17(1)Целью контроля является оптимизация процесса подготовки и соревноват. деят. спортсмена на основе объективной оценки различных сторон его подготовленности и функциональных возможностей важнейших систем организма. Цель контроля реализуется посредством решения многообразных частных задач, связанных с оценкой состояний спортсмена, уровня его подготовленности, выполнения планов подготовки. Объектом контроля в спортивной подготовке является содержание учебно-тренировочного процесса, соревновательной деятельности, состояние различных сторон подготовленности спортсменов, их работоспособность, возможности функциональных систем.
Выделяют следующие виды контроля — этапный, текущий и оперативный: Этапный позволяет оценить этапное состояние спортсмена, являющееся следствием долговременного тренировочного эффекта. Текущий направлен на оценку текущих состояний. То есть тех состояний, которые являются следствием нагрузок серий занятий, тренировочных микроциклов.
Оперативный предусматривает оценку оперативных состояний - срочных реакций организма спортсмена на нагрузки в ходе отдельных тренир. занятий и соревнований.
В зависимости от количества частных задач, объема показателей, включенных в программу обследований, различают:
Углубленный связан с использованием широкого круга показателей, позволяющих дать всестороннюю оценку подготовленности спортсмена, эффективности соревноват. деят., качества учебно-тренировочного процесса на прошедшем этапе. Избирательный проводится при помощи группы показателей, позволяющих оценить какую-либо из сторон подготовленности или работоспособности, соревновательной деят. или учебно-тренировочного процесса. Локальный основан на использовании одного или нескольких показателей, позволяющих оценить относительно узкие стороны двигат. функции, возможностей отдельных функциональных систем.
|
В зависимости от применяемых средств и методов контроль может носить педагогический, психологический и медико-биологический характер. Педагогич. оценивает уровень технико-тактической и физ. подготовл., особенности выступления в соревнованиях, динамики спорт, результатов, структуру и содержание тренировочного процесса.
Психологич. связан с изучением личности спортсмена, его психич. состояний и подготовл., общего микроклимата и условий тренировочной и соревноват. деят.
Мед.-биологич, предусматривает оценку состояния здоровья, возможностей различных функциональных систем, отдельных органов и механизмов, несущих основную нагрузку в тренир. и соревноват. деят.
Комплексность контроля реализуется при условии регистрации трех групп показателей: 1) показателей функционального состояния и подготовл. спортсмена, зарегистрированных в стандартных условиях; 2) показателей трениров. и соревноват. воздействий; 3) показателей состояния внешней среды.
Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования, или процедуры измерения результатов в тестах.
29. Психологическая характеристика видов спорта.
Под видом спорта понимается исторически сложившийся в ходе развития спорта, конкретный, относительно самостоятельный вид соревнования. По видам спорта разработаны национальные и международные правила соревнований.
|
Вид спорта может включать один или несколько видов соревнований, соревновательных упражнений и спортивных дисциплин. Различают: олимпийские, профессионально-прикладные, зимние, летние, водные, военно-прикладные, национальные, скоростно-силовые, сложно-координационные виды спорта.
На сегодняшний день выделяют два ведущих подхода к решению проблемы псих, хар-ки видов спорта: эмпирический - базируется на сравнительном изучении, особенности психики спортсмена и лиц, не занимающихся спортом; теоретический- основанный на учете специфики требований различных видов спорта и психики лиц, занимающихся этим видом.
Мотивационная специфика видов спорта предполагает выделение наиболее устойчивого характера личности, присущего представителям того или иного вида спорта. К ним относят - мотивацию, активацию, агрессию, тревожность, общительность.
Целевую специфику видов спорта составляют факторы, имеющие двойственный полярный хар-р. Любая спортивная деят-ть ставит тренеров и спортсменов постоянно в ситуацию выборов, при построении как тренировочного, так и соревновательного процессу направленных, на достижение соревновательных целей: 1- преодоление опасности, определяемое альтернативой рискнуть; 2- соц поддержка, как изменение поведение спортсменов, следствие присутствия других спортсменов, судей и зрителей; 3- эмоциональная насыщенность, или реализация резервов человеческих эмоций; 4- обеспечение максимально возможного использования конструкторских достижений и освоения технических средств данного вида спорта.
|
30. Двигательные умения и навыки: этапы формирования и виды переноса двигательного навыка.
Двигательные умения – это способность правильно управлять своими действиями при усиленном внимании на способах их выполнения. Двигательные умения формируются при ведущей роли мышления. Двигательный навык – это способность правильно управлять своими действиями, но без усиленного внимания, т.е.движения доводятся до автоматизма. На первых порах обучения, движения выполняются скованно, не достаточно координировано, с большим количеством ошибок, учащиеся еще не умеют использовать пассивные фазы движения для отдыха работающих мышц. В работу вовлекается большое количество мышц, энергия расходуется не экономично, но появляются новые ошибки, которые нужно своевременно исправлять. Это фаза генерализации. После многократного выполнения совершенствования техники движения выполняются более технично, энергия расходуется экономнее. На этом этапе обучения очень важно исправить ошибки своевременно. На этом этапе требуется усиленное внимание учащихся и контроль над собственными действиями. Это фаза формирования двигательного навыка называется фазой концентрации. В результате длительной и систематичной работы над ошибками происходит автоматизация движения, которая выполняется технически правильно и экономично и применяется в соревновательных условиях, это фаза автоматизации. Двигательный навык сохраняется длительное время, а умения теряется быстрее, чтобы двигательный навык давал результат, и дольше сохранялись спортивные цели, должен уметь наблюдать, хорошо ориентироваться в обстановке тренирующиеся в различных условиях. Обучение двигательному действию облегчается, если занимающиеся уже владеют техникой, которая имеет сходство с ранее изученным действием. Это называется переносом навыка. Перенос навыка бывает положительным и отрицательным. Этапы формирования двигательного навыка:1предумение;2умение (углубленное изучение); 3навык (формирование навыка).
18.1 ДУ - выражается в способности осуществлять двиг. действия на основе неавтоматизированных, но целенаправленных операций. К основным признакам первоначального Д.у относятся; 1- постоянная концентрация внимания в процессе действия на составляющих его частных операциях; 2- нестабильность решения двигательных задач; 3-избыточная изменчивость техники движений; 4- мало выраженная слитность операций.
Многократное систематическое проявление Д.у приводит к тому, что Д.у автоматически превращается в Д.н. - представляет собой такую форму реализации Д. возможностей человека, которые возникают на основе автоматизации Д.у. признаки Д.н: 1- повышенная устойчивость техники к сбивающим факторам; 2-направленность сознания не на детали, а на реализацию всего движения; 3- выраженная слитность операций и сокращение времени выполнения действий. Основным результатом в процессе многолетней подготовке должен появиться богатый фон Д.У.Н. Существенные значения в обучения Д. действиям имеет перенос навыков, выработанных ранее или формируемых параллельно. Различают «+» перенос - когда одни умения и навыки способствуют формированию и совершенствованию других. «-» перенос - когда одни умения и навыки препятствуют формированию других.
В процессе обучения Д действия выделяют 3 последовательных этапа:
1- НАЧАЛЬНОГО РАЗУЧИВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ
Цель: формировать знания и представления об условиях Д задачи и о способе ее решения. Задачи;- сформировать в первоначальном виде ориентировочную основу действий (ООД) - сформировать Д. и зрительные представления методом наглядности и демонстрации; разучить в доступной и упрошенной форме основные элементы техники движения - использовать ранее приобретенный Д. опыт, устранить искажение в технике. Методы: 1- расчленено-конструктивного упр., который характеризуется тем, что движения разучиваются по частям, затем соединяются в целое (в виде исключения метод целостного упр.). Последовательность обучения:- назвать правильную терминологию; - показать упр.; - объяснить основы техники; -начать обучение по частям.
2- УГЛУБЛЕННОГО РАЗУЧИВАНИЯ ДЕЙСТВИЯ
Цель: формирование Д.у, обеспечить относительно законченное Д. действие. Задачи: -сформировать полную развернутую ООД; - усовершенствовать технику выполнения действий; - повысить эффективность самоконтроля. Методы: 1- целостного упр; 2- расчленено-конструктивного (как вспомогательное); 3- детализирование - объяснение, аналитический разбор, самостоятельная работа с текстом.
3- ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. Цель: формирование Д.н. Задачи:- довести Д.у до автоматизма; - обеспечить стабильность, Экономичность и надежность Д.н,; - обеспечить соответствие между технической хар-кой и уровнем развития Д качеств. Методы- 1- целостно-вариативные; 2- игровой; соревновательный.
31. Образовательная ценность физической культуры как предмета школьной программы.
Нравственная культура – отражение личности, морали социума. Основные качества: доброта, порядочность, четкость, активность, дисциплинированность и т.д. Формы проявления нравственного сознания (правила) нравственное мышление, воля. Этапы становления нравственности:1) Направленные принуждение; 2) Создание условий для добровольного выполнения требований, основанных на обязанностях; 3) Требования морали становятся личными требованиями; 4) Создание условий для проявления социальной активности. Основные педагогические условия: 1) Становление системы знаний, умений о нравственном поведении и способы проявления нравственных чувств. Основные требования к процессу теоретического познания – соответствие психическому развитию детей, ее периодичность (приуроченность к событию) яркость и доступность примеров, выводов, обобщений. 2) Целесообразная организация ФСД, что означает создание ситуации, которую отражают реальность жизни; создание трудноразрешимых ситуаций, требующих проявление силы воли, установление связи с семьей; позитивный психо-эмоциональный фон; контроль за проявлением эмоций; систематичный контроль в отношении проявления нравственных качеств; обращение к общечеловеческим ценностям.
Эстетическая культура – специфически личностное состояние, отражающая способность личности к полноценному и правильному пониманию в искусстве. Основными условиями формирования эстетической культуры является:
1) Становление эстетических знаний, отражающих элементарные понятия личности и эстетической культуры; основные сведения об эстетике быта и тела, особое формирование эстетики ФСД.
2) Создание эстетической среды, за счет использования доброкачественного инвентаря и атрибутики, эстетическая спортивная форма, образное красочное объяснение и показ, высокая эмоциональность.
3) Действенная включенность в эстетику ФСД, который содержит танцующие и хореографические упражнения, музыкальное сопровождение вовлеченные учащиеся в творческий процесс, контроль эстетической деятельности и поведения; совместное посещение соревнований с эстетической оценкой; приобщение к эстетическим видам спорта; обращение к природе.
18(2)Формирование нравственной и эстетической культуры личности осуществляется как целостный процесс организации всей жизни школьников: деятельности, отношений с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно и эстетически цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных и эстетических чувств, совести, нравственной воли, общественно ценного поведения. Движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственного выбора.
Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность, они материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, к состраданию, сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку. Нравственная воспитанность - это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведений, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие у школьника сильной воли, способности осуществлять нравственно-волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, в единства слова и дела, решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе. Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание и самосовершенствование школьников. Самовоспитание представляет собой целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработка желаемых черт характера.
Эстетическая культура формируется в комплексе других качеств личности. Важнейшим элементом эстетической культуры является художественно - эстетическое восприятие. Восприятие - исходный этап общения с искусством и красотой действительности. психологическая основа эстетического отношения к миру. От его полноты и яркости зависит сила и глубина эстетических переживаний, формирование художественно эстетических идеалов и вкусов.
Эстетическая культура включает в себя осознанное людьми эстетическое отношение к действительности и искусству, выраженное в совокупности эстетических идей, теорий, взглядов, критериев.
Педагогические условия воспитания нравственной и эстетической культуры проявляется через реализацию следующих принципов:
Принцип эстетики жизни требует организации отношений, деятельности, общения школьников, по законам красоты, приносящей им радость. Образовательная ценность физической культуры как предмета школьной программы.Образовательная направленность физического воспитания обеспечивается в первую очередь планомерной передачей (обучающим) и последовательным усвоением (обучаемыми) определенной совокупности знаний, систематическим пополнением и углублением их. Современные программы физического воспитания предусматривают приобщение воспитываемых к довольно широкому кругу физкультурно-образовательных знаний. Это знания о сущности физической культуры, ее значении для личности и общества, принципах и правилах рационального использования ее ценностей; это и знания сугубо прикладного характера, являющиеся необходимой предпосылкой осознанного формирования двигательных умений и навыков, эффективного использования физических способностей в жизни, а также другие знания, имеющие отношение к физической культуре, в том числе физкультурно-гигиенические.
С опорой на соответствующие знания и в единстве с воспитанием физических способностей в процессе физического воспитания решают задачи по системному формированию и совершенствованию необходимых в жизни двигательных умений и навыков. Образовательный смысл таких задач хорошо показал еще П.Ф. Лесгафт, создавший учение о «физическом образовании». Он подчеркивал, что было бы принципиально неверным ограничивать физическое воспитание лишь заботой о развитии телесных качеств человека, что не менее важно научить каждого «изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью, иначе говоря, приучиться с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу».
Важность этих задач обусловлена тем, что без двигательных умений и навыков нельзя реализовать способности в практической деятельности. Даже незаурядные физические задатки индивида, полученные им от природы, так и останутся потенциями, если не реализовать их в деятельности, связав с рациональными способами выполнения двигательных действий, двигательными умениями и навыками. Формируясь как целесообразно отлаживаемые способы управления движениями, двигательные умения и навыки являются необходимыми слагаемыми реально проявляемых двигательных способностей. От системного формирования их в процессе физического воспитания ни многом зависит его практическая эффективность.
Естественная последовательность в формировании индивидуального фонда двигательных умений и навыков такова, что вначале, на базе врожденных двигательных возможностей и элементарных движений, образуются относительно простые двигательные умения, которые по мере закрепления переходят в двигательные навыки первого порядка; затем на их основе в зависимости от динамики индивидуального физического развития формируются более сложные двигательные умения, переходящие по мере упрочения в двигательные навыки более высокого порядка. С увеличением числа и разнообразия приобретенных двигательных умений и навыков возрастает возможность быстрого становления новых практических умений, требующихся в жизни, развивается способность целесообразно преобразовывать двигательные действия, совершенствовать их. Эти закономерности учитываются при решении образовательных задач на последовательных этапах многолетнего физического воспитания. На первых этапах предусматривается обеспечить базовое физическое образование - системное формирование исходных и основных жизненно важных двигательных умений и навыков в ходьбе, беге, действиях с предметами, преодолении предметных препятствий и т.д.; на последующих этапах решаются задачи по обогащению индивидуального фонда данных умений и навыков в аспекте общего физического образования, создающего этот фонд в объеме, необходимом вжизни, и по углубленному совершенствованию умений, навыков в аспекте специализации в тех или иных избранных видах двигательной деятельности (в частности, спортивной).
В процессе физического воспитания решаются и определенные задачи по воспитанию личностных качеств: воли, эмоций, эстетических потребностей личности. Разумеется, многогранное формирование личности обеспечивается не только в процессе физического воспитания - это общесоциальная проблема. Однако полноценно решить ее без физического воспитания, равно как и без органического соединения его с другими видами (сторонами) воспитания, невозможно. Только в единстве они становятся действительными гарантами гармоничного развития человека.
33. Планирование, учет и контроль в практике спортивной подготовки.
Планирование спортивной подготовки предвидение условий средств и методов решений задач, которые ставятся в процессе спортивной подготовки и предвидение результатов.
Планирование:
1. Перспективное – (многолетние) годовые планы тренировок, определяются задачи и цели, которые необходимо решить в период многолетней тренировки, содержание, средства, этапы (количество занятий, нагрузка, контрольные нормативы). В результате анализа итогов истекшего спортивного сезона вносят коррективы в очередной годичный план: текущее (годичное) – более подробное изложение применяемых средств и нагрузок. В годичных планах уточняются контрольные занятия, задания, которые определяются на основе данных врачебного контроля и педагогических наблюдений тренера, в зависимости от спортивной формы и изменений; - оперативное (недельное).
Учет.
Документы – книга выпускников, спортивная школа, книга рекордов, книга учетов спортсменов – разрядников, личные карточки учащихся. Контроль осуществляется на основе годового учета, соревнований, журнал работников спортивной школы. Ежегодно директор школы представляет годовой отчет выпускников старших разрядов. Учет позволяет следить за состоянием подготовленности учащихся за правильность выбора средств и методов. Учет по журналу тренера и дневника спортсмена (количество занятий, время, затраченное на занятие, объем нагрузки, результаты контрольных испытаний). В конце каждого месяца анализ данных установлены контрольные испытания, тесты физической подготовленности, учет прохождения годичного плана и переход в другую группу.
20(1) Эффективность решения комплекса образовательных задач обусловлено качеством управление этим процессом, при этом одним из этапов правления является последняя реализация деятельности, выраженная в планировании. Т.о. планирование есть - конкретное отображение процесса ФО в его общих и частных направлениях.
Основная функция планирования - предвидеть результат ФСД на основе логического представления о том, как она будет осуществляться в конкретных условиях.
Цель планирования - обеспечить продуктивность совместной деятельности учителя и учащихся по овладению ценностями ФК. Основная задачи планирования явл.: 1- выявить состояние готовности материально-технической базы, 2- разработать общие и частные задачи ФО. 3- разработать (подобрать) адекватное дидактическое обеспечения (принципы, средства, методы, формы); 4- определить объем физкультурно-спортивной деятельности реальную последовательность ФСД и реализация ее. Оптимальное планирование обусловлено соблюдением его этапности: 1- направлен на изучение контингента занимающихся (возраст, пол, подготовленность, потребность). Изучить программно-нормативные документы. 2- определить основы взаимодействия и соотношения ФО и общешкольных мероприятий. 3- разработать конкретные задачи ФО. 4- разработать программно-содержательное обеспечение на основе системы принципов ФК и основ ТМФК 5- коррекция плана с администрацией школы и коллегами 6 - реализация плана.
Образование в сфере ФК - процесс продолжительный по времени. В связи с временными этапами владениями ценности ФК выделяют 3 вида планирования:
1- перспективное планирование, отражающее на один год ФО 2- этапное - опираясь на перспективное отражает ФО на определенный этап (четверть либо раздел программы).
3- краткосрочное - отражает короткий промежуток времени (I урок). Технология перспективного планирования и его отдельные операции:
1- определять цель и задачи ФО на основе подготовленности учеников и их потребности на основе программных документов материально-технической базы. 2- определить реальные объемы лед. Воздействий (кол-во уроков и внеклассных мероприятий) 3- обозначить содержание ФСД; средства, формы организации ФСД 4- описательно графическое оформление плана. Технология этапного планирования: 1- определение программного материала (содержание ФСД) на основе соотношения с перспективным планированием. 2- определение рациональной последовательности в овладении программного материала (теория, воспитание, обучение, контроль) 3- определить реальные объемы, их место, основные параметры нагрузки. Технологии краткосрочного планирования:
1- определить части урока и объем каждой из них. Выделение задач урока. 2- определение основных элементов урока. 3- определение психофизической нагрузки и дозировки.
4- определение методов частных методик. 5- определение основ организации. Основные требования к планированию. 1) Целенаправленность и конкретность образовательных задач. 2)Краткость плана и его компактность. 3)Обеспечить разнообразие содержания. 4)Обеспечить оптимальное соотношение двигательной н теоретической подготовки. 5)Преемственность, систематичность, последовательность. 6)Соотношение перспективности плана и личностной актуальности планируемой ФСД. 7)Единство пед. Руководства и активности учащихся, 8)Реальный учет возрастных особенностей и условий ж, деятельности. 9) Взаимосвязь содержания классноурочной и внеклассной. 10)Согласованность плана с деятельностью школы. 11)Гибкость и вариативность плана.
20.1 Планирование есть конкретное отображение предстоящей образовательной деятельности, ФСД. ееобщих направлений и этапов » неполных документах, к которым отнесены: план-график похождения программного материала в учебном году, поурочные четвертные планы и конспекты (планы) отдельных уроков.
виды планирования:
1, Перспективное планирование - отражает длительный период развертывания ФСД.
2Этапное планирование - отражает определенную часть (этап) перспективного планирования.
3, Краткосрочное планирование - осуществляется на короткий временной период.
В школе составляются:
1) общий план работы школы по физической культуре на год (как один из разделов общешкольного плана);
2) планы учебной работы по физической культуре для каждого класса. Общий план на год составляется врамках работы МО учителей физической культуры под руководством опытного учителя (руководителя МО).
В общем годовом плане предусматриваются все вопросы, связанные с работой по физическому воспитанию в школе: учебная работа, физкультурные мероприятия в режиме учебного дня, внеклассная работа и проведение физкультурных праздников, врачебный контроль, материальное обеспечение, пропаганда физкультуры и спорта.
План учебной работы учитель составляет перед началом учебного года. Основными документами планирования являются: годовой план распределения программного материала по четвертям на весь год, поурочный план на четверть и план или конспект урока. Годовой план распределения программного материала по четвертям и поурочные планы на каждую четверть необходимы для того, чтобы учитель мог в определенной последовательности выполнить всю программу по физической культуре, предусмотренную для данного класса.
Требования к планированию и конкретным планам:
1. Целенаправленность плана.
2. Краткость плана, его компактность при насыщенной содержательности.
3. Разнообразность содержания форм и методов ФСД.
4. Включение теоретической подготовки и разнообразных форм контроля.
5. Преемственность и систематичность, последовательность этапов.
6. Учет возрастных и психофизиологических особенностей учащихся.
7. Взаимосвязь классно-урочных и внеурочных форм организации.
8. Согласованность всех планов (общешкольного, годового, поурочного).
9. Гибкость и вариативность плана.
К этому можно добавить следующее:
10. Необходимо, чтоб совокупность упражнений и каждой четверти обеспечивала бы разностороннее влияние на организм детей: (следует включать возможно больше видов упражнений),
11. Программный материал на ту или другую четверть должен соответствовать сезонности.
12. Весь программный материал надо распределять, по нарастающей трудности в каждом из видов упражнений.
13. Четверти неодинаковы по длительности, значит, количество уроков, и объем программного материала будут также разными. Как правило, материал, изучаемый в первом полугодии, повторяется во втором (с целью совершенствования).
Удобной формой планирования распределения программного материала no урокам на четверть является план-график. В нем наглядно распределены все виды физических упражнений по урокам. Правильное планирование содействует четкой организации всей учебной, физкультурно-массовой и спортивной работы школы.
34. Профилактика спортивного травматизма; первая помощь при ранениях, переломах, вывихах.
В профилактике спортивного травматизма должен участвовать каждый преподаватель, тренер, для него необходимо знать особенности, основные причины, условия способствующие возникновению различных травм. Травматичность в различных видах спорта не одинаковы, как и во время сборов, соревнований, тренировок. Частота травм зависит от квалификации спортсмена. При ранении – необходимо остановить кровотечение, обработать края раны, наложить повязку. При артериальном и венозном кровотечении немедленно остановить кровь и доставить в больницу. При ушибах – орошение места повреждения «заморозкой» в целях остановления капиллярного кровотечения и обезболивания. Орошение на расстоянии 30-40см, затем наложить давящую повязку и в течении 2-3ч к месту ушиба прикладывается холод на 5-10мин. При переломах – иммобилизация конечности. При открытых переломах остановка кровотечения, обработать края раны 5% раствором йода. Наложить стерильную повязку. При вывихах – обеспечение полной неподвижности, наложить фиксирующую повязку или шину.
35. Построение процесса многолетней спортивной подготовки.
21.1Спортивная подготовка - это системный, целенаправленный процесс с использованием комплекса адекватных педагогических условий, позволяющих направленно обеспечивать подготовку спортсмена к максимальным спортивнымдостижениям.
Спортивная подготовка:
1.Спортивная тренировка - физическая; техническая, тактическая; интегральная.
2.Соревнования - подготовительные; контрольные; подводящие; отборочные, главные.
3.Дополнительные факторы - спортивный отбор; научно-методическое обеспечение; медико-биологическое обеспечение; материально-техническое обеспечение.
Спортивная подготовка имеет многолетний, круглогодичный характер. В системе спортивной подготовки выделяют несколько структурных компонентов:
1. Стадия базовой подготовки
2.Стадия максимальной реализации спортивных возможностей.
3. Стадия сохранения спортивного долголетия.
Чтобы правильно построить процесс многолетней тренировки, необходимо ориентироваться на возрастные границы, в которых достигаются высокие результаты; учитывать и темпы развития физических качеств, и то, что они достигаются по-разному в зависимости от вида спорта.
Необходимо учитывать комплекс условий, обеспечивающих успешную реализацию системы спортивной подготовки юных спортсменов, это:
Преемственность задач, методов и средств.
Постепенный рост физической подготовки.
Непрерывное совершенствование в спортивной технике.
Правильное планирование тренировочных и спортивных нагрузок Рост нагрузок, их интенсивности на протяжении многолетней тренировки.
В пед. аспекте управление процессом многолетней подготовки следует рассматривать как совокупность средств и методов руководства этим процессом в целом при деятельности школ, спортивных организаций и т.д.
Процесс многолетней тренировки делится на 4 этапа:- Предварительная подготовка. - Начальная спортивная специализация. - Углубленная подготовка в избранном виде спорта. - Этап спортивного совершенствования.
36. Основы физиологического воздействия физических упражнений на организм больного. Показания и противопоказания к лечебному применению физических упражнений.
21(2) Воздействие физ. упражнений при расстройстве функций является следствием крушений в корковом звене рефлексов у лиц с хирургической патологией, формируются «больные пункты» во второй и первой сигнальных системах.
В основе нормализации функции лежит разрушение сформировавшихся в ходе болезни патологических условных и восстановление свойственной здоровому организму условно-безусловной их регуляции. Ф.У. подбираются в соответствии с сущностью нарушений и способствуют угнетению патологически-измененных условных рефлексов и нормализации протекания и процессов.
Средства ЛФК применяют сразу после выведения больного из шока.
Относительные противопоказания: - клапанный или напряженный пневмоторакс, -нарушение проходимости крупных бронхов - ателектаза (с падения легких); - двустороннее множественное повреждение реберного каркаса, приводящее к парадоксальному дых; -угроза или наличие кровотечение; - острая сердечная недостаточность; - повышенная t"тела
Показания ЛФК в реанимационный период: 1- профилактика и борьба с ранними осложнениями (пневмония, тромбозы, атония кишечника), 2- тонизирующее действие ЛФК. активизация моторно-висцеральных рефлексов и стимуляция ЦНС; 3- активизация местного и общего кровообращения, периферического (предотвращает венозные тромбозы), 4-устраняет имеющиеся нарушения в свертывающейся системе крови; 5- дых. упр. положительно влияют на внешнее дыхание, кровообращение, газообмен в тканях, тем самым, снижая явление гипоксии. Изменение общего состояние организма: поддержание и повышение тонуса психологическое воздействие на больного, улучшение его настроение 2.Профилактика послеоперационных осложнений ССС: улучшение крово и лимфо обращения, борьба с застойными явлениями. 3.Предупреждение послеоперационных застойных явлений в легких, пневмоний, тромбозов, атония кишечника. Задержка мочеиспускания и борьба с ними. 4.Предупреждение образования спаек и сращения, контрактур и мышечных атрофии. 5. Укрепление мышечной системы (профилактика послеоперационных грыж). 6. Восстановление осанки.
37. Методы ФК, основанные на различных подходах к воспитанию двигательных качеств и формированию ДУиН.
1.Методы физкультуры, основанные на различных подходах к воспитанию двигательных качеств, включают методы избирательного, комплексного (интервального) и сопряженного воздействия.
Метод избирательного воздействия – направлен, на воспитание какого – либо физического качества. К этой группе относятся равномерное, повторное, повторно – серийное упражнение, направленное на воспитание выносливости.
Метод комплексного (интервального) воздействия на физические качества за счет разнообразных нагрузок на «станциях». Основу составляет повторное или повторно – серийное упражнение в комплексе, воздействует на общую и специальную выносливость, силу, скоростно – силовые качества, быстроту. В силу утомления снижается качество техники выполнения упражнения
Метод сопряженного упражнения – единство физической и технической подготовки (используется специально – подготовительные и соревновательные упражнения).
2. Методы, основанные на различных подходах к формированию ДУиН, представлены методом:
- рассчлененно – конструктивный метод;
- метод целостного подхода (когда упражнение нельзя расчленить).На этом этапе разучивания используются методы стандартно – повторного упражнения.В процессе совершенствования двигательных действий используют методы стандартно – повторного и вариативного упражнения.
38. Понятие «спортивная форма»; фазовость ее формирования у спортсменов.
Спортивная форма – состояние оптимальной наилучшей готовности спортсмена к достижениям, которое приобретается при определенных условиях в каждом макроцикле тренировки. Процесс развития спортивной формы имеет фазовый характер и протекает в порядке посл