Лабораторная работа № 1.
Дефектация деталей кривошипно-шатунного механизма
Цель работы – научиться проводить дефектацию деталей кривошипно-шатунного механизма.
Диаметр цилиндра измеряется нутромером в четырех поясах, как в продольном, так и в поперечном направлении двигателя.
Рисунок 1. Схема измерения цилиндров: А и В - направления измерений.
Таблица 1 – Результаты измерения блока цилиндров, поршней, шатунов.
№ цилиндра | ||||
Результаты измерения цилиндра | ||||
Направление А: пояс 1 -//-2 -//-3 -//-4 | 76,41 76,48 76,41 76,41 | 76,40 76,43 76,41 76,41 | 76,41 76,45 76,44 76,46 | 76,40 76,63 76,40 76,41 |
Направление В: пояс 1 -//-2 -//-3 -//-4 | 76,42 76,49 76,45 76,44 | 76,42 76,47 76,45 76,44 | 76,45 76,47 76,48 76,48 | 76,43 76,57 76,44 76,42 |
Результаты измерения плоскости разъема | ||||
Не плоскостность | 0,07 | |||
Результаты измерения поршня | ||||
Диаметр юбки поршня | 76,35 | - | - | 76,34 |
Результаты измерения шатуна | ||||
Диаметр отверстия под шатунные подшипники | - | - | - | 51,34-51,36 |
Таблица 2 – Результаты измерения коленчатого вала.
Результаты измерения шатунных шеек (номинальный размер – 47,814-47,834 мм) | ||||||||
№ шейки | ||||||||
Диаметр шейки, мм | 47,68 | 47,68 | 47,70 | 47,66 | ||||
Результаты измерения коренных шеек (номинальный размер – 50,775-50,795 мм) | ||||||||
№ шейки | ||||||||
Диаметр шейки, мм | 50,68 | 50,73 | 50,84 | 50,78 | 50,76 | |||
Таблица 3 – Величина износа (мм ) цилиндра по высоте.
№ измерения | ||||||
Продольное | 2,5 | |||||
Поперечное | 1,5 |
Рисунок 2 – График износа цилиндра. 1 – в продольном, 2 – в поперечном направлении.
Вывод: Было произведено измерение размеров цилиндров, максимальный износ составил 0,23 мм (разница) в четвёртом цилиндре; это превышает допустимый (0,15 мм), поэтому следует произвести расточку до следующего ремонтного размера до (76,8 мм).
Было произведено измерение плоскости разъёма с головкой цилиндров, не плоскость составила 0,07 мм при допустимой 0,1 мм.
Так же были произведены измерения коленчатого вала. В результате измерения диаметра шеек, было выявлено, что износ составляет 0,13-0,15 мм. Т.е. колен вал необходимо шлифовать до 2-го ремонтного размера (0,50). При измерении коренных шеек износ составил 0,1-0,12 мм, необходимо шлифовать до ремонтного размера 0,25.
Было произведено измерение диаметров поршня, т.к. поршня группы Е, то номинальный 76,37-76,38 мм, по измерениям износ поршня составил 0,03-0,04 мм. При дефектации были выявлены задиры юбки поршня 4-го цилиндра.
Было произведено измерение шатунов, эллипсность отверстия шатуна составила 0,02 мм, размер соответствует номинальному.
Лабораторная работа № 2.
Разработка карты дефектации и ремонта деталей цилиндро-поршневой группы
Цель работы – ознакомиться с основными дефектами деталей цилиндро-поршневой группы; разработать карту дефектации.
Карта дефектации и ремонта
Блок цилиндров | ____________ | __________ | __________ |
Обозначение и наименование изделия, составной части | № позиции | № эскиза | № карты |
обозначение | Возможный дефект | Метод установления дефекта | Средство измерения | Заключение и рекомендуемые методы ремонта | Требования после ремонта |
Трещины в рубашке охлаждения | Осмотр. Проверка под давлением 3,5-4 кг/см2 | - | 1. Замена. 2. Ремонт. Заварить. | -- | |
Трещины между окнами рубашки охлаждения | ОсмОсмотр | - | рРемонт. Заварить. | -- | |
Трещины между резьбовыми отверстиями и окнами рубашки | Осмотр | - | 1. Замена. 2. Ремонт. Установит ввёртыш | - | |
Коррозия технологической заглушки | Осмотр | - | Замена. | - | |
Трещины на стенках цилиндров | Осмотр. Проверка под давлением 3,5-4 кг/см2 | - | Замена. | - | |
Коробление плоскости сопряжения с головкой цилиндров | Измерение | Линейка, щуп | Ремонт. Шлифовать | Не плоскостность не более 0,05 мм по всей длине | |
Износ или несоосность отверстий гнёзд под вкладыши коренных подшипников | Измерение | Нутромер индикаторный 50-100 | Ремонт. Фрезеровать крышки и расточить до исходного размера | Несоосность отверстий не более 0,015 мм. | |
Износ посадочных поверхностей под полукольца | Осмотр. Измерение | Микрометр | Ремонт. Наплавить. | Ном размер 23,14-23,2 мм Биение 0,02 мм, не более | |
Износ и задиры на поверхности цилиндров | Осмотр. Измерение | Нутромер индикаторный 50-100 | Ремонт. Расточить до ремонтного размера. Гильзовать. | Овальность и конусность цилиндров 0,02 мм, не более | |
Износ резьбовых отверстий | Осмотр. | - | Ремонт. Установить ввёртыш. нарезать резьбу ремонтного размера. | - |
Вывод: В ходе работы ознакомились с основными дефектами блока цилиндров, разработали карту дефектации блока.
Лабораторная работа №3