Требования к техническому состоянию транспортных средств в условиях эксплуатации.




Требования к техническому состоянию формируются компонентом транспортного средства, к которому предъявляется требование; диагностическими параметрами и нормативами; допускаемыми методами проверки. Требования задают перечнями, утверждаемыми или рекомендуемыми для разных стадий жизненного цикла транспортного средства или разных условий выполнения проверки. Обязательные требования предусматриваются в отношении безопасности транспортного средства и устанавливаются компетентными органами исполнительной власти, причем, для разных стадий жизненного цикла определены два рода обязательных требований: к безопасности конструкции и к техническому состоянию транспортного средства при эксплуатации. Соответствие транспортного средства этим требованиям проверяют в разных организационных системах, где конструкцию и техническое состояние подвергают испытаниям или проверке.

Примерами могут служить системы одобрения типа транспортного средства и технического осмотра.

Даже в процессе эксплуатации сформированы разные системы требований, например, для технического осмотра и выпуска транспортного средства на линию. К одним и тем же компонентам транспортного средства возможно предъявление разных систем эксплуатационных требований с разными диагностическими параметрами. В одном случае, это могут быть требования с целью обеспечения безопасности, в другом, при восстановлении работоспособности транспортных средств, с целью обеспечения экономичности эксплуатации.

Таблица 1.4.1. Принципы обоснования требований к безопасности конструкций и техническому состоянию транспортных средств.

- к техническому состоянию: - к конструкции:
Грубая оценка снижения безопасности ТС от уровня конструктивной безопасности Наиболее полная оценка свойств безопасности ТС
Применение национальных эксплуатационных требований, отличных от предъявляемых к конструктивной безопасности Использование международной системы Правил ЕЭК ООН.
Требования предъявляют: - к признакам неисправностей по структурным (или конструкционным) параметрам; - функционированию составных частей; - параметрам частных эксплуатационных свойств ТС. Использование требований: - к параметрам частных эксплуатационных свойств безопасности ТС; - структурным (конструкционным) параметрам.
Введение эксплуатационных групповых и индивидуальных (для типа ТС) нормативов. Использование конструкционных нормативов Правил ЕЭК ООН.
Использование эксплуатационных методов проверки технического состояния на производственно-технической базе. Использование полигонных методов сертификационных испытаний по Правилам ЕЭК ООН.

Например, к рабочей тормозной системе при эксплуатации предъявляют требования по удельной тормозной силе и относительной разности тормозных сил колес оси, а к ее работоспособности при техобслуживании и ремонте – к

тормозным силам колес, их биению, сопротивлению вращения незаторможенных колес, времени срабатывания тормозной системы и давлению в тормозном приводе.

Кроме того, при предрейсовом контроле магистральных автопоездов и при выпуске автобусов на линию или возврате с линии на лицензируемых пассажирских перевозках используются требования, утверждаемые руководителями автопредприятий. Принципы обоснования требований к безопасности конструкций и технического состояния транспортных средств разные (табл. 1.4.1).

При эксплуатации предъявляют требования к техническому состоянию транспортных средств в отношении безопасности и экономичности его эксплуатации (рис. 1.4.1).

Требования к транс- портным средствам, в части экономичности эксплуата- ции носят рекомендатель- ный характер, применяются добровольно и приводятся в руководствах (инструкциях) изготовителя по эксплуата- ции и техническому обслу- живанию транспортных средств, технологиях техни- ческого обслуживания и ремонта, а их применение не регулируется государ- ством1. Они определяют топливную экономичность, комфортабельность, удобство управления и т.д.

 

 

Рис. 1.4.1 Эксплуатационные требования к техническому состоянию транспортного средства, предъявляемые по условиям безопасности и экономичности.

К техническому состоянию транспортных средств возможно предъявление требований, учитывающих возможные изменения конструкции и комплектности

 
 

1 Для стимулирования повышения указанных эксплуатационных свойств функционирует система добровольной сертификации транспортных средств.

эксплуатируемого транспортного средства, внесенные владельцем или исполнителями работ по техобслуживанию и ремонту.

В процессе эксплуатации объективно востребованы несколько систем эксплуатационных требований к безопасности транспортного средства, каждая из которых «привязана» к определенным технологическим возможностям и условиям проверок и отличается от применяемой при сертификации системы требований к безопасности конструкций.

Отечественная нормативная база обязательных эксплуатационных требова- ний к транспортным средствам, в виде единой иерархической структуры не существует, на практике оперируют четырьмя юридически правомочными системами обязательных требований, отличающихся областью применения, содержанием, полнотой, нормативами и мерами ответственности за нарушение. Наиболее полную систему требований регламента ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» [23] надлежит применять при техобслуживании и ремонте, добровольной сертификации услуг по техобслуживанию и ремонту. За несоответствие требованиям регламента отвечает владелец транспортного средства, или исполнитель работ по техническому обслуживанию и ремонту.

При техническом осмотре применяют требования приложения № 1 к

«Правилам проведения технического осмотра транспортных средств» [35] («Правилам проведения технического осмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта» [36]), вместе с отдельными предписаниями ГОСТ 33997-2016 «Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки» [95], на которые содержатся ссылки в упомянутом приложении № 1. При несоответствии любого из указанных требований эксплуатация транспортных средств не запрещается, но технический осмотр должен быть пройден повторно.

Таблица 1.4.2. Системы обязательных требований к безопасности транспортных средств, находящихся в эксплуатации.

Назначение требований Нормативная база
ТО и ремонт, система добро- вольной сертификации услуг по ТО и ремонту Пп. 6, 7, 8 раздела II, отдельные пп. приложения 5, отдельные пп. приложения 6, приложение 7, п. 6 приложения 8 ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».
Технический осмотр Приложение № 1 «Правил проведения технического осмотра транспортных средств» и ГОСТ 33997-2016, эксплуатационная документация изготовителя транспортного средства.
Запрет эксплуатации неисправных транспортных средств Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения и ГОСТ 33997-2016; ГОСТ 32565-2013; ГОСТ Р 50577-2018.
Запрет на участие в дорожном движении П. 2.3.1. Правил дорожного движения Российской Федерации

Упомянутые «Правила проведения технического осмотра транспортных средств» [35] и «Правила проведения технического осмотра транспортных средств

городского наземного электрического транспорта» [36] гармонизированы с ТР ТС

018/2011 [23], проверку соответствия транспортного средства требованиям

«Правил» допускается проводить только специально установленными методами но, ни в одном из указанных нормативных правовых актов, устанавливающих требования, не содержится содержательной регламентации методов выполнения проверок – в лучшем случае присутствует отсылочная норма на ГОСТ 33997-2016.

«Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки» [95].

«Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» [31], (приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения [30], утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 [29]), условно − третья система обязательных требований – консолидирует ряд требований ГОСТ Р, которые применяются вместе с этим «Перечнем», и используется при дорожном надзоре (но не при техническом осмотре), отличаясь от требований Правил техосмотра номенклатурой и «жесткостью» – иными словами, допустимо применение санкций «Перечня» к владельцу транспортного средства при выявлении нарушений технического состояния в дорожных условиях, которые не подлежат выявлению при техосмотре.

Пункт 2.3.1 Правил дорожного движения Российской Федера- ции [29] содержит еще одну систему немно- гочисленных требова- ний к безопасности транспортного средст- ва, находящегося в эксплуатации с наи- более жесткими санкциями за их несоблюдение. При несоответствии этим требованиям, участие транспортного средст- ва в дорожном дви- жении запрещается.

Рис. 1.4.2. Факторы, формирующие требования к безопасности транспортных средств, находящихся в эксплуатации.

При формировании требований к безопасности транспортных средств, находящихся в эксплуатации, необходимо учитывать ряд факторов, выявляемых анализом: условий и интенсивности эксплуатации; деятельности изготовителей; конъюнктуры спроса на новый и подержанный транспорт; структуры и интенсивности утилизации, и конечно – направлений технической политики России в области модернизации транспорта и деятельности по присоединению к международным соглашениям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: