Функционал | Комиссия | Консилиум |
Задачи | Определение образовательной программы, типа учреждения и основных направлений индивидуальной коррекции | Разработка индивидуальной программы междисциплинарного сопровождения ребенка |
Форма организации процедуры обследования | Коллективная работа при наличии одного специалиста, активно работающего с ребенком и предъявляющего комплексные методики | Индивидуальное обследование, производимое каждым специалистом по специализированным методикам |
Состав | Ограничен | Не ограничен |
Время обследования | Ограничено | Не ограничено |
Форма обсуждения результатов, выработки заключения | Коллегиально с участием всех специалистов | Коллегиально с участием всех специалистов |
Формулировка заключения | Констатация состояния ребенка. Краткое описание условий и целостного образовательного маршрута | Подробное, включающее заключения всех специалистов, рекомендации по организации индивидуальной помощи ребенку, организации междисциплинарного сопровождения |
Ниже представлена краткая сравнительная характеристика вышеназванных образовательных структур.
Основные показатели | ПМПК | ПМПк |
Цели: | Психолого-медико-педагогическая комиссия (консультация) (далее - ПМПК) создается в целях своевременного выявления и коррекции детского недоразвития, дифференциально-диагностического обследования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), установления права данной категории детей на специальное образование, а также для консультирования родителей (законных представителей), педагогов и других заинтересованных лиц по всем вопросам, связанным с физической и (или) психической недостаточностью детей. | Специалисты консилиума определяют первоначальные коррекционные задачи, оптимальные пути их решения, определяют форму и сроки коррекционно-развивающего обучения. Осуществляют диагностику учащихся и консультирования родителей и педагогов, организуют помощь и педагогическую поддержку детям с трудностями в обучении, готовят документы на ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию (консультацию)). (Если ребёнок ни при каких условиях не может осилить программу обучения) |
Направление (кто направляет) | Прием детей и подростков в ПМПК осуществляется по инициативе учреждений и органов управления образованием, здравоохранением, социальной защиты населения, общественных организаций только с согласия и в сопровождении родителей (законных представителей). | По инициативе родителей (законных представителей), сотрудников ОУ, с согласия родителей, представителей и на основании Договора между ОУ и родителями, представителями ребёнка. |
Состав: | В составе ПМПК работают: Заведующий, практические психологи, врачи: невропатолог, психиатр, отоларинголог, окулист, педиатр и др. Дефектологи: олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, логопед Может присутствовать юрист и другие заинтересованные лица. | Состав консилиума утверждается приказом директора образовательного учреждения(т.е в каждой школе, садике формируется свой консилиум из следующих специалистов): - председатель (зам. директора по УВР (методист)); - учитель-логопед; - учителя-дефектологи; - практический психолог; - врач, мед.сестра; - учителя, имеющие опыт работы в коррекционном классе. |
Задачи: | 1) Разработка и осуществление психолого-медико-педагогической помощи населению с целью предупреждения отклонений в физическом и психическом развитии детей; 2) своевременное и комплексное обследование детей, выявление нарушений в развитии; 3) выявление готовности детей к школьному обучению; 4) определение формы обучения; При необходимости ПМПК пересматривают ранее установленные диагнозы, направляет ребенка на дополнительное обследование; 5) выявление и учет всех детей с отклонениями в развитии; 6) отбор детей в специальное учреждение и комплектование групп (классов). | 1) Организация и проведение комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик; 2) выявление уровня и способностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, речи; 3) выявление потенциальных (резервных) возможностей ребенка, разработка рекомендаций для учителя для обеспечения индивидуального подхода к ребенку; 4) выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития; 5) выбор оптимальных для развития ученика образовательных программ; 6) обеспечение общей коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса; 7) определение путей интеграции детей в соответствующие классы; 8) профилактика физических, интеллектуальных и психологических нагрузок, эмоциональных стрессов. 9) Подготовка заключения о состоянии развития и здоровья для представления в ПМПК |
Алгоритм проведения: | Обследование ребенка проводится по следующему алгоритму: 1) Ознакомление с сопроводительными документами; 2) Профессиональное обследование;(вышеперечисленных специалистов); 3) Заключение и рекомендации. | 1.Организационный момент; заслушивание характеристики, Представлений /Заключений/ специалистов, их дополнение со стороны ведущего специалиста, врача, других членов Консилиума; 2. Собеседование с родителями (законными представителями); 3. Собеседование с ребёнком; 4. Обмен мнениями и предложениями по коррекции развития; 5. Выбор оптимальных для данного ребёнка образовательных программ; 6.Выработка Рекомендаций; разработка индивидуальной программы коррекции с ребёнком. |
Осуществление деятельности: | ПМПК в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, действующим законодательством ЛНР, указами и распоряжениями Главы ЛНР, постановлениями и распоряжениями Совета Министров ЛНР, решениями соответствующего органа управления образованием, Положением, своим Уставом. | Консилиум осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом ЛНР "Об образовании", приказом МОН ЛНР № 225-од от 15.03.2017 "Типовое положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме", Уставом ОУ, Договором между ОУ и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, Договором между ПМПк и территориальной психолого-медико-педагогической консультацией (ПМПК), Положением разрабатываемым и утверждённым директором ОУ. |
Таким образом из таблицы видно, что ПМПК - это более серьёзная структура. ПМПК проводится с целью определения максимально наилучшего образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ.
ПМПк - открывается при образовательных учреждениях (как коррекционных, так и общеобразовательных (далее - ОУ) приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов. Это систематически действующее, с постоянным составом участников, наделенное правом рекомендовать и контролировать совещание лиц, участвующих в учебно-воспитательной работе. Консилиум работает круглогодично, выявляя трудных учеников, обследует их, намечает планы работы с этими детьми, отслеживая динамику и корректируя методы и программу обучения ребёнку группы риска.
В заключение остаётся только добавить, что заключения как ПМПК, так и ПМПк носят рекомендательный характер. Последнее слово и решение в выборе образовательного маршрута всегда остаётся за законными представителями ребёнка. Поэтому нет никакой нужды для оспаривания заключений ПМПК и ПМПк и по этой же самой причине нет никакой нужды в вышестоящих организациях для оспаривания заключений. Т.е как в ПМПК, так и ПМПк нет ничего страшного и криминального. Напротив, это нужные структуры, которые нужно умело использовать в помощь ребёнку.
Удачи всем родителям в этом не простом искусстве- воспитании и обучении ребёнка и тем более ребёнка с ОВЗ,
КАРТОЧКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА *
(данные предварительного обследования)
Место для штампа ГУ ЛНР «РПМПК» | * Карта действительна для заполнения в тех учебных заведениях системы образования, здравоохранения, социальной защиты, в которых ребенок воспитывался, учился, лечился, консультировался. |
Вопросы по психолого-педагогической экспертизе
На разрешение данной экспертизы могут быть вынесены следующие вопросы:
- насколько благоприятен микроклимат в семье;
- к кому из родителей ребенок привязан больше;
- имеются ли с психологической точки зрения у матери или отца обстоятельства, препятствующие их общению с ребенком;
- без постороннего ли лица сформировалось желание ребенка остаться с матерью (отцом).
На разрешение эксперта можно поставить следующие вопросы:
- Определить взаимоотношение ребенка с матерью, отцом, или др. родственниками, ответчиками по настоящему делу?
- Имеется ли отрицательное воздействие на ребенка со стороны всех вышеназванных лиц?
- Почему в настоящее время ребенок отказывается проживать с тем или иным родственником?
- С кем из родственников в настоящее время, по мнению специалистов, ребенок будет чувствовать себя более комфортно лучше?
- Каким должно быть участие в воспитании каждого из родителей (отдельно проживающего родителя)?
- Учитывая возрастные особенности ребенка, может ли его решение постоянно проживать с матерью (отцом, другим родственником) быть обоснованным, соответствовать его системе отношений, привязанности и интересам?
- Имеются ли психологические факторы целесообразности (нецелесообразности) усыновления?
- Каковы особенности познавательной деятельности исследуемого (восприятие, запоминание, воспроизведение воспринятого)?
- Каково состояние органов чувств, и особенности их участия в познавательном процессе?
- На каком языке (дактильном или тактильном, жесто-мимическом) лучше всего действует глухонемой?
- Где целесообразнее, с психологической точки зрения, провести допрос данного лица?
- Какими могут быть продолжительность и темп допроса?
- Не симулирует ли данное лицо перечисленные сенсорные недостатки?
- Каков уровень общего развития несовершеннолетнего в психологическом аспекте?
- Каковы его эмоциональная сфера, круг интересов и склонностей?
- Каковы его способности логически мыслить, ориентироваться в ситуации?
- Насколько повлияли те или иные возрастные особенности на деятельность несовершеннолетнего, на ход его психических процессов?
- Соответствуют ли показания несовершеннолетнего возрасту и интеллектуальному развитию?
- Какой является степень внушаемости допрашиваемого?
- Есть ли основания считать, что несовершеннолетний дает показания под влиянием взрослых?
- Обладает ли несовершеннолетний субъективной возможностью правильно воспринимать и оценивать обстоятельства, имеющие значение по делу?
- Мог ли малолетний свидетель (потерпевший) правильно воспринимать и осознавать данное конкретное событие?
- Есть ли у несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) отставания в умственном развитии?
- Мог ли несовершеннолетний с установленным отставанием в развитии в полной мере осознавать значение своих действий и руководствоваться ими?
- Существуют ли отклонения в развитии подростка по сравнению с нормами для данного возраста?
- Уровню развития какого возраста соответствует развитие несовершеннолетнего?
- Были ли вызваны общественно опасные действия обвиняемого состоянием сильного душевного волнения (физиологического аффекта)?
- Какие психологические причины обусловили наступление этого состояния?
- В какой форме протекал аффект?
- Мог ли обвиняемый в таком состоянии предвидеть последствия своих действий?
- Было ли аффективное состояние заметным для окружающих?
- Возник ли физиологический аффект обвиняемого в силу его индивидуальных свойств через некоторое время после противоправного насилия к нему или его тяжкого оскорбления со стороны потерпевшего?
- Могло ли у обвиняемого возникнуть состояние аффекта при условии насилия или тяжкого оскорбления, которые были причинены потерпевшим третьим лицам?
- В какой мере установленные действия потерпевшего могли повлиять на психическое состояние обвиняемого, и насколько они стали причиной его последующего поведения?
- Могло ли поведение потерпевшего, которое, хотя и не состояло в противозаконном насилии или тяжком оскорблении, вызвать у обвиняемого состояние физиологического аффекта?
Вопросы при рассмотрении гражданских дел об усыновлении ребенка (ст.125 СК РФ):
- Определить индивидуально-психологические особенности ребёнка?
- Определить психологическую совместимость ребёнка с каждым из предполагаемых усыновителей?
- На основе анализа психологических нужд и потребностей развития ребёнка, способности каждого из предполагаемых усыновителей удовлетворить эти нужды и потребности, оценки качества детско-родительского взаимодействия и стилей воспитания каждого из предполагаемых усыновителей, определить способность каждого из предполагаемых усыновителей на удовлетворение психологических нужд ребёнка в настоящем и будущем, установив какая из них более предпочтительна для ребёнка?
- Особенности влияния предполагаемых усыновителей на возрастное развитие ребёнка (условия воспитания, воздействие поведения значимых людей и т.д.)
- Изучить возможное влияние особенностей поведения и отношения предполагаемых усыновителей на психическое состояние и развитие ребёнка. Какова степень психологической совместимости ребёнка с предполагаемыми усыновителями?
- Определить индивидуально-психологические особенности предполагаемых усыновителей и их влияние на осуществление ими родительских прав и обязанностей в соответствии с интересами ребёнка?
- Смогут ли предполагаемые усыновители с учётом их индивидуальных психологических особенностей и с учётом интересов ребёнка заниматься духовно-нравственным воспитанием ребёнка?