При входе и выходе из тесной гавани и акватории порта надо воспользоваться двигателем, если он есть на яхте. Разумеется, это не освобождает вас от изучения правил управления яхтой под парусами в подобных ситуациях. Неизбежно наступит момент, когда двигатель выйдет из строя и вам придется маневрировать под парусами - к такой случайности вы должны быть внутренне готовы. Следовательно, необходимо регулярно тренироваться, выбирая место и время для безопасной отработки маневров.
Из-за постоянного риска отказа двигателя на яхте всегда должны быть готовы хотя бы один парус к подъему и якорь к отдаче в случае необходимости. Плохой практикой считается отход или подход к причалу под мотором с зачехленным гротом, убранным в мешок стакселем и уложенным якорем. Если в таких условиях откажет двигатель, потребуется некоторое время, чтобы поднять паруса или отдать якорь. В случае промедления яхта может сдрейфовать к другой яхте или оказаться на мели.
ВЫБОР ПРИЧАЛА Выбор причала - один из важных моментов при подготовке к швартовке бортом. По возможности старайтесь выбрать закрытый от ветра причал, учитывая любые предполагаемые изменения в прогнозе. У подветренного причала яхта гораздо меньше подвергается внешним воздействиям, и он более удобен для стоянки, чем наветренный. Если это невозможно, то ставьте яхту носом против ветра, чтобы он не задувал в каюту. | |
Яхта с наветренной стороны бона подвержена воздействию волн и ветра. Яхта с подветренной стороны бона защищена от их воздействия |
ВОЗДЕЙСТВИЕ ВЕТРА И ТЕЧЕНИЯ Наиболее важный фактор, который необходимо учитывать при отходе или подходе бортом к причалу - суммарное воздействие ветра и течения. Эффект этого воздействия зависит от типа яхты, поэтому важно хорошо знать особенности дрейфа вашей яхты (см. с. 175). Следует также учитывать влияние вращения гребного винта (см. с. 174) и пользоваться им, где только возможно. При подходе к причалу самое главное - остановить яхту в правильном положении. Для этого при отсутствии течения подходят носом против ветра, используя для остановки естественное сопротивление рангоута и такелажа яхты. При наличии течения воздействие ветра на яхту часто оказывается слабее, чем течения, поэтому подходить носом против течения гораздо эффективнее (см. справа). Также и при выходе в плавание - воздействие ветра и течения на яхту будет определять направление отхода от причала. | |
При подходе к причалу яхту поворачивают носом против течения, чтобы остановиться. Используя эффект заброса кормы винтом, прижимают корму яхты к причалу |
|
ПОДГОТОВКА КОМАНДЫ Задолго до отхода или подхода к причалу капитану надо проинструктировать команду, уточнить ее обязанности и дать ей время на подготовку концов и кранцев. Хорошая команда выполняет весь маневр швартовки без единого слова. При отходе от причала команда должна знать порядок отдачи концов и удостовериться наверняка, что ни один из отданных концов не остался в воде и исключена возможность наматывания их на винт При подходе к причалу рекомендуется вывести двигатель в режим холостого хода. Это позволит капитану оценить воздействие ветра и течения и тип швартовного оборудования на берегу. Осмотрев причал, капитан должен сказать команде, с какого борта навесить кранцы и какие концы готовить. Обычно начинаю г с носового и кормового продольных. Сначала решают, приблизительно какой длины потребуются концы, чтобы достичь швартовного оборудования на берегу, затем пропускают канат через полуклюз и протягивают на необходимую длину. Закрепив конец за утку, сворачивают в бухту ту часть, которую надо будет подать на берег Если причал оборудован кнехтами или утками, огон швартовного конца можно накинуть на эти устройства Каждый кранец обычно привязывают к леерам или релингам выбленочным узлом или штыком с двумя шлагами. Если вы собираетесь ошвартоваться к борту другой яхты, необходимо заранее спросить разрешения у ее экипажа. | |
Необходимая длина носового продольного конца заранее определена. Он заложен одним концом за утку и свернут в бухту, готовый к подаче на берег |
|
ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДЫ При отходе бортом от причала действия команды обычно определяет ситуация(см.с.180-183), но при подходе бортом можно следовать рассматриваемой здесь стандартной процедуре. Приготовив концы, как это показано выше, один человек берет носовой продольный, а другой - кормовой продольный. Проводя их вокруг такелажа, они перемещаются со свернутыми в бухту концами в район вант. Если в команде достаточно матросов, один становится около носовой утки, а другой около кормовой. По мере приближения яхты к причалу вывешивают за борт кранцы и матросы со швартовными концами встают за леерное ограждение, держась руками за ванты. Как только причал будет достаточно близко, они прыгают на берег, и матрос, держащий кормовой продольный, немедленно крепит его позади кормы яхты, набросив огон (шлаг) на утку или кнехт или обернув его вокруг любого имеющегося на причале устройства. На борту яхты быстро выбирают слабину, накидывают конец на кормовую утку и, постепенно вытравливая швартов, замедляют ход яхты, пока она не остановится. Тем временем другой матрос на причале крепит носовой продольный далеко впереди яхты. Затем концы регулируют так, чтобы яхта заняла правильное положение у причала. Всегда следует держать остаток швартовного конца на палубе, чтобы не захламлять причал, или, если вы швартуетесь бортом к другой яхте, палубу соседней яхты. Это также позволяет отрегулировать длину концов на вашей яхте. Когда носоэой и кормовой продольные концы закреплены, можно заводить шпринги и прижимные концы. | ||
После остановки яхты надо отрегулировать длину концов так, чтобы яхта стояла параллельно причалу | ||
Два члена команды стоят около вант, готовясь ступить на берег с носовым и кормовым продольными концами | Если предварительно вы неверно оценили необходимую длину швартовнчго конца, то излишек следует взять на борт, а не оставлять на берегу |
ОТХОД И ПОДХОД БОРТОМ
|
Капитан всегда должен помнить, что каждый раз при отходе или подходе бортом к бону складывается определенная ситуация, характеризуемая несколькими факторами:
относительными скоростями ветра и течения, их направлениями, особенностями управления вашей яхтой и наличием препятствий в этом районе. Обязанность капитана -дать точную оценку условиям и выбрать правильный метод подхода или отхода Не существует строгих правил, которые помогли бы вам решить, какому из методов отхода или подхода отдать предпочтение в любой ситуации. Вы должны научиться применять накопленные знания и опыт для выработки наилучшего решения. На последующих страницах даны рекомендации, как подходить в некоторых стандартных ситуациях и как можно применять отработанные приемы при других обстоятельствах. Рассмотрены методы отхода и подхода бортом к бону под двигателем и под парусом. В большинстве случаев лучше использовать двигатель, если он у вас есть, так как это дает возможность эффективней управлять яхтой. Запустив двигатель, никогда не забывайте дать ему сначала поработать несколько минут в режиме холостого хода
При отходе бортом от причала команде приходится много работать со шпрингами. Их заводят „серьгой", чтобы развернуть яхту и позволить ей отойти либо носом, либо кормой вперед от бона или причала, не повредив при этом борта Если яхта ошвартована так, что со стороны ее носа и кормы находятся другие яхты, этот метод является наиболее безопасным. Когда поблизости стоят другие яхты, нужно быть особенно внимательным, чтобы не столкнуться с ними, особенно на сильном течении Чтобы выбрать наилучшее положение для отхода относительно ветра и течения, можно развернуть яхту у причала при помощи швартовных концов Чаще всего это делают, когда предполагают отход под парусом, а также в случаях, если хотят перешвартовать свою яхту после подхода бортом.
Яхта готова отойти от бона, экипаж выхлестывает носовой шпринг
ВЫХЛЕСТЫВАЮЩИЕСЯ КОНЦЫ(„СЕРЬГА") Выхлестывающийся конец („серьга") - это конец, который подают на берег, продевают через рым или обводят вокруг кнехта (утки), а затем закрепляют на борту яхты. Его используют главным образом при отходе от причала, когда необходимо отдать конец, не ступая на берег. Он особенно удобен, когда причал имеет высокую стенку, так как в этом случае матросу трудно прыгнуть на борт в последний момент. Правильный способ подачи выхлестывающегося конца на берег позволяет легко отдавать его при отходе. Если на швартовной стенке установлен рым (он может лежать сверху или свисать сбоку), то конец, который будет отдан, надо продеть через рым сверху вниз. Когда тянут за один конец швартова, чтобы освободить второй, рым поднимается. На этом конце (который проходит сквозь рым) не должно быть узлов или сплесней, иначе их может зажать („закусить"). При освобождении конца его нужно тянуть плавно, без рывков, иначе свободный конец может захлестнуться и запутаться. Как только конец соскользнул с берегового кнехта или рыма, его нужно быстро выбрать на палубу, чтобы он не намотался на винт. | |
Справа показана яхта перед отходом от бона; команда находится на борту и готовится отдать конец, заведенный „серьгой" | |
РАЗВОРОТ С ПОМОЩЬЮ КАНАТОВ Отходить от причала, к которому яхта ошвартована бортом, часто предпочтительнее в каком-либо определенном направлении. Если отход в этом направлении затруднен, лучше всего развернуть яхту при помощи канатов. Сначала перемещайте оконечность, обращенную против более сильного внешнего воздействия. На рисунке справа показана яхта, стоящая носом против течения; концы заведены так, чтобы нос отошел от причала. В случае если она стоит носом по течению (кормой против течения), надо сначала отвести от причала корму/заведя канат со стороны кормы, и, используя носовой шпринг, развернуть яхту. Перед разворотом вывесите кранцы с противоположного борта и один кранец на транце для защиты его ближайшей к причалу кромки. | |
1 Заведите новый конец А с носа в обход всего такелажа борта, дальнего от причала, на берег за кормой. Проведите носовой шпринг В с берега вокруг кормы и заложите его за внешнюю утку на корме | |
2 Отдайте другие концы. Затем выбирайте носовой шпринг В с яхты или с берега, чтобы начать разворот яхты. Выберете слабину или,если необходимо, ослабьте носовой конец А | 3 Когда яхта развернулась и стоит у причала носом в другом направлении, закрепите новые продольные концы А и В и, если-вы не отходите сразу же, заведите новые шпрьнги |
ОТХОД ПОД ДВИГАТЕЛЕМ
Если при отходе от причала, у которого яхта стоит бортом, вы просто отдадите концы и дадите передний ход, корма может удариться о причал. Во избежание этого надо отвернуть или нос, или корму яхты от причала, а затем давать ход. На небольших яхтах один из матросов может оттолкнуться от причала отпорным крюком, но на более крупных судах следует пользоваться шпрингами, как это показано на рисунке справа. Почти все способы отхода под двигателем основаны на альтернативе - отходить сначала носом или кормой. Это зависит от положения вашей яхты относительно ветра и течения. Прежде чем отходить, надо переместить свободные кранцы для защиты части корпуса яхты, ближайшей к причалу. Когда вы завели шпринг как выхлестывающийся конец, первым надо отдать тот швартов, который сильнее натянут. Обычно это носовой продольный конец, если вы отходите сначала носом, или кормовой продольный, если отходите сначала кормой.
Отход сначала носом
Заведите кормовой шпринг как выхлестывающийся конец (,,серьгой") и отдайте другие концы. Подработайте двигателем самым малым назад, чтобы развернуть яхту кормой к стенке. При отсутствии препятствий впереди отдайте шпринг и отходите под двигателем, дав передний ход
Отход сначала кормой
Заведите носовой шпринг как выхлестывающийся конец („серьгой") и отдайте другие концы. Подработайте двигателем самым малым вперед, чтобы отвести корму яхты от стенки. Когда корма яхты будет на достаточном расстоянии от причала, отдайте шпринг и отходите под двигателем задним ходом
КАК ОТХОДИТЬ
Способ отхода - носом или кормой - зависит, прежде всего, от направления действия основных внешних сил (ветра или течения) и от того, какие силы оказывают большее влияние. Течение направлено обычно параллельно стенке или причалу, а ветер часто меняется. Рекомендуемые методы отхода, в случае когда течение является определяющим фактором, показаны справа, а если ветер оказывает большее воздействие -справа внизу. Секторы на рисунках ограничивают область возможных направлений ветра,при которых можно применить рекомендуемый метод отхода. При сильном береговом ветре можно отойти, отдав концы и дрейфуя от причала; при этом управлять яхтой значительно труднее, чем при отходе носом или кормой
Носом против течения Отведите сначала нос | Кормой против течения Отведите сначала корму |
Ветер в левую скулу Отведите сначала нос | Ветер в борт и в корму Отведите сначала корму |
ОТХОД ПОД ПАРУСАМИ В большинстве случаев можно отходить от причала, у которого яхта ошвартована бортом, под парусом, но если воздействие ветра слабее, чем течения, то безопаснее отходить под двигателем. Обычно стремятся отходить носом против течения, так как в этом случае яхта лучше слушается руля и при необходимости можно остановиться. Если яхта стоит у причала носом по течению, то надо развернуть ее при помощи канатов (см. с. 181). Когда яхта ошвартована носом против течения, способ отхода определяется направлением ветра (в корму, в нос, отжимной или прижимной). Если ветер прижимной, отход под парусом может быть затруднен (см. справа внизу). Если отжимной ветер направлен в нос и способен наполнить грот, можно поднять сначала грот, затем отдать концы, освободив тем самым бак, и начинать подъем передних парусов. При отжимном ветре, дующем в корму, обычно отходят под одним стакселем, как показано на рисунке справа. | |
Направление ветра определило отход яхты от причала под стакселем (см. справа) |
ПРИЖИМНОЙ ВЕТЕР
Если прижимной ветер дует даже под небольшим углом к яхте, он может затруднить отход под парусом или сделать его невозможным. В этом случае придется воспользоваться какими-либо другими методами отхода. Например, вашу яхту может взять на буксир катер и отвести от причала на чистую воду, где можно развернуться носом против ветра и поднять паруса Или надо завезти длинный завозной конец и закрепить его к фиксированной точке (буй или другой причал), затем развернуть яхту так, чтобы можно было поднять паруса и отойти. Еще одно решение - это завезти на тузике якорь в некоторую точку, находящуюся на прямой, перпендикулярной носу яхты, и оттянуть яхту на якоре (см. с. 200). Если. яхта подходит бортом к бону при прижимном ветре, а отходить вы собираетесь, когда ветер стихнет, рекомендуется перед швартовкой отдать якорь как можно дальше от бона, но так, чтобы не создавать помехи движению других яхт.
Отжимной ветер в нос Поднимите грот. Отдайте швартовы. Когда яхта начнет дрейфовать, выберите грот, поднимите и выберите стаксель | Отжимной ветер в корму Поднимите стаксель. Отдайте концы и выберете стаксель. На чистой воде разверните яхту носом против ветра, чтобы поднять грот | Прижимной ветер Яхту можно переставить к наружному бону, воспользовавшись завозным концом (А), или же завезти якорь и оттянуть к нему яхту (В) |
ПОДХОД ПОД ДВИГАТЕЛЕМ Планируя подход бортом к причалу, надо проинструктировать команду и, если это возможно, подойти сначала на малых оборотах двигателя, чтобы осмотреть место стоянки, условия швартовки и оценить относительную силу ветра и течения. Если вы идете под парусами, необходимо запустить двигатель заранее, чтобы убедиться в его исправности. Не забывайте, что можно использовать эффект заброса кормы при работе гребного винта, чтобы облегчить швартовку (см. с. 174). | |
При швартовке яхты с большой парусностью очень важны планирование и координация работы |
Ветер и течение параллельны Если направления ветра и течения параллельны берегу, совпадают или противоположны, рекомендуется следующий способ подхода. Подойдите к причалу носом ближе к наиболее надежному швартовному устройству. Концы готовят как обычно при швартовке, а двигатель выводят в режим холостого хода, чтобы погасить скорость яхты. Иногда, если ветер и течение направлены противоположно, придется дать задний ход, чтобы остановиться в нужной точке | |
Прижимной ветер Когда ветер дует на причал, носовой и кормовой продольные концы готовят обычным образом. Яхту подводят бортом параллельно причалу и двигатель выводят в режим холостого хода. Ветер постепенно прижмет яхту к причалу | |
Отжимной ветер Когда ветер дует со стороны причала, нужно сделать поправку на парусность носовой оконечности яхты, так как ветер будет отжимать нос от причала. Матрос должен провести кормовой продольный конец далеко на бак; подходить к причалу под двигателем надо под углом более острым, чем обычно. Экипаж должен быстро завести носовой и кормовой продольные концы на берег и подтянуть на них яхту к причалу |
ПОДХОД ПОД ПАРУСАМИ Постановка к причалу яхты под парусами - сложный маневр, и ваши действия должны быть хорошо отработаны. Для тренировки надо выбрать погоду с умеренным ветром и постоянно держать двигатель работающим. Успешное выполнение маневра зависит от вашей способности управлять яхтой под парусами на малом ходу, а также от квалификации экипажа, который должен быстро реагировать на поступающие команды. Зоны безветрия, образуемые стенками гавани, зданиями и другими яхтами, влияют на скорость ветра и его направление. Это может легко нарушить тщательно спланированный подход, поэтому любой хороший капитан всегда имеет в запасе другой вариант. При подходе к причалу под парусами следует придерживаться тех же правил, что и при подходе под двигателем. Если направления ветра и течения параллельны причалу, подходить надо носом к наиболее надежному швартовному устройству. Если на заключительном этапе яхта идет слишком быстро, то для снижения ее скорости надо отдать команду матросам „Вынести грот на ветер"(подтянуть гик к вантам и так удерживать его) или Вынести стаксель на ветер" (вынести на ветер его шкотовый угол). Следует помнить, что набрать скорость легче, чем погасить ее. | |
Яхту подвели бортом к причалу под одним гротом. Носовой и кормовой продольные концы были заведены на берег еще до спуска грота |