Имеются следующие данные по организации:
Таблица 10 Исходные данные к задаче
Вид продукции | Базисный год | Отчетный год | ||||
Выпуск продукции, тыс. шт. | Себестоимость единицы продукции, руб. | Отпускная цена за единицу продукции, руб. | Выпуск продукции, тыс. шт. | Себестоимость единицы продукции, руб. | Отпускная цена за единицу продукции, руб. | |
А | 262,5 | 180,0 | 255,0 | |||
Б | 425,0 | 340,0 | 414,0 | |||
В | 372,0 | 300,0 | 365,0 |
Определите:
1. Уровень затрат на рубль товарной продукции по каждому виду и в целом по трем видам продукции за каждый период.
2. Динамику уровня затрат на рубль товарной продукции по каждому виду и по трем видам продукции в целом.
Расчеты выполните в таблице. Сделайте выводы.
Решение:
Уровень затрат на рубль товарной продукции определим по формуле (1.16). Расчеты затрат на рубль товарной продукции, а также их динамику по каждому виду продукции произведем в таблице 11.
Таблица 11 Определение затрат на рубль товарной продукции
Вид продукции | Базисный год | Отчетный год | Затраты на рубль товарной продукции, руб. | Динамика | |||||||||
выпуск продукции, тыс. шт. | себестоимость единицы продукции, руб. | отпускная цена за единицу продукции, руб. | выпуск продукции, тыс. шт. | себестоимость единицы продукции, руб. | отпускная цена за единицу продукции, руб. | базисный год | отчетный год | абс., ± | относ., % | ||||
А | 262,5 | 180,0 | 255,0 | 0,80 | 0,71 | -0,09 | -11,8 | ||||||
Б | 425,0 | 340,0 | 414,0 | 0,824 | 0,821 | -0,003 | -0,3 | ||||||
В | 372,0 | 300,0 | 365,0 | 0,75 | 0,82 | 0,07 | 9,2 | ||||||
Итого | х | х | х | х | х | х | 0,79 | 0,77 | -0,02 | -2,7 | |||
В целом по всем трем видам продукции затраты на рубль товарной продукции в отчетном году составят:
|
руб.
В базисном году:
руб.
Динамика затрат на рубль товарной продукции в целом по всем видам продукции:
- абсолютное отклонение: 0,77 – 0,79 = – 0,02 руб.
- относительное отклонение: 0,77 / 0,79 Ч 100 – 100 = – 2,7 %.
Анализ полученных данных показывает, что затраты на рубль продукции снизились по всем видам продукции, за исключением продукции В. Затраты на рубль товарной продукции по продукции А и Б снизились за счет снижения себестоимости единицы продукции, а по продукции А и за счет роста объемов производства. По продукции В объем выпуска продукции вырос на 1 тыс. шт., а себестоимость единицы продукции на 20 руб., что привело к увеличению затрат на рубль продукции на 0,07 руб. или на 9,2 %.
Таким образом, в данной главе были решены четыре практических задачи на использование статистических методов при анализе затрат на рубль товарной продукции.
В следующей главе рассмотрим структурный анализ, как один из статистических методов анализа затрат на рубль товарной продукции.
Структурный анализ в статистическом изучении затрат на рубль товарной продукции
Постановка задачи
Анализ структуры затрат на рубль товарной продукции имеет очень важное значение. Он позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и дать общую оценку работы предприятия по использования возможностей снижения себестоимости продукции в целом.
Для характеристики затрат на рубль товарной продукции можно использовать группировку себестоимости по экономическим элементам.
|
По данным, представленным в таблице 12 необходимо рассчитать структуру затрат на рубль товарной продукции, и также динамику данных показателей.
Таблица 12 Затраты на производство продукции и объем выпуска продукции в ООО «777»
Элементы затрат | Сумма, тыс. руб. | |
2006 г. | 2007 г. | |
Материальные затраты | ||
Затраты на оплату труда | ||
Единый социальный налог | ||
Амортизация | ||
Прочие затраты | ||
Всего затрат | ||
Объем выпуска продукции в действующих ценах, тыс. руб. |
Методика решения задачи
Прежде всего рассчитаем уровень затрат на рубль товарной продукции по формуле (1.6).
В статистическом исследовании структуры явления используют структурный анализ.
Структуру затрат на рубль товарной продукции определяют путем соотнесения отдельных ее элементов с итогом затрат.
Динамику затрат на рубль товарной продукции можно определить как абсолютное отклонение показателей отчетного (2007 г.) года от предыдущего (2006 г.).