Государственный надзор в области транспорта и безопасности дорожного движения.




1.6.1 Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения ( ст. 30 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [2]) реализуется в целях обеспечения соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами – участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

«Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения» (постановление Правительства РФ от 19.08.2013 г. № 716 [40]) устанавливает порядок осуществления федерального надзора в области БДД, направленного на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований нормативно-правовых актов в указанной сфере. ТР ТС 018/2011 [23] в части 3, п. 72 определяет, что проверка выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, проводится в отношении каждого зарегистрированного транспортного средства в формах

технического осмотра, а также государственного контроля (надзора) за безопасностью дорожного движения.

Федеральный надзор осуществляется территориальными органами МВД РФ посредством организации и проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

К предмету проверок, наряду с прочими, относится соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований: к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации транспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования; к изменению конструкции зарегистрированных в ГИБДД МВД России транспортных средств и прицепов к ним; правил дорожного движения.

Перевозки пассажиров и грузов, в том числе тяжеловесных, опасных и крупногабаритных, также подлежат федеральному надзору в области БДД при соблюдении разграничения полномочий с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (далее – ФСНТ) Министерства транспорта РФ, осуществляющей федеральный государственный транспортный надзор. К административным процедурам, реализуемым в рамках федерального надзора в области БДД, наряду с прочими относятся:

– проверка документов, идентификационного номера, номера кузова, номера шасси транспортного средства, государственных регистрационных знаков, а также технического состояния, находящегося в эксплуатации транспортного средства;

– остановка транспортного средства;

– применение мер административного воздействия в соответствии с КоАП РФ. Состав, последовательность и сроки осуществления административных процедур, требования к порядку их выполнения устанавливаются регламентом (приказ МВД России от 14.11.2016 г. № 727 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и иных нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств и предметов их дополнительного оборудования, изменению их конструкции,

перевозкам пассажиров и грузов» [51]).

Сотрудники Госавтоинспекции осуществляют надзор в области БДД посредством организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения за исполнением требований законодательства в сфере БДД к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации транспортных средств и предметов их дополнительного оборудования, изменению конструкции зарегистрированных транспортных средств, а также перевозкам пассажиров и грузов, в том числе тяжеловесных, опасных и крупногабаритных.

К тематически значимым позициям следует отнести:

Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения.

Проверка технического состояния, находящегося в эксплуатации транспортного средства.

Проверка технического состояния осуществляется при:

– надзоре за дорожным движением;

– выезде на ДТП;

– проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

– поступлении информации о реализации мер по исполнению внесенного представления или выданного предписания;

– совершении регистрационных действий;

– допуске транспортного средства к перевозке опасного груза;

– проверке выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию.

Проверка технического состояния включает:

– визуальную или с использованием технических средств оценку соответствия технического состояния транспортных средств обязательным требованиям;

– оценку соответствия имеющейся конструкции транспортного средства представленным документам и обязательным требованиям.

При проверке технического состояния могут осуществляться:

– измерения параметров узлов и агрегатов транспортных средств, влияющих на обеспечение БДД, а также проверка режимов и характеристик их работы;

– снятие информации с имеющегося технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств;

– проверка наличия сведений о проведенных проверках технического состояния транспортного средства в Единой автоматизированной информационной системе технического осмотра (ЕАИС ТО);

– проверка предусмотренных Правилами дорожного движения документов на перевозку пассажиров и грузов, в том числе тяжеловесных, опасных и

крупногабаритных (за исключением документов, подлежащих проверке при осуществлении федерального государственного транспортного надзора);

– фото-, киносъемка и видеозапись.

Продолжительность проверки технического состояния одного транспортного средства не может превышать время, установленное приложением № 2 к Правилам проведения технического осмотра транспортных средств.

Проверка технического состояния при надзоре за дорожным движением устанавливается регламентом (приказ МВД России от 23.08.2017 г. № 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения» [52]), содержащим отсылочную позицию к п. 96 – 99 Административного регламента МВД России

[51] исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и гражданами – участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и иных нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств и предметов их дополнительного оборудования, изменению их конструкции, перевозкам пассажиров и грузов, устанавливающим, в свою очередь, что проверка технического состояния включает в себя оценку соответствия:

– конструкции автомототранспортного средства представленным документам и обязательным требованиям;

– технического состояния автомототранспортного средства обязательным требованиям, проводимую органолептическим методом или с использованием технических средств для измерения параметров узлов и агрегатов автомототранспортных средств, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, а также проверки режимов и характеристик их работы.

В рамках проверки технического состояния проводятся:

– проверка документов, необходимых для участия в дорожном движении, а также на перевозку пассажиров и грузов, в том числе тяжеловесных, опасных и крупногабаритных (за исключением документов, подлежащих проверке при осуществлении федерального государственного транспортного надзора);

– проверка маркировочных обозначений автомототранспортного средства, государственных регистрационных знаков, а также наличия сведений о проведенных проверках его технического состояния в ЕАИС ТО;

– снятие информации с имеющегося тахографа;

– фото- и видеозапись проводимых мероприятий.

Проверка технического состояния при выезде на место ДТП.

Основанием для выезда на место ДТП с целью проведения проверки технического состояния конкретного автомототранспортного средства является указание руководителя или дежурного дежурной части подразделения Госавтоинспекции или дежурной части территориального органа МВД России.

Инспектор, путем изучения места ДТП и имеющихся документов, осмотра автомототранспортных средств, в том числе с использованием технических средств, а также опроса его участников и свидетелей устанавливает и фиксирует способствовавшие ДТП недостатки в их техническом состоянии, а также факты неправомерных действий (бездействия) субъектов транспортной деятельности, их должностных или уполномоченных ими лиц, связанных с невыполнением обязательных требований.

Проверка документов, идентификационного номера, номера кузова, номера шасси транспортного средства, государственных регистрационных знаков транспортного средства, а также технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства осуществляется в соответствии с административными процедурами, предусмотренными упомянутым Административным регламентом МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору в области обеспечения безопасности дорожного движения.

По результатам выезда на место ДТП составляется рапорт главному государственному инспектору безопасности дорожного движения (командиру строевого подразделения Госавтоинспекции) для принятия решения в пределах компетенции. В соответствии с решением главного государственного инспектора безопасности дорожного движения (командира строевого подразделения Госавтоинспекции) осуществляется:

– включение субъектов транспортной деятельности в ежегодный план;

– направление информации о фактах неправомерных действий (бездействия) субъектов транспортной деятельности и (или) их должностных лиц, связанных с невыполнением обязательных требований, создающих угрозу жизни и здоровью граждан, в органы прокуратуры, в том числе с целью инициирования внеплановых проверок субъектов транспортной деятельности;

– направление информации о нарушениях требований нормативных правовых актов, контроль (надзор) за соблюдением которых не относится к компетенции МВД России, в соответствующие органы государственного контроля (надзора).

Проверка технического состояния транспортных средств при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также поступлении информации о реализации мер по исполнению выданного предписания. Проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, плановые, внеплановые, документарные и выездные, осуществляются в соответствии с положениями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ [12], с учетом особенностей организации и проведения проверок, определяемых ст. 30 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ [2].

Проведение проверок включает в себя принятие решения и подготовку проверки, собственно проведение проверки; подготовку акта проверки, ознакомление с его содержанием субъекта проверки; подготовка предписания об устранении нарушений требований в области БДД; принятие мер по недопущению причинения вреда жизни, здоровью граждан, безопасности дорожного движения или прекращению его причинения.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план является истечение одного года со дня:

– государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

– окончания проведения последней плановой проверки;

– начала осуществления деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления деятельности.

Ежегодный план размещается на официальном сайте МВД России. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

– истечение срока исполнения выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований безопасности по итогам плановой проверки;

– поступление обращений и заявлений о фактах нарушений обязательных требований, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

– наличие распоряжения руководителя органа внутренних дел о проведении внеплановой проверки.

Документарная проверка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 11 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ [12]. При проведении документарной проверки изучаются сведения, содержащиеся в документах юридического лица и индивидуального предпринимателя:

– устанавливающие его организационно-правовую форму, права и обязанности;

– подтверждающие право на занятие деятельностью, предусмотренной уставом;

– содержащие сведения об эксплуатируемом транспорте и оборудовании, используемом в ходе осуществления своей деятельности;

– подтверждающие осуществление деятельности в соответствии с обязательными требованиями;

– акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах мероприятий, осуществленных в отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя в рамках федерального надзора.

Сведения могут быть получены путем анализа данных, размещенных в свободном доступе в сети Интернет, направления соответствующих запросов в надзорные органы, в том числе и в электронном виде, анализа иных документов, связанных с осуществлением деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя, запрашиваемых в порядке, предусмотренном частями 4 – 6 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ [12]. При проведении документарной проверки запрещается затребование сведений и документов, не относящиеся к предмету документарной проверки.

Выездная проверка осуществляется в порядке, определенном ст. 12 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ [12]. Предметом выездной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица и индивидуального предпринимателя, выполняемая им работа (предоставляемые услуги) и принимаемые меры по исполнению обязательных требований, а также состояние используемых при осуществлении деятельности оборудования и транспортных средств.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения или месту осуществления деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя.

Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

– удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении подразделения Госавтоинспекции документах юридического лица и индивидуального предпринимателя;

– оценить соответствие деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя обязательным требованиям, без проведения соответствующего мероприятия по надзору.

Особенности проведения проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации транспортных средств.

Объектом проверки являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства на территории Российской Федерации, в том числе:

– использующие находящиеся в собственности или владении транспортные средства для обеспечения собственных нужд;

– осуществляющие связанную с перевозками автомобильным транспортом деятельность, подлежащую лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– осуществляющие связанную с перевозками автомобильным транспортом предпринимательскую деятельность, начало которой носит уведомительный характер;

– осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, использующих находящиеся в собственности или владении транспортные средства для обеспечения собственных нужд, ежегодно учитываются путем анализа информации, содержащейся в ведомственных системах автоматизированного учета, реестрах ФСНТ Министерства транспорта РФ (ее территориальных органов), органов исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченных на выдачу разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

При проведении документарной проверки, рассматриваются документы:

– устанавливающие организационно-правовую форму, права и обязанности;

– лицензия на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек – в случае отсутствия сведений о ее выдаче в соответствующем реестре ФСНТ Министерства транспорта РФ;

– копия уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности с отметкой ФСНТ Министерства транспорта РФ о дате его получения и регистрационного номера – в случае отсутствия сведений о ее выдаче в соответствующем реестре;

– разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси – в случае отсутствия сведений о его выдаче в реестре, ведущемся уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;

– балансовая справка с указанием сведений о марках, моделях, годах выпуска, государственных регистрационных знаках, идентификационных номерах, пробегах эксплуатируемых транспортных средств, номеров полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, серийных номерах установленных тахографов, если их установка предусмотрена;

– журнал учета ДТП владельцем транспортных средств;

– ежегодный план мероприятий по предупреждению ДТП и материалы по его выполнению;

– материалы анализа причин и условий, способствовавших возникновению ДТП с участием эксплуатируемых транспортных средств;

– копия приказа (распоряжения) о назначении должностного лица, ответственного за обеспечение БДД;

В ходе выездной проверки наряду с документарной проверкой осуществляется:

– установление факта проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водительского состава с внесением соответствующей отметки в путевой лист транспортного средства;

– установление факта проведения проверки технического состояния транспортного средства перед их выпуском на линию и допуска водителей к управлению транспортным средством;

– проверка наличия и правильности оформления имеющейся путевой документации, предусмотренной Правилами дорожного движения, а именно:

– путевого листа в случае оказания юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем услуг автомобильным транспортом в соответствии с уставной деятельностью;

– полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;

– разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;

– лицензионной карточки в случаях, установленным законодательством Российской Федерации;

– документов, предусмотренных правилами перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов;

– оснащение транспортных средств тахографами в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе:

– работоспособности установленных тахографов, своевременности их поверки и целостности нанесенных пломб;

– наличия у водительского состава и администрации предприятия карт для работы с тахографами (водительская карта и карта предприятия, соответственно);

– поверка технического состояния транспортных средств, эксплуатируемых юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, которая осуществляется после проведения должностным лицом ежедневного контроля их технического состояния перед выездом на линию с места стоянки.

Проверка технического состояния, находящегося в эксплуатации транспортного средства при совершении регистрационных действий, осуществляется при поведении его осмотра, предусмотренного пунктом 32.3 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по

регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (приказ МВД России от 07.08.2013 г. № 605 [50]).

Проверка технического состояния транспортного средства при допуске транспортного средства к перевозке опасного груза осуществляется в форме проверки соответствия конструкции и оборудования транспортного средства требованиям Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ADR/ДОПОГ) [20].

Транспортные средства, используемые для перевозки опасных грузов в части, касающейся электропроводки, аккумуляторной батареи и ее выключателя, электрических цепей, тормозного оборудования, кабины, топливных баков, двигателя, системы выпуска отработанных газов, топливных обогревательных приборов, устройства ограничения скорости и др. должны соответствовать требованиям, изложенным в главах 9.2 − 9.8 Приложения В ДОПОГ [20].

Дополнительные требования к транспортным средствам для перевозки опасных грузов класса I, опасных грузов в упаковках, опасных грузов навалом/насыпью, опасных грузов, перевозимых при регулируемой температуре, в цистернах и др. приведены в главах 9.3 − 9.8 Приложения В ДОПОГ [20].

Проверка выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме предварительной технической экспертизы конструкции на предмет возможности внесения изменений и последующей проверки безопасности конструкции.

Меры административного воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае невыполнения требования о прекращении противоправных действий в отношении граждан и должностных лиц возбуждается дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи

19.3 КоАП РФ [8] и применяются меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ [8].

При невыполнении в установленный срок предписания, а также представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, возбуждается дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ [8].

При непринятии по представлению органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, возбуждается дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.6 КоАП РФ [8].

В случае, если по окончании административных процедур исполнения государственной функции действия (бездействие) лица, нарушившего обязательные требования продолжают создавать угрозу жизни, здоровью людей,

имуществу физических и юридических лиц, возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций техногенного характера, главный государственный инспектор БДД или его заместитель, к компетенции которого по распределению обязанностей отнесены вопросы федерального государственного надзора за соблюдением этих требований, в течение 10 (десяти) дней направляет в орган прокуратуры информацию о таких действиях (бездействии) с приложением подтверждающих материалов.

Систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований безопасности к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации транспортных средств и предметов их дополнительного оборудования, изменении их конструкции и перевозках пассажиров и грузов.

Целью систематического наблюдения за исполнением обязательных требований является получение объективной информации и прогнозирование состояния их исполнения объектами надзора.

Систематическое наблюдение осуществляется путем изучения, анализа и

учета:

– обращений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, граждан;

– результатов административных процедур (действий), плановых и внеплановых проверок;

– фото-, видео и текстовых материалов о ДТП, размещаемых в системах учета, анализа и прогнозирования ситуации с обеспечением БДД;

– судебной практики, обзоров надзорной деятельности и представлений прокуратуры по фактам нарушения обязательных требований безопасности;

– публикаций в средствах массовой информации, касающихся соблюдения обязательных требований.

Результаты систематического наблюдения используются при проверках, формировании плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при назначении административного наказания, подготовке к внесению представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению административного правонарушения, а также при подготовке информации о результатах исполнения государственной функции.

1.6.2 Федеральный государственный транспортный надзор. Порядок осуществления федерального государственного транспортного надзора, изложенный в Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 19.03.2013 г. № 236 «О федеральном государственном транспортном надзоре» [39] регулирует область деятельности ФСНТ Министерства транспорта РФ и ее территориальных подразделений, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами надзора (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями) требований, установленных международными договорами РФ, федеральными законами и принимаемыми в

соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ в области транспорта.

Предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами надзора осуществляется посредством организации и проведения проверок самого субъекта либо транспортного средства в процессе их эксплуатации, принятия мер по пресечению или устранению последствий выявленных нарушений, организации систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения требований субъектами надзора.

