Странный заголовок, – хмыкнет про себя читатель. – Должно быть, автор этой заметки загодя начал праздновать Новый год и потому путает дни. Конечно же – в ночь с 31 декабря на 1 января, и это знает каждый ребенок! Удары кремлевских курантов возвестят наступление 1 января тринадцатого года третьего тысячелетия от Рождества Христова («Новой эры»).
Нет, нет, я пребываю в здравом рассудке, а интрига заголовка связана с моими профессиональными интересами.
Действительно, начало нового года у нас, северян, прочно ассоциируется с нарядной елкой и январскими морозами. Это так. Тем не менее, празднуемый нами Новый год по январскому стилю вошел в российский гражданский обиход сравнительно недавно – c 1 января 1700 года. (Здесь "стиль" летосчисления – определение начала года.)
В древности существовали различные способы определения начала Нового года, и точка отсчета была для всех зримой и понятной. В основном эти точки отсчета распределялись по двум важнейшим сельскохозяйственным периодам – весеннему и осеннему. "Народы древности часто принимали во внимание только период земледельческих работ и пренебрегали остальным временем естественного года" (Бикерман Э. Хроноло-гия древнего мира. М., 1975, с. 40).
Для христиан византийской традиции наибольшее значение имели два стиля: сентябрьский, с точкой отсчета эры от 1-го сентября 5509 г. до н. э., и мартовский в двух вариантах: сначала с 21-го (с весеннего равноденствия!), а затем с 1-го марта 5508 г. до н. э. Эта популярная мартовская эра называлась константинопольской и древнерусской. Она использовалась у нас до 1492 г., когда в приказном порядке перешли только на сентябрьский стиль, по которому Православная Церковь живет до сих пор. До этого наши летописцы свободно использовали все стили, поэтому перевод их датировок на современный "календарный язык" – зачастую почти неразрешимая головоломка.
В Европе также использовались различные календарные стили. В консервативной доброй старой Англии, например, вплоть до 1753 года (!) использовали так называемый "благовещенский стиль" – Новый год начинался со дня этого праздника (то есть с 25-го марта).
Когда-то в Древнем Риме новый год встречали в марте, на что указывает и само название нашего последнего месяца года: децембер (но ведь в переводе с латинского это значит "десятый"!) – архаизм, давно не соответствующий его реальному месту в календаре. Но мы так привыкли к подобным историческим несуразностям, что просто их не замечаем.
Впрочем, уже со 153 г. до н. э. доцезаревский римский календарный год начинался с 1 января, поскольку с этого дня вступали в должность римские консулы («менялась власть»!). Так, в календаре из города Пренесты под 1 января отмечается: «Annus novus incipit quia eo die magistratus ineunt, Новый год начинается (в этот день), потому что в этот день магистраты вступают в должность». В 46 г. до н. э. знаменитый римский полководец, верховный жрец и писатель Гай Юлий Цезарь ввел новый календарь ("юлианский") и окончательно утвердил начало года с 1 января (его календарь «заработал» с 1 января 45 г. до н. э.). Именно при Цезаре под влиянием астрологии праздник Нового года приобрел самостоятельное значение временн о й отметки начала года и, таким образом, положил начало нашему гражданскому году и новогодним праздникам.
Новый год по этому "политическому" январскому стилю (одновременно с эрой от Рождества Христова) ввел у нас в декабре 1699 г. реформатор Петр Великий. К сожалению, ему не удалось одновременно ввести и григорианский календарь, который был принят лишь в 1918 г., – но только для гражданского употребления. Русская Церковь до сих пор хранит верность календарю Юлия Цезаря, отстающему сейчас от астрономического времени на 13 дней. Поэтому сегодня в церковном календаре ещё только 19 декабря.
Впрочем, о календарных гримасах мы еще будем говорить. А сейчас хочу поздравить всех с наступающим Новым – уже 2013-м! – годом. Будем надеяться, что он станет «менее интересным» для историков в отрицательном смысле (готов поступиться профессиональными интересами!) – пусть произойдет в нём меньше трагедий и потрясений!
Литература: Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. I. Введение в церковную историю. СПб., 1907; Климишин И. А. Календарь и хронология. М., 1985; Куликов С. Календарная шпаргалка для верующих и неверующих, любителей истории, журналистов и президентов. М., 1996. Рубан Ю. Календарь для человека или человек для календаря? Когда мы празднуем Рождество Христово // Санкт-Петербургский Церковный вестник. 2005. № 12, с. 34–37.
Ю. Рубан