Эффект заброса кормы можно успешно использовать при управлении яхтой под двигателем. Она будет описывать дугу значительно меньшего радиуса при повороте в направлении, противоположном вращению гребного винта. Следовательно, если винт яхты вращается по часовой стрелке, траектория движения яхты при повороте влево будет иметь меньший радиус, чем при движении вправо, причем как при работе винта на передний ход, так и на задний. Этот эффект в наибольшей степени проявляется при реверсе. Некоторые яхты очень трудно заставить повернуть при реверсе в направлении вращения винта, если скорость невысока. Это может иметь опасные последствия особенно в переполненной акватории порта, поэтому необходимо быстро дать передний ход, держа румпель или штурвал положенными до отказа на борт. Очевидно, когда вам не хватает места для разворота яхты, следует повернуть в том направлении, в котором яхта идет легче. Не надо забывать, что даже при работающем двигателе яхта будет сохранять тенденцию к дрейфу (см. ниже). Если вы управляете малознакомой яхтой, то прежде чем начинать маневрировать, надо лишний раз уточнитьнаправление вращения винта.
ЕСЛИ ГРЕБНОЙ ВИНТ НЕ В ДП На некоторых яхтах гребной винт смещен в сторону от ДП - это чаще встречается на старых яхтах, на которых вспомогательные двигатели были установлены уже после их постройки. При таком расположении винта очевидна тенденция ухода носа яхты с прямого курса в сторону, противоположную той, на которой установлен винт (обратный эффект - на заднем ходу). Вам следует убедиться, что винт вращается в том направлении, которое противодействует уходу с курса, а не увеличивает эту тенденцию. В частности, если винт расположен с правого борта, он должен вращаться против часовой стрелки. | |
Поворот яхты винтом правого вращения в результате заброса кормы винтом и дрейфа по ветру. Повернув задним ходом кормой прямо против ветра (2-4), дают ход вперед, перекладывая руль на правый борт до упора (4—6) |
ОСОБЕННОСТИ ДРЕЙФА Когда яхта не имеет хода (под парусом или двигателем), она начинает дрейфовать. Путь, который она проходит, определяется направлением ветра и течения, а также формой корпуса самой яхты, хотя на направление дрейфа только под воздействием течения обводы корпуса яхты не влияют. На яхту с малой осадкой, например многокорпусную или малую крейсерскую, сильное влияние оказывает воздействие ветра, и она быстро начинает дрейфовать. Это объясняется тем, что подводная часть такой яхты значительно меньше надводной ее части. Яхта с длинным и глубоким килем обладает большим боковым сопротивлением и поэтому дрейфует не так сильно. При дрейфе, вызванном ветром, нос большинства парусных яхт поворачивается по ветру, так как глубокая подводная часть корпуса в районе кормы противодействует давлению ветра, а нос и мачта яхты, наоборот, подвержены его влиянию. Необходимо точно знать, как ваша яхта дрейфует. Движение некоторых яхт при дрейфе нестабильно, они совершают вращение вокруг вертикальной оси. Другие яхты хорошо идут по ветру под одним рангоутом, сохраняя возможность управления. Чтобы выявить эти особенности, надо провести эксперименты на свободной акватории при различных силе ветра и состоянии моря. В случаях когда яхта рыскает при дрейфе, можно значительно стабилизировать движение, закрепив румпель на подветренном борту(это используется только при дрейфе под парусами). | |
Малые крейсерские яхты обычно дрейфуют, поворачивая нос по ветру |