КОГДА ПИТЬ НОВОГОДНЕЕ ШАМПАНСКОЕ?




Странный заголовок, – хмыкнет про себя читатель. – Должно быть, автор этой заметки загодя начал праздновать Новый год и потому путает дни. Конечно же – в ночь с 31 декабря на 1 января, и это знает каждый ребенок! Удары кремлевских курантов возвестят наступление 1 января тринадцатого года третьего тысячелетия от Рождества Христова («Новой эры»).

Нет, нет, я пребываю в здравом рассудке, а интрига заголовка связана с моими профессиональными интересами.

Действительно, начало нового года у нас, северян, прочно ассоциируется с нарядной елкой и январскими морозами. Это так. Тем не менее, празднуемый нами Новый год по январскому стилю вошел в российский гражданский обиход сравнительно недавно – c 1 января 1700 года. (Здесь "стиль" летосчисления – определение начала года.)

В древности существовали различные способы определения начала Нового года, и точка отсчета была для всех зримой и понятной. В основном эти точки отсчета распределялись по двум важнейшим сельскохозяй­ственным периодам – весеннему и осеннему. "Народы древности часто принимали во внимание только период земледельческих работ и прене­брегали остальным временем естественного года" (Бикерман Э. Хроноло-гия древнего мира. М., 1975, с. 40).

Для христиан византийской традиции наибольшее значение имели два стиля: сентябрьский, с точкой отсчета эры от 1-го сентября 5509 г. до н. э., и мартовский в двух вариантах: сначала с 21-го (с весеннего равноденствия!), а затем с 1-го марта 5508 г. до н. э. Эта популярная мартовская эра называлась константинопольской и древнерусской. Она использовалась у нас до 1492 г., когда в приказном порядке перешли только на сентябрьский стиль, по кото­рому Православная Церковь живет до сих пор. До этого наши летописцы свободно использовали все стили, поэтому перевод их датировок на совре­менный "календарный язык" – зачастую почти неразрешимая головоломка.

В Европе также использовались различные календарные стили. В консервативной доброй старой Англии, например, вплоть до 1753 года (!) использовали так называемый "благовещенский стиль" – Новый год начинался со дня этого праздника (то есть с 25-го марта).

Когда-то в Древнем Риме новый год встречали в марте, на что ука­зывает и само название нашего последнего месяца года: децембер (но ведь в переводе с латинского это значит "десятый"!) – архаизм, давно не соответствующий его реальному месту в календаре. Но мы так привыкли к подобным историческим несуразностям, что просто их не замечаем.

Впрочем, уже со 153 г. до н. э. доцезаревский римский календарный год начинался с 1 января, поскольку с этого дня вступали в должность римские консулы («менялась власть»!). Так, в календаре из города Прене­сты под 1 января отмечается: «Annus novus incipit quia eo die magistratus ineunt, Новый год начинается (в этот день), потому что в этот день магистраты вступают в должность». В 46 г. до н. э. знаменитый римский полководец, верховный жрец и писатель Гай Юлий Цезарь ввел новый календарь ("юлианский") и окончательно утвердил начало года с 1 января (его календарь «заработал» с 1 января 45 г. до н. э.). Именно при Цезаре под влиянием астрологии праздник Нового года приобрел самостоятельное значение временн о й отметки начала года и, таким образом, положил начало нашему гражданскому году и новогодним праздникам.

Новый год по этому "политическому" январскому стилю (одновременно с эрой от Рождества Христова) ввел у нас в декабре 1699 г. реформатор Петр Великий. К сожалению, ему не удалось одновременно ввести и григори­анский календарь, который был принят лишь в 1918 г., – но только для гражданского употребления. Русская Церковь до сих пор хранит верность календарю Юлия Цезаря, отстающему сейчас от астрономического времени на 13 дней. Поэтому сегодня в церковном календаре ещё только 19 декабря.

Впрочем, о календарных гримасах мы еще будем говорить. А сейчас хочу поздравить всех с наступающим Новым – уже 2013-м! – годом. Будем надеяться, что он станет «менее интересным» для историков в отрицательном смысле (готов поступиться профессиональными интересами!) – пусть произойдет в нём меньше трагедий и потрясений!

Литература: Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. I. Введе­ние в церковную историю. СПб., 1907; Климишин И. А. Календарь и хронология. М., 1985; Куликов С. Календарная шпаргалка для верующих и неверую­щих, любителей истории, журналистов и президентов. М., 1996. Рубан Ю. Календарь для человека или человек для календаря? Когда мы празднуем Рождество Христово // Санкт-Петербургский Церковный вестник. 2005. № 12, с. 34–37.

Ю. Рубан



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: