ШВАРТОВКА К СВАЯМ И БОНУ




В некоторых гаванях установлены пары свай, используемые для стоянки яхты у бона. На большинстве стационарных причалов имеются постоянные швартовные концы, прикрепленные к сваям и бону для облегчения подходов и отходов.

При отсутствии постоянных швартовов надо завести свои концы и отдать их при отходе. Яхты с мощными двигателями могут швартоваться кормой, но большинству парусных яхт с менее мощными двигателями легче швартоваться носом.

ОТХОД

Выбранный вами метод отхода от причала между сваями будет зависеть от воздействия ветра на яхту. Если он направлен в нос или корму (допустим, яхта ошвартована носом), кормовые концы надо завести впереди вант "серьгой", а носовые концы отдать. Потянув за кормовые концы, яхту можно легко провести между сваями. Когда нос яхты пересекает условную линию, соединяющую сваи, концы отдают. При наличии постоянных швартовов на боне и сваях их просто отдают, когда это необходимо. При сильном боковом ветре (например, при швартовке носом) надо сначала потравить наветренные носовой и кормовой концы, давая возможность яхте немного сдрейфовать в подветренном направлении, пока она не достигнет подветренной сваи, и тогда отдать носовой и кормовой подветренные концы. Затем надо подтянуть яхту назад в наветренном направлении и завести дополнительный конец „серьгой" с наветренной сваи на носовую палубу. Теперь отдают наветренные носовой и кормовой концы (постоянные или заведенною вами), и яхта выходит кормой вперед под двигателем. Если нос начинает сносить под ветер, надо выбрать "серьгу" так, чтобы повернуть нос яхты в наветренную сторону. Когда нос пройдет сваю, отдают „серьгу". Если яхта ошвартована кормой, можно также пользоваться предложенными выше инструкциями.

Ветер в нос или в корму 1 Заведите кормовые концы "серьгой" и отдайте носовые концы 2 Отходите кормой вперед. Когда она окажется на одном уровне со сваями, отдайте заложенные „серьгой" концы Боковой ветер 1 Потравите наветренные носовой и кормовой концы перед тем как отдать подветренные концы 2 Заведите выхлестывающийся конец,,серьгой" от носа к наветренной свае и отходите кормой вперед (задним ходом)

 

ПОДХОД При подходе к причалу между сваями надо завести два носовых и два кормовых конца, проведя их вперед снаружи вант. При боковом ветре лучше держаться ближе к наветренной свае. Достигнув свай, команда крепит кормовые концы к швартовным рымам. Яхта продолжает идти к причалу под двигателем, матросы потравливают швартовные концы. Когда яхта подойдет к причалу, на берег подают два носовых конца и их длину регулируют так, чтобы держать яхту на некотором расстоянии от бона и между сваями. Постоянные швартовы заводят так же.
1 Проведите кормовые концы снаружи вант и закрепите их на сваях 2 Подойдите под двигателем к причалу, потравив кормовые концы, закрепите носовые на боне

ШВАРТОВКА К СВАЯМ

Во многих гаванях ряды свай - больших деревянных или металлических столбов (палов), вбитых в дно - используют для обеспечения швартовки носом или кормой к стенке канала. Они имеют специальное оборудование для крепления концов с яхты. Очень часто несколько яхт становятся в связке к одним и тем же сваям, хотя в большинстве гаваней ограничено число яхт, ошвартованных к одной паре свай. Каждая яхта в связке должна крепиться к сваям и к соседним яхтам так же, как при швартовке связки у причала.

Если необходимо покинуть на какое-то время ошвартованную к сваям яхту, ее следует поставить носом против отливного течения, которое обычно сильнее, чем приливное. Однако в случае прогноза на усиление ветра, лучше повернуть яхту носом против ожидаемого направления ветра. При отходе или подходе к сваям команду следует тщательно проинструктировать.

ОТХОД ПОД ДВИГАТЕЛЕМ

Процедура отхода от свай под двигателем зависит от того, стоите вы бортом к другой яхте, в середине связки или отдельно от других яхт, а также от направления и силы ветра и течения. Если яхта находится в середине связки, можно использовать методы отхода, описанные выше. Если яхта стоит с внешней стороны связки, можно отдать концы и отходить любым известным методом отхода от причала. Если ваша яхта одна ошвартована между сваями, то в зависимости от силы и направления ветра и течения и возможности управления вашей яхтой на заднем ходу надо воспользоваться одним из методов отхода, рассматриваемых ниже.

Носом против более сильного воздействия Подтяните яхту вперед к передней свае, потравливая кормовой конец (1). Заведите носовой конец „серьгой" и дайте яхте отойти назад к кормовой свае (2). Отдайте кормовой конец и, выхлестнув носовой, отходите под двигателем (3) Ветер по траверзу Если яхта стоит носом против течения, заведите „серьгой" оба конца — носовой и кормовой (1) и дайте яхте сдрейфовать в подветренную сторону от свай, потравливая концы (2). Отойдя на чистую воду, выхлестнете оба конца и идите вперед (3). Если яхта стоит кормой против течения, отходите задним ходом Кормой против более сильного воздействия Если яхта хорошо управляема на заднем ходу, заведите оба конца „серьгой" (1) и отходите под двигателем кормой вперед (2). Если яхта на заднем ходу плохо управляема, разверните ее с помощью концов и отходите передним ходом

 

КРЕПЛЕНИЕ К СВАЯМ Швартовные сваи оборудованы металлическим штырем, по которому перемещается большой металлический рым - к нему крепят швартовные концы. Когда яхта ошвартована, рым движется вверх и вниз соответственно во время прилива и отлива. Следовательно, вам не надо регулировать длину швартовных концов. Наиболее удобный узел для крепления швартовного конца к рыму - это штык со шлагом или рыбацкий штык.

 

ПОДХОД ПОД ДВИГАТЕЛЕМ Планируя подход к сваям под двигателем и швартовку, надо учитывать влияние тех же факторов, что и в других подобных ситуациях. Капитан должен наметить курс в зависимости от направления и силы ветра и течения, особенностей управления яхтой. Как капитану, так и команде всегда полезно сделать пробную попытку. До начала действительного подхода носовые и кормовые концы, отпорный крюк и кранцы должны быть готовы. Лучше всего, если два члена команды будут крепить швартовы к сваям, так как одному человеку это может быть неудобно. Если у свай стоят другие яхты, подход должен быть таким же, как при швартовке бортом. При отсутствии яхт нужно воспользоваться одним из способов, описанных ниже. Если, ошвартовавшись, вы обнаружите, что яхта стоит носом по течению, вам следует развернуть ее с помощью концов (см. с. 181).
Один из членов команды удерживает яхту у сваи, пока другой вяжет узел

 

Направления ветра и течения, совпадают Подойдите против ветра и течения скулой к передней свае и закрепите носовой конец (1). Потравите конец, чтобы яхта смогла отойти назад к кормовой свае и закрепите кормовой конец (2). Подведите яхту вперед, чтобы она встала на равном расстоянии от обеих свай, и отрегулируйте концы. Кормовой конец можно закрепить на свае, воспользовавшись тузиком
Направления ветра и течения противоположны Подходите носом против более сильного воздействия внешних сил. Остановитесь сначала у кормовой сваи, закрепите кормовой конец и потравите его (1). Пройдите к передней свае и заложите носовой конец (2). Отойдите немного назад и отрегулируйте концы. Один из членов команды должен держать в руках кормовой конец во время всего маневра, чтобы он не намотался на винт
Ветер по траверзу Этот метод почти не отличается от описанного выше, за исключением того, что яхта подходит к кормовой свае с подветренной стороны (1). Закрепив кормовой конец, медленно идите под двигателем вперед, держа нос несколько к ветру, так чтобы яхта двигалась под углом к передней свае. Закрепите носовой конец (2) и расположите яхту посередине между сваями

 

 

ОТХОД ПОД ПАРУСАМИ

Отход под парусами не представляет особых трудностей, но лучше не производить этот маневр в переполненной судами акватории. Швартовные сваи расположены обычно по краям каналов (где есть приливное течение), поэтому при отходе под парусами лучше направить нос яхты против течения, чтобы постоянно осуществлять контроль за скоростью и управлением. Для этого, возможно, придется сначала развернуть яхту между сваями с помощью концов. Если ваша яхта единственная, ошвартованная к сваям, то отходите, пользуясь одним из указанных здесь способов и учитывая направление ветра. Если яхта стоит с внешней стороны связки яхт, ошвартованных к сваям, перезаведите концы на сваи "серьгой" и отходите, пользуясь одним из методов отхода при стоянке бортом к причалу, описанных на с. 183. Если же яхта находится в середине связки, то придется ждать, когда отойдут соседние с вами яхты.

Отход против ветра Разверните яхту носом против течения. Заведите носовой и кормовой концы „серьгой". Поставьте грот (1). Выберете шкот и ложитесь на курс бейдевинд, оставляя переднюю сваю с наветра. Отдайте кормовой конец, когда яхта ляжет на курс, а затем носовой конец (2). Выйдя на свободную акваторию, поставьте стаксель Отход при ветре в корму Разверните яхту носом против течения и подготовьте оба паруса к постановке. Заведите оба конца „серьгой" и поставьте стаксель (1). Выберете стаксель-шкот, отдайте швартовы и ложитесь на курс, оставляя переднюю сваю с подветренного борта (2). Выйдя на свободную акваторию, приведите яхту к ветру и поставьте грот

 

ПОДХОД ПОД ПАРУСАМИ При подходе под парусами к швартовным сваям необходимо учитывать силу и направление ветра и течения. В отсутствие сильного ветра, противоположного течению, лучше всего подходить носом против течения. В противном случае следует подходить носом против ветра. В зависимости от направления ветра при подходе - в нос или в корму от траверза -решают, какой использовать парус - грот или стаксель. Яхта при подходе к сваям должна идти медленно, и скорость регулируют шкотами. Сначала яхту крепят к наветренной свае, останавливая ее так, чтобы свая была в районе вант. Затем отходят к подветренной свае и закрепляют кормовой конец. Очень важно уметь быстро закрепить концы, а если матрос не может завязать узел достаточно быстро, лучше сначала временно завести концы „серьгой", а позже закрепить их узлами.
Подход острым курсом При подходе острыми курсами против течения или против сильного ветра при слабом противоположном течении идите к передней свае только под гротом в полный бейдевинд (1). Остановите яхту так, чтобы свая оказалась с наветра в районе вант, и закрепите носовой конец (2). Уберите грот, дайте яхте отойти назад к кормовой свае и закрепите кормовой конец (3)

 

НОСОВОЙ И КОРМОВОЙ БУИ В некоторых гаванях устанавливают носовые и кормовые швартовные буи. Они обычно расположены цепочкой. Яхту к буям крепят с носа и кормы так, чтобы предотвратить ее разворачивание под воздействием ветра или течения. Методы подхода и отхода аналогичны рассмотренным для случая швартовных свай. Прежде чем ловить носовой и кормовой швартовные буи, надо убедиться, что их размер соответствует вашей яхте.
Вспомогательные буйки Иногда наряду с основными буями устанавливают меньшие по размерам вспомогательные буйки, прикрепленные к основным буям канатом или цепью. Их легко вылавливать и закреплять на борту во время швартовки. Подойдя к такой стоянке, выловите оба буйка вместе (1), поднимите их на борт и заложите их буйрепы как носовой и кормовой концы (2). При отходе яхты оба вспомогательных буйка часто оставляют связанными посередине стояночного места
Подход при ветре в корму Когда сравнительно сильное течение противостоит слабому ветру, подходите к сваям носом против течения под одним стакселем (1). Остановитесь около нее, дав парусу заполоскать. Когда свая окажется около вант, закрепите кормовой конец (2). Затем выберете парус и подходите к передней свае, потравливая одновременно кормовой конец (3). Остановите яхту против передней сваи и закрепите носовой конец (4). Уберите стаксель и отрегулируйте концы так, чтобы яхта находилась посередине между сваями

СТОЯНКА НА ГРУНТЕ

Не каждый порт, который вы посетите, имеет удобную гавань или защищенную якорную стоянку, а некоторые гавани мелеют при отливе. В другой раз, ошвартовавшись у стенки, вы обнаружите, что она осыхает. Чтобы касание яхтой грунта было безопасным, надо принять меры предосторожности. Прежде всего следует знать, что корпуса различной формы ведут себя по-разному, когда становятся килем на грунт. Наиболее устойчивым является катамаран, достаточно устойчивы также яхты со скуловыми килями - при касании грунта кили поддерживают яхту, и если дно не имеет крутого уклона около стенки, то не стоит беспокоиться, что яхта упадет. Яхта с длинным прямым килем также будет устойчиво стоять на грунте, хотя в этом случае надо обеспечить ее крен в сторону причала (стенки). Если яхта имеет плавниковый киль и кормовой скег, следует позаботиться о ее равновесии - вес команды, сосредоточенный в носовой части, может вызвать падение яхты носом на грунт.

Если ваша яхта имеет большую осадку кормой, чем носом, то надо следить, чтобы нос не развернуло к стенке, так как это приведет яхту в неустойчивое положение у причала.

Постарайтесь уточнить характер грунта, на котором будет стоять ваша яхта. Если он изобилует камнями и мусором, яхте могут быть нанесены значительные повреждения. При существенном уклоне дна около стенки вполне вероятно сползание яхты, что может привести к таким же серьезным повреждениям, как и при падении яхты от стенки. Полезно предпринять временную швартовку на глубоком месте и изучить дно при низкой воде. Если оно окажется удовлетворительным, можно затем подойти к стенке бортом при очередном приливе. Совет капитана порта или указания, содержащиеся в лоции, также будут вам полезны.

Найдя подходящий со всех точек зрения участок стенки, надо подготовить яхту к постановке на грунт. Для обеспечения упора яхты о стенку следует переместить некоторый балласт (якорную цепь, топливный или водяной бак) по палубе так, чтобы яхта накренилась (при отсутствии экипажа на борту) под углом около 10° к стенке. Когда начнется отлив, необходимо принять дальнейшие меры предосторожности - вывесить достаточно много прочных кранцев. Если кранцев не хватает или поверхность стенки неровная, следует воспользоваться кранцевой доской.

Затем вы должны убедиться, что яхта стоит достаточно близко к стенке. Если она соскользнет и сильно накренится, то повреждения, нанесенные релингам, такелажу или мачте, будут очень серьезны. Нельзя допускать, чтобы при отливе яхта меньшего размера швартовалась к борту вашей яхты, так как она может навалиться на ваше судно, когда коснется грунта. Не следует также забывать, что ваш тузик должен встать на дно, когда вода спадет, и если его фалинь недостаточно длинный, лодка может повиснуть в воздухе.

Необходимо удостовериться, что шпринги не будут цепляться за релинги или кранцы. При наличии на яхте открытых полуклюзов (киповых планок) швартовные концы следует прикрепить к ним, так как при отливе они могут легко выскользнуть.

При обсыхании в незнакомой гавани надо внимательно следить за яхтой. Когда вы убедитесь, что она нормально встает на грунт, можно оставить ее без присмотра. Различные яхты встают на грунт с разной степенью устойчивости. Оценить поведение собственной яхты на грунте вы сможете, только приобретя соответствующий опыт.

Крепление концов и шпрингов Носовой и кормовой продольные швартовные концы должны быть закреплены на большом расстоянии от носа и кормы, так чтобы образованный угол не был слишком острым при низкой воде. Длину концов не надо регулировать при подъеме или спаде воды. Если вы остаетесь на борту, то отрегулируйте шпринги, поставив яхту в удобное положение. Если вы уходите на берег, надо оставить шпринги достаточно длинными, чтобы яхта свободно опускалась килем на грунт при отливе
Натяжение швартовов Чтобы яхта не отходила от стенки, можно прикрепить якорь или груз к носовому и кормовому концам. Погрузившись в воду, они будут натягивать канаты и удерживать таким образом яхту около стенки
Крепление скользящего блока Для придания большей устойчивости яхте на грунте вам придется размещать балласт на палубе у борта, ближайшего к берегу. Однако следует предпринять дополнительные меры предосторожности, заведя от стенки конец с блоком, скользящим по основной ванте или натянутому фалу. При изменении уровня воды блок будет двигаться вдоль ванты, сохраняя наклон яхты

 

ПОСТАНОВКА НА ЯКОРЬ И ШВАРТОВКА Техника постановки яхты на якорь и ее швартовки к бую или свае имеет много общего Оба процесса включают в себя крепление яхты к фиксированной точке на открытой воде. В обоих случаях способ, которым вы подходите или отходите от места, будет одинаковым, но постановка на якорь требует дополнительной подготовки якоря с канатом, а также слаженных действий команды. Постановка на якорь - это искусство, которым все реже пользуются, так как в гаванях имеются швартовные места, сваи и специальные стоянки. Однако в ряде случаев умение правильно вставать на якорь может очень пригодиться на рейде или в тихой бухте, а также если необходимо переждать шторм. Именно в последнем случае у вас должна быть абсолютная уверенность в готовности оборудования. Большое значение имеет размер якоря. Небольшой якорь может хорошо держать на соответствующем грунте и в легкий ветер, но поползет или сорвется с грунта, если ветер усилится. Различные типы якорей показаны ниже (см. также с. 94); различные виды якорных стоянок были описаны на с. 82.
Матрос готовит якорь и якорный конец перед постановкой яхты на якорь
ВЫБОР ЯКОРЯ И ЯКОРНОЙ ЦЕПИ (ЯКОРНОГО КАНАТА) Существует несколько различных типов якорей. Тип якоря, который вы выберете, будет зависеть от характера морского дна и предпочитаемого района плавания. Последние достижения в области конструкции якоря - это якорь-плуг и якорь Брюса (см. с. 94), якорь Данфорта (см. внизу справа). Эти якоря предназначены для удержания на морском дне и рассчитаны на держащее усилие, в 30 раз превышающее собственный вес. Традиционный адмиралтейский якорь обеспечивает держащее усилие на песчаном дне только в 10 раз больше собственного веса. Он будет держать также на скалистом и илистом грунтах, на которых другие якоря могут ползти. Какой бы тип якоря вы ни выбрали, он должен быть достаточно тяжелым, чтобы удерживать яхту при любых условиях. Большинство яхт оснащено якорями, имеющими минимальный требуемый вес. На яхте всегда должны находиться по меньшей мере два якоря - один в качестве верпа (вспомогательного якоря) и другой становой (более тяжелый) в качестве основного или носового якоря. Если вам понадобится якорь, обращение с которым затруднено, можно установить на носовой палубе якорный шпиль. Потребуется также прочная носовая оковка, через которую пропускают якорную цепь. Тип якорного каната и его длина влияют на держащую способность якоря. Лучше использовать цепь, так как она не перетирается и под действием собственного веса провисает между якорем и яхтой, что гасит резкие перемещения (рывки) носа яхты. Якорная цепь обеспечивает горизонтальное приложение усилия к якорю и, тем самым, повышает его держащую силу. Однако вес якорной цепи может быть и неудобством. Нейлоновый канат, используемый вместо якорной цепи, легок, но подвержен перетиранию и не провисает как тяжелая цепь. Так как канат слегка растягивается, он амортизирует рывки, которые могли бы сорвать якорь. Обычно используют цепь на первых 4,5 м от якоря и нейлоновый канат на остальной части конца. Если подвязать груз посередине якорного каната, то этим можно еще больше снизить отрицательное влияние рывков. Очень важно знать общую длину якорного каната. Если вы пользуетесь только цепью, то надо вытравить или отдать ее как минимум на три глубины, если цепью и канатом, то - на пять глубин. В штормовых условиях иногда приходится отдавать до десяти глубин. Полезно разметить якорную цепь (канат) так, чтобы было видно, сколько ее отдано.  

ВЫБОР ЯКОРНОЙ СТОЯНКИ

Планируя стоянку на якоре, важно выбрать место так, чтобы в дальнейшем не было никаких осложнений. Главное, что необходимо знать - насколько держит грунт. Информацию о типе морского дна можно найти на карте или, если вы уже находитесь на месте, воспользоваться ручным лотом. Если грунт не подходит для вашего якоря, надо поискать другое место стоянки. Глубина должна быть небольшой, чтобы хватило длины якорного конца, но вполне достаточной, чтобы при отливе яхта оставалась на плаву. Если вы становитесь на якорь во время прилива, необходимо подсчитать, какая глубина будет при высокой воде (см. с. 239), и отдать достаточную длину якорного конца. Для обеспечения спокойной стоянки постарайтесь выбрать место, защищенное от ветра (с учетом возможного изменения ветра) и в стороне от сильного приливного течения. Стоянка в стороне от оживленного движения будет более комфортабельной, так как волны от проходящих судов не будут раскачивать яхту. Если якорная стоянка переполнена судами, то надо убедиться, что вокруг яхты достаточно свободного пространства, чтобы она могла описать круг около якоря, не сталкиваясь с другими яхтами или препятствиями (см. внизу слева). Различные типы яхт по-разному реагируют на воздействие ветра и течения. Яхты с большой парусностью (надводной частью) и небольшой подводной частью в большей степени подвержены воздействию ветра, чем течения; яхты же с глубоким килем и с меньшей парусностью скорее всего развернутся носом против течения. Если все яхты на стоянке одного типа, то их циркуляции могут немного пересекаться, не вызывая столкновения яхт, поэтому всегда старайтесь встать около яхт, подобных вашей Если это невозможно, надо выбрать такое место стоянки, где циркуляция вашей яхты не пересекается с циркуляциями соседних судов. Для этого понадобится выяснить, где лежат якоря яхт. Если на борту яхт не у кого спросить, вы должны примерно определить это, глядя на направления якорных цепей и угол их наклона к поверхности воды. В случае опасности наваливания на другую яхту ищите другое место для якорной стоянки.

ВЫБОР МЕСТА ШВАРТОВКИ К БУЮ При выборе места швартовки необходимо учитывать глубину воды, возможность укрытия от ветра и удаленность от маршрутов движения судов. Кроме того, следует убедиться, что выбранное место швартовки свободно и разрешено, а также соответствует размерам и весу вашей яхты. Многие места швартовки рассчитаны на яхты максимальных размеров. Если при швартовке к бую, легкому для вашей яхты, вы повредите его, то вам придется отвечать за нанесенный ущерб. По возможности надо выяснить у капитана порта, какой буй вам следует занять. Как правило, буй ставят с учетом размера яхты, которая будет к нему швартоваться, что гарантирует место для циркуляции при изменении направления ветра и течения. Цепь буя короче и имеет меньшую свободу, чем якорная цепь яхты. Некоторые переполненные гавани имеют ряды буев (см с. 82), чтобы яхты могли швартоваться носом и кормой. В этом случае им надо меньше места и возможность разворачивания яхт исключается (инструкции по отходу и подходу носом и кормой даны на с. 194).
Поймав буй, матрос осматривает его, чтобы убедиться, что он соответствует размерам яхты

 

ОТДАЧА ЯКОРЯ Все приготовления к отдаче якоря должны быть завершены до подхода к месту якорной стоянки, поэтому капитану следует заранее проинструктировать команду. Вы должны вынуть якорь из места хранения и свесить его за борт у носовой оковки на якорной цепи, закрепленной к утке или кнехту. Якорную цепь надо вытянуть на определенную длину из цепного ящика и разложить ее аккуратно на палубе (см. с. 95). Это обеспечит ход якорной цепи без скручивания (узлов) при отдаче якоря. Коренной конец участка якорной цепи надо заложить за свободную утку или кнехт. Когда яхта достигнет места якорной стоянки, капитан дает команду отдать якорь. Часто бывает трудно расслышать устные приказы с другого конца яхты, поэтому самое лучшее -договориться об условном сигнале. Когда сигнал подан, освободите крепление якорной цепи, которое удерживает якорь в районе носовой оковки, и отпустите якорь. Контролируйте ход якорной цепи, пока не почувствуете, что якорь коснулся дна. Затем вытравите остаток якорной цепи, ранее уложенный на палубе. Натяжение ее некоторое время спустя означает, что якорь забрал за грунт. Когда нужная длина цепи вытравлена, закрепите ее конец, находящийся на борту. Если по какой-то причине якорь не забирает сразу же, попробуйте еще вытравить якорную цепь. Если и это не поможет, нужно поднять якорь и поискать другое место.
Якорная цепь необходимой длины уложена на палубе, и якорь готов к отдаче

 

ПОСТАНОВКА НА ЯКОРЬ С ПОМОЩЬЮ ТУЗИКА Бывают случаи, когда необходимо отдать второй якорь (верп), например, при стоянке бортом к причалу и прижимном ветре. Обычно верп завозят на тузике. Легче отдавать якорь с жесткого, а не с надувного тузика, при этом надо использовать якорный конец, а не цепь, так как с цепью в лодке труднее обращаться. Иногда это может быть основной становой якорь, тогда якорную цепь также лучше заменить канатом. Поставьте тузик бортом к яхте и закрепите его носовой и кормовой фалини. Свесьте якорь с кормы тузика и привяжите отрезок тонкого линя к якорю и к банке для страховки, что позволит вам освободить якорь, не вставая с места. Затэм уложите якорный конец на корме тузика, начиная с той части, которой он прикреплен к якорю. Когда якорный конец, соответствующий глубине, находится в тузике, закрепите другой конец на борту яхты. Отгребите в том направлении, в котором вы хотите завезти якорь, и когда вытравите весь якорный конец, развяжите страховочный линь и дайте якорю уйти на дно. Затем кто-нибудь на яхте выбирает слабину каната, чтобы убедиться, что якорь забрал.
После того как становой якорь отдан и забрал, можно завозить на тузике вспомогательный якорь (верп)

 

ПОДЪЕМ ЯКОРЯ С ТУЗИКА Иногда для подъема якоря используют тузик, например, если яхта стоит на двух якорях и вам нужно выбрать верп. Это можно сделать, если вы располагаете довольно большим, желательно, жестким тузиком. Один человек сидит в тузике и выбирает с кормы якорный конец, пока он не займет в воде вертикальное положение - значит якорь находится прямо под вами. Усилие человека, держащего якорный конец на корме тузика, должно оторвать якорь от грунта. Затем его можно поднять, уложить в тузик и, выбирая якорный канат, возвратиться к яхте. БУЙРЕП Всегда существует опасность того, что якорь зацепится за грунт и его будет невозможно освободить обычным путем. Иногда помогает хождение под двигателем в различных направлениях и раскачивание якоря, но лучшее решение этого вопроса - прикрепить к якорю буйреп с томбуем. Тогда якорь можно легко освободить, потянув за этот трос.
Буйреп — это прочный трос, прикрепленный к тренду якоря. Этот трос крепят либо к бую (томбую), либо на борту

ПОСТАНОВКА НА ДВА ЯКОРЯ

Если один якорь не удерживает яхту, ее можно поставить на два якоря, как это показано ниже. При этом движение яхты ограничивается^ нагрузка распределяется между якорями. Однако при перемене направлений ветра и течения яхта может оказаться в неблагоприятном положении и придется переставлять якоря. Другой метод постановки яхты на два якоря показан внизу справа. Его часто используют на переполненных якорных стоянках, когда нужно уменьшить траекторию разворота яхты. Сначала отдают становой якорь, и яхта дрейфует, чтобы он забрал. Когда вытравлена вдвое большая, чем нужно, длина якорной цепи, можно отдать верп. Яхту подтягивают на главной якорной цепи, а якорный конец верпа потравливают, пока яхта не окажется между якорями. Якорную цепь станового якоря и якорный конец верпа связывают вместе и крепят так, чтобы основная нагрузка приходилась на якорную цепь.

Отдайте становой якорь обычным способом и дайте яхте отойти назад, чтобы якорь забрал. Пройдите вперед под двигателем под углом около 45° к направлению на якорь и, когда он окажется на траверзе яхты, отдайте верп После отдачи станового якоря и верпа (соответственно А и В) якорный конец верпа соединяют с якорной цепью стопорным узлом.и место соединения опускают значительно глубже киля

ПОДЪЕМ ЯКОРЯ

Сложность подъема якоря зависит от погодных условий, массы якоря и якорной цепи и физической силы команды. На первой стадии подъема яхту ставят так, чтобы она находилась над якорем. В легкий ветер или при слабом течении можно просто выбрать якорную цепь, но лучше всего - подойти в нужную точку под парусом или двигателем, пока матрос выбирает слабину якорной цепи. Как только якорная цепь займет вертикальное положение, матрос докладывает капитану „Панер". Капитан дает команду „Рвать якорь". Матрос продолжает выбирать якорную цепь, пока не почувствует, что якорь оторвался от дна, и сообщает об этом капитану. Якорь затем поднимают на борт и докладывают капитану „Якорь чист". Необходимо соблюдать осторожность при подъеме якоря, чтобы он не стукался о борт. Если есть время, то сначала следует очистить якорь, а затем взять его на палубу. После подъема на борт якорь и якорную цепь надо быстро уложить.

ПОДХОД И ОТХОД ОТ БУЯ Перед подходом к бую команда должна приготовить на носовой палубе отпорный крюк и швартовный конец. Когда яхта подойдет носом к бую, команда должна быть готова поймать его. Способ крепления яхты к бую зависит от его типа (см. с. 82). Действия команды при отходе от буя зависят также от способа швартовки яхты. Если яхта привязана собственным швартовным концом к рыму на верхней части буя, то лучше всего завести конец „серьгой" (как выхлестывающийся), чтобы его легко можно было отдать при поступлении соответствующей команды. Если буй был поднят на борт и его цепь заложена за утку или кнехт, ее можно отдать с утки, удерживая один оборот, пока капитан не будет готов к отходу. По его команде последний шлаг цепи можно сбросить за борт вместе с буем.
Команда готова поймать буй отпорным крюком

 

подходы и отходы Методы подходов (и соответственно отходов) к швартовному бую и якорной стоянке практически одинаковы. Несколько отличаются только действия команды. Основная задача капитана - при подходе остановить яхту в таком положении, чтобы можно было либо отдать якорь, либо поймать буй. Если вы собираетесь встать на якорь, то должны убедиться, что яхта остановилась или начала двигаться назад, прежде чем будет подана команда „Отдать якорь". Это не позволит якорной цепи лечь на якорь сверху и опутать его. Следует обязательно проверить, не ползет ли якорь по дну, зафиксировав береговые створы (см. с. 105) или взяв пеленг компасом на неподвижный объект (см. с. 247). При отходе от якорной стоянки или буя важно тщательно спланировать свой маршрут, особенно если акватория переполнена. Необходимо оценить воздействие на яхту ветра и течения после подъема якоря или сброса буя, чтобы яхта не дрейфовала без контроля в опасном направлении. В любом случае команду следует проинструктировать и дать ей достаточно времени для подготовки необходимого оборудования Если вы собираетесь маневрировать под двигателем, то перед началом движения надо его запустить и прогреть в течение нескольких минут.
Если капитан точно рассчитает подход к бую, то яхта остановится около него и команда на баке легко поймает буй и закрепит швартов

ПОДХОД ПОД ДВИГАТЕЛЕМ

Выбрав якорную стоянку или швартовный буй, необходимо определить, с какой стороны лучше подходить. Направление движения должно учитывать влияние наиболее сильного внешнего фактора (течения или ветра) на яхту, что позволит быстрее снижать скорость и лучше контролировать поведение яхты. Самый простой способ определения направления подхода - это посмотреть, как стоят другие яхты, похожие на вашу, - они будут стоять носом против более сильного внешнего воздействия. После принятия решения надо проинструктировать команду и дать ей время подготовить якорь и якорную цепь или отпорный крюк и швартовный конец.

ОТХОД ПОД ДВИГАТЕЛЕМ

При отходе под двигателем необходимо заранее рассчитать маршрут от якорного места или швартовного буя. Когда яхта стоит носом против более сильного внешнего воздействия, обычно отходят носом в том же направлении, если какое-либо препятствие не заставит вас отвернуть и лечь на другой курс. После принятия решения, в каком направлении отходить, надо проинструктировать команду. Если яхта ошвартована к бую, можно просто сбросить его (см. с. 201) и яхта сдрейфует на свободное место или задним ходом отойти в сторону, а затем положить яхту на требуемый курс. Если яхта стоит на якоре, его следует поднять, прежде чем отходить (см. с. 201).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: