Для того, чтобы чувствовать себя уверенно и комфортно в ситуации общения с разными людьми, избегать манипуляций, вам следует научиться распознавать невербальный язык общения в ситуациях, когда вас пытаются обмануть.
На какие же средства невербального общения, жесты, позы, мимику следует обратить внимание, чтобы распознать ложь?
· слишком продолжительные либо частые паузы, паузы и колебания перед началом реплики;
· ассиметрия мимики, отсутствие синхронности в работе лицевых мышц, когда выделяется несоответствие в мимике двух сторон лица;
· «застывшее» выражение лица, когда оно не меняется на протяжении 5-10 секунд, является фальшивым;
· запаздывающее выражение эмоций, когда между словом и соотносящимися с ним эмоциями возникают длительные паузы;
· «продолговатая» улыбка, когда губы оттянуты назад от зубов, создавая узкую линию губ;
· визуальный контакт неглубокий, когда глаза лжеца встречаются с глазами собеседника не более, чем третью часть всего времени беседы, при этом часто глядя в потолок и по сторонам с беспокойным выражением лица;
· подергивание любой части тела: постукивание пальцами по столу, покусывание губы, подергивание руками или ногами;
· скудная жестикуляция, которую лжец держит под контролем;
· высокий тон голоса, тяжелое дыхание;
· согнутый корпус, позы со скрещенными ногами;
· скудная мимика, слабая работа лицевых мышц;
· быстрое перемещение глаз вначале в верхний правый угол, а потом в нижний левый;
· быстрое, незаметное на первый взгляд, прикосновение к носу, потирание века;
· более яркая жестикуляция правой рукой, в сравнении с левой;
· любые преувеличения: лишние движения и жесты, неуместные эмоции;
· частое моргание глазами
Зная все тонкости приемов невербального общения, вы не только сможете избежать манипулирования, но сами легко сможете научиться управлять людьми.
Приложение 3.
Задание 1. Соотнесите мимику, жест с чувствами.
1.защита
Б)
2.обман
В)
3. принятие решения, оценка.
Г)
4. удовольствие
Д)
5. скука
Е)
7. сосредоточенность
З)
9. страх
К)
Задание 2.
Прочитайте текст, вдумываясь в его содержание. Какие слова нужно, по-вашему, вставить вместо пропусков? Объясните, почему вы так думаете. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Мимика п_зволяет нам лучше понять собеседника разобраться какие чу(в)ства он испытывает как реагирует на наши слова. Так поднятые брови широко открытые глаза опуще(н,нн)ые вниз уголки рта пр_открытый рот свидетельствуют об _; опуще(н,нны)е вниз брови изогнутые на лбу морщины, пр_щуре(н,нн)ые глаза сомкнутые губы сжатые зубы выр_жают _. _отражают сведенные брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки рта, а _ – спокойные глаза, приподнятые уголки рта.
Задание 3.
В некоторых фразеологизмах русского языка, обозначающих разные эмоции, используются слова, которые называют цвет лица. Восстановите эти фразеологизмы и запишите в тетради.
Покраснеть от…, позеленеть от…, побелеть от…, порозоветь от…, потемнеть от….
Задание 4.
Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Какие жесты и мимика сопровождают речь персонажей в каждом случае? Какие чувства испытывают герои? Укажите в конце предложений.
1) «Душевно рад познакомит_ся. Дайте п_жать мне вашу руку». Чичиков дал ему обе. 2) Чичиков подставил ей руку и повел ее парадно через две комнаты в столовую. ( 3) Он почу(в)ствовал удовольствие удовольствие (от)того что стал теперь помещиком помещиком не фантастическим но действительным, помещиком у которого есть уже и земли и угодья и люди – люди не мечтательные, в воображенье пребываемые, но существующие. И (по)немногу начал он и подпрыгивать и потирать себе руки и подмигивать себе самому и вытрубил на кулаке приставивши его себе ко рту, как бы на трубе, какой-то марш… 4) Она (Зинаида) долго осталась неподвижной и долго глядела неподвижно и прямо (из)под сдвинутых бровей. Я и не знал за ней такого взгляда. Потом она стиснула руки, крепко(крепко), поднесла их к губам, ко лбу — и вдруг, раздернув пальцы, откинула волосы от ушей встряхнула ими и, с какой-то решительностью кивнув сверху вниз головою захлопнула окно.