Министерство Культуры РФ




 

Паспорт реставрации памятника истории и культуры

(движимого)

 

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет,

факультет церковных художеств, кафедра реставрации.

1. ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ПАМЯТНИКА:

 

Определение, характер памятника: Вид памятников:
  икона  
1 памятники изобразительного искусства

 

2.МЕСТО постоянного хранения или владелец п-ка:

 

3. КАТАЛОЖНЫЕ ДАННЫЕ о памятнике:   Уточнения:
Название:   Праотец Мельхиседек  
Автор:      
Время создания:   Конец 17 века  
Материал, основа:   дерево  
Техника исполнения:   Желтковая темпера  
Размеры:   70/36,5  

 

4. ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РЕСТАВРАЦИИ:

Икона находится в аварийном состоянии

 

Памятник передан в реставрацию «4 июля 2011 » г.

Акт о передаче №. Б/Н от «2011 » г.

 

5. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ПО ИСТОРИИ ПАМЯТНИКА, условиям хранения, предшествовавшим реставрациям и исследованиям, с указанием источника сведений:
 
 
 
 
 
 
6.СОСТОЯНИЕ ПАМЯТНИКА по визуальным наблюдениям (продолжение 3):     Описание. Лицевая сторона. Икона находится в аварийном состоянии. Икона без ковчега. Древесина состоит из двух досок. Древесина прочная. По краям иконы особенно по правому краю нижней части видны многочисленные сколы древесины. Вмятина древесины по нижнему краю. Левее середины неглубокая вмятина сверху залевкашена и закрашена краской темного цвета. Слева вверху, на фоне в районе надписи с именем святого расположена полукруглая трещина левкаса с красочным слоем, на обороде в этом месте расположен сучок. Паволока. В местах утрат левкаса с красочным слоем в нижней части просматривается паволока. Паволока мелкозернистая, с полотняным переплетением, светло-серая, достаточно тонкая. По верхнему краю и в нижнем углу нити паволоки вытянуты.   Левкас крепкий, белого цвета. Левкас равномерной толщины, около 1-2 мм. Связь левкаса с основой ослаблена. Утраты левкаса до древесины в нижней части, слева от вмятины древесины. Утраты левкаса до паволоки в самой нижней части левого поля, справа в нижней части на изображение свитка, на изображение одежд, справа от свитка. Утрата левкаса до паволоки на нижнем поле, чуть правее середины. Утрата красочного слоя с верхнем слоем левкаса, вверху на надписи с именем святого. Небольшая круглая утрата левкаса на филенке в нижнем правом углу. Аналогичные утраты, справа на изображение в нижней части омофора, на изображение подкладки левого рукава, вверху слева на надписи. В нижней правой части надписи, большая вытянутая утрата на изображение заглавной буквы «П», немного правее аналогичная утрата, только меньшего размера. Небольшая утрата левкаса на изображении буквы «И» в надписании имени святого Мельхиседека. . Вздутие левкаса с красочного слоем «домиком», располагается по стыку досок с верхней половине иконы. Отставание левкаса с красочным слоем в нижней части правого края Отставание левкаса с кр.с на изображение короны святого, вертикальная трещина левкаса шириной около 1 мм. Небольшое отставание левкаса по нижнему краю в середине. Контур рисунка прочерчен графьей, линия графьи неглубокая. Среднесетчатый кракелюр левкаса на личном письме, на изображение одежд святого. Трещина левкаса, правее стыка досок. Вертикальная трещина шириной около 1 мм, аналогичная на изображениях нимба и плата ниспадающего на плечи святого. Красочный слой. Желтковая темпера. Листовое золото - нимб, корона. Небольшие утраты красочного слоя вокруг утрат левкаса. Утрата кр.с на изображении поруча на правой руке, на изображ. драгоценных камней. Небольшие утраты кр.с на изображ. омофора в правой части. Многочисленные гряды утрат кр.с на изображении далматика, в правой центральной четверти иконы. На этих участках также видны следы раздавленных вздутий в ходе предыдущих укреплений. Многочисленные потертости красочного слоя, почти до левкаса на изображение одежд. Фон икона находится пол сплошной записью. На фоне иконы расположены многочисленные участки небольших выпадов кр.с,. в которых виден нижележащий красочный слой голубого цвета. Нимб святого также поновительский, о чем свидетельствует ниже лежащий кр.с просматривающийся в утратах позднего золота.     Основа.     .Основа состоит из двух досок. Икона со скошенным фигурным завершением по верхнему краю в виде кокошника. Порода дерева основы, предположительно липа. Доски основы обработаны гладко с использованием скобеля. Шпонки врезные, несквозные, односторонние. Шпонки простые, поверх которых наложены резные. Основа не имеет дополнительных креплений. Шпонки неподвижные, держат основу крепко. Края шпонок немного выступают за границу основы. Нижняя шпонка выступает за край основы на 1,5см. Верхняя шпонка, снизу выступает на 2,3см,а сверху на 2,5см в связи с фигурным завершением основы. На основе наблюдается легкое коробление, около 5мм. С верхней части основы до нижней шпонки тянется узкая, несквозная трещина по стыку досок. Мелкие утраты древесины по границе с торцом в верхней части, а также в правом нижнем углу. Надписи: Этикетка. Размер 7/4. В верхнем левом углу. Икона Мельхисдек из чина Кен.17в. Музей им. А. Рублева. Инв. № КП-389, КП- 551. Размер. 70*36,5. Реставратор. Заворотная.   Надпись белой акварелью в верхней правой части основы, над торцом. МиАР инв ХLIX № 389 с. Никольское- Колчево. Мок. обл 17 в. 1966.   Следы предыдущих реставрации. В процессе реставрации были удалены поверхностные загрязнения соборота. Заполнена трещина в верхней части по стыку досок основы над шпонкой. Трещина заполнена смесью с деревянными опилками и рыбьего (?) клея и пеньки.   Верхний торец.   В 7 см слева и справа на торце присутствует ОПЗ.Верхний торец основы обработан скобелем. Мелкие сколы древесины по левому краю торца. Древесина светлого оттенка.   Нижний торец.   Нижний торец основы так же, как и верхний обработан и проглажен скобелем. Утрат древесины и других повреждений на нижнем торце не обнаружено. Нижний торец имеет, светлую равномерную по цвету текстуру древесины.   Боковые стороны. Правая боковая сторона.   Правая боковая сторона основы гладко обработана скобелем. На правой боковой стороне расположены выступающие сверху и снизу края шпонок. В нижней части правой боковой стороны обнаружены мелкие незначительные сколы древесины. Древесина правой боковой стороны основы светлого цвета.   Левая боковая сторона.   Левая боковая сторона обработана гладко с использованием скобеля. Древесина левой боковой стороны равномерного светлого цвета. Незначительные сколы древесины в верхней части левой боковой стороны основы по границе с оборотом.     Июль 2011.    
6. СОСТОЯНИЕ ПАМЯТНИКА по визуальным наблюдениям (продолжение 4):
 

 

 

б) по данным лабораторных исследований:

 

№ п/п Цель и вид исследования: Описание и результат: Место хранения, № и дата заключения Исполнитель: должность, Ф.,И.,О., подпись.
  1.        

 

в) общее заключение о состоянии памятника:
 

 

 

Реставратор: Студент ПСТГУ

Дата: «» г. Факультета церковных художеств,

кафедры реставрации икон

Троян Е.В

7. ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ И ЕЕ ОБОСНОВАНИЕ: Программа составлена на основании Задания на реставрацию, принятого РС ПСТГУ, протокол № 13 от 4 июля «2011 » г.   а) состав и последовательность реставрационных мероприятий: Укрепить грунт и красочный слой.       б) особые условия:  

 

Программа утверждена: Зав.кафедрой реставрации

«4 июля__»_2011 г. Г.С.Клокова ____________

8.ИЗМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫИ ИХ ОБОСНОВАНИЯ:
Протокол РС ПСТГУ №_ 15 _от «_27__»_июля_ 20011_года. Укрепить грунт и красочный слой. Удаление пеньки из-под левкаса на лицевой стороне в верхней части из сквозной трещины дерева. Проведено антисептирование.     Изменения программы утверждены: Зав.кафедрой реставрации «_27___»___июля__20011 г. Г.С.Клокова ______________

9. ПРОВЕДЕНИЕ РЕСТАВРАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ:

№ п/п Описание операций с указанием метода, технологии, рецептур, материалов и инструментов; выполнения сопровождающих иллюстративных материалов: Даты начала и окончания операции: Подписи руководителя и исполнителя работ:
      1)Укрепление шелушений красочного слоя. Укрепление поверхности левкаса и красочного слоя проводилось следующим способом: Сначала, укрепляемый участок обрабатывался этиловым спиртом, далее левкас и красочный слой напитывались раствором 3% рыбьего клея с добавлением антисептика (ПХФН 1% к весу сухого клея). Использовался теплый раствор, так как наполнитель в левкасе меловой. Пропитка проводилась до полного насыщения левкаса и красочного слоя. Затем шелушения аккуратно укладывались фторопластовым шпателем. На участок наносилась профилактическая заклейка из папиросной бумаги на клеевой раствор той же концентрации. Излишки клея и воздуха из под заклейки выгонялись влажным ватным тампоном. Поверхность проглаживалась теплым утюжком через фторопластовую пленку. И затем подсушивалась проглаживанием   2)Укрепление вздутий левкаса с красочным слоем. Пропитка левкаса с нанесением профилактической заклейки велась следующим способом смотреть в пункте 1. Когда профилактическая заклейка немного подсохнет, подводим под вздутие 7% раствор теплого рыбьего клея, шприцом по направлению вздутия. Сверху, вдутие аккуратно укладывается фторопластовым шпателем. Излишки клея убираются влажным ватным тампоном с поверхности укрепляемого участка. Сверху наносилось два слоя папиросной бумаги и слой фильтровальной. На них помещался мешочек с песком и груз в виде кирпича.   3)Подклейка отставаний паволоки с левкасом и красочным слоем от основы. На укрепляемый участок с отставанием паволоки от основы в нижнем правом углу иконы и вдоль горизонтальной линии, наносится профилактическая заклейка выше указанным способом. Далее под отставание паволоки с помощью шприца подводится теплый раствор 10 % рыбьего клея. Дальнейшая работа по подклейке отставания, велась способом, описанным в пункте 2. 4)Подклейка отставания левкаса с красочным слоем от паволоки. Профилактическая заклейка накладывалась способом, описанным в пункте 1. Под отставание левкаса от паволоки в левом шприцом подводили теплый 7% раствор рыбьего клея. Дальнейшая работа велась способом описанным в пункте 2. Отставание было подклеено.   5)Устранение побочного эффекта предыдущей реставрации иконы на изображении короны святого. Не удалось уложить большое вздутие левкаса с красочным слоем. В процессе укрепления выяснилось, что над вздутием находились трещины по стыку досок и пеньки, попавшей туда при заполнении этой трещины в процессе предыдущей реставрации. Удаление излишков пеньки проводилось следующим способом: На правый край трещины была нанесена профилактическая заклейка способом, описанным в пункте 1.Поверх профилактической заклейки на 3% растворе рыбьего клея были наклеены узкие полоски папиросной бумаги по гребню вздутия. Для большего разведения краев и возможности подобраться к излишкам пеньки с лицевой стороны, профилактическая заклейка смачивалась водой 2-3 раза в день. После достаточного разведения краев трещины, изнутри были удалены излишки пеньки при помощи зубоврачебных инструментов. Излишки пеньки в полости отставания аккуратно, постепенно срезались скальпелем и удалялись зубоврачебным зондом. И дальнейшая работа велась, способом, описанным в пункте 2. 6)Удаление поверхностных загрязнений с оборота, торцов и боковых сторон, велось ватный тампоном, на черенке, на черенке смоченным в составе этилового спирта и воды (1:1). При удалении стойких загрязнений использовался скальпель.   7) Профилактическая заклейка удалялась ватным тампоном, смачиваемым в теплой воде и отжатым. Одновременно удалялись излишки клея с поверхности иконы и поверхностные загрязнения. Затем поверхность насухо пропитывалась ватным тампоном.       04.07.11- 28.07.11    

9. ПРОВЕДЕНИЕ РЕСТАВРАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ (продолжение 1):

№ п/п Описание операций с указанием метода, технологии, рецептур, материалов и инструментов; выполнения сопровождающих иллюстративных материалов: Даты начала и окончания операции: Подписи руководителя и исполнителя работ:
       

9. ПРОВЕДЕНИЕ РЕСТАВРАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ (продолжение 2):

№ п/п Описание операций с указанием метода, технологии, рецептур, материалов и инструментов; выполнения сопровождающих иллюстративных материалов: Даты начала и окончания операции: Подписи руководителя и исполнителя работ:
       

9. ПРОВЕДЕНИЕ РЕСТАВРАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ (продолжение 3):

№ п/п Описание операций с указанием метода, технологии, рецептур, материалов и инструментов; выполнения сопровождающих иллюстративных материалов: Даты начала и окончания операции: Подписи руководителя и исполнителя работ:
       

9. ПРОВЕДЕНИЕ РЕСТАВРАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ (продолжение 4):

№ п/п Описание операций с указанием метода, технологии, рецептур, материалов и инструментов; выполнения сопровождающих иллюстративных материалов: Даты начала и окончания операции: Подписи руководителя и исполнителя работ:
       

9. ПРОВЕДЕНИЕ РЕСТАВРАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ (продолжение 5):

№ п/п Описание операций с указанием метода, технологии, рецептур, материалов и инструментов; выполнения сопровождающих иллюстративных материалов: Даты начала и окончания операции: Подписи руководителя и исполнителя работ:
       

9. ПРОВЕДЕНИЕ РЕСТАВРАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ (продолжение 6):

№ п/п Описание операций с указанием метода, технологии, рецептур, материалов и инструментов; выполнения сопровождающих иллюстративных материалов: Даты начала и окончания операции: Подписи руководителя и исполнителя работ:
       

9. ПРОВЕДЕНИЕ РЕСТАВРАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ (продолжение 7):

№ п/п Описание операций с указанием метода, технологии, рецептур, материалов и инструментов; выполнения сопровождающих иллюстративных материалов: Даты начала и окончания операции: Подписи руководителя и исполнителя работ:
       

10. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ (фотографии, картограммы, схемы и пр.)

  № п/п Дата. Наименование иллюстративного материала; характер и условия выполнения. Коли-чество. Место хранения и архивный №.
           
11.РЕЗУЛЬТАТЫПРОВЕДЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ (описание изменений технического состояния, внешних изменений памятника после реставрации, уточнение атрибуций и пр.):  
  Работу принять.   Руководитель работы ___________________ «____ »__________200__г.
           

 

12.ЗАКЛЮЧЕНИЕ РЕСТАВРАЦИОННОГО СОВЕТА (выписка из протокола)
Протокол РС ПСТГУ №__ 13 __ от «_4_»_июля___20011__года. Укрепить грунт и красочный слой. Удалить поверхностные загрязнения с торцов, боковых сторон и оборота.   Утверждаю: Зав.кафедрой реставрации «__4__ » _июля__2011_г. Г.С.Клокова ______________

 

 

13.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСЛОВИЯМ ХРАНЕНИЯ ПАМЯТНИКА:
  Руководитель работы ___________________ «2011 » г.
14.ПРИЛОЖЕНИЯ К ПАСПОРТУ (иллюстрации, акты, схемы и т.п.):
    Возможное место клапана для материалов Приложения.

После реставрации памятник передан в____Центральный Музей Древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.__________________________________________

 

 

Копии паспорта переданы в

 

_______________________________________________________________________________

 

ИСПОЛНИТЕЛИ РАБОТ:

Руководитель организации: проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного

Подпись ______________________ университета _____________________________________

Руководитель работ: художник-реставратор __________________ категории

Подпись ______________________ ___________________________________________

Реставраторы и другие исполнители: _____ ______________________________________

___________________________________________

 

___________________________________________

 

Место печати.

 

 

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ПАМЯТНИКА ПОСЛЕ РЕСТАВРАЦИИ:

 

Дата осмотра: Состояние памятника: Должность; Ф.,И.,О.
     

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: