ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
По учебной дисциплине: Ботаника
Вариант № _1______
Тема: Морфологическое строение корня
Работа выполнена: обучающимся 1 курса заочной формы обучения, направление подготовки(профиль): 35.03.05 Садоводство гр. з-Сад-17б (IIгр.) Крюков К.В. «___» __________ 20 ___г. Работа проверена: ________________________________Оценка _________ _____________________ |
Макеевка, 2017 г.
Лабораторная работа
Цель работы: изучить морфологическое строение корня, особенности развития главного, боковых и придаточных корней; ознакомиться с основными метаморфозами корня.
Задачи:
1) ознакомиться с типами корневых систем;
2) изучить морфологическое разнообразие корней;
3) изучить метаморфозы корня.
Материал и оборудование. Гербарий растений с различными типами корневых систем, корнеплоды морковки посевной, свеклы обыкновенной, редьки посевной, корневые системы растений из семейства бобовых; постоянный микропрепарат «Корни любки двулистной»; микроскопы, пинцеты, лезвия, препарировальные иглы, предметы и покровные стекла, чашечка с водой и пипеткой, фильтровальная бумага.
Ход работы
Задание 1: Типы корневых систем
1. Рассмотрел на гербарных образцах типы корневых систем. Нашел на рис.1 главный, боковые и придаточные корни.
2. Отметил на рисунке различные типы корней
Типы корневых систем: по форме: А, Б - стержневая; В, Г - мочковатая;
Мочковатая система корня: пшеница, рожь, кукуруза, лук, чеснок.
Стержневая система корня: одуванчик, фасоль, подсолнечник, груша, береза.
Смешанная система корня: картофель, земляника, люцерна.
Задание 2: Строение корнеплодов морковки посевной(Daucussativus (Hoffm.)Roechl.), редьки посевной (RaphanussativusL)и свеклы обыкновенной (BetavulgarisL.)
|
1.Рассмотрел внешнее строение корнеплодов морковки, редьки и свеклы
2.Схемы поперечных срезов
Корнеплоды: моркови (а, б); репы (в, г); свеклы (д, е, ж). На поперечных срезах ксилема показана черным; пунктирной линией обозначена граница стебля и корня
Задание 3: Бактериальные клубеньки на корнях бобовых
1.Изучил структуру корня несущего корневой клубенек на примере представителей семейства бобовых.
Наличие клубеньков характерно для предствителей семейства Бобовые (люпин, клевер и др.). Клубеньки образуются в результате проникновения через корневые волоски в кору корня бактерий рода Rizobium. Бактерии вызывают усиленное деление паренхимы, которая образует выросты бактероидной ткани на корне - клубеньки. Бактерии фиксируют атмосферный молекулярный азот и переводят его в связанное состояние в виде азотистых соединений, усваиваемых растением. Бактерии, в свою очередь, используют вещества, находящиеся в корнях растения. Такой симбиоз очень важен для почвы и используется в сельском хозяйстве при обогащении почв азотистыми веществами.
2.Отметил первичную кору, ксилему и бактероидную ткань.
Задание 4: Микоризные корни
1. Изучил эндотрофную микоризу корня любки двулистной на постоянном препарате, у которой корни двоякого рода. Одни из них представляют собой корневые шишки (клубни), запасающие питательные вещества- наружная (эктотрофная) микориза- сосна, береза, дуб, бук, ива, некоторые кустарники, пшеница, просто, лен.
|
2. Другие корни белые тонкие, в клетках их коровой паренхимы развиваются грибные грифы в виде плотно сплетенных клубков- внутренняя (эндотрофная) микориза- орхидные, земляника, томат, злаки, яблоня, груша.
Контрольные вопросы:
1.Какие органы растения относятся к вегетативным?
К вегетативным органам относятся - корень и побег. Вегетативные органы отвечают за питание и обмен веществ растения, т.е. обеспечивают его существование.
2.На какие группы можно разделить корни по происхождению?
По происхождению различают: главные, боковые, придаточные.
3.Перечисите типы корневых систем.
Чаще всего выделяют три типа корневых систем:
1) Система главного корня,
2) Система придаточных корней;
3) Система стеблеродных придаточных корней.
4.Каково морфологическое разнообразие корней?
Корни многообразны по форме. Могут быть нитевидными, шнуровидными, конусовидными, веретеновидными, клубневидными и др.
5. Что представляют собой корнеплоды?
Корнеплод – тип запасающих корней.
6.Какие типы корнеплодов вы знаете?
Корнеплоды делят на три типа: тип моркови, тип свеклы и тип редиса.
7.Каково значение бактериальных клубеньков?
Бактериальные клубеньки – это бактероидная ткань. Они питают органическими веществами, усиленно размножаются и заполняют полость паренхимных клеток, - способны фиксировать атмосферный азот.
8.Что такое микориза?
Корневые окончания многих растений срастаются с гифами грибов, образуя грибокорень или микоризу.
Вывод: изучил морфологическое строение корня особенности растения главного, боковых и придаточных корней. Ознакомился с остальными метаморфозами корня.