Введение термина «аутсорсинг » в теорию менеджментасвязано с использованием ресурсов внешних организаций или провайдеров (от англ. to provide – «предоставлять услуги») в области информационных технологий. Термин «аутсорсинг » («outsourcing») происходит от английских слов «outside resource using» – «использование внешних ресурсов». В современном менеджменте под аутсорсингом понимают выполнение отдельных функций (производственных, сервисных, информационных, финансовых, управленческих и пр.) или бизнес-процессов (организационных, финансово-экономических, производственно-технологических, маркетинговых) внешней организацией, располагающей необходимыми для этого ресурсами, на основе долгосрочного соглашения.
Внастоящее время аутсорсинг рассматривается как современная методология создания высокоэффективных и конкурентоспособных организаций в условиях жесткой конкуренции посредством использования всех имеющихся возможностей внешней среды, а в отдельных случаях и ресурсов конкурентов. В результате внедрения аутсорсинга компании значительно повышают свои конкурентные преимущества за счет использования новейших достижений науки, техники и технологии, привлечения компетентных специалистов в рамках обслуживания покупателей.
Аутсорсинг – широкое понятие, объединяющее различные формы взаимовыгодного сотрудничества. К аутсорсингу, в частности, можно отнести:
· использование услуг специализированных организаций для решения внутренних проблем компании (например, разработки проектов, кадрового обеспечения, обучения персонала);
· приобретение у сторонних компаний услуг по реализации отдельных бизнес-процессов (например, в сфере логистики, информационного и финансового обслуживания и т.п.);
· вынесение производства (частично или полностью) в регионы с более дешевой рабочей силой;
· реализацию проектов (частично или полностью) силами внешних организаций, располагающих необходимыми ресурсами, в том числе высококвалифицированным персоналом;
· вынесение части активов за пределы предприятия, создание дочерних фирм и совместных предприятий для выполнения отдельных видов деятельности (производства или услуг).
Использование аутсорсинга в современном бизнесе вызвано следующими преимуществами аутсорсинга:
1. сокращение и контроль издержек производства;
2. фокусирование компании на основных видах деятельности;
3. получение доступа к лучшим мировым производственным технологиям;
4. освобождение внутренних ресурсов для других целей;
5. освобождение своей структуры от необходимости приобретать и содержать оборудование, знания, технологии, необходимые для передаваемых на аутсорсинг производств;
6. использование преимуществ модернизации и привлечение специалистов;
7. сокращение неуправляемых факторов (например, от нехватки комплектующих);
8. освобождение основных фондов;
9. разделение рисков;
10. дополнительный доступ к финансам (на фондовом рынке).
В международной бизнес-практике этот термин определяет последовательность организационных решений, суть которых состоит в передаче некоторых, ранее самостоятельно реализуемых организацией функций или видов деятельности внешней организации или, как принято говорить, «третьей стороне».
Аутсорсинг – перевод внутреннего подразделения или подразделений предприятия и всех связанных с ними активов в организацию поставщика услуг, предлагающего оказывать некую услугу в течение определенного времени по оговоренной цене.
Аутсорсинг как технология бизнеса состоит в вынесении за пределы компании отдельных функций или видов производственной деятельности (основных, вспомогательных или обслуживающих процессов), выполняемых ранее самостоятельно, либо в реализации «третьей стороной» целых бизнес-процессов, являющихся частью общей бизнес-системы. Не вызывает никакого сомнения тот факт, что сегодня большинство случаев успешного применения аутсорсинга обусловлены заключением соглашений о распределении риска и прибыли между клиентом и поставщиком услуг.
В большинстве зарубежных литературных источников для определения сущности деятельности организации – логистического провайдера употребляется термин «логистический провайдер третьего уровня » (third party logistics provider, 3PL). Этот термин отражает характер взаимодействия и роль внешней организации во взаимоотношениях поставщика (производителя) продукции и ее потребителя: поставщики логистических услуг соединяют друг с другом отдельные системы вдоль цепочки создания стоимости.
Основными логистическими услугами, предоставляемыми3PL-провайдерами предприятиям, являются:
· транспортировка;
· складирование;
· оформление документов;
· экспедирование;
· выбор перевозчиков.
В целях повышения эффективности обслуживания потребителей 3PL-провайдерами на рынке услуг логистического аутсорсинга доминирует тенденция формирования интегрального пакета услуг, который может включать:
· внутренние перевозки, грузоперевалку, складирование у заказчика;
· ведение внешнего склада;
· упаковку, комиссионирование;
· монтаж;
· маркировку, этикетирование;
· погрузку, разгрузку у клиента;
· услуги по вывозу отходов;
· контроль качества;
· информационные услуги;
· логистическое консультирование и др.
Как правило, ЗРL-провайдеры являются дочерними компаниями, которые выделились из бизнеса основной организации (компании-экспедитора, компании, оказывающей услуги складирования, и т.п.), чтобы удовлетворять возросшие потребности заказчиков и предоставлять им более широкий спектр услуг.
В логистике выделяюты пять основных типов логистических провайдеров, созданных на основе:
1. компаний-перевозчиков;
2. складских операторов;
3. брокерских/экспедиторских компаний;
4. компаний, занимающихся оптимизацией транспортных услуг, формированием отправок;
5. консалтинговых компаний, разрабатывающих и/или внедряющих программное обеспечение.
Сегодня развивается новое поколение логистических провайдеров – 4PL, которые объединяют стратегическое управление логистическими цепями и оперативное управление реализацией стратегических решений. Логистический провайдер четвертого уровня (fourth party logistics provider, 4PL) – предприятие, которое специализируется на планировании и оптимизации всех логистических процессов вдоль всей цепочки создания стоимости.