ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ
Современные российские историки педагогики иного спорят о методологических проблемах своей дисциплины дискуссий: как сделать историю педагогики полезной в современных меняющихся условиях образования? При этом нельзя жестко разделять историю образования как часть истории культуры человечества и историю педагогики как составляющую педагогических знаний. Эти сферы тесно взаимосвязаны.
Обобщая то, что свойственно современной отечественной истории педагогики, можно констатировать:
1)Изменения ее цели не произошло. Эта наука претендует на познание закономерностей развития мирового историко-педагогического процесса. Изменения касаются лишь отказа от монополии одной идеологии.
2)Явно повысился интерес историков к ценностям педагогики разных эпох (аксиологический подход).
3)Постепенно трансформируется содержание истории педагогики: от истории педагогической мысли она переходит к изучению педагогической практики, условий существования школы, к истории детства и молодежи, к уникальным феноменам в истории педагогической культуры. Среди актуальных проблем изучения - наследие народной и религиозной педагогики, взаимодействие педагогик разных стран и эпох, государства и общества в образовании (социально-политическая история образования)и другие.
4)Наметились новые методологические подходы, свойственные современной историко-педагогической науке. Она стала более концептуальной, междисциплинарной. История педагогики интегрирует в свой исследовательский арсенал методы и приемы философии, культурологии, социологии и политологии, общей истории.
5)История педагогики сегодня пытается расширить круг
своих задач, переходя (более или менее удачно) от познания прошлого к осмыслению настоящего и к прогнозированию будущего системы образования.
|
Вместе с тем, современной истории педагогики свойственен целый ряд опасностей, которые либо уже начали проявляться, либо, наверняка, проявятся в недалеком будущем. Среди них:
- увлечение концепциями и теориями может привести к упрощению более сложной «ткани» прошлого, к ее трактовкам
в угоду современности, к мифотворчеству, к превращению исторического исследования в философствование «об истории»,
в подтверждение историей выбранной теории;
- «открытие» новых, ранее закрытых тем предполагает повышенную увлеченность исследователя ими, придание ей не
свойственного в реальности значения, если этот сюжет будет
представлен вне историко-педагогического процесса в целом,
без определения места и роли данного сюжета для всей педагогической культуры;
- огромное исследовательское «поле» истории педагогики
не соответствует малому числу и не всегда достаточной подготовке ее исследователей сегодня;
- наконец, большие сомнения высказываются самими историками педагогики насчет потенциальных возможностей исторического (в том числе и историко-педагогического) знания способствовать осмыслению стремительно меняющегося мира. «Кризис историзма» (истории как науки), проявившийся в XX столетии, продолжает влиять не только на общественное сознание, но и на профессиональное осознание самих историков педагогики.
Понятно, что история педагогики в России сегодня должна и будет меняться,— чтобы выжить, чтобы реализовать свой потенциал, чтобы соответствовать новым условиям. Очевидно, что идущие в ней преобразования не успевают за меняющимися потребностями отечественной системы образования. Внимание к результатам исследований историков педагогики со стороны органов управления образованием, педагогической общественности, теоретиков и практиков педагогики слишком слабо и специфично,— историко-педагогическое знание воспринимается как порой интересная, но абсолютно бесполезная в прикладном смысле отвлеченность
|
Сообщество историков педагогики реагирует на данную ситуацию по-разному, причем, виды этой реакции у историков педагогики и историков практически идентичны. Одни исследователи, несмотря на непризнание значимости их труда, продолжают упорно разрабатывать свой маленький «надел», тему, занимая позицию типа «потомки оценят».
Другие стремительно создают концептуальные историко-педагогические схемы, мало обоснованные со стороны фактов и доказательств, издавая немыслимое ранее число книг и книжек, претендующих на глобальное рассмотрение и реализующих принцип «главное - кто первый скажет». Третьи, реагируя на рынок запросов педагогов, подвергают рассмотрению прежде «звучащие темы». Чаще всего, перечисленные типичные реакции носят смешанный характер. Автор никого не хочет обидеть, он сам грешит этим, воспринимая данные тенденции, во-первых, как проходящие, во-вторых, как неприятные, но не смертельные болезни роста, в-третьих, даже как полезные, при условии их дальнейшего изживания.
|
Современная западная история педагогики XX века отражает сходные процессы. Во Франции, например, с 60-х годов особый интерес историков педагогики вызывало изучение социально-политической истории образования (его финансирование, законодательство, борьба партий по вопросам образования), история отдельных образовательных учреждений и их типов, рассмотрение педагогических учений и их восприятия обществом. В 70-80-е годы к этим темам добавились воздействие на школу идеологии и изучение истории детства (в духе М. Фуко). Историей педагогики здесь занимаются специалисты-историки в университетах в рамках общеисторических г исков; педагоги-практики, изучающие историю преподавай отдельных школьных предметов (история методики) и, ч радио, управленцы образования, стремящиеся сквозь призму истории понять современные образовательные проблемы. По мнению самих французских историков педагогики, главным недостатком их науки сегодня является недостаток профессионализма, «любительство» в исследованиях.
Несколько иначе обстоит сегодня дело с историей педагогики в Германии. От изучения истории педагогики как истории науки, истории развития педагогической мысли, здесь переходят к рассмотрению посредством исторических аналогий современных проблем образования и молодежи. Такие проблемы, как воздействие средств массовой информации на детей и образование, история альтернативных традиционной школе педагогических опытов, приобретают популярность. При этом, немецкая история педагогики сохраняет неизменными свои характерные черты - приоритетность изучения истории национальной педагогики, корректность в обращении с историческими документами, пиетет по отношению к классикам педагогической науки, строгая логичность аргументов.
Изменения истории педагогики сегодня неразрывно связаны с переосмыслением задач своей науки исследователями общей истории. История педагогики является прикладной дисциплиной для педагогики. Среди лучших попыток такого рода - деятельность одного из руководителей знаменитой французской школы историков «Анналы» Люсьена Февра.
В своей книге «Бои за историю» он, по сути, сформулировал уже в середине столетия совокупность качеств «новой истории»:
- история как наука молода, она должна быть междисциплинарной, быстро меняющейся в смысле организации и направленности исследований дисциплиной;
- достоинство подлинной истории - то, что это история
реальных людей и реально существовавшего общества, а не
история абстракций и схем;
- подлинная история не может быть скучной, ибо это история людей;
- настоящая история должна помогать решать современные проблемы, поэтому историк не может полностью уйти от
идеологии, однако, его исследование не должно подпасть под
власть политической идеологии. Другими словами, историк
должен проявлять в своем исследовании свое мировоззрение,
но историческое исследование не должно быть обоснованием
этого мировоззрения;
- история не может и не должна претендовать на всеобъемлющий показ прошлого, она имеет право производить в нем
отбор, однако, она должна обязательно уметь убедить современников в том, что все проблемы современности заложены в
прошлом;
- подлинный историк должен погружать читателя, слушателя в атмосферу прошлого, а не внушать им готовые конъюнктурные истины, основанные, якобы, на истории;
- кризисы доверия к познавательным возможностям исторической науки будут повторяться, они вечны, как вечен процесс гармонизации отношений между сферами материального и духовного;
- главные задачи истинной истории - понимание прошло
го, как иного; познавательное изучение истории как интеллектуальная школа всесторонне развитого человека; восприятие исторического знания не как прикладного, способного принести индивидуальную пользу, а как знания, полезного всему обществу, польза которого имеет не сиюминутный, но вневременной характер.
Среди большинства историков педагогики, которые пытаются осмыслять происходящее с их дисциплиной, наблюдается сходство: все они ищут выход из создавшегося положения через изменения в методологии (задачах, темах, подходах методах исследования) историко-педагогического знания. Все это, несомненно, заслуживает уважения. Но автору представляется необходимым попытаться первоначально рассмотреть коллективный портрет «потребителя» этого знания, то есть, подойти к реформированию истории педагогики с маркетинговых позиций,— прежде, чем менять, надо понять,— для кого или кого менять, в каком направлении и какими эффективными способами?
Понятно, что отношение к образованию современного российского общества гораздо шире, чем профессиональное сознание отечественных педагогов. Политики и деятели культуры, родители и учащиеся, теоретики и практики педагогики реально заинтересованы в том или ином развитии школы, пытаются осознавать ее проблемы. Возникает вопрос: чем определяется их мнение по вопросам состояния и перспектив отечественного образования? Эти мнения разнообразны (сколько людей - столько мнений) или достаточно стереотипны, похожи, разделяемы по большим группам? Если второе ближе к истине, то тогда от чего зависит формирование таких стереотипов в отношении общества к системе образования? Так связаны между собой сознание общества (его менталитет) в целом и его образовательная составляющая?
Задаваясь этими вопросами, автор исходил из двух предположений. Во-первых, по его личному убеждению (что может и опровергаться), менталитет российского общества в целом и сознание одной из его профессиональных групп - педагогической, как и любой другой,— в большей или меньшей степени схожи, их разница лишь в масштабе явления. Да, учительство представляет собой одну из претендующих на высокий уровень осознания современных проблем общественную группу. Но сказать, что педагоги более других готовы к такой рефлексии (как это было с учительством как частью российской интеллигенции XIX века), вряд ли возможно. Скорее особенности менталитета россиян сегодня и сознания учительства как группы близки. И то, что касается осознания социумом своего прошлого, напрямую касается и педагогов.
Итак, отношение российского учительства к истории педагогики зависит от отношения всего общества к своему прошлому. Анализируя философские, культурологические, социологические работы по этой проблеме, можно прийти к выводу, что на общественное сознание современной России воз действуют три группы факторов: факторы тоталитарного наследия; факторы, меняющие психологию общества в XX веке практически во всех странах (факторы современности как принципиально иной в сравнении с традиционным обществом прошлого эпохи); национальные самобытные факторы глубинных пластов общественного сознания России и воздействий на них культур других обществ, прежде всего, западной культуры. Необходимо попытаться обобщить черты, свойственные коллективному сознанию современного российского общества.
Современные отечественные философы, следуя за своими европейскими коллегами более раннего периода, предполагают разделение всех обществ в истории на предрасположенные к созданию коллективистических и индивидуалистических цивилизаций (Поппер, Ивин). Понятно, что Россия будет отнесена к цивилизациям коллективистическим, что предполагает и большую предрасположенность к тоталитаризму, объясняемому как форма коллективизма для XX века.
Среди свойственных массовому сознанию черт, связываемых с тоталитарным прошлым (в такой трактовке, не только советским, но и прошлым всей российской истории) отмечаются:
- привычка к наличию единой для всего общества цели, беспокойство при отсутствии единой и освященной авторитетом идеи; стремление обрести ее, отождествление своей судьбы с судьбами государства, привычка к «подцензурности» со стороны общества и государства;
- стремление опереться в своих действиях на авторитет традиции, истории, обращение в прошлое, осторожность в отношении нового, не освященного традицией;
- утилитарный подход к культурным и научным достижениям (их значимость не сама по себе, а только в совпадении с коллективным пониманием значимого);
- при поколебленном авторитете идеи быстрый, обвальный отказ от нее и обретение новой, порой основанной на прямо противоположных постулатах, легковерие;
- низкая ценность логических аргументов и высокая -убежденности в своей правоте («правде»), пусть и основанной на непроверенных сведениях.
А общий вывод о чертах посттоталитарного сознания, касающихся восприятия истории, выражается так: «Поскольку коллективизм не отделяет прошлое от настоящего и будущего и истолковывает прошлое как обоснование и оправдание настоящего, с изменением настоящего должно неминуемо меняться и прошлое. Отсюда - постоянное переписывание истории» (Ивин).
Другая группа факторов связана с изменениями социальной психологии, которые человечество претерпевает с начала XX столетия и которые были замечены уже тогда. Прошлое при этом как бы разделялось на традиционное общество (до XX века), которое разрушилось до конца первой мировой войны, и современность, начавшуюся в период 1890-1920 годов и продолжающуюся сегодня. Между этими периодами истории лежит пропасть; они качественно отличны друг от друга, психология людей с началом XX века совершенно изменилась и продолжает меняться. Какие же черты свойственны ей и как они отражаются на восприятии обществом истории? Приведем цитаты из трудов трех известных немецких философов начала, середины и конца нынешнего столетия, которые представляются характерными.
«Мы сегодня постоянно слышим о кризисе исторической науки... речь идет не столько об историческом исследовании ученых, сколько о кризисе исторического мышления людей вообще... историческая наука становится все более безличной, выросла опасность специализации... молодежь приходит в отчаяние при виде той огромной массы, которую ей придется переварить. Варваризация является следствием общих мировых поворотов... сильнее кризис в общих философских основах исторического мышления, в понимании исторических ценностей, это реакция на исследовательское расщепление истории... растущая масса ее материала, противоречивость конструкции породила скептицизм, враждебный великому и героическому в истории... Мировая война и революция стали наглядным обучением страшной силы, мы теряем почву под ногами... кризис исторического мышления в первую очередь ощущает молодежь, более подвластная новым идеям, ибо ей предстоит создать из этого хаоса собственную судьбу.' Кризис заключен в философских аспектах истории, в ее связях с мировоззрением...», — писал накануне прихода к власти в Германии фашизма Э. Трельч.
«В наше время невозможно систематическое историческое изложение... Два предрассудка исчезли одновременно: вера в устойчивость народного характера и вера в постепенный прогресс разума в истории... можно говорить о диспропорциональном развитии рациональных и моральных способностей в обществе фундаментальной демократизации, всеобщей взаимозависимости, «демократии настроения», — писал в середине века К. Манхейм.
«Усиление властных структур и возрастание роли техники в обществе могут быть приемлемыми только в том случае, если наряду с их ростом будет расти также умение человека терпеливо переносить неприятности, неудачи, то есть способность переносить отрицательные последствия собственных поступков и переживать ответные реакции окружающего мира на наши действия»,— это уже цитата, заимствованная у современного философа П. Козловски.
Что общего у всех этих отрывков, кроме авторитета am ров? Кризис общественного сознания, порожденный ком, заключается, по их мнению, в следующем:
- диспропорция в развитии рациональных и моральных компонентов общества, отставание морального от рационального, забвения его как отжившего, скепсис и относительность морали, ее сугубо индивидуальная применимость и приемлемость;
- превращение интеллигенции из группы, определявшей моральные и нравственные устои общества в наемных работников умственного труда, то есть ее пролетаризация в ходе создания массовой школы, производства, политической и культурной жизни; ее превращение в средний класс; обесценивание духовного труда;
- приобретение социальными группами и отдельными людьми функциональных ролей (исполняющий приказ солдат;
функционер, не задумывающийся над содеянным; учитель,
только проводящий уроки);
- сокращение способности иметь собственное суждение пожизненно важным общественным проблемам, потеря ее за специализацией, за растворением своего мнения в мнении новых корпоративных групп, к которым люди себя причисляют;
- варваризация общества, то есть непредсказуемость поведения, реакции массы людей в условиях ответа бытия на их предыдущие коллективные действия, их неумение осмыслить свои действия, отвечать за них и «терпеть наказание» за собственные ошибки,— все это выразилось в феноменах мировых войн и революций XX века, событий, показавших, что первобытный дикарь с дубиной отстал от своего потомка с дубиной в виде бомбы только технически.
Данная пессимистическая характеристика, свойственная представителям трех поколений, отражает реалии, наблюдаемые философами разных стран и эпох XX века. Есть ли выход? Это не может стать темой обсуждения на этих страницах, но три направления поиска представляется важным упомянуть: поиск в русле преобразования отношения современности к прошлому, придания этому отношению характера мировоззрения; поиск в русле оптимального сочетания демократизации и элитарности образования, как одной из причин духовных катаклизмов XX века; поиск в русле ответственности школы как части культурной жизни общества за судьбы будущих поколений человечества.
Третья группа факторов связана с воздействием на общественное сознание России комплекса западных идей, представляемых в нашей истории государством, склонным к периодическим изменениям народной жизни, и интеллигенцией, выступающей иногда против государства или совместно с ним, всегда ради народной пользы и всегда без народного на то согласия уже на протяжении почти трех столетий. Говорить об «эффективности внедрения» этих идей, о способности национальной культуры этим воздействиям противостоять, интегрировать их в себя или исчезать под их напором,— дело научной и идеологической приверженности. Несомненно, что если предположить существование этих глубинных и уникальных черт, то они должны, в свою очередь, влиять на осознание обществом истории. Среди таких неизменных, в сравнении с другими странами, черт, свойственных российскому общественному сознанию (национальному характеру, менталитету), как правило, выделяют:
- соборность, как гармонию интересов личности и коллектива; превосходство коллективных интересов над личными как большей ценности;
- превосходство ценностей над целями, вследствие чего относительные ценности, например, науки либо отторгаются как
неприемлемые, либо доводятся до уровня идеологии, общей
для группы людей идеи и, в конечном счете, для всего народа;
- недоверчивое, отстраненное отношение народа к комплексу идей, предлагаемых государством и интеллигенцией, что
показывает поверхностность воздействий государства и куль
туры на народное сознание в прошлом и настоящем;
- стремление обеспечить спокойное (достойное) течение
жизни, устранить дискомфорт от высокого темпа современной жизни;
- сохранение традиций, обрядов, ритуалов, содержание в них памяти народа, которая востребована в меняющихся условиях (например, российская ЛЮООВЪ к многочисленным праздникам);
- соответствие ценностей народному сознанию, их близость, понятность определяет успех утверждения тех или иных
идей в нем;
- терпение, понимаемое как репрессивная способность
сознания, (например, не принято выражать эмоции на людях,
гордиться способностями);
Стоит вспомнить, как в недавние времена иностранных туристов в советском метро можно было легко отличниц, по излишне раскованной, по советским меркам, манере поведения - громкой речи, смеху, жестикуляции, что несколько шокировало соотечественников. Сегодня с подобным стилем поведения нашей молодежи практически смирились.
- совестливое переживание своих поступков как греха, наличие в общественном сознании «судейского комплекса» относительно соответствия своих идей и действий абсолютизируемой истине;
- общение с другими не по соображениям полезности, сходства профессий или социальных ролей, а как с «родственными душами»;
- несоответствие в российском общественном сознании положения и уважения, ограничение личностного статуса в ущерб общественно ценному («не для себя стараюсь» - и все тебя понимают), параллельное сосуществование формальной и неформальной сфер («давайте поговорим как люди»).
Все перечисленные черты, свойственные российскому общественному сознанию, следует учитывать при реформировании историко-педагогического знания. Конечно, их не следует абсолютизировать, вырабатывая для истории педагогики некий комплекс правил на будущее, но если заниматься ею не с позиции «чистой науки», а с позиции социальной и профессиональной полезности, - черты придется учесть хотя бы для того, чтобы не рассчитывать па положительный результат, меняя только саму историю педагогики. Между тем раз говор о «потребителе» историко - педагогического знания следует продолжить не только на уровне присущих ему черт общественного сознания, но и на уровне черт, свойственных педагогам как особой профессиональной группе.
Когда говорят об историко-педагогической составляющей профессиональной подготовки и переподготовки педагога сегодня, следует учитывать несколько моментов. С одной стороны, необходимо диагностировать и объяснить запрос учительского сообщества к историко-педагогическому знанию. Объяснить, почему этот запрос именно такой и как он соотносится (в случае его реализации) с задачами качественного развития современного отечественного образования. Особенностью российской педагогики в сравнении с европейской была приоритетная роль педагога, его исключительная значимость в развитии школы. Такое положение, видимо, будет существовать и сегодня. Поэтому научное определение запросов учительства к истории педагогики крайне важно не только для самой науки, но и для качественно новой подготовки педагога. С другой стороны необходимо определение перспектив (и, соответственно, места и роли историко - педагогического знания в их достижении) российского образования в начале XXI века. О них говорят сегодня чаще в духе деклараций о необходимости качественного изменения образования в связи с глобальными изменениями современного мира. Либо в виде критики всего происходящего в образовании страны как катастрофы, устранение проявлений которой сводится в конечном счете к усилению материально-технической базы с темы образования. Тяжесть положения российской школы заключается как раз в том, что обе эти стратегические линии (выживание и развитие образования) придется решать параллельно, одновременно. В любом случае, определение причин кризиса и выявление приоритетных направлений развития образования - без историко-педагогического анализа дело мало перспективное и чреватое прожектерством. Уже поэтому история педагогики может быть востребована педагогическим сообществом страны как необходимый компонент педагогического профессионализма.
Каковы же ведущие направления изучения отношения учительства к истории в целом и к истории педагогики в частности!
> Изучение особенностей восприятия прошлого современным российским социумом, составной частью которого,
формирующей будущее общество, является учительство.
> Сравнение значения «исторической составляющей» в профессиональной культуре дореволюционного и современного учителя России, с объяснением причин и последствий
такого состояния.
Проведение таких исследований возможно лишь в сотрудничестве историков педагогики с социологами, культурологами, философами, специалистами по теории педагогики. Необходимо не только отслеживание эффективности тех или иных форм преподнесения слушателям историко-педагогического материала, нужно глубинное объяснение причин такого отношения к материалу, знанию, предмету. Такое объяснение невозможно без уяснения общих тенденций развития современного учительства страны*.
Социологические данные позволяют создать некоторый обобщенный портрет современного российского учительства. Современное российское государство, декларируя высокую значимость педагогического труда, реально ее подтвердить не в состоянии. Видимо, поэтому сами педагоги в опросах говорят о значении своей профессии для общества в возвышенных, порой патетических тонах. Это своеобразная компенсация неблагоприятной для них ситуации.
Наблюдается старение педагогов, эта профессия становится все более «женской» (так называемая феминизация учительства). Большинство обладает высшим педагогическим образованием, но далеко не все воспринимают его как качественное и удовлетворительное с профессиональной точки зрения. Полученного в реалиях советского времени, его уже не достаточно сегодня. Растет равнодушие учителей к проблемам школы, неверие в ее способность действительно влиять, на молодое поколение, готовность смириться с таким положением. Имеет место конфликт ценностей поколений учителей и учащихся. Это отражается в нежелании и неумении учительства заниматься сегодня воспитательной работой (трудно воспитывать в условиях развенчания старых и отсутствия новых ценностей в обществе). Школьную реформу 63 % учителей воспринимают как незначительные изменения, а 33 % — как опасный кризис. Свое участие в ней они осознают прежде всего как срочное изменение технологий преподавания, самого очевидного. Имеющийся «инновационный взрыв» (педагогическая инновация понимается сегодня либо как изменение, вносимое извне, либо как глубинное, очень существенное изменение всей ранее действовавшей системы обучения и воспитания) при ближайшем социологическом рассмотрении оказывается, в большинстве случаев, либо инновациями «по принуждению» (надо пройти аттестацию), либо модой (все создают новые программы, чем я хуже), либо условием достижения более высокого профессионального статуса в условиях общего его дефицита в учительской профессии, либо наивной верой в то, что создал что-то принципиально новое, оказывающееся вдруг уже давно известным. То есть чаще всего это «инновация в кавычках», поневоле, псевдоинновация.
* Эти тенденции определялись на основе социологических исследовании петербургского учительства 1993-2002 годов.
При этом, большинство педагогов сознаются в том, что реальной базой для их работы является личный педагогический опыт, позволяющий работать десятилетиями без особых изменений, на уровне наработанных на заре карьеры форм и приемов. Поэтому прочность знаний учащихся прочно занимает первое место в рейтинге критериев качества педагогической деятельности у большинства учителей. Их интерес в профессии в большей степени определяемся интересом к самому учебному процессу, а не к детям или своей общественно полезной роли. Сильно выраженная первоначально профессиональная мотивация, готовность работать со временем теряется на фоне разочаровывающей действительности. Педагоги в идеале признают ценность и значимость обшей культуры для учителя, но действительности мало трудятся над своим профессиональным и общекультурным ростом (для педагога последнее - то же профессиональное качество), справедливо ссылаясь на трудности жизни, рабочие перегрузки и необходимость заботы о семье. Уровень культурных потребностей учительства заметно понизился. Заметнее стала граница между педагогической элитой и рядовыми учителями. Место общественных и профессиональных ценностей заменили здоровье, семья, материальное благополучие, сохранение личной независимости.
Очевидно, что положение современного российского учительства сложное. Но оно производит особенно удручающее впечатление на фоне ритуальных фраз о «вечном» соответствии учительства своей высокой миссии, произносимых по торжественным поводам. Автор - сам учитель, и своих коллег, свою профессию ценит, но он считает горькую истину (пусть даже и несколько утрированную) более полезной, нежели небезопасное в общенациональной перспективе сохранение корпоративной чести мундира. Несомненно, есть" разные учителя, но создается явное впечатление (хорошо бы, обманчивое), что негативные тенденции среди учительства России нарастают.
Социологический анализ коллективного портрета современного российского педагога показывает, что такие жанры, как биографии замечательных людей прошлого, серьезная научная литература занимают последние места в рейтинге читательских предпочтений учительства. При этом большинство опрошенных согласно с тем, что настоящему педагогу необходимо обладать качествами критического мышления и интеллектуального развития, формировать собственные убеждения. И только 23 % педагогов согласны с тем, что одним из критериев аттестации их работы должно стать наличие в ней новшеств. Жительство не осознает, что реформа современной школы заключается в попытке изменить не столько типы образовательных учреждений, сколько сами традиционные принципы и подходы к педагогическому делу. Ход этих изменений показывает, что учительскому сознанию свойственна такая же инерция, как и российскому общественному сознанию в целом: изменения в школе целиком зависят от денег, политиков и других факторов, находящихся за пределами системы образования факторов. Среди культурных ценностей сохранение истории учительство относит сегодня к 6 месту из 9, лидируют нравственные категории,— оставаться человеком в любой ситуации, порядочность, честность. Но при этом, историзм не воспринимается как фактор формирования именно этих, лидирующих ценностей. Учителя понимают необходимость культурного роста, но связывают его с кругом общения, с деятельностью СМИ, с увеличением собственного досуга. Характерным представляется, что среди круга чтения современного учителя большое место занимают популярные романы, но малое - серьезная литература. При этом, большинство учителей не привлекает и современная потребительская культура развлечений и отдыха. К этим характеристикам следует добавить декларируемую большинством учителей отстраненность от политики. Среди них господствует мнение, что власти нет дела до образования. В целом нельзя сказать, что учительство совершенно безразлично воспринимает социокультурные проблемы, но своего реального участия в их разрешении не видит.
Положение нынешнего учителя можно охарактеризовать как положение человека с трудом «продирающегося» множество мнений и подходов. От разрешения общественно значимых проблем он пытается скрыться в область профессии и частной жизни. Если в профессиональном смысле можно говорить о достаточно высоком уровне достижений учительства, то в области социокультурной оно испытывает сегодня серьезный кризис.
Интересен и такой факт. Несколько лет назад в рамках ежегодного мониторинга слушателей СПбГУПМ в него был включен вопрос о наиболее ценных, с их точки зрения, содержательных блоках материала. Вместе с другими там фигурировала и история педагогики, которая в этом году читалась. Исследование проводилось чисто: слушатели не только что прошли курс истории педагогики и опрашивал их не ее преподаватель. Организаторы не рассчитывали, что опрос даст истории педагогики какое-то высокое место в рейтинге. Тем большим было удивление, когда этот компонент занял второе место. Различные группы опрашиваемых объединились в оценке важности историко-педагогического знания. Как более важную ее оценили преподаватели гуманитарных, менее важную - естественно - математических предметов. Но общий выбор был сделан. Что определило его? Такое исследование - дело будущего.
Одинаково опасными сегодня представляются две крайности. С одной стороны, история педагогики не должна строиться на прямой зависимости от запроса педагогов («рыночный вариант»). С другой, опасно и насильственное навязывание слушателям истории педагогики как полезного знания без их согласия. Педагог сегодня пытается успеть за быстро меняющейся системой образования, поэтому дальнейшее экстенсивное расширение содержания педагогической переподготовки (в том числе, и за счет форсированно преподаваемого историко-педагогического блока) может вызвать справедливые нарекания.
Автор часто практикует на занятиях следующий прием. Когда некоторые слушатели курсов «неожиданно для себя» узнают о занятии по истории педагогики и выражают сомнение в практической пользе его для себя (традиционный вздох - «опять эти Макаренко, Ушинский, Песталоцци»), лектор интересуется у них: как часто они спрашивают у своих учеников, хотят ли те заниматься предметом, который эти педагоги преподают? Вызвав размышления о неравенстве положения учителей и учащихся (особенно, когда учителя оказываются в непривычной для себя роли), очень легко переходить, например, к проблеме гуманизации образования.
В этой ситуации необходима широкая популяризация возможностей истории педагогики. Необходим качественно новый уровень ее преподавания, основанный на связи истории педагогики не только с теорией образования, но и со всем комплексом проблем современного образования, даже общества в целом, которое зависит от образования. Примеры некоторых содержательных направлений такой обновленной истории педагогики можно привести уже сейчас:
- методологический поиск соотнесения в современном образовании традиций и инноваций, поиск аналогий в прошлом;
- выявление и объяснение укоренившихся в сознании педагогов историко-педагогических стереотипов, создающих оценочные и, порой, совершенно безаппеляционные суждения о
современной образовательной ситуации;
Автор этих строк столкнулся в своей преподавательской практике с такой ситуацией: на вопрос о качестве отечественного школьного образования последних десятилетий аудитория администрации школ отвечает восторженными отзывами типа «высшие педагогические достижения», «самое качественное в мире». Прямо противоположна оценка педагогов без базового профессионального образования, число которых в современной школе растет. Но сразу заметно, что переубедить кого-либо практически невозможно. Лишь когда возникает усталость от спора, берет верх благоразум и задается нормальный вопрос, который должен был задан слушателями преподавателю предварительно: кому критерию будем судить?»
- достижение единства используемых в истории педагогики категорий и понятий;