-то мы и не находим выражений нравственности и духовности в более низких видах живых существ и в тех людях, которые предпочитают жизнь, свойственную животным. Но человек — единственное животное, в котором возможно совершенное выражение морального и духовного естества.

Стоит только душе индивидуума начать изучать свою духовную сущность, ее низшая или животная сущность постепенно тускнеет, теряет свою значимость, и вся энергия направляется для развития высшей составляю­щей личности, которая становится исполненной силы. А затем душа напрочь освобождается от низшего естества. Причем каждая из стадий удерживает душу на необхо­димое время, потом ее влияние ослабевает, душа подни­мается на следующую ступень, и в конце концов дости­гает совершенства, полностью самовыражаясь, реализуя свою истинную сущность, бессмертную и божественную, проявляя истинную индивидуальность. За недостатком знаний существо отождествляло себя каждый раз с неким «я», находящимся на каждой последовательной стадии и думало, что его индивидуальность обусловлена задатками, проявляемыми на протяжении этой самой конкретной стадии, ошибочно предполагало, что под­вержено изменениям, которыми управляет каждая ста­дия. Но наконец личность осознала, что на самом деле индивидуальность не была затрагиваема и всегда просвечивала через некоторые изменяемые, зависящие от внешних условий оболочки. Вспомним свет лампы, проходящий через разноцветные стеклышки. Так и свет истинной индивидуальности появляется как животный или гуманистический, когда проходит через звериное или человеческое естество тонкого тела. И само тонкое тело изменяется от животной сущности через нравственную и духовную к божественной. А так как постепенный рост не может быть завершен в течение одной жизни, нам приходится принять истину реинкарнации, которая учит о постепенной эволюции ядра жизни или индивидуаль­ной души через многие жизни и разнообразные формы. В противном случае теория эволюции остается незавер­шенной и бесцельной. Доктрина реинкарнации отличает­ся от теории эволюции тем, что исходит из постепен­ности и продолжительности эволюции тонкого тела через грубые формы. Физическое тело может появиться и исчезнуть, но тонкое тело продолжает существовать после разложения трупа и проявляет себя снова в сле­дующей, другой форме.

Поэтому в «Бхагавад-Гите» говорится: как в нашей обычной жизни душа переходит из тела младенца к юноше и далее — к старику, перенося с собой все впечатления, идеи и опыт, собранный на этих стадиях су­ществования, и воспроизводя их в надлежащее время, так и душа переходит из старческого тела в новое и берет с собой весь опыт, все собранное за время преды­дущего воплощения. Зная это, мудрый никогда не боится смерти. Он понимает: смерть есть не что иное, как замена одного тела на другое. Так что, если кто-либо не добьется значительного успеха в победе своего высшего естества над низшим, он будет пытаться сделать это в следующем воплощении, начиная с той точки развития, которой достиг в своей прежней жизни. Он не начнет от начала начал, но продолжит свой путь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: