Проектная культура учащихся и «проектный учитель»




В современном образовании становление культуры личности, ее ценностно-смысловое определение выделяются в качестве одного из основных приоритетов: образование выступает как сложный культурный процесс развития и саморазвития личности, как культурная деятельность субъектов, неоднородное культурное пространство взаимодействия сферы образования и других социальных сфер, прежде всего – культуры.

Одним из условий модернизации системы высшего профессионального образования, согласно Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг., является вовлеченность студентов и преподавателей в социально значимую проектную деятельность, являющуюся ресурсом и инструментом освоения студентами компетентностей поиска, анализа, освоения и обновления информации, прогнозирования и проектирования. В данном контексте обнаруживается актуальность исследований проблемы становления проектной культуры студентов, как качества личности, характеризующего конкурентоспособного выпускника высшей школы на рынке труда.

Начавшаяся на рубеже XX-XXI веков интенсификация социальных процессов, связанная с объективной сменой парадигмы приоритетов общественного развития, диктует необходимость обоснованного подхода к реализации проектных решений инновационного характера. Анализ отечественной практики социальных нововведений позволяет утверждать, что эффективность этого процесса напрямую зависит от уровня проектной культуры тех, кто его осуществляет.

Становление проектной культуры студентов логично, на наш взгляд, рассматривать как доминанту, акцентирующую аксиологический контекст развития высшего образования на современном этапе. Данное утверждение не противоречит, а, напротив, соотносится с нормативно-законодательными основами и принципами отечественного образования, такими как: открытость образования внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно применяющих новые подходы на практике. Реализация указанных принципов декларирована как одно из условий вхождения России в европейское образовательное пространство.

Проектная культура студента, становление которой происходит под влиянием ценностно-педагогического взаимодействия в социально-педагогическом пространстве вуза рассматривается нами как целостное, интегративное, изменяющееся во времени качество личности, характеризующееся сформированными знаниями и представлениями о социальном проектировании, познавательной активностью и самостоятельностью в проектной деятельности, ценностными ориентациями, мотивацией, актуальными способностями, преломляющимися в сформированных компетенциях, позволяющих самостоятельно осуществлять социально-значимую проектную деятельность и ее рефлексивный анализ.

В своей работе «Генезис проектной культуры» В. Ф. Сидоренко, отмечает, что «институционально проектная культура явлена в проектной деятельности, представляющей сегодня сложную организованную систему взаимодействия различных специалистов, функционально связанную с системами управления, планирования, производства и, в свою очередь, являющуюся особого рода производством проектной документации, в языке которой предвосхищается желаемый и предназначенный к осуществлению образ будущего объекта – вещи, предметной среды, системы деятельности, образа жизни».

В качестве процессуально-деятельностной составляющей проектной культуры студентов мы рассматриваем социальное проектирование.

Источником проектной идеи в социальном проектировании согласно субъектно-ориентированному подходу является ценностная система его авторов. При этом не уменьшается значение объективных факторов разработки и осуществления проекта (заказ, принятие управленческого решения, наличие ресурсов и т.д.) и, в частности, того обстоятельства, что в результате осуществления проекта возникает новый или трансформируется имевшийся социальный объект. Субъектно-ориентированный подход к социальному проектированию не устраняет причинность и обусловленность проектов и проектной деятельности, напротив, субъектно-ориентированный подход, по мнению В.А. Лукова, «объясняет связь эпох как дифференцированную передачу социальных эстафет, позволяет обосновать многообразие и многоуровневость социально-проектной деятельности, понять причины несовпадения замысла и исполнения, провала «сильных» и успеха «слабых» проектов».

В исследованиях современных ученых А. И. Арнольдова, Л. П. Буевой, М. С. Кагана, А. В. Кирьяковой, Г. А. Мелекесова и других дается глубокий анализ теории ценностей. В их работах оформился категориальный аппарат, который включает понятия «ценность», «ценностные отношения», «ценностные ориентации». Многие авторы трактуют ценность как благо, как предмет, явление, свойство, которое независимо от того, что знает о нем человек, как он к нему относится, играет положительную роль в его жизни. В конечном итоге, эта точка зрения приводит к утверждению о том, что ценностями являются вещи, явления, отношения, объективно способствующие общественному прогрессу, отвечающие его потребностям. Очевидно, что предмет лишь в том случае влияет на поступки и действия человека, когда последний осознает связь его свойств и качеств со своими потребностями и интересами. Ценность как регулятор социального поведения, возникает лишь тогда, когда предмет реально влечет к себе человека, определяет цели его деятельности, подталкивает к определенным действиям.

В аксиологии понятие ценностных ориентаций рассматривается в двух аспектах: как процесс и как результат. Ценностная ориентация как процесс представляет собой проективные действия от замысла до результата: выбор цели, способов ее достижения, оценка действия в сопоставлении поступка с общей направленностью, планами, жизненными ценностями. В данном определении явно прослеживается аксиологический аспект социального проектирования. Ценностные ориентации, выполняя в свою очередь, прогностическую и проектировочную функции, позволяют построить идеальную модель будущей деятельности, которая выступает как эталон саморазвития и самосовершенствования личности.

Таким образом, учитывая влияние социальной проектной деятельности на становление личности, нельзя не соотнести эти понятия в контексте аксиологии. Г. А. Мелекесов под ценностным самоопределением понимает процесс, в котором индивид осуществляет свой выбор на основе осознания и соотнесения своих потребностей, возможностей и способностей с общественными запросами, что определяется системой его ценностных ориентаций. Это процесс и результат поиска человеком социального, профессионального и личностного статуса. Важно для исследования тезаурусного подхода понимание того, что становление и развитие ценностного сознания личности может быть осмысленно только в связи с такими существенными сторонами функционирования социального организма как практическая деятельность, детерминированная общественными интересами и потребностями и общественные отношения.

Г. А. Лукс также указывает на роль ценностных ориентаций субъектов в инновационной проектной деятельности: «Проблематика инновационного проектирования в региональной молодежной политике тесно связана с исследованием идеологических принципов и системы ценностей участников социальных проектов. Проектирование региональной молодежной политики имеет гуманитарную ориентацию, отличается преобладанием либеральных ценностей: свободы человека в решениях и действиях, самодостаточности человека».

Проектная деятельность как специфическая форма творчества, являясь универсальным средством развития человека, используется в педагогических целях при работе с учащимися различного возраста: младшего, подросткового, юношеского.

Вся совокупность условий, влияющих на процесс становления проектной культуры студентов в вузе, выстраивается в триаду определяющих условий, являющуюся наиболее целостной и устойчивой характеристикой для подобных теоретических конструкций.

Педагогическая цель становления проектной культуры студентов обладает социально-психологической природой, поскольку направлена на восхождение личности в когнитивной, мотивационной, ценностно-этической и деятельностной личностных сферах в процессе вузовского обучения. Целью исследуемого педагогического процесса является поступательное движение личности студента в направлении развития проектной культуры максимально возможного уровня в условиях высшего образования; достижение заявленной цели является одновременно выражением потребности общества в конкурентоспособных специалистах, обладающих не только профессиональными, но и общекультурными компетенциями, что нашло отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах, и потребности самих студентов в овладении проектной культурой.

Сообразно поставленной цели, целостность педагогического процесса достигается за счет сочетания учебной, научно-исследовательской, воспитательной, практической и самообразовательной деятельности студентов по освоению методов, приемов и средств социального проектирования. Во взаимосвязанности данных видов деятельности формируется заинтересованное включение студентов в процесс социального проектирования.

Основной единицей педагогического процесса является педагогическая задача – конкретная педагогическая ситуация, соотнесенная с целью. Изучая процессы становления культуры личности, мы, вслед за В.В. Сериковым, рассматриваем в контексте личностно-ориентированного образования в качестве основной процессуальной характеристики педагогического процесса учебную ситуацию, актуализирующую, делающую востребованными личностные функции студентов.

Привнесение в педагогические ситуации целей, соотнесенных с развитием проектной культуры студентов, придает педагогическому взаимодействию целенаправленность.

Очевидно, что процесс становления проектной культуры студентов состоит из ряда этапов, сопровождается овладением социально значимой деятельностью. Условием перехода от подражания к самостоятельному творческому социальному проектированию является личностная идентификация с образцом креативного мышления и поведения, «креативная активность» как характеристика креативного типа личности, по терминологии Д.Б. Богоявленской.

Итак, педагогический процесс становления проектной культуры студентов предполагает создание последовательности проектных ситуаций и управление деятельностью студентов, направленной на их разрешение. С этих позиций создаваемые в процессе обучения проектные ситуации имеют четкую направленность на результат, который можно получить при решении той или иной значимой проблемы, осмыслить и применить в реальной практической деятельности. Характерным признаком проектной ситуации является с одной стороны – неудовлетворенность состоянием проектируемого объекта, выявленная объективная потребность социума в его улучшении, с другой – возникновение состояния недостаточности имеющихся знаний и умений, которыми владеет студент, для разрешения проектной ситуации. К процедурам, ведущим к разрешению проектной ситуации, мы относим самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию; видение проблемы, постановку целей и формулирование задач; прогнозирование нового состояния объекта проектирования. Соответственно, для того чтобы достичь результата, необходимо сформировать у студентов навыки самостоятельного мышления, целеполагания, решения проектных задач, прогнозирования, умения устанавливать причинно-следственные связи, привлекая для этой цели знания из разных областей. Согласно принципу обеспечения образования с жизнью и производственной практикой в организации процесса становления проектной культуры студентов важная роль отводится организации модульных стажировок в структурных подразделениях, реализующих молодежную политику в университетах, а также в органах государственной и муниципальной власти, федеральных органах власти, действующих на территории региона.

Подчеркнем, что актуализация проектной деятельности студентов в вузе достигается за счет соблюдения принципа непрерывности и последовательности в построении педагогического процесса. Студенты с первого курса начинают разрабатывать проекты, переходя от проектов университетского уровня к проектам широкой социальной направленности.

В качестве способа педагогического взаимодействия в процессе становления проектной культуры студентов применяются открытые публичные лекции представителей органов государственной власти, научного и бизнес-сообществ. У студентов есть возможность задать интересующие вопросы, изучить и оценить опыт управления социальными процессами на том или ином уровне. Общение с успешными специалистами государственного управления, государственными политическими деятелями, учеными-инноваторами, бизнесменами способствует повышению уровня готовности студентов к освоению образовательной программы, самосовершенствованию и саморазвитию, и, как следствие, к эффективности выполнения своих будущих профессиональных обязанностей. Именно готовность субъектов процесса образования к получению знаний, умений и навыков, удовлетворяющих его потребностям, является одним из необходимых педагогических условий эффективности образовательного процесса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: