Виды невербальных элементов общения




ТЕМА УРОКА: ЯЗЫК ЖЕСТЫ, МИМИКА. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ,

Образовательная цель

Формирование ценностного отношения к родному языку языку, развитие образного теоретического мышления студентов на основе осмысления видов общения

 

Планируемые образовательные результаты:

студент проявляет интерес к изучаемой теме,

осуществляет рефлексию собственной деятельности; структурирует информацию по определённым параметрам;

формулирует цель предстоящей деятельности;

переводит информацию из одной знаковой системы в другую;

осуществляет оценку и самооценку учебной деятельности,

осознаёт своё знание и незнание.

Студент научиться: понимать смысл понятий, анализировать и оценивать речевые высказывания при помощи невербальных средств общения, работать с толковым словарем. Соблюдать этические нормы в собственной речевой практике.

Обучающийся получит возможность научиться: аргументированно формулировать свою точку зрения, культуре речи.

Программное содержание

Функциональные стили речи

Мировоззренческая идея

«Каждое движение души имеет свое естественное отражение в голосе». Цицерон.

Ценностно-смысловые ориентиры

Средства невербальной коммуникации значительно расширяют возможности общения, часто выразительны и лаконичны.

Знания средств невербального общения помогают в достижении определенных результатов во взаимоотношениях с людьми.

План изучения учебного материала

1. Виды общения

2. Невербальное общение, средства.

3. Роль невербального общения в жизни в человека

 

Основные понятия

Невербальное общение, коммуникация, жест, мимика, визуализация.

Основные законы, закономерности

 

Вводное слово .

Жизнь каждого из нас наполнена общением. Можете ли вы себе представить, что вам в течение суток не придется ни с кем не поговорить, не обмолвиться словом? Конечно, это сложно. Жизнь человека без общения немыслима. Человек так устроен, что может общаться при помощи слов и без слов.

Вводная беседа:

Решение ситуационной задачи.

- Я предлагаю вам рассмотреть картинки. Что вы видите? (смайлики) Приложение 1.

- Что такое смайлик? (Смайлик — это набор символов, либо иконка, которая представляет собой визуальное представление выражения лица или положение тела, чтобы передать настроение, отношение или эмоции.)

- Попробуйте определить значение каждого смайлика. Почему вы так считаете?

- Получается, каждое данное выражение вам сообщило о своем настроении.

- Цицерон в свое время говорил: «Каждое движение души имеет свое естественное отражение в голосе». Знакомы ли вам словосочетания: «вербальное общение» и «невербальное общение».

- Уточним лексическое значение слов по словарю С. И. Ожегова.

- О каком виде общения мы с вами сегодня будем говорить?

 

Ситуация – проблема

 

Главный вопрос урока (проблемный вопрос)

- Как можно сформулировать главный вопрос урока? (Какой возникает вопрос ?) (Поможет ли знание языка тела, жестов, мимики, в преодолении коммуникативного барьера?)

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока?

(Невербальные средства общения)

Г) выдвижение гипотез

- Профессор Альберт Мерабиан, самый цитируемый ученый, когда речь заходит о невербальной коммуникации, утверждает, что важнейшую роль в общении играют три основных фактора:

Что мы говорим — 7%

Как мы говорим — 38%

Язык нашего тела — 55%

- Согласны ли вы с мнением профессора?

- На какие вопросы нам необходимо найти ответы на уроке, чтобы подтвердить или опровергнут выдвинутые предположения?

1.Определить роль невербальной информации

2. Выявить виды невербального общения

3.Отработать невербальные средства общения в упражнениях

 

Ситуация целеполагания

Определение целей и учебных задач

- Какую цель мы перед собой поставим? (Познакомиться с средствами невербального общения и их роли в нашей жизни).

 

«Продолжи предложение».

- Сформулируйте цели-задачи урока по теме, используя следующие слова:

- Познакомиться… (со средствами невербального общения)

- Знать … язык тела, мимики, жеста и т.д.

-Уметь … считывать информацию, передаваемую невербальными средствами общения.

 

ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

1. 1. Пункт плана.

2. Работа с понятием

- Знакомство с содержанием раздаточного материала «Виды невербальных элементов общения» (Приложение 2.)

3. 2. Пункт плана.

4. Практическая работа: выполнение практических заданий, сравнение, классификация, обобщение.

- Задание 1.Соотнесите мимику, жест с чувствами. (Приложение 3)

– Проверка выполнения заданий (А-3, Б-1, В-6, Г- 4, Д – 2, Е -5, Ж- 8, З -7, И- 10, К- 9)

 

ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Ситуация иллюстрация

- Задание 2. Прочитайте текст, вдумываясь в его содержание. Какие слова нужно, по-вашему, вставить вместо пропусков? Объясните, почему вы так думаете. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Мимика позволяет нам лучше понять собеседника, разобраться, какие чувства он испытывает, как реагирует на наши слова. Так, поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз уголки рта, приоткрытый рот свидетельствуют об _; опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают _. _отражают сведенные брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки рта, а _ – спокойные глаза, приподнятые уголки рта.

 

Ситуация выбора

Практическая работа.

 

Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Какие жесты и мимика сопровождают речь персонажей в каждом случае? Какие чувства испытывают герои? Укажите в конце предложений.

1) «Душевно рад познакомиться. Дайте пожать мне вашу руку». Чичиков дал ему обе. (Неискреннее дружелюбие). 2) Чичиков подставил ей руку и повел ее парадно через две комнаты в столовую. (Лест ь). 3) Он почувствовал удовольствие, – удовольствие оттого, что стал теперь помещиком – помещиком не фантастическим, но действительным, помещиком, у которого есть уже и земли, и угодья, и люди – люди не мечтательные, в воображенье пребываемые, но существующие. И понемногу начал он и подпрыгивать, и потирать себе руки, и подмигивать себе самому, и вытрубил на кулаке, приставивши его себе ко рту, как бы на трубе, какой-то марш… (Радость). 4) «Она (Зинаида) долго осталась неподвижной и долго глядела неподвижно и прямо из-под сдвинутых бровей. Я и не знал за ней такого взгляда. Потом она стиснула руки, крепко-крепко, поднесла их к губам, ко лбу — и вдруг, раздернув пальцы, откинула волосы от ушей, встряхнула ими и, с какой-то решительностью кивнув сверху вниз головою, захлопнула окно .(Строгость, злость, обида).

 

Составление синквейна

Общение (невербальное)

1. Молчаливое, искреннее

2. Дополняет, раскрывает, способствует

3. Выражает душевное состояние человека

4. Откровенность

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Ситуация рефлексии

- Какую задачу решали? Что надо было сделать? Что делали? Как выполняли задание? Что не получилось и почему? Что следует делать в дальнейшем? Что может помочь в дальнейшей работе?

Ситуации самооценки

- Допишите предложение….

Меня поразило…

Меня удивило…

Я узнал…

Мне больше всего удалось…

Я чувствовал…

Я думал…

Я приобрел…

Я получил от этого урока…

 

Приложение 1.

 

 

Приложение 2.

Виды невербальных элементов общения

Невербальное общение – это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание.

Язык невербальных компонентов общения:

- первичные языки невербальной системы: система жестов, которая отличается от языка глухонемых, пантомима, мимика и т.д.

- вторичные языки невербальной системы: азбука Морзе, музыка, языки программирования.


По мнению экспертов, до двух третей сообщений, полученных каким – либо участником беседы, поступает по невербальным каналам связи. Общение без слов – общение самое емкое и достоверное.

Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты.

 

 

 

Невербальное общение часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять.

Невербальное общение – не так сильно структурировано, как вербальное. Не существуют общепринятых словарей и правил компоновки (грамматика) жестов, мимики, интонации, при помощи которых мы в состоянии однозначно передать свои чувства.

Такая передача зависит от очень многих факторов и часто происходит неоднозначно. Намеренная передача – творческий процесс, которым профессионально занимаются артисты кино и театра. При этом каждый артист передает одну и ту же роль по-разному.

 

Мимика

Мимика – это выражение лица человека, она является главным элементом отображением эмоций и чувств. Позитивные эмоции, например, любовь или удивление, распознать намного легче, чем негативные, к которым можно отнести отвращение или гнев. Эмоции по-разному отражаются на правой и левой стороне лица, ведь левое и правое полушария мозга выполняют разные функции: правое совершает управление эмоциональной сферой, а левое отвечает за интеллектуальные функции.

Эмоции выражаются в мимике таким образом:

· Гнев – широко открытые глаза, опущенные уголки губ, «прищуренный» взгляд, сжатые зубы;

· Удивление – приоткрытый рот, широко открытые глаза и поднятые брови, опущенные кончики губ;

· Страх – сведенные брови, растянутые губы с опущенными и отведенными вниз уголками;

· Счастье – спокойный взгляд, приподнятые, отведенные назад уголки губ;

· Печаль – «угасший» взгляд, опущенные уголки губ, сведенные брови.

 

Жесты и позы

Чувства и установки людей можно определить по манере сидеть или стоять, по набору жестов и отдельным движениям. Людям легче и приятней общаться с теми, кто обладает экспрессивной моторикой, оживленным расслабленным выражением лица.

Яркие жесты отображают позитивные эмоции и располагают к искренности и доверию. При этом чрезмерная жестикуляция, часто повторяющиеся жесты могут говорить о внутреннем напряжении и неуверенности в себе. Невербальное общение становится доступным, а уровень взаимопонимания увеличивается, если вы понимаете позы и жесты вашего собеседника.

· Сосредоточенность – закрытые глаза, пощипывание переносицы, потирание подбородка;

· Критичность – одна рука возле подбородка с вытянутым указательным пальцем вдоль щеки, вторая рука поддерживает локоть;

· Позитивность – корпус тела, голова немного наклонены вперед, рука немного касается щеки;

· Недоверие – ладонь прикрывает рот, выражая несогласие;

· Скука – голова подперта рукой, корпус расслаблен и немного согнут;

· Превосходство – положение сидя, ноги одна на другой, руки за головой, веки немного прикрыты;

· Неодобрение – неспокойные движение, стряхивание «ворсинок», расправление одежды, одергивание брюк либо юбки;

· Неуверенность – почесывание либо потирание ушей, обхватывание одной рукой локтя другой руки;

· Открытость – руки раскинуты в стороны ладонями вверх, плечи расправлены, голова «смотрит» прямо, корпус расслаблен;

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: