Принципы обеспечения работоспособности транспортных средств.




Деятельность по обеспечению работоспособности транспортных средств применительно к автомобильной технике разного технического уровня включает в себя две основные составляющие: техническое обслуживание и ремонт.

Контроль технического состояния транспортных средств или диагностирование в разных формах агрегировано модулем в технологии техобслуживания и ремонта и, отчасти, в обязанности водителя. Как самостоятельный вид работ, контроль технического состояния и диагностика транспортных средств не обособлены ни в автосервисе, ни в технической службе субъекта транспортной деятельности. Исключением являются операторы технического осмотра, специализирующиеся на проверке безопасности технического состояния транспортных средств.

Определение технического состояния объекта, в соответствии с ГОСТ 20911-

89 «Техническая диагностика. Термины и определения» [79], именуется техническим диагностированием, одной из задач которого, наряду с поиском места и определения причины отказа (неисправности) и прогнозированием технического состояния, является контроль технического состояния.

Под контролем технического состояния, традиционно подразумевается проверка соответствия значений параметров объекта требованиям технической документации и определение на этой основе одного из установленных, фиксированных видов технического состояния. Ранее, уже были упомянуты виды технического состояния − исправное, работоспособное, неисправное, неработоспособное и т.п.

Сам же термин «контроль технического состояния» применяется, когда основной задачей технического диагностирования является определение вида технического состояния.

Применительно к технической эксплуатации транспортных средств, примерами контроля технического состояния могут считаться процедуры технического осмотра и контроля при выпуске на линию (предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств), приказ Министерства транспорта РФ от 8.08.2018 г. № 296 [48]).

При эксплуатации, выполняя задачи проверки соответствия транспортного средства установленным требованиям и обобщающей оценки его технического состояния, уместнее использовать термин «контроль технического состояния », а для поиска неисправностей оперировать понятием «диагностирование »,

трактуемое, как последовательность операций поэтапного поиска места, характера и причин неисправности с использованием диагностических параметров и признаков, их пределов и эталонов, чередующихся с частичной разборкой, ремонтом или заменой компонентов.

Процедура диагностирования может включать в себя прямые и косвенные измерения, наблюдения, вычисления, логическую обработку результатов, приведение в действие органов управления и силовые воздействия на компоненты транспортного средства, использование нормативов и сведений о конструкции и функционировании. В автомобильной диагностике синонимом термина «контроль технического состояния» служит понятие «общее диагностирование», а «поиск места и определение причин отказа (неисправности)» часто именуется «по- элементным» или «углубленным» диагностированием [135].

Работоспособное техническое состояние транспортного средства обеспечивается рядом концептуальных, универсальных организационно- технологических принципов, а именно:

– плановое проведение техобслуживания и ремонта возложено на собственника транспортного средства;

– процедуры, нормы, правила, технологии их обеспечивающие, устанавливаются изготовителем транспортного средства;

– работы по техобслуживанию и ремонту в послегарантийный период эксплуатации транспортного средства допускаются вне системы фирменного обслуживания изготовителя;

– работоспособность эксплуатируемого транспортного средства обеспечивается посредством: замены отказавших компонентов и рабочих жидкостей на новые или восстановленные; регулировки компонентов на основе технологий технического обслуживания; ремонта, с использованием механизированного и ручного труда;

– контроль технического состояния эксплуатируемых транспортных средств предусмотрен в форме технического осмотра и только с позиций безопасности, за исключением дополнительных требований к транспортным средствам, используемым на лицензируемых перевозках пассажиров и при перевозках опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

– контроль технического состояния, организация и выполнение планового техобслуживания осуществляется индивидуально, по каждому транспортному средству;

– выполнение ряда операций по обеспечению работоспособности транспортного средства осуществляется в плановом порядке, через установленные интервалы (по времени, пробегу), и именуется техническим обслуживанием.

Эти принципы лежат в основе организации выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств (и вне сферы фирменного сервисного обслуживания – тоже). Для обобщающей оценки

технического состояния транспортного средства, находящегося в эксплуатации, используют три критерия работоспособности:

– физическая невозможность выполнения транспортной работы или затрудненность водителя в управлении транспортным средством вследствие существующей неисправности;

– несоответствие транспортного средства требованиям к безопасности в эксплуатации, установленным законодательным порядком;

– экономическая нецелесообразность использования транспортного средства по назначению вследствие ухудшения его технического состояния,

причем, для запрета эксплуатации транспортного средства, юридически значимым является только условие «несоответствия требованиям безопасности ».

Если, с использованием рекомендуемых изготовителем технологий техобслуживания и ремонта, не удалось восстановить работоспособность транспортного средства, рассматривается целесообразность его капитального ремонта либо списания. Критерии списания (прекращения эксплуатации) транспортного средства по причине выработки ими ресурса, «возраста» или неполного восстановления работоспособности современной нормативно- технической базой не предусмотрены.

Широко практикуемая комбинированная стратегия обеспечения работоспособного технического состояния транспортных средств, сочетающая эксплуатацию по наработке или календарному времени (плановые техобслуживание) и эксплуатацию по состоянию (внеплановый ремонт) характерна, в первую очередь, применением к автомобильному транспорту. Другие виды транспорта реализуют в основном стратегию эксплуатации по наработке посредством выполнения планового ремонта и техобслуживания, а отказы характеризуют, как чрезвычайные события.

Эксплуатация транспортных средств исключительно по наработке посредством планово-предупредительных техобслуживания и ремонта требует существенного повышения затрат, а использование «эксплуатации по состоянию» на постоянной основе не исполнимо из-за отсутствия повсеместного внедрения автоматического контроля износа всех компонентов транспортного средства.

Комбинированная стратегия эксплуатации транспортных средств реализована через организационную систему техобслуживания и ремонта, поддерживаемую изготовителями повсеместно, достаточно продолжительный период времени в России она именуется планово-предупредительной системой техобслуживания и ремонта транспортных средств.

«Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», (Р 3112199-0240-84, утверждены Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984 г. [117]) определяет планово-предупредительную систему технического обслуживания и ремонта как совокупность средств, нормативно- технической документации и исполнителей, необходимых для обеспечения

работоспособного состояния транспортного средства. Сегодня это – техническая документация и предписания рекомендационного плана плюс порядок проведения работ по техобслуживанию и ремонту от изготовителей.

Само наименование «планово-предупредительная система техобслуживания и ремонта» ныне справедливо лишь при создании эксплуатационной документации транспортных средств российских конструкций, повсеместно бытует система

«техобслуживание по сервисной книжке» с рекомендательным характером применения, но безапелляционным исполнением предписаний в гарантийные сроки.

Систему техобслуживания и ремонта по сервисным книжкам каждый изготовитель разрабатывает для своих транспортных средств, собственными силами по информации собственной фирменной системы техобслуживания. Помимо сервисных книжек изготовители предоставляют и рекомендации по трудоемкостям работ техобслуживания и ремонта с указанием пооперационных нормативов трудоемкости. Эти нормативы служат основанием для нормирования расценок на оказание услуг по техобслуживанию и ремонту «фирменными» станциями техобслуживания.

Следует помнить, изготовитель не альтруистичен – обязательным условием оформления одобрения типа транспортного средства является положительный результат анализа производства изготовителя, проводимый органом по сертификации и содержащий в обязательном порядке, в частности, наличие предписаний, касающихся эксплуатации транспортных средств, а также их предпродажной подготовки, технического обслуживания и ремонта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: