Первая медицинская помощь детям
При неотложных состояниях
Учебное пособие
Киров, 2011
Печатается по решению методического Совета
Кировского медицинского колледжа
Первая медицинская помощь детям при неотложных состояниях: Учебное пособие. /Составитель: к.м.н., преподаватель высшей категории М.Р. Куимова – Киров: Кировский медицинский колледж, 2011. – 62 с.
В учебном пособии по дисциплинам «Сестринское дело в педиатрии» и «Педиатрия с детскими инфекциями» представлены алгоритмы оказания первой медицинской помощи. Приведена дифференциальная диагностика угрожающих состояний у детей. Большое внимание уделено этапам оказания первой доврачебной медицинской помощи в зависимости от клинической ситуации.
Пособие имеет большое количество таблиц, рисунков, примечаний, что облегчает самостоятельное изучение учебного материала и ориентировано на эффективное его усвоение.
Учебное пособие предназначено для студентов специальности «Сестринское дело» и «Лечебное дело», выпускников и преподавателей медицинских училищ и колледжей.
Рецензент:
Л.А. Лопатин – главный врач детской клинической городской поликлиники № 1 г. Кирова.
© Куимова М.Р. – Киров, 2011.
Содержание
Пояснительная записка.. 4
Введение.. 5
1. Гипертермический синдром... 7
2. Бронхиальная астма (БА) 9
3. Сахарный диабет (СД) 12
4. Первичная сердечно-легочная реанимация у детей.. 17
5. Острые кишечные инфекции (ОКИ) 19
6. Кровотечения.. 21
7. Острые отравления.. 23
8. Почечная и мочеточниковая колика.. 27
9. Срыгивания.. 28
10. Рвота.. 29
11. Запор.. 30
12. Метеоризм... 30
13. Боль в животе.. 31
|
14. Менингококковая инфекция.. 32
15. Тепловой и солнечный удары... 33
16. Укусы пчел (ос, шмелей), клещей, собак.. 35
17. Отморожение.. 37
18. Ожоги термические.. 38
19. Анафилактический шок (АШ) 39
20. Острые аллергические реакции (ОАР) 41
21. Судороги у детей.. 43
22. Острый стеноз верхних дыхательных путей у детей.. 45
23. Острая сосудистая недостаточность у детей (ОСН) 48
24. Вегето-сосудистые кризы у детей (ВСК) 50
25. Задачи по оказанию доврачебной помощи при неотложных состояниях в педиатрии с эталонами ответов.. 52
26. Задания в тестовой форме.. 58
Список литературы... 62
Пояснительная записка
Учебное пособие «Первая медицинская помощь детям при неотложных состояниях» составлено согласно типовой учебной программе, утвержденной генеральным директором ГОУ Всероссийский учебно-методический центр по непрерывному медицинскому образованию Минздрава России П. А. Душенковым в 2003 году и в соответствии с требованиями единого государственного образовательного стандарта, утвержденного Министерством образования РФ и Министерством здравоохранения РФ регистрационный №02-0406-Б, 2001 г.
Учебное пособие ориентированно на реализацию требований Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускника по дисциплине «Сестринское дело в педиатрии».
Дисциплина изучается студентами на 3 курсе в V-VI семестрах в общем объеме 192 часов, из которых на изучение темы «Первая медицинская помощь при неотложных состояниях у детей» отведено 6 часов практических занятий и 2 часа лекционных занятий.
В соответствии с требованиями Программы студент должен знать причины развития, первые признаки неотложных состояний у детей, характеристику терминальных состояний и принципы проведения реанимационных мероприятий, роль медицинской сестры в оказании доврачебной помощи при неотложных состояниях у детей. Студент должен уметь: оказывать первую медицинскую помощь согласно стандарту при наиболее часто встречающихся неотложных состояниях у детей, обеспечить инфекционную безопасность пациента и медицинской сестры.
|
Цель учебного пособия – закрепить у студентов знания экстренной диагностики угрожающих состояний, уверенное выполнение манипуляций в строгой последовательности и четкое выполнение назначений врача.
В учебном пособии представлены алгоритмы оказания неотложной помощи, в зависимости от угрожающего состояния. Особое внимание уделено этапам первой доврачебной медицинской помощи. Большинство угрожающих состояний представлены в дифференциальной диагностике, где полностью освещены причины, кинические проявления заболевания и представлены алгоритмы оказания неотложной помощи, в зависимости от клинической ситуации.
Пособие имеет большое количество таблиц, рисунков, примечаний, что облегчает самостоятельное изучение учебного материала и ориентировано на эффективное его усвоение. Одним из методов предупреждения ошибок в оказании первой доврачебной медицинской помощи в условиях дефицита времени при развитии угрожающего состояния является разумное использование алгоритмов оказания неотложной помощи, схем и таблиц по дифференциальной диагностике.
|
Вопросы первой доврачебной медицинской помощи в педиатрии включены в промежуточную и государственную аттестацию выпускников.
Введение
Угрожающие жизни состояния – это состояния, при которых существует декомпенсация жизненно важных функций организма пациента (дыхания, кровообращения, нервной системы) или имеется опасность её возникновения.
Развитие угрожающих жизни состояний у детей обусловлены рядом факторов:
· анатомо-физиологическими особенностями;
· несовершенством нейрогуморальной регуляции функций организма;
· отягощенным преморбидным фоном;
Перед медицинским работником, оказывающим первую медицинскую помощь, стоят следующие задачи:
· диагностика угрожающего состояния;
· оказание неотложной помощи, позволяющей стабилизировать состояние пациента;
· принятие решения о необходимости и месте госпитализации.
Важной составляющей экстренной диагностики на догоспитальном этапе является анамнез. В анамнезе болезни у детей раннего возраста особое внимание обращается:
· на сведения, позволяющие определить причину угрожающего состояния;
· сколько времени прошло с момента развития угрожающего состояния;
· на изменение поведения ребенка;
· гиподинамию, вялость или гиперактивность;
· изменение аппетита, нарушение сна, появление сонливости, вялости у обычно активного ребенка;
· срыгивания, рвота;
· появление жидкого стула у маленьких детей;
· выявить наличие предшествующей перинатальной патологии нервной системы;
· выяснить, как протекали беременность и роды;
· наблюдается ли ребенок у специалистов;
· аллергологический анамнез;
· информация о прививках, поствакцинальных реакциях;
· о контактах с инфекционными больными;
· важным считается, социальный статус семьи.
В отличие от взрослых у детей раннего возраста диагноз почти в 50 % случаев ставится по данным анамнеза и только в 30 % - по результатам физикального обследования.
Первоочередная задача физикального обследования у пациентов детского возраста направлена на выявление:
· признаков угрожающего состояния;
· степени нарушения витальных функций и необходимости проведения экстренных лечебных мероприятий по жизненным показаниям;
· определение состояние центральной нервной системы, гемодинамики, дыхания и при необходимости выполнения неотложных мероприятий;
· области повреждения, ведущего патологического синдрома и постановки диагноза.
Основная цель неотложной терапии на догоспитальном этапе – оказать минимально достаточный объем помощи, без которого жизнь пациентов может остаться под угрозой.
На догоспитальном этапе важно выбрать путь введения лекарственных средств. В основном используется внутривенный путьвведения, который наиболее предпочтителен в тех ситуациях, когда по характеру заболевания и (или) тяжести состояния пациента требуется экстренное воздействие препарата на какие-либо функции организма. В случае необходимости неоднократного введения препаратов, проведения инфузионной терапии, транспортировки, в процессе которой будет осуществляться терапия.
Рисунок 1. Алгоритм действия при неотложных состояниях.
Рисунок 2. Структура обучающей программы.
1. Гипертермический синдром
Гипертермический синдром следует считать патологическим вариантом лихорадки, при котором отмечается быстрое и неадекватное повышение температуры, сопровождающееся нарушением микроциркуляции, метаболическими расстройствами и прогрессивно нарастающей дисфункцией жизненно-важных органов и систем.
В клинической диагностике у детей рассматриваются два основных варианта гипертермии (таблица 1).
Показания к проведению жаропонижающей терапии:
1. во всех случаях высокой температуры (39°С) вне зависимости от возраста больного;
2. при умеренном повышении температуры (38°С) у детей с эпилепсией, судорожным синдромом (фебрильными судорогами), выраженным гипертензионным синдромом при перинатальной патологии и других неблагоприятных факторах риска;
3. во всех случаях «бледной» лихорадки;
4. при умеренном повышении температуры у детей первых трех лет жизни.
Проводить терапию необходимо от простого к сложному!
Терапевтическая тактика при развитии лихорадки у детей с неотягощенным преморбидным фоном | ||||
Повышение температуры тела (t° аксиллярная) | ||||
T < 39 ºC | T > 39 ºC | |||
Общее состояние ребенка удовлетворительное. Самочувствие хорошее. Аппетит не нарушен. Пьет охотно. Кожа розовая, влажная. Ладони и стопы теплые | Самочувствие нарушено. Ребенок капризный, вялый или возбудимый. Аппетит снижен, но пьет охотно. Кожа бледная или бледно-розовая. Одышка и тахикардия соответствуют уровню гипертермии | Ребенок вялый или возбудимый. Самочувствие плохое. Аппетит снижен, отказ от питья. Выражены одышка и тахикардия. Озноб. Миалгия. Кожа бледная, «мраморность», акроцианоз, симптом «белого пятна». Другие симптомы токсикоза | ||
| ||||
Повышение t тела и/или ухудшение состояния ребенка | Энтеральное введение антипиретика (Парацетамол, Нурофен для детей)
Спазмолитик (по показаниям)
Физические методы охлаждения
Обильное питье
| Энтеральное введение антипиретик + спазмолитик + блокатор Н1- гистаминорецепторов Нейровегетативная блокада (по показаниям) Физические методы охлаждения (после введения антипиретика и спазмолитика) Решение вопроса о необходимости госпитализации | ||
Повышение t тела и/или ухудшение состояния ребенка | ||||
Таблица 1. Оказание неотложной помощи при гипертермии.
Симптомы «Красной» гипертермии | Симптомы «Белой» гипертермии | |||
· кожные покровы умеренно гиперемированы · кожа на ощупь горячая, может быть влажная (усилено потоотделение) · поведение ребенка практически не меняется · теплопродукция соответствует теплоотдаче · отсутствуют признаки централизации кровообращения · этот вариант лихорадки прогностически благоприятный. | · сопровождается выраженными признаками централизации кровообращения · кожа бледная с «мраморным» рисунком · оттенок губ и кончиков пальцев цианотичный, конечности холодные · характерны ощущение холода, озноб · наблюдаются тахикардия и одышка, могут отмечаться судороги и бред. | |||
Неотложная помощь Вызвать врача через 3 лицо. | ||||
«Красная» гипертермия: | «Белая» гипертермия: | |||
1. Раскрыть ребенка, максимально обнажить, обеспечить доступ свежего воздуха, не допуская сквозняков; 2. Обеспечить обильное питье (на 0,5 – 1 литр больше возрастной нормы жидкости в сутки); 3. Использовать физические методы охлаждения: • обдувание вентилятором; • обтирание водой комнатной температуры начинают сразу после назначения жаропонижающих препаратов; • однократное применение физических мер должно продолжаться не более 10-15 мин; • холод на область крупных сосудов; • пузырь со льдом на расстоянии примерно 4 см над областью головы (конвекса); • мониторинг наблюдения за ЧДД, ЧСС, температурой, сознанием, окраской кожных покровов; 4. По назначению врача внутрь или ректально вводить следующие препараты: · парацетамол в разовой дозе 10-15 мг/кг, нурофен сироп, свечи с 3-х месяцев; · детям старше 1 года в качестве стартовой терапии рекомендуется ибупрофен в разовой дозе 5-10 мг/кг, нурофен сироп; · если температура тела не снижается, то жаропонижающие препараты вводят внутримышечно: · 50 % раствор анальгина детям до года - из расчета 0,01 мл/кг; · старше года - 0,1 мл на каждый год жизни в сочетании с 2,5 % раствором пипольфена детям до года в дозе 0,01 мл/кг, старше 1 года - 0,1 мл/год жизни, но не более 1 мл (можно использовать растворы тавегила или супрастина). | 1. Противопоказаны физические методы охлаждения.
2. Согреть ребенка:
· грелки к рукам и ногам;
· растереть сухим полотенцем до покраснения кожных покровов (снять спазм сосудов);
3. Дать внутрь обильное теплое питьё;
4. Мониторинг наблюдения за ЧДД, ЧСС, температурой, сознанием, окраской кожных покровов;
5. По назначению врача одновременно с жаропонижающими вводить сосудо-расширяющие препараты внутрь или внутримышечно:
• папаверин или но-шпа в дозе 1мг/кг внутрь;
• литическую смесь (2,5% пипольфен 0,1 мл + 2% папаверин 0,1 мл на год жизни 50% анальгин 0,1 мл на год жизни);
• Вводить из расчета 0,1 – 0,15 мл на 1 кг массы тела, разовая доза.
Рисунок 3. Термометрия у детей. |
Примечание!
При гипертермическом синдроме температура тела контролируется, каждые 30-60 минут. После понижения температуры тела до 37,5 гр. лечебные гипотермические мероприятия прекращаются, т.к. в дальнейшем температура может понижаться без дополнительных вмешательств. Дети с некупирующейся «белой» лихорадкой после оказания неотложной помощи, должны быть госпитализированы в стационар.
Оценка эффективности терапии:
· При «красной» лихорадке эффективным считают снижение аксиллярной температуры тела на 0,5°С за 30 мин.
· Положительным эффектом при «бледной» лихорадке считают ее переход в «розовую» и снижение аксиллярной температуры тела ребенка на 0,5°С за 30 мин.
2. Бронхиальная астма (БА)
Бронхиальная астма - заболевание, в основе которого лежит хроническое аллергическое воспаление бронхов, сопровождающееся их гиперреактивностью и периодически возникающими приступами затрудненного дыхания или удушья в результате распространенной бронхиальной обструкции, обусловленной бронхоконстрикцией, гиперсекрецией слизи, отеком стенки бронхов.
Приступ бронхиальной астмы - проявляется экспираторной одышкой, спастическим кашлем, чувством стеснения в груди, свистящими хрипами в легких, часто слышимыми на расстоянии, при резком снижении показателя пиковой скорости выдоха.
Астматический статус - затяжной, тяжелый приступ бронхиальной астмы; выраженная обструкция дыхательных путей («немое легкое») обусловлена обтурацией бронхов разного калибра слизистым и слизисто-гнойным секретом, отеком слизистой оболочки и бронхоспазмом. Астматический статус не купируется введением бронхоспазмолитиков с помощью дозирующих аэрозольных ингаляторов.
Степень тяжести приступа бронхиальной астмы оценивают по клиническим симптомам и ряду функциональных параметров (таблица 2).
Оказание неотложной помощи основано на степени тяжести БА, длительности течения заболевания, и степени тяжести приступа (таблица 3).
Таблица 2. Степени тяжести приступа бронхиальной астмы.
Показатели | Легкий | Среднетяжелый | Тяжелый | Астматический статус |
Физическая активность | Сохранена | Ограничена | Резко снижена, положение тела вынужденное | Резко снижена или отсутствует |
Разговорная речь | Сохранена | Ограничена. Произносятся отдельные фразы | Затруднена | Отсутствует |
Сфера сознания | Не изменена, иногда возбуждение | Возбуждение | Возбуждение, испуг, «дыхательная паника» | Спутанность сознания, коматозное состояние |
Частота дыхания | Нормальная или дыхание учащено до 30 % от возрастной нормы | Выраженная экспираторная одышка - более чем на 30-50 % от возрастной нормы | Резко выраженная экспираторная одышка более чем на 50 % от возрастной нормы | Тахипноэ или брадипноэ |
Участие вспомогательной мускулатуры, втяжение яремной ямки | Нерезко выражено | Выражено | Резко выражено | Парадоксальное Торако-абдоминальное дыхание |
Частота пульса | Увеличена | Увеличена | Резко увеличена | Брадикардия |
Дыхание при аускультации | Свистящие хрипы, обычно в конце выдоха | Выраженное свистящее на вдохе и выдохе или мозаичное проведение дыхания | Резко выраженное свистящее или ослабление проведения дыхания | «Немое легкое», отсутствие дыхательных шумов |
Пиковая скорость выдоха (ПСВ), % от нормы | 70-90 | 50-70 | Менее 50 | Менее 50 |
Объем бронхо-спазмолитической терапии в последние сутки, особенно в последние 4-6 час. | Бронхоспазмолитическая терапия не проводилась или использовались низкие/средние дозы препаратов | Использовались высокие дозы препаратов. Возможна передозировка адреномиметиков и/или теофиллина |
Таблица 3. Оказание помощи при приступе БА.
Неотложная помощь при приступе бронхиальной астмы | ||
При легком приступе БА: | При среднетяжелом приступе БА | При тяжелом приступе БА |
1. Вызвать врача через 3 лицо; 2. Необходимо уточнить объем ранее выполненного лечения; 3. При наличии пикфлоуметра, провести пикфлоуметрию (у детей старше 5 лет); 4. Удаление причинно-значимых аллергенов (разобщить ребенка с виновным аллергеном, умойте лицо ребенка водой и промойте нос и глаза, чтобы смыть проникшие аллергены); 5. Старайтесь создать спокойную обстановку и успокоить ребенка; 6. Посадите ребенка так, чтобы голова и грудь находились в возвышенном положении; 7. Дайте теплое питье малень-кими глотками (вода, чай); 8. Вести мониторинг наблюдения за ЧСС, ЧДД, окраской кожных покровов, состоянием сознания; 9. Начать проведение кислородотерапии; 10. Введение 2-4 доз бронхо-спазмолитических средств с помощью дозирующего аэрозольного ингалятора со спейсером (вентолин или другие формы сальбутамола, беродуал, беротек до 3-х доз в течение первого часа) или с помощью небулайзера. 11. Растворы и дозы для небулизации: · вентолин-небулы - 1,0-2,5 мл на ингаляцию; · беротек - 10-15 капель на ингаляцию; · беродуал - 10-20 капель на ингаляцию, независимо от возраста пациента. 12. Общий объем раствора в чашечке небулайзера должен составлять 2,5-3,0 мл (разведение осуществляется физиологическим раствором). 13. Выполнять назначения врача: · при отсутствии или частичном эффекте ингаляционной терапии ввести 2,4 % раствор эуфиллина в разовой дозе 0,15 мл/кг (4 мг/кг) внутривенно струйно медленно, разведенный в 0,9 % растворе натрия хлорида; · через 20 мин оценить эффективность терапии; если приступ бронхиальной астмы купирован, то ребенка можно оставить дома, назначив терапию ингаляционными бронхоспазмолитиками или эуфиллин внутрь в суточной дозе 15 мг/кг массы, разделенной на 4-6 приемов. | 1. Вызвать врача через 3 лицо; 2. Необходимо уточнить объем ранее выполненного лечения; 3. При наличии пикфлоуметра, провести пикфлоуметрию (у детей старше 5 лет); 4. Удаление причинно-значимых аллергенов; 5. Старайтесь создать спокойную обстановку и успокоить ребенка; 6. Посадите ребенка так, чтобы голова и грудь находились в возвышенном положении; 7. Дайте теплое питье маленькими глотками (вода, чай); 8. Вести мониторинг наблюдения; 9. Начать проведение кислородотерапии; 10. Введение 2-4 доз бронхоспазмолитических средств с помощью дозирующего аэрозольного ингалятора со спейсером (вентолин или другие формы сальбутамола, беродуал, беротек до 3-х доз в течение первого часа) или с помощью небулайзера. 11. Растворы и дозы для небулизации: · вентолин-небулы - 1,0-2,5 мл на ингаляцию; · беротек - 10-15 капель на ингаляцию; · беродуал - 10-20 капель на ингаляцию, независимо от возраста пациента; 12. Общий объем раствора в чашечке небулайзера должен составлять 2,5-3,0 мл (разведение осуществляется физиологическим раствором). 13. Выполнять назначения врача: · введение 2,4 % раствора эуфиллина в дозе, 5 мг/кг (0,15-0,2 мл/кг) на 0,9 % растворе натрия хлорида внутривенно струйно медленно в течение 10-15 мин; · оценить эффект терапии через 20 мин; · при положительном эффекте - продолжить бронхоспазмолитическую терапию; · рекомендовать использование дозирующего аэрозольного ингалятора со спейсером (по 1-2 ингаляции одного из вышеназванных растворов) каждые 4 час; · при наличии у пациента небулайзера - применение бронхоспазмолитиков через небулайзер каждые 4 час; · рекомендовать обращение к аллергологу/пульмонологу для уточнения схемы базисной противовоспалительной терапии; · при отрицательном эффекте стартовой терапии госпитализация больного; При отказе родителей от госпитализации! По назначению врача ввести ребенку преднизолон внутримышечно в дозе 2 мг/кг или выполнить ингаляцию суспензии пульмикорт-небулы через небулайзер. | 1. Вызвать врача через 3 лицо; 2. Необходимо уточнить объем ранее выполненного лечения; 3. При наличии пикфлоуметра, провести пикфлоуметрию (у детей старше 5 лет); 4. Удаление причинно-значимых аллергенов (разобщить ребенка с виновным аллергеном, умойте лицо ребенка водой и промойте нос и глаза, чтобы смыть проникшие аллергены); 5. Старайтесь создать спокойную обстановку и успокоить ребенка; 6. Посадите ребенка так, чтобы голова и грудь находились в возвышенном положении; 7. Дайте теплое питье маленькими глотками (вода, чай); 8. Вести мониторинг наблюдения за ЧСС, ЧДД, окраской кожных покровов, состоянием сознания; 9. Начать проведение кислородотерапии; 10. Введение 2-4 доз бронхоспазмолитических средств с помощью дозирующего аэрозольного ингалятора со спейсером (вентолин или другие формы сальбутамола, беродуал, беротек до 3-х доз в течение первого часа) или с помощью небулайзера. 14. Растворы и дозы для небулизации: · вентолин-небулы - 1,0-2,5 мл на ингаляцию; · беротек - 10-15 капель на ингаляцию; · беродуал - 10-20 капель на ингаляцию, независимо от возраста пациента. 15. Общий объем раствора в чашечке небулайзера должен составлять 2,5-3,0 мл (разведение осуществляется физиологическим раствором). 16. Выполнять назначения врача: · ввести преднизолон в дозе 2 мг/кг внутримышечно; · оксигенотерапия (маска, носовые катетеры) кислородно-воздушной смесью с 50 % содержанием кислорода; · при отсутствии признаков передозировки β2-агонистов назначают бронхоспазмолитики через небулайзер; · экстренная госпитализация; В случае перехода тяжелого затяжногоприступа БА в стадию декомпенсации (астматический статус) показана ИВЛ (в условиях работы специализированной реанимационной бригады). |
Примечание!
Эффективность бронхолитической терапии оценивают через 20 минут:
· по уменьшению одышки;
· улучшению проведения дыхания при аускультации;
· увеличению показателей ПСВ на 15 % и более.
Противопоказаны при приступе бронхиальной астмы:
· антигистаминные препараты 1-го поколения (димедрол, супрастин, пипольфен, тавегил и др.);
· седативные препараты;
· фитопрепараты;
· горчичники, банки;
· препараты кальция;
· муколитики;
· антибиотики (только при наличии пневмонии или другой бактериальной инфекции);
· пролонгированные бронхоспазмолитики (пролонгированные препараты теофиллина, β2-агонисты).
Не применять эуфиллин внутримышечно, ингаляционно и в свечах!
Примечание!
· Пиковая скорость выдоха (ПСВ), характеризующая функцию внешнего дыхания, определяется при помощи пикфлоуметров и включена в стандарты диагностики детей с бронхиальной астмой старше 5 лет (Национальная программа России «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика», 1997 г.), (рисунок 4).
· Больного с бронхиальной астмой транспортируют в положении сидя, не прекращая кислородотерапии.
· Факторами неблагоприятного исхода приступа бронхиальной астмы являются ее тяжелое течение, возраст 12-16 лет, сочетание бронхиальной астмы с эпилепсией, плохие социально-бытовые условия.
Рисунок 4. Виды пикфлоуметров.
Рисунок 5. Техника выполнения пикфлоуметрии.
3. Сахарный диабет (СД)
Сахарный диабет – это заболевание обмена веществ, при котором в организме не хватает инсулина, а в крови повышается содержания сахара.
Главная причина повышения сахара в крови у больных СД – это недостаточность инсулина (рисунок 6). Инсулин – это гормон, который вырабатывается в поджелудочной железе и, поступая в кровь, снижает уровень сахара в крови. У больных СД из-за недостатка инсулина глюкоза не может попасть в клетки и превратится в энергию. Содержание её в организме повышается все больше, а клетки организма «голодают», им не из чего вырабатывать энергию, необходимую для жизнедеятельности организма.
В этом случае в качестве источника энергии начинает использоваться собственный жир организма. Для поступления в клетку и последующего сгорания жира инсулин не требуется. Именно жир становиться источником энергии при СД, когда имеется выраженный дефицит инсулина. При этом организму приходится расходовать свои жировые запасы, что является одной из причин снижения веса пациентов.
В процессе сгорания в клетках жира и выработки энергии в кровь выделяется много кетоновых тел. Когда кетоновых тел в крови становиться много, они начинают выделяться с мочой в виде ацетона. Если не начать лечение, из-за повышенного распада жира появляется ацетон в крови и моче, развивается диабетический кетоацидоз (таблица 4).
Уровень сахара крови может значительно колебаться в течение суток. Состояние, при котором сахар крови снижается ниже 3,5 ммоль/л, называется гипогликемией (таблица 5).
Рисунок 6. Последствия недостаточности инсулина
(патогенез и признаки сахарного диабета)
Таблица 4. Оказание неотложной помощи при гипергликемической коме.
Гипергликемическая кома – тяжелое осложнение сахарного диабета, являющееся следствием абсолютной или относительной инсулиновой недостаточности характеризующееся крайней степенью нарушения обмена веществ с развитием кетоацидоза, обезвоживания, электролитного дисбаланса и расстройств микроциркуляции. | ||
Причины повышения уровня сахара в крови: · недостаточная доза инсулина; · слишком большое количество углеводов, (ХЕ); · стрессовая ситуация; заболевание (грипп, ангина); | Симптомы прекоматозного состояния · нарастающая жажда, · общая слабость; · сухость во рту; · чувство голода; · учащенное, обильное мочеиспускание; · зуд кожи, раздражительность; · тошнота, боли в животе; · головная боль, возможна рвота. | |
На догоспитальном этапе прекома лечения не требует. Необходима доставка в эндокринное отделение в стационар с реанимационным отделением. Важен мониторинг наблюдения за пациентом! | ||
Клинические симптомы гипергликемической комы | ||
ребенок без сознания, дыхание шумное, типа Куссмауля тонус мышц резко снижен уровень сахара крови обычно более 20 ммоль/л; глюкозурия, кетонурия (++ иболее) | кожа и видимые слизистые оболочки бледные, сухие запах ацетона изо рта тахикардия, нитевидный пульс, снижение АД; олигурия, высокая удельная плотность мочи (1030); | |
Неотложная помощь | ||
1. Вызвать врача; 2. Обеспечить доступ свежего воздуха, ингаляции увлажненного кислорода; 3. Проверить наличие дневника самоконтроля и паспорта диабетика (рисунок 2); 4. Измерить уровень сахара в крови, при наличии глюкометра, (рисунок 3); 5. Вызвать лаборанта для определения глюкозы крови, анализ мочи на ацетон; 6. Уложить больного в постель и согреть; 7. Мониторинг наблюдения за пациентом (измерить АД, ЧДД, ЧСС, окраска кожных покровов, сознание); 8. Приготовить теплый раствор натрия гидрокарбоната для промывания желудка; 9. Приготовить инструментарий для катетеризации мочевого пузыря, клизму с теплым 4% раствором натрия гидрокарбоната 300 мл. | ||
По назначению врача | ||
На догоспитальном этапе или в приемном отделении: · обеспечить проходимость верхних дыхательных путей; · инсулин короткого действия (актрапид, хумулин Р) в/в через перфузор в дозе 0,1 ед/кг/час в 20 мл хлорида натрия; · 0,9% раствор хлорида натрия в/в капельно со скоростью 1 л/час из расчета 20 мл/кг; · теплая очистительная клизма 4% раствором натрия хлорида. Объем клизмы: детям до года – 200 мл; 2-6 лет – 300мл; 6-10 лет – 400-500мл; · транспортировка пациента в реанимационное отделение. | ||
В реанимационном отделении или отделении интенсивной терапии: 1. Лабораторный контроль: · экспресс-анализ глюкозы крови - 1 раз в час до снижения гликемии до 13-14 ммоль/л, затем 1 раз в 3 часа; · анализ мочи на ацетон (при возможности - кетоновые тела в сыворотке) - 2 раза в сутки в первые 2 суток, затем 1 раз в сутки; · сыворотки - исходно, затем 1 раз в 3 суток; · общий анализ крови и мочи — исходно, затем 1 раз в 2-3 суток; · натрий, калий в плазме - 2 раза в сутки; · креатинин, газоанализ и рН капиллярной крови -1-2 раза в сутки до нормализации КЩС; · почасовой контроль диуреза (постоянный мочевой катетер) до устранения дегидратации или до восстановления сознания и произвольного мочеиспускания. | ||
2. Регидратация: · 0,9% раствор хлорида натрия (при уровне Na+ плазмы < 150 мэкв/л); · 0,45% раствор хлорида натрия (гипотонический) (при уровне Na+ плазмы 150 мэкв/л); · при гликемии ниже 14 ммоль/л- 5-10% раствор глюкозы (предпочтительно 10%), возможно вместе с физиологическим раствором; · коллоидные плазмозаменители (при гиповолемии - систолическое АД ниже 80 мм рт. ст. или центральное венозное давление ниже 4 мм водн. ст.). · Скорость регидратации: · 1-й час- 1000 мл физ. раствора; 2-й и 3-й час - по 500 мл физ. раствора, последующие часы — по 300-500 мл физ. раствора. · Скорость регидратации корректируется в зависимости от показателя центрального венозного давления или по правилу: объем вводимой за час жидкости может превышать часовой диурез не более, чем на 500-1000 мл. | ||
3. Инсулинотерапия - режим малых доз.
| ||
Рисунок 7. Дневник самоконтроля уровня сахара в крови.
Когда нужно измерять уровень сахара в крови?
• Утром натощак.
• Перед основными приемами пищи
• Перед сном.
• При физической нагрузке.
• Если вы заболели или почувствовали себя хуже.
• В путешествии.