Федеральный государственный транспортный надзор, наряду с прочими направлениями деятельности, содержит:

– государственный контроль (надзор) за осуществлением международных автомобильных перевозок в стационарных и передвижных контрольных пунктах на территории Российской Федерации;

– государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

Должностные лица, уполномоченные на осуществление федерального государственного транспортного надзора (государственные транспортные инспекторы) вправе:

– запрашивать на основании письменных мотивированных запросов у органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также у субъектов надзора информацию и документы, которые необходимы для проведения проверки;

– по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) о назначении проверки или о проведении мероприятий по контролю за выполнением обязательных требований посещать используемые субъектами надзора территории, объекты транспортной инфраструктуры, подвижной состав и иные связанные с перевозочным процессом транспортные и технические средства, осуществлять осмотр транспортных средств, проводить их обследование, а также необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;

– выдавать субъектам надзора предписания об устранении нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни и здоровью людей, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

– составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

– направлять материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;

– предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного вследствие нарушений обязательных требований.

Проведение проверок субъектов надзора при осуществлении федерального государственного транспортного надзора регламентируются положениями Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [12] с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных статьей 11 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»[4], а также статьей 3.1. Федерального закона от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» [9].

Федеральный государственный транспортный надзор осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок.

Предметом проверок является соблюдение субъектами надзора в процессе осуществления их деятельности требований, установленных международными договорами и национальным законодательством в области транспорта, в том числе:

1. при осуществлении государственного надзора в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта:

– требований в отношении наличия у субъекта надзора помещений и оборудования, позволяющих осуществлять хранение, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей и контроль технического состояния транспортных средств, или наличия договоров со сторонними организациями о хранении, техническом обслуживании и ремонте транспортных средств, проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей и контроле технического состояния транспортных средств, а также требований к организации работы водителей в целях обеспечения БДД, в том числе в части соблюдения режима труда и отдыха водителей;

– требований к обеспечению соответствия работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым к ним при осуществлении перевозок автомобильным и городским наземным электрическим транспортом;

– требований, предъявляемых к организациям, осуществляющим обучение водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, и специалистов (консультантов) по вопросам безопасности перевозки опасных

грузов автомобильным транспортом, в отношении соответствия процесса обучения и проведения экзамена требованиям, установленным Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов [20] и законодательством Российской Федерации;

– требований, предусмотренных правилами перевозки пассажиров, багажа и грузов.

2. при осуществлении государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок в стационарных и передвижных контрольных пунктах на территории Российской Федерации – требований в отношении порядка осуществления международных автомобильных перевозок;

Состав, последовательность и сроки осуществления административных процедур, требования к порядку их выполнения установлены Административными регламентами ФСНТ Министерства транспорта РФ:

– «Административный регламент ФСНТ исполнения государственной функции по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства РФ в сфере автомобильного транспорта»(приказ Министерства транспорта РФ от 09.07.2012 г. № 204 [43]).

– «Административный регламент ФСНТ исполнения государственной функции по контролю (надзору) за соблюдением законодательства РФ и международных договоров РФ о порядке осуществления международных автомобильных перевозок» (приказ Министерства транспорта РФ от 11.07.2012 г. № 229 [44]).

Вопросы для самоконтроля:

1. Дате развернутые определения понятиям «безопасность конструкции»,

«безопасность технического состояния» применительно к транспортному средству.

2. Перечислите факторы, снижающие безопасность технического состояния транспортных средств, находящихся в эксплуатации.

3. Какими показателями характеризуется и оценивается техническое состояние транспортных средств, находящихся в эксплуатации?

4. Перечислите уровни, по которым техническое состояние транспортного средства претерпевает изменения в процессе эксплуатации. Дайте характеристику уровней.

5. Что характеризует динамику технического состояния транспортного средства по мере выработки ресурса?

6. Назовите факторы, формирующие требования к безопасности транспортного средства, находящихся в эксплуатации.

7. Перечислите и охарактеризуйте принципы, обеспечивающие работоспособное техническое состояние транспортных средств.

8. Какие цели преследует федеральный государственный надзор в области БДД и каким органом исполнительной власти он осуществляется?

9. Перечислите состав административных процедур, реализуемых при осуществлении федерального государственного надзора в области БДД.


10. Перечислите случаи, в которых проверяется техническое состояние транспортного средства, находящегося в эксплуатации при осуществлении надзора в области БДД.

11. В чем состоит (что включает) проверка технического состояния транспортного средства, находящегося в эксплуатации при осуществлении надзора в области БДД?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: