Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС)




Индивидуальный стиль педагогической деятельности

  • Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется:
    • в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);
    • характере реакций на те или иные педагогические ситуации;
    • выборе методов обучения;
    • подборе средств воспитания,
    • стиле педагогического общения;
    • реагировании на действия н поступки детей;
    • манере поведения;
    • предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;
    • применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.

А.К. Маркова и А.Я. Никонова (Маркова А.К., Никонова А.Я., 1987. С. 41-42) рассматривают три группы характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности - 1) содержательные, 2) динамические и 3) результативные характеристики (рис. 14).

1. Среди важнейших содержательных характеристик ученые указывают такие, как:

o преимущественная ориентация учителя: на процесс обучения, процесс и результаты обучения, только на результаты обучения;

o адекватность-неадекватность планирования учебно-воспитательного процесса;

o оперативность-консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности;

o рефлексивность-интуитивность.

2. Аналогично выделяются динамические характеристики (рис. 15).

3. Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно имеют в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.
(https://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1997/972/972014.htm; см. статью Аминова Н.А. "Природные предпосылки педагогических стилей у преподавателей начальной школы").

Рекомендации по совершенствованию индивидуального стиля педагогической деятельности

(Автор А. К. Маркова)

 

 

После того как Вы определили свой индивидуальный стиль педагогической деятельности, сопоставьте выделенные особенности со спецификой процесса и результативностью Вашей работы. В случае совпадения на основе предлагаемых рекомендаций составьте индивидуальный план совершенствования своего стиля преподавания и приступайте к его выполнению. По истечении нескольких месяцев (в конце учебного года) оцените, насколько успешной оказалась Ваша работа. В случае необходимости обратитесь за помощью к коллегам.

Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС)

Вы обладаете многими достоинствами: высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно преподавать учебный материал, увлечь учеников преподаваемым предметом, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы обучения. Ваши уроки отличает благоприятный психологический климат.

Однако вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: отсутствие методичности (недостаточная представленность в вашей деятельности закрепления учебного материала, контроля знаний учащихся). Возможны недостаточное внимание к уровню знаний слабых учащихся, недостаточная требовательность, завышенная самооценка, демонстративность, повышенная чувствительность, что обусловливает вашу зависимость от ситуации на уроке.

В результате у ваших учеников стойкий интерес к изучаемому предмету и высокая активность сочетаются с непрочными знаниями, недостаточно сформированными навыками учения.

Преодолеть эти недостатки в ваших силах.

Рекомендуем вам несколько уменьшить количество времени, отводимого объяснению нового материала; в процессе объяснения тщательно контролировать, как усваивается материал (для этого через определенные промежутки времени можно обращаться к ученикам с просьбой повторить сказанное или ответить на вопросы). Никогда не переходите к изучению нового материала, не будучи уверенным, что предыдущий освоен всеми учениками. Внимательно относитесь к уровню знаний слабых учеников. Тщательно отрабатывайте весь учебный материал, уделяя большое внимание закреплению и повторению. Не бойтесь и не избегайте «скучных» видов работы – отработки правил, повторения.

Старайтесь активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а вызвать у них интерес к особенностям самого предмета.

Во время опроса больше времени отводите ответу каждого ученика, добивайтесь правильного ответа, никогда не исправляйте сразу ошибки: пусть ошибившийся сам четко сформулирует и исправит свой ответ, а вы помогите ему уточнениями и дополнениями. Всегда давайте подробную и объективную оценку каждому ответу.

Повышайте требовательность. Следите, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно, без подсказок и списывания.

Старайтесь подробно планировать урок, выполнять намеченный план и анализировать свою деятельность на уроке.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